24 мая 2016 24.05.16 5 2163

12 лет Total War'a

+8

Лично для меня Total War- тот самый курок, что заставляет сходить с ума и покупать ненужное в принципе устройство. Как Анчартед для Сони, как яблоко на телефоне, как спецэффекты в Мстителях- ты смотришь и отдаешь деньги, даже не задумываясь, надо ли оно тебе. Так и я, увидев очередные системные требования для TW, иду и обновляю комп.

2004 год- наша первая встреча. Как сейчас помню эту ночь- в компьютерном клубе, по своим делам протискиваюсь мимо пьяных и залипших игроков и краем глаза замечаю ЕЕ! Невероятная картина- две огромные армии, намного больше, чем принято в стратегиях, сходятся в идеальном порядке- а не толпой, как обычно- на опушке леса. Все красиво, детально, а главное- эпично. Подхожу ближе и начинаю вглядываться. Игрок, заметив мой интерес, начинает объяснять, попутно вступая в бой.
-Смотри, семьсот бойцов, в основном- тяжелая пехота, потому что римляне, есть немного копейщиков- так, конницу попугать. Лучников и пращников почти не брал, пара отрядов всего. И конницы- тоже немного, денег не хватило, мы ей будем по тылам бегать и отступающих добивать.
-А вот у них лучники вышли, что делать будешь?
-Легкая конница, как раз на такой случай. Она их погоняет, пока пехота к центру не подойдет.
-А это у них что? Слоны?! Это что- слоны?!
-Да, боевые слоны, но с ними все просто. Поджигаем свиней и бросаем на слонов, только аккуратно, чтоб раньше времени не разбежались.
Лучники, конница, боевые слоны и горящие свиньи- нет, эта игра не может быть настолько потрясной. Бегу к своему компу, забыв, зачем шел, нахожу ярлык и запускаю. Быстрые сражения, исторические сражения- а там еще и глобальная карта, компании за десятки стран, развитие городов, дипломатия, торговля, прокачка, развитие… Утром встаю с красными глазами, и трясущимися руками, а в голове только одно желание- вернуться и доиграть.
Следующий год мы плотно сидим на Rome Total War. Это было время упоительных историй- про грандиозные битвы, про долгие осады, про убитых военачальников, гениальные тактические решения и позорные поражения. Это было время великих завоеваний и тяжелых раздумий. Это было время, когда ты за ночь создавал империю, захватывал весь мир, а потом просыпался посреди аудитории на второй паре. Интернета тогда почти не было, до всего приходилось доходить самим. Мой внутренний полководец не затыкался ни на минуту.
«Давай, давай- шептал мне он- набери лучников, забей на пехоту и конницу, мы их как кроликов постреляем»
«Конница, конница- вот ключ к победе. Пару отрядов легкой кавалерии, пару- конных стрелков, а на остальное — тяжелой конницы, чтоб в землю втоптать по самые уши»
«У тебя появились легионеры! Все, срочно выгоняй из армий остальные отряды, уволь военачальников, забей легионерами войска под завязку»
И я пробовал, набирал, переформировывал, а заодно учился пользоваться всеми и сразу. Рим для меня стал входной точкой, поворотным моментом, и с тех пор меня уже не отпускало.
Отличительная особенность Total War — личное участие. От тебя зависит не только глобальная политика и развитие, но и исход конкретных сражений. За счет своих мозгов и умений можно затащить бои, в которых компьютер бы проиграл с разгромным счетом.

