Ну здравствуй, чистый лист. Надеюсь ты готов, потому что я уже нацедил в чернильницу густых бордовых мыслей и сейчас немного тебя запачкаю.
Вот, находит на меня иногда желание сказать что-нибудь, на что, я прекрасно понимаю всем вокруг, наверное, наплевать…
©Фен
Вы любите мультики? Я вот люблю и даже очень. Причем сейчас намного сильнее, чем в детстве. Ведь заручившись более-менее окрепшими мозгами начинаешь менять само восприятие фильмов про говорящих животных, миленьких принцесс ну и все в таком духе. На первый план выходят сюжет, постановка ну и техническое исполнение конечно же. Но это вы прекрасно знаете и без меня.
Я же тут, чтобы поднять проблему, которая кому-то может показаться надуманной и вообще лишенной оснований. Тем не менее я ее уже давненько ношу в голове.
Если коротко, то вопрос такой: где мультики для взрослых?!
А ну ка быстренько придержали свои влажные фантазии. Про это как-нибудь в другой раз. Сейчас о другом.
Вы не замечали, что последнее время диснеевские мультики как-то совсем уж переключились на малолетнюю аудиторию? И да, говорить я в основном буду о работах студий Disney и Pixar, ибо претензия моя, если это можно так назвать, именно в их огород.
Если вы хотя бы последние несколько лет следили за тем, что выходит из-под пера мультипликаторов под флагом с черным животным в красных трусах, то вы в курсе, что это по большинству такие себе нормальные сказочки, к которым не искушенный зритель и не придерется ни разу. Это у нас и «Brave», и «Frozen» и «Big Hero 6». Каждый выполнен на высочайшем техническом уровне. У меня, как у ценителя, местами просто слюни текут. Но черт возьми, почему я смотря мультфильм чувствую, что меня держат за семилетнего?! Но давайте-ка придираться по порядочку.
(Сейчас буду беспощадно спойлерить, т.ч. если вам не пофиг, то осторожно.)
Начну, пожалуй, с «Frozen» («Холодное сердце»), т.к. к нему у меня вопросов меньше всего. А самый главный из них: как вы могли отобрать Оскар у Миядзаки??? Кааак?!!! Но это другая история, а наша про то, как одна принцесса спасает другую от смертельной опасности силой любви. Любви, Карл! Нет, я конечно понимаю, что сюжет в своем роде классический и во времена, когда он был написан этот прием был в широком ходу… Но, давайте объективно, неужели меня одного бесит, когда любовь разруливает все основные сюжетные завязки. Помнится, я в свое время готов был волосы на себе рвать, когда в конце какой-то из частей Матрицы Тринити спасла Нео гребанной силой любви. Ух, как бесит. С каких это пор героям достаточно любить друг друга, чтоб не сдохнуть? Как будто на последней стадии производства сменился сценарист и решил вообще не напрягать фантазию.
Ну да ладно. Все-таки сказкам такие вещи всегда прощались. Да и сам «Frozen» на данный момент является моим любимым творением, скажем так, нового поколения анимации. В первую очередь именно потому, что он, на мой взгляд, ближе всех подобрался к той грани, за которой начинается сюжет, апеллирующий ко взрослой аудитории.
Вы сами посмотрите. Надавите на эту психопатку еще чуток, и она обязательно нанижет кого-нибудь на сосульку.
Вот в героиню всерьез стреляют из арбалета, вот реально подлый злодей, не стесняющийся оставить девушку умирать в холодной комнате. А вот снеговик открывает замок морковью и спасает ее… Хотя погодите-ка. Именно о такой фигне я тут и втираю. Да, конечно, без юмора никуда, но давайте это не будет перечеркивать адекватные действия персонажей, которым вы прописали бэкграунд и мотивацию. Ну не должна героиня выживать потому, что пришел ее забавный друг и носом открыл дверь. Если уж злодея вы изначально сделали умнее, то пускай он и побеждает. Черт побери, это логично!
Но у нас же тут мультик для детей, так что стрелы кровожадных наемников ни до кого не долетают, враги стоят на краю пропасти, но вниз не падают, а герои хоть и падают, но остаются целы-невредимы.
А что же случится со злодеем за покушение на убийство и захват власти? Не больше не меньше, чем удар по щам и неудовольствие намочить панталоны второй раз за фильм. Да в Вестеросе за такое голову рубят на отмашь!
