Пятничный вечер, хмм… Побывать в роли Папы Римского и завоевать всю малую Азию? Уже было! Создать Священную Римскую империю и захватить всю Европу? Скучно! А может побывать в роли Наполеона и дойти до Индии через Европу? Кому это вообще сейчас может быть интересно! Ну, хотяб за Муссолин… Нет! В этот раз дамы (Не шутка, ИИ программировала девушка) и господа из Шведского офиса Paradox Development Studio решили не только отправить нас покорять просторы галактики, но и сами вступили в новую для своих игр тематику, ах, ну и отдали дань моде на 4X стратегии, которая нынче, аки призрак, бродит по игровым студиям. Встречайте новую игру от создателей десятка великолепных стратегий, «симуляторов Экселя», Paradox Interactive – Stellaris.
Вот так вот, пока все фанаты Парадокса, уставшие от античности, средневековья и тонн DLC, ждали выхода нового Дня победы и Виктории, втайне мечтая о чем-нибудь про современность, получили… космос. Самый что ни на есть настоящий. Stellaris – первая игра от Парадоксов, в которой есть самая полная и неограниченная свобода действий и первая игра, в которую интересно играть не только ради переписывания истории и изучения оной в промежутках альтернативности. Это такой глоток свежего воздуха и перекур в ожидании нового Дня победы. (Hearts of Iron)
Итак – Stellaris
В начале новой игры нам услужливо предлагают выбрать, за кого мы будем играть из готовых шаблонов, однако кому это нужно, когда в игре предусмотрен пользовательский старт, при котором игроку самому дают создать то, за что он будет потом жалеть столетиями игры. Благо тут есть из чего выбирать: 15 типов правления, от самых простых монархий, демократий и деспотий, до теократической олигархии, хунты и ноократии. Плюс выбор расовых признаков и имперских принципов. Ах и еще около 90 настраиваемых картинок игровых рас: от рептилоидов, до грибообразных. Кучи эмблем, тип родного мира и т.д. И все это можно назвать и обозначить как душе угодно. Остается самый важный выбор, который определит, каким образом ваша раса пользуется для перемещения между солнечными системами. Тут может быть и варп прыжок как в сериале Star Trek, гиперпространство как в Star Wars, либо с использованием червоточин, как например было в Sins of a Solar Empire или Mass Effec. Размер звездных систем такой: до 1000 звезд в системе и максимум 39 империй, контролируемых ИИ. Хотя это не придел, на скриншотах в твиттере разработчиков мелькали системы в 5000 звезд. Однако такой в игре не представлено почему-то.
Рептилоиды с планеты Нибиру? РенТВ будет рад
Минут 15 изучения всего этого, начало игры и вот он, долгожданный геймплей. Скажу по прошествии 30 часов игры, Stellaris – самая легкая в освоении игра из всех Парадоксовских. Она не только обучает прям во время игры, что немного необычно для шведов, но и прощает ошибки, т.е. она очень дружелюбна к новичкам. Да еще и интерфейс не настолько сильно загружен данными, как в полной версии Европы или в Виктории. Экономика упрощена. У нас есть 2 вида ресурсов, энергокредиты, минералы и десяток дополнительных-особенных необязательных ресурсов, вроде особых кирпичей для топки печек или инопланетных домашних животных. Есть и особый ресурс – влияние, который нигде не добывается, но является одним из самых важных для империи, он необходим при установки форпостов и покупке новых лидеров, ученых, адмиралов, генералов и прочих важных особ. Помимо основания новых колоний, про которые я позже расскажу, загромождать космическое пространство можно космическими станциями, которые сами по себе и верфи, а также улучшать их и дополнять модулями, станциями добычи ресурсов, научными, строительными и колонизаторскими судами и многочисленными военными судами, надо же как-нибудь защищать амбиции и интересы империи.
Пусть и не полная кастомизация, но выбрать есть из чего
Про суда стоит рассказать поподробней, ведь в игре есть возможность конструировать их самому. Это, конечно, не Galactic Civilizations, где можно их собственноручно лепить «из того, что есть» и проявлять свою дизайнерскую мыслю, но поменять модули дают свободно. Огромный выбор оружия, большой выбор брони и приличный выбор силовых установок, сенсоров и двигателей. Если не сильно охота вникать, то игра предусматривает автоматическое улучшение. Только не стоит потом жаловаться, что ИИ вооружает ваши корабли одним типом оружия. Выбор боевых кораблей в игре ограничен. Корвет, эсминец, крейсер да линкор. Все. Не сказать, что их мало, но хотелось бы поинтереснее. Например, аналог клиперов, которые могли бы пиратить во вражеских системах. Но, видимо, это контент на будущие DLC.
Исследование космоса – тоже довольно интересная штука. Для открытия нужно не просто мельком глянуть на систему, нужно исследовать каждую планету, каждый астрономический объект в ней. Строим исследовательский корабль, сажаем в него ученого и отправляем изучать. Собственноручно водим его из системы в систему, в ручную приказываем ему изучать пространство. Функции автоматического исследования, по странности, не предусмотрено. Периодически это корабль будет нарываться на инопланетных организмов, которые будут безразлично висеть в космосе, ну, пока к ним не подойдешь поближе. (Хотя есть и агрессивные особи) При изучении планет есть шанс наткнуться на (ивенты) аномалию или событие, будь то допотопный храм, древние письмена, скелет невиданного животного, разбитый корабль и много другого. Особо доставляет глиняный горшок, который оторвет ваших ученых на год попыток выяснить, что же он тут делал. И это не приведет ни к какому результату вообще. На планетах можно обнаружить цивилизации, находящиеся в различных стадиях развития, но еще не вышедшие в космос, будь то примитивное общество или индустриальное. Построив станцию слежения, можно немного поиздеваться, просто изучать их со стороны, либо внедрить агентов, которые попытаются захватить всю власть на планете. Но никто ведь не застрахован от раскрытия агентов.
