Эпиграф:
Йо, а я только сейчас понял, как сильно конкретно это ревью потеряло свою актуальность… если она вообще была. Но текст написан хорошо, начать осенью, дописан зимой, и с таким расходом времени ничего другого не остается делать, кроме как иронизировать, так что энжой.
В связи с одним Безумным Максом, совершенно случайно, и недавно вспомнил про другого Безумного Макса: обрюзгшего, облысевшего и спившегося, но ушедшего на покой три года назад. (Не обессутьте, у меня черновик этого материала лежал еще с начала октября). Взяться за Max Payne 3, несмотря на то, что любимой в серии игр про нью-йоркского полицейского полицейского у меня является вторая часть, побудило желание припомнить сюжет триквела (в голове остались только несвязанные урывки из воспоминаний, как после похмелья), да проверить: является ли игра разработанная Rockstar North все еще лучшим шутером от третьего лица?
Ответ на поставленный вопрос — да, является. В плане механики, скорости работы головы и ориентировании по ситуации его способен переплюнуть лишь Uncharted 4, а если он не переплюнет, то игру Rockstar никто не сместит с трона в ближайшие десять лет.
Повествовательный тон сменился. Max Payne 3 превратился в реалистичный боевик в духе «Man on Fire» или «24». Герои теперь не выдает разнообразные словарные пассажи, наполненные метафорами и иронией. Вместо этого он говорит по-простому, однако, речь его наполнена злобой, цинизмом и сарказмом, и в ней по-прежнему находится место рассуждениям о жизни.
Поражает другое — Max Payne 3 со сценарной точки зрения заново открылся для меня спустя три года. Если тогда продолжение истории опера Болева (гы) казалось нелогичным после того, как в финале сиквела герой находит свой покой, то сейчас глубокий запой, в котором пребывает Макс на момент третьей части, кажется единственным логическим вариантом развития событий, который мог произойти с героем.
Макс, в трактовке от Рокстар, проходит через куда более явные и сильные изменения в личности, чем у Remedy. Его характер меняется и по законам хорошего романа, из истории он выходит другим человеком.
Главное отличие от предыдущих частей — Макс здесь говорит во время геймплейных отрезков, сопровождая свое каждое действие язвительным комментарием в свою или чужую сторону. Перед нами постоянно пьяный, жалеющий себя, злой, циничный похуист – алкоголик, удерживаемый на этом свете только инстинктом выживания – развалина, которая снова, сама того не осознавая, захотела поиграть в героя и что-то в этом мире поменять. Если с чем и ассоциировать Макса, то с нойз-роком – грубый надрывный звук, записанный в соседних гаражах, вызывающий постоянный диссонанс и чувство отрешенности (это можно сказать и про саундтрек игры в целом. Песня Tears, вообще, звучит, как прощение так необходимое герою). Однако, развалина оказывается, не такой уж и бесполезной.
Игра постоянно подтвергается настроенческим трансформациям. Если первые главы похожи по тональности на что-то, что снимал Майкл Манн (тут и цитирование Colllateral в ночном клубе), то последние превращаются в классический боевик из поздних восьмидесятых, заставляющий утираться мальчишек слезами от ностальгии.
Впрочем, за историей достаточно трудно уследить, тем не менее, внимательность окупается, позволяя увидеть bigger picture событий, произошедших в игре. И, несмотря на то, что вторая половина игры напоминает гонконгский боевик из 90-х – Hard Boiled или The Killer – на ваш выбор – она все равно умудряется сохранять нуарные нотки. Роковая дама в опасности, сеттинг, напоминающий поле боя или военную диктатуру, и ужасная тайна, стоившая сотни жизни. Rockstar берет формулу классического боевика аля Die Hard, смешивает его с элементами нео-нуара… и у них получается сделать все правильно! Последний раз такая успешная была у Lethal Weapon, но это дни давно минувшие, да и Мэлу Гибсону наверняка бы досталась роль в экранизации третьей части.
Max Payne 3 – самая недооцененная игра Rockstar, отошедшая от канонов того, что студия привыкла выпускать. Постановочный шутер, предлагающий на решение множество задачек. Своего рода экшен-песочница, вместо работающей песочницы в открытом мире. На откуп игроку обычно дается арена, на которой можно и зайти кому-нибудь с фланга, спрятаться за укрытие, если в открытой перестрелке станет совсем невмоготу, или же попасть в ловушку из перекрестных огней (окей, это были скрипты, но получилось неожиданно). Механика, да и заскриптованные ситуации, служат только для того, чтобы заставлять соображать игрока на сверхзвуковой скорости, положившись только на рефлексы и спинной мозг. Смерть тут — совершенно бездосадная (ЭТО НЕОЛОГИЗМ, Alright!) вещь, а возможность попробовать новые тактики вкупе с приятным челленджем. Благодаря своей механике, игра порой дарит потрясающе кинематографичные, непостановочные моменты. На уровне в Панамском канале у меня, например, получилось совершить проход по жилому отсеку корабля в Bullet Time, аля Джек Бауэр. Bullet Time, кстати, накапливается при получение урона или убийстве врагов, то есть игра даже подталкивает лезть на рожон, тем более когда у Макса появилась возможность последнего выстрела – убить подстрелившего героя врага и сожрать горсть болеутоляющих таблеток. Нюанс один – высокая сложность.
По-настоящему, Max Payne 3 раскрывается только в прохождении с подключенным геймпадом на сложности Hard и выше (потому что только на этих сложностях отсутствует автоприцеливание). В таких рамках игра заставляет попотеть и вспомнить значение выражения «to beat the game», пришедшее прямиком из 80-х.
Для полного погружения в шкуру главного героя советую попробовать поиграть в Max Payne, будучи под градусом или после похмелья. Удивительно, как с замедленной реакцией и жуткой головной болью Пэйн умудрился положить столько народа.
Понять недовольных игрой тоже можно – история проседает, и темп повествования в кульминации оказывается довольно слабеньким, собственно, как и сценарный ход, когда вся история оказывается флэшбэком героя. В игре нельзя метать гранаты, а к финалу герой расправляется с целой армией плохишей и стреляет по ракетам в прыжке. Да и откровенно, вещать ярлыки из разряда «САМАЯ НЕДООЦЕНЁННАЯ ИГРА 2012 ГОДА, ЛУЧШАЯ ИГРА ПОСЛЕДНИХ ПЯТЬ ЛЕТ, САМЫЙ ЛУЧШИЙ МАКС ПЕЙН ЗА ДОЛГОЕ ВРЕМЯ, СЦЕНАРИЙ, ДОСТОЙНЫЙ ЛУЧШИХ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗЦОВ» не хочется, что не отменяет того факта, что MP3 реально недооценили в 2012 году и, что это действительно очень крутая игра.
P.S. >> САМАЯ НЕДООЦЕНЁННАЯ ИГРА 2012 ГОДА…
Неправда, Spec Ops: The Line.
Лучшие комментарии