Ну да ладно. Едем дальше. «Big Hero 6» («Город героев»). Ох… Как же этот мультик хорош. А какие он виды рисует… Я просто на стоп кадре разглядывал. Сан Франсокио — это что-то. Убираете мультяшных людей и здравствуй фотореализм. Только вот это совершенно не спасает от провала, который в формате такого прекрасного фильма подобен Марианской впадине: он, черт возьми, для детей. Посмотрите и вы сразу поймете, что не так. Если уже смотрели, то, наверное, знаете, о чем я.
Чтобы прояснить свою позицию я загадаю вам загадку, ответом на которую будет главный спойлер фильма, который и спойлерить то не жалко. Настолько он просто читается.
Итак, есть два стула...
Есть два персонажа. Один — умный, серьезный, помогает ГГ и его брату, но трагически погибает в пожаре в самом начале. И второй — смазливый блондинчик-богач, пытающийся купить ГГ, а после отказа — стырить его разработку. При этом главный злодей носит маску, а самый не умный из героев прямым текстом обозначает свою уверенность в том, что под маской скрывается смазливый богач.
И так, вопрос: кто же окажется антагонистом?
Хмм… Теряюсь в догадках.
А если серьезно, то в предоставленном сюжете просто нет другого места для поворота. И может быть в семь лет меня и впечатлил бы ход типа: хороший оказался плохим, но сейчас скудность истории уже явно бросается в глаза. А ведь очень хочется, чтобы мультик был не только красивым и милым, но и интересным.
Ну и конечно же «Brave» («Храбрая сердцем»). Этот мультик можно критиковать много и со вкусом, но забьём на раздражающую главную героиню и все с этим связанное и ограничимся аспектами, относящимися к нашей теме. И так, вот у нас есть отличный сеттинг с суровыми колоритными шотландскими мужиками, готовыми бить морды направо и налево и густыми мрачными лесами, населенными всякой мифической всячиной, среди которой, вселяющий ужас не убиваемый медведь. Казалось бы, все карты на руках. Есть где развернуться и придумать историю под стать. Но нет, мы будем делать кино про девочку подростка и ее желание «изменить свою судьбу».
Причем чуть ли ни единственным двигателем сюжета будут волшебные лесные огоньки, за которыми непременно нужно следовать, потому как они, видите ли, ведут тебя к твоей судьбе. Вот так резон!
Ну да ладно. Пускай завязка остается, как есть и королеву таки превратили в медведя. При этом нам уже показали, что ее муж на медведей охотится, за километр их чует, а когда видит — готов на части рвать. Вы только представьте, какую драму можно было бы из этого соорудить, если послать к черту добрую часть детсадовского юмора и замороченных рыжих девочек. А если учесть то, что трое детей королевы тоже заколдованы… Ах, как бы это все могло мощно сыграть. Тут хоть список составляй.
• Муж, охотясь на медведицу, не дает дочери расколдовать жену и детей, а поняв, что наделал волосы на себе рвет.
• Муж таки убивает медведицу, и только после ее смерти понимает (в фильме даже показано, как это могло бы произойти), что это была его жена и теперь он остается со своими заколдованными детьми, которые окончательно лишились человечности. Он отпускает их в лес, навсегда бросив охоту. Для пущей драматичности он мог бы даже однажды встретить их в будущем.
• Жена погибает в схватке с тем самым полумифическим медведем, защищая мужа, после чего муж понимает, что медведица — это его жена, впадает в ярость и таки убивает легендарного зверя в эпичном бою.
Но это так, лишь первое что вышло нафантазировать.
Может вам покажется перегибом, что у меня везде кто-то погибает, но я замечу, что сам мир мультфильма изначально довольно суров. Только вот вся эта суровость все время где-то за кадром.
Вот герою где-то за кулисами откусывают ногу. А вот человек-медведь убивает кучу народу, но это тоже все вне истории и т.д.
Между делом стало интересно давно ли это абсолютный happy end стал обязательной частью диснеевских сюжетов?
Кстати, о тех самых троих детях. Мало того, что кроме них в фильме детей нет от слова вообще, так и эти тут существуют только для генерации пары забавных моментов. При этом в сюжет они почти никак не вписаны. Я говорю «почти» лишь потому, что есть эпизод, где отец запирает ГГ в комнате, но внезапно приходят ее забавные братья-медвежата, и намутив еще одно комео, открывают дверь. Постойте-ка! Кажется, я что-то такое уже писал. Ну вот опять! Из безвыходного положения героиню спасает не смекалка или какое-нибудь решение, а до нельзя второстепенный персонаж, случайно проходивший мимо.