2007 год- я почти бросил, но они затащили меня обратно. Так совпало, что в мои руки попал мощный комп, Medieval II: Total War и возможность играть сколько хочу и когда хочу. Это было сильнее меня. Я снова с кем-то воевал, что-то строил, развивал, разрушал, заключал соглашения, браки, отбивался от соседей и пытался захватить весь мир. Воины- рыцари, пикенеры, лучники, мечники, славяне, франки, турки, арабы- все были круто нарисованные, разнообразные, с кучей анимаций,. На глобальной карте жизнь била ключом. Крестовые походы, набеги, нашествие Орды, шпионы, инквизиторы, купцы- всего стало больше и лучше.
«Объяви новый Крестовый поход- советовал мой внутренний стратег- Набери в войско побольше этих бомжей! Захватывай все города, что лежат по пути к цели. А потом- откажись от Царства небесного и свали в закат!»
«Твою мать, тимуриды! Разбегайся по городам, вымани их под стены, воспользуйся тупым ИИ, перещелкай стрелами, а потом добивай остатки в чистом поле!»
«Так, так, так, против кого послать наших прокаченных убийц- инквизиторов или вражеских генералов? Инквизиторы или генералы? Решено- от армий противника как-нибудь отобьемся, а вот католическая церковь от нас так просто не отстанет.»
Эта часть была истоптана вдоль и поперек. Компания за тех, компания за этих, компания на спор, компания – на время. Примерно в это время мне стали говорит, что я много играю. Пффф, не смешите меня. В сутках 24 часа, а на игру я не трачу даже половины из них! Понятия не имею, сколько я наиграл в Rome: Total War, но в Medieval эта цифра увеличилась вдвое. Слава богу, тогда не было Steamа и счетчика часов, поэтому я сейчас могу тыкать дотеров в их 2000 часов с криками «фуууу, задроты»
Проблема, которая сопровождает практически любую стратегию, от Героев до Генералов- отсутствие достойного противника. В какой-то момент ты становился так силен, что игра теряла смысл. И все накопленные армии, ресурсы, построенные города и крепости- все, что ты заготовил для последних битв- становилось абсолютно ненужным. Дежурные армии, раскиданные по городам для предотвращения восстаний, с легкостью уничтожали оставшихся противников. Моя мечта — противник, который, накопив к концу игры ресурсы и силы, устроит грандиозную войну, так, чтобы до последнего непонятно было, кто кого заборет. Эх, мечты, мечты…

2009 год- Empire: Total War. Это был тот самый раз, когда к выходу игры надо было готовиться. Обновив видеокарту и проц, я решил, что стоит разориться и на лицензию. Название «Steam» не о чем мне не говорило (наверное, что-то типа DirectX), а надпись «требуется интернет» я не воспринял всерьез -вот же у меня диск, игру-то я запустить смогу! Как оказалось – нет. После нескольких неудачных попыток я прикинул диспозицию- тяжеленный комп, неработающая, но желанная игра и друг с доступом в Сеть на расстоянии в три километра, составил план действий (пакуем комп, тащим к другу, подключаем, ставим, активируем, тащим обратно и наслаждаемся игрой) и таки смог поиграть- часа три. Оказалось, что если запустить какую-нибудь игру с ломаным Steam-ом (например, Half-Life 2), то лицензию нужно активировать заново. На этом этапе я сдался и ушел обратно в Medieval. Всех впечатлений от новой части у меня остались – обалденная картинка, странная боевка, ненависть к Steam (прости, Гейб, еще никогда я так не ошибался) и морские бои, которые Creative мучает уже седьмой год и все никак не может довести до ума.
Гораздо позже мне удалось нормально поиграть в эту часть, но как-то не зацепило. Вся эта дипломатия, наука, дерево развития и, главное, битвы с огнестрельным оружием- этого оказалось достаточно, чтобы мой внутренний старпер заявил твердое «я слишком стар для всего этого дерьма». Возня на глобальной карте понравилась гораздо больше, но для комфортной игры этого было недостаточно.
(В процессе написания поставил и попробовал еще раз- а вдруг зайдет! По прежнему красиво и бестолково. Серьезно, тактика- выстрой цепочки друг против друга и стреляй, пока кто-нибудь не побежит- это не Total War. Да, там есть и конница, и построения, и пушки, что не дают засидеться на одном месте, но все равно уныло.)