Они доверия не вызывают
В процессе исследования космоса будут попадаться планеты, которые либо сразу можно колонизировать, либо в будущем, после изучения особых технологий. Каждая планета имеет определенное количество клеток, пустых и загромождённых различным мусором, в которых можно строить промышленные и научные объекты. На этих же клетках будет размещаться население. Клетка без рабочего, но с рудником, например, рабочей считаться не будет. В поздней стадии можно будет строить роботов и андроидов, которые будут их обрабатывать. Всего под прямым управлением дают держать до 5 планет, остальные же игра требует выделять в сектора, над которыми игрок почти не властен. Ну, что-то вроде области, штата или региона в реальности, но без возможности что-то требовать, кроме процента с прибыли и выбора общей направленности его развития. У каждого сектора есть своя казна, которою никоим образом нельзя присоединить или экспроприировать. По сути сектор становиться неуправляем. Это достаточно печальный момент, особенно учитывая, что, например, в «Сидовской» Civilization игроку приходилось держать в голове информацию о десятках городов и управлять ими, тут же способности игроков оценили только в 5. И это нельзя отключить или проигнорировать, даже если форма правления – абсолютная монархия.
Дипломатия во всей своей красе
Столкнувшись же инопланетными цивилизациями вступить с ними в контакт сразу не получиться, это станет доступно лишь после того, как ваши или «их» ученые найдут способы взаимодействия. После четвертой Europa Universalis окно дипломатии может опечалить, тут и коалиций нет, и шпионов (Хотя это, как раз-таки, понятно), и много чего другого. Зато убрали повод для войны, например, в 4 Европе объявить войну «просто так» нельзя, или можно, но через кучу штрафов. Войны тут объявляются направо и налево, были бы только «…деньги, деньги и еще раз деньги» (цитата какого-то итальяшки). Также переделана система альянсов, теперь все важные решения альянс принимает вместе. Нельзя просто так воспользоваться силами союзников. Фиг допросишься союзников помочь в быстром захвате какой-нибудь империи. Ну и что, что она находиться в другой части света, мы же союзники. Помимо обычного альянса можно основать федерацию, в которой есть выборная должность президента и есть общий флот. Ну прям ЕС какой-то.
В окне наук Парадоксы в очередной раз проводят эксперименты. Во всех предыдущих играх представлены разные способы изучения технологий. Было и деление по очкам, и простые временные исследования, и система конструкторских бюро, и обычное древо. В Stellaris схема похожа на Europa Universalis, но только похожа. Тут также нет древа наук, как такового. Есть 3 типа научных исследований: физика, общество, инженерия. В каждом доступно 3 рандомных и подходящих по уровню исследования, выбирая одно, мы на время теряем доступ к другим. Однако они появятся чуть позже, тоже рандомно. Четвертое же даётся по ходу ивентов (событий) империи. Но тут, в отличии от Европы, на каждый отдел мы ставим ответственного ученого, который раз в месяц генерирует определенное количество очков исследований, зависимо от его уровня, плюс научные объекты и исследовательские лаборатории, принадлежащие империи тоже создают. Набрав необходимое количество исследование завершается. Увидеть всю линейку исследований нельзя.
Бой в разгаре, но сделать с ним ничего нельзя
Военная часть тоже претерпела изменения, не такие уж и революционные, но тоже интересные. Если раньше мы удостаивались лишь шкалы сил, да циферок урона и состояния наших войск, то теперь кораблики реально летают и реально стреляют. Но игрок все также не оказывает на бой никакого влияния. Поэтому не стоит ожидать какой-либо тактичности. Тут все решает «военное влияние» — общая сила флота. Самый момент упомянуть про не веский, но минус игр – перевод. Этж надо перевести фразу «Military Power» — как «Военное влияние». Не Военная или боевая мощь, и не сила. Военное влияние! Ну и периодически некоторые фразы не влезают в предназначенные строки, поэтому приходиться догадываться, что же там такого написано.
Отдельно обязательно надо упомянуть автора прекрасной музыки — Андреас Вальдетофта. Боже, музыка так хороша и медитативно, что при написании всего этого я сидел и слушал ее, благо она шла в комплекте предзаказа, хотя до этого провел в игре больше 30 часов. Хотя после Европы не хватает Sabaton-a.
Пасхалка, которая появлялась в 4 последних играх Шведской студии
...
Ухх… До сих пор в голове не уложиться, что Парадоксы делают игры про космос. А еще больше не укладывается то, что 4x стратегия про космос — не пошаговая. Stellaris – Это такое своеобразное Парадоксовское видение космических стратегий. Достаточно своеобразное для тех, кто не знаком с играми Парадоксов, но знаком со стратегиями. И очень приятное для тех, кто с играми от этой студии на ТЫ.
Лучшие комментарии