А значит сценарист загнал ГГ в угол просто, чтобы можно было лишний раз шутку воткнуть. Нет, ну я так не играю.
И тут кто-нибудь из вас уже начал думать: «О чем этот парень вообще говорит? Мультики же снимают для детей. Это же нормально, что в них все просто и однозначно.» Так вот я вам скажу, что и детям не помешал бы сюжет длиннее, чем три предложения. Так же, как не помешала бы серьезная драма. А ну ка попробуйте на вскидочку вспомнить мультик от Pixar, где бы умирал положительный персонаж. Я лично затрудняюсь. И вы спросите: «А зачем это? Чем тебе Pixar не угодила?» Так вот, знаете, я недавно услышал мнение, что на данный момент только две студии способны снимать мультфильмы, направленные одновременно и на детскую, и на взрослую аудиторию — это Disney Pixar и Ghibli. И даже если соглашаться с этим, то все равно степень увлечения зрителя историей у Pixar близко не стоит рядом с тем, что делают японцы. Над последними их картинами я просто плакал, как маленькая девочка. Просто потому, что за душу берет. И более того, у Disney это тоже раньше было. И тут уж совсем не нужно далеко ходить. Все же помнят того же «Короля льва» и ту самую сцену смерти. Да, смерть от падения вещь довольно банальная, но только подумайте: они соорудили сцену, где ребенок в слезах бродит вокруг тела отца. Или помните финал «Тарзана»? Они же тогда натуральную бойню устроили. И тогда пули не стеснялись попадать и убивать. Злодея так вообще за шею вздернули.
И согласитесь, это же был совершенно другой уровень сопереживания. И ведь наверняка вам было не так много лет, когда вы впервые увидели все эти вещи. При этом сегодня те старые сюжеты очень даже срабатывают.
Тут не так давно Фен пилил пост про то, что сейчас экшн в кино по большей части представлен в виде CG и поэтому не сопереживаешь героям. Так вот, по-моему, с мультиками от Disney сейчас происходит что-то похожее, только по той причине, что ответственным за сценарии людям пора уже вновь отрастить яйца и начать писать про вещи более мощные и проникновенные, чем подростковые проблемы и привязанность к милым роботам.
Ну вот густая бордовая субстанция в моей чернильнице уже подходит к концу, а значит я порядочно наразмазывал ее по своему воображаемому, некогда чистому листу и теперь остается лишь скормить вам позитиватор и можно будет пойти чайку заварить, после чего наконец взяться за съемки мультика, который будет в миллион раз хуже, чем даже самые спорные работы студий Disney и Pixar. Фух, у меня все.
Лучшие комментарии
И не надо тут про «раньше было лучше», Короли Львы тоже не каждый год выходили.
И тут мне вспомнился четвертый сезон сериала Fringe… >.<
atomgribФранцузы классные два мультфильма сняли
И вдохновленный Миядзаки Волшебный лес
Во-вторых, я вот совсем не согласен с претензиями статьи на счет «взрослости» мультипликации. «Король лев» — не детский? С каких пор? Градусом драмы мерить возрастной рейтинг надумали? А «Время приключений» — детский сериал? Или, может, «Алиса в стране чудес» изобилует сюжетными поворотами и душераздирающей откровенностью? О нет! Лента для взрослых это та, которая опирается на опыт не доступный ребенку, а не та, от которой всего лишь не разит халтурой и бесхарактерностью сценариста за версту. Самый простой пример это, конечно, контент эротического содержания, но если капнуть глубже, то и найдешь больше. Кто-нибудь из присутствующих может привести пример кассового мультфильма, задающего зрителю вопросы хотя бы уровня «Призрака в доспехах» 1999г.? Я вот не могу припомнить ничего подобного и осмелюсь предположить, что такие вещи не имеют успеха в прокате с вероятностью близкой к единице, так что ожидать каких-то шедевров от корпораций вроде Disney, которым надо отбивать бюджет, это как ждать от Джоан Роулинг книг уровня «По ком звонит колокол». А то, о чем пишет автор, это просто негодование от низкого качества сюжета, на мой взгляд, и не более. Обоснованное? Безусловно. Но называть чушь и лажу продуктом для детей и заботливо укутывать это в рейтинг 6+ просто кощунство.