2011год- Empire: Total War охладил мою любовь к серии, поэтому на новость о разработке Total War: Shogun 2 я отреагировал равнодушно. Ну, выйдет и выйдет, может как-нибудь и оценю. Но как-то так получилось, что я опять обновил проц, видеокарту, добавил памяти и утром в день выхода побежал в компьютерный магазин. Было приобретено 2 диска по 500 рублей (себе и другу) и….
Это игра имеет лучший мультиплеер, который знало человечество. Захват провинций ради новых типов войск, сражения кланов на глобальной карте, раскачка персонажа, спутники, полностью меняющие тактику боя, оптимальное количество отрядов, когда есть выбор и глаза не разбегаются, и самая вишенка на торте- это сражения.
Каждый бой ты расставляешь отряды и составляешь великие планы. Старт- и вы начинаете не спеша сходиться. Первое, что ты делаешь- разглядываешь войско противника и подсчитываешь стоимость, пытаясь оценить, сколько отрядов в засаде. Потом, в соответствии с новыми знаниями начинаешь лихорадочно переставлять своих бойцов. Попутно ты стараешься не выдать свою засаду и разрываешься от желания разделить армию и отправиться захватывать контрольные точки ( в плане этого не предусмотрено, но ведь можно же выделить пару отрядов). И вдруг замечаешь, как на левом фланге его лучники выдвинулись слишком далеко, бросаешь легкую конницу с желанием слегка потрепать, тут выбегают копейщики, ты уже не можешь остановиться и бросаешь на них мечников, попутно подводя лучников, конница противника начинает обходной маневр, ты раскрываешь засаду, надеясь сохранить свой план… и вдруг понимаешь, что никакого плана не будет, что бой- вот он, начался, что схемы полетели к чертям, и теперь только внимание, реакция да импровизация спасут тебя от поражения. Вы трижды меняетесь местами, отряды постоянно нападают на новые цели, на генералов ведется охота, кто-то все время пытается прорваться в тыл – на поле боя ты одновременно следишь за десятком вещей, и это непередаваемые ощущения. После хорошей партии даже проигрыш воспринимался адекватно. А уж победа и вовсе вызывала бурю эмоций.
Конечно, у мультиплеера были свои недостатки, главным из которых был долгий поиск соперника (а уж найти двое на двое это вообще из области фантастики), но все же он великолепен. В компанию я зашел ровно на двадцать минут. Ничего не имею против японцев, но возиться с захватом островов, после того, как нагибал империи -неинтересно.
С выходом дополнения «Падение самураев» количество игроков резко упало, и интерес к игре угас. Биться с теми, кто приобрел дополнение, было невозможно (тебе наглядно показывали, как и почему загнулись самураи), а покупать себе не видел смысла. Память о Empire была жива.
Total War славится своей передовой, но совершенно ненужной графикой. Красивой картинкой и тщательной проработкой ты наслаждаешься в самом начале игры, а потом все время проводишь на высоте птичьего полета, откуда внешний вид фигурок особого значения не имеет.

2013 год- Анонс новой игры Total War: Rome II- все лучшее, что было в серии, плюс больший масштаб, плюс невероятная графика плюс обновленный мультиплеер- и все это с учетом самых современных игровых стандартов. Третьего сентября игра была загружена, выходной- взят, а холодильник- заполнен. Я готовился к игровому запою.
В первый день я наиграл часов шесть. Во второй- еще четыре. За неделю было наиграно часов двадцать, а я все не мог определиться с отношением к игре. С одной стороны, все обещания сдержали. Масштабность, эпичность, графика, множество изменений и нововведений- все это присутствовало.
С другой стороны были убитый мультиплеер и неадекватный ИИ. Я до сих пор не понимаю, кто в Creative Assembly додумался махом убрать все наработки Shogun и вернуться на 10 лет назад. Вот тебе десяток наций, вот –соперник, вот- поле боя- сражайтесь. И все! Да, можно коопом проходить компанию, но это совсем другая история. Никто из игровых изданий и словом не обмолвился про убитый сетевой режим. Понимаю, в «демоверсии» он не доступен, но ведь можно было написать и для тех, кто игры покупает!
Второй вопрос- искусственный интеллект! Нелогичность его поведения давно стало визитной карточкой Total War, но в этот раз они превзошли сами себя. Для каждого игрока они подготовили какой-нибудь свой, индивидуальный тупняк. Долго описывать, но в моем случае приходилось за ход проводить вручную (вручную, блять, потому что на автомате потери были такие, словно у меня легион суицидников) до четырех боев. Эти два минуса и ворох косяков поменьше основательно подпортили впечатление от игры. Steam говорит, что я наиграл сотню часов, но подозреваю, что это первый раз, когда он пытается меня обмануть. Чисто по ощущениям провел часов тридцать, и обратно не тянет. Total War второй раз подвел меня. Конечно, это не «Заткнитесь и верните мои деньги!», но все же разочарование.
После этого я естественно проигнорировал Аттилу, хотя по отзывам серия двинулась в нужном направлении.