А надо было отрубить ему голову. Со смаком так отрубить, чтобы кровь брызгала, сухожилия разорванные крупным планом. Чтобы дети в зале завизжали, зевающие мамаши проснулись и почувствовали ужас и недоумение. Что случилось? Да это очередной ребенок вырос!
Понтанулась типа, да.
2) вбиваем «22 rules pixar» (ну или 22 правила Pixar)
3) внимательно читаем 19е правило
Другое дело, что это всего лишь компиляция твитов одной сценаристки, работавшей в Pixar какое-то время. Она просто делала заметки для более эффективной работы по написанию интересных историй. Но… интернет такой интернет. Культ громких заголовков чтоб его. Теперь это «22 Правила Pixar»
Вы в курсе, что в среднем по больнице у детей до 5,5 — 6 лет отсутствует критическое мышление? Собственно, в этот период нагадить ребятенку прямо в мозг — плевое дело. Отсюда и растут ноги у веры в Дедов Морозов, зубных фей и Нарнию в шкафу. Но это еще безобидные примеры. А вот если непререкаемый авторитет-взрослый скажет, что нужно съесть всю кашу, а не то придет злобный бабайка — ребенок действительно в это поверит и испугается. А если другой авторитет-взрослый скажет, что никаких бабаек нет, то ребенка малость закоротит. Разумеется это будет шагом к появлению критического мышления, но какой ценой.
Восприятие информации и взгляд на мир в разном возрасте может существенно различаться. Вам-то простительно этого не знать, а вот всякие Диснеи-Пиксары-Дримворксы обязаны это учитывать.
Ну и собственно
Но для общего развития советую глянуть видео целиком.
Чтобы бошку разорвало
На мельчайшие куски…
Это все любви во имя!
Все во имя доброты!
И вообще, даешь Happy Tree Friends в формате полного метра!
Опять таки. Объем референсной базы сценариев в черепушке в разном возрасте разный. Для меня, например, лет в 6 стало откровением, что главный герой может в конце погибнуть. Да не просто погибнуть а еще и собой пожертвовать. Как-то привык к тому моменту, что все сводят к хэппи-энду обычно. А тут бам. Как мешком по голове.
Но в целом, I know dat feel, bro. Попробовав раз остренькое сочетание из закрученных сюжетных поворотов и клифхенгеров, уже со скептицизмом смотришь на обычные истории. Они кажутся тебе пресноватыми.
Доказывает, что хорошие мультфильмы все таки крутят в кино :) Причем повторно ^o^ Я бы сходила.
Теперь по «пациентам».
Холодное
«Отпусти, задолбала»сердце. Оригинальная идея с отказом от «принца». По сути сатира на все сказки. Но блин как же её раскрутили.Большая шестёрка… Блин иди читай оригинальный комикс и после этого скажы что мульт прекрасен. Нет я понимаю что это детский мульт, но когда Стен Ли выписыват брутальный боевик с ниндзя, разчленёнкой, и серьёзным сай-фаем, в мультфильме мы получаем «детсад» с «молекулярной сумкой». Понятно что первоисточник знать не обязательно, но это же пост про «яйца» у сценаристов? И это кто же был таким кастратором что превратил оригинальный комикс вот в это… Хотя я сам смотрел мульт первым и мне он понравился, но познакомившись с оригиналом, не плююсь конечно, но понимаю как же всё плохо… Та же фигня, что и с «Я зомби».
Храбрая… Тут можно сказать пару ласковых, из серии
«Дочь ты что творишь, отравила мать, подставила отца, и даже не раскаиваешься!!!!!». Но пожалуй просто скажу что сюжет слабый. В короткометражке про «медведя» всё гораздо лучше.В целом соглашусь что в последнее время насилия меньше, но к сожалению меньше не только его. Меньше стало приличных историй за которыми интересно наблюдать. Разумеется в массовом кино. Вещи вроде Дреда всё ещё выходят, хоть их и мало…
Ну и по мультикам: Эльдорадо, Принц Египта, Спирит.
Но говоря про Дисней и Пиксар всё же не все. Да, последние несколько лет откровенных побед у них мало, все настолько конвейерное настолько, насколько это может позволить себе детский мультик. Но победы есть. Последняя «Головоломка» — яркий тому пример.
Самый грустный, самый нежный, совсем не детский мультик от Диснея.
«Лис и охотничий Пес». Таких рек слез даже «Король Лев» не вызывал.