Следующим шагом была Total War: Arena. 2015 год- меня запускают в бету, и я, одержимый сомнениями и надеждами, бросаюсь в нее. На словах это выглядело как ожившая мечта – двадцать игроков, каждый со своей армией, ведут сражения на десятке карт. Несколько сторон, возможность прокачки генералов, все виды войск, дополнительные бонусы за захваты точек, несколько режимов игры. В реальности это действительно оказалось мечтой, но какой-то кривоватой. Главный плюс и одновременно минус- десять игроков. Глядя со стороны, как каждый рулит своими тремя отрядами, утонув в микроменеджменте (который дает реальный простор для маневров) возникает полной ощущение реальности битвы. Как не крути, одному такое разнообразие действий и тактик не обеспечить. Но команда из десяти незнакомых человек в стратегии- это полный аут. Доходит до того, что ты начинаешь задумываться, а не боты ли с тобой играют? Кто-то топчется на базе, кто-то играет в засады, пока рядом идет бой, кто-то в одиночку пытается пробиться на вражескую базу. Одному, будь ты хоть реинкарнацией Македонского, сделать что-либо нереально. А вот если найдется пара-тройка друзей- то качество игры резко взлетает. Но тут выступает вторая проблема. Какими бы классными не были бои, в Total War они всегда был средством, а не целью. В любой компании наступал момент, когда все битвы прощелкивались на автомате, а ты целиком уходил в глобальную стратегию. Циферки захваченных припасов, взятых в плен солдат и ресурсов завоеванных городов становились ценее и интереснее, чем баталии многотысячных войск. Даже в мультиплеере Shogun, где битвам уделено центральное внимание, не оставляло ощущение, что ты строишь собственную империю. Всего этого Арена лишена, и потому надолго увлечь неспособна.
И вот наконец, 2016 год- Creative Assembly сходит с ума и выпускает игру по вселенной WARHAMMER. Обещают совершенно новый сеттинг (это и так понятно), новые геймплейные фишки, магию, чудовищ, артефакты, уникальных героев, меняющийся ландшафт, огромную карту, потрясающие сюжетные компании… и ни слова о сетевой игре. Что жду лично я? Ничего конкретного. Просто хочу, чтобы игра вызывала те же эмоции, что и Rome, Medieval или Shogun. Чтобы я ночами сидел и не отрывался. Чтобы шел с работы и прям предвкушал момент, когда начну играть. Чтобы в сетевой режим с дрожащими руками заходил. Чтобы за неделю сотню часов наиграл и вообще не жалел. В общем, пусть это будет самый крутой Total War в истории!
P.s. судя по последним отзывам журналистов, мои ожидания близки к истине. И вот уже мой внутренний обожатель стратегий вопит от восторга:
Ave WARHAMMER! Ave Total War! Правь вечно, Creative Assembly!


Rome: Total War

Платформы
PC | Mac | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
22 сентября 2004
879
4.5
672 оценки
Моя оценка

Medieval 2: Total War

Платформы
PC | Mac | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
10 ноября 2006
698
4.5
504 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Медивал 2 пожалуй любимая часть серии. Сёгун 2 тоже понравилась. А дальше все было мне не по вкусу. Надеюсь новый тотал вар затянит меня не на пару вечеров (как Рим2, Атилла, Наполеон и тп) а до следующей игры серии.
Лично меня эта часть затянула не по детстки. Я даже дополнение на Ведьмака пропускаю)
Читай также