Во-первых, СПОЙЛЕРЫ! Впрочем, зачем вам читать этот пост, если вы еще не смотрели — я понятия не имею :)
Во-вторых, современный феминизм с его лозунгами и требованием ОСОБОГО отношения к женщине — вещь глупая и вообще богопротивная. А почему в Mad Max правильный феминизм — читайте ниже.
Выходишь из кинотеатра — сердце еще немного колотится. Ты почти доходишь до дверей подъезда и только тогда замечаешь свою счастливую и при этом наиглупейшую улыбку. А в голове лишь одна мысль: «Это было офигенно».
А ведь и правда, это было офигенно.
Изобретательные боевые сцены, трепетное внимание к деталям, четко выдержанная и переданная атмосфера, минимум компьютерной графики, эмоциональный саундтрек, из-за которого порой не поймешь – это барабаны или звук ударов машин друг о друга, и безумие, безумие, безумие. Как говорится, «слов нет – одни эмоции». Но в данном материале я хочу поговорить о Mad Max не столько как о фильме, не хвалить его достоинства как боевика. Я хочу рассказать, почему этот фильм – это ода правильному, здоровому феминизму, а не тому, который сейчас популярен в этих ваших Америках.
«Ну да, Фьюриоса сильная, боевая женщина. Но наличие подобных героинь еще не делает фильм феминистическим» — о чем-то таком подумали вы в данный момент, верно? Если да, то поздравляю, вы ни черта не углядели в этом фильме, что только добавляет ему плюсов. Феминизм не кричащий, не бьющий кулаками в грудь в истошном вопле: «МЫ ЖЕНЩИНЫ, А ЗНАЧИТ МЫ БОГИН… кхгм…. НИЧЕМ НЕ ХУЖЕ МУЖЧИН!», а феминизм спокойный, поданный как «так оно и должно быть», не сующий какие-то важные детали прямо под нос зрителю, мол, «смотри! Узрел?». Ничего такого. Все вставлено в фильм настолько органично, что… мужчины даже не заметили, у мужчин это не вызвало отторжения, у мужчин это не вызвало негодования (здесь можно вспомнить про зарубежного блоггера, который призвал бойкотировать фильм как раз из-за феминизма, но либо он тролль, либо ничем не лучше неправильных феминисток).
Итак… Будущее. Уничтоженный мир, пустыня. Главные ресурсы, за которые ведется борьба, которые определяют могущество «племени» — это бензин, патроны, нитро… Ну и вода с плодородной землей. Так, до кучи. Женщины в этом мире – это одновременно коровы, дающие молоко (видимо, самая питательная или вовсе единственная разновидность пищи), и безвольные туши, единственная цель которых – вынашивать детей, давать новых Бойцов и новых Коров.
И в подобном мире, с подобным отношением к женщинам появляется Фьюриоса, которая каким-то образом (нам не рассказывают подробности, оставив их, видимо, для следующего фильма, имеющего ее имя в подзаголовке) завоевывает себе право быть наравне с мужчинами. Более того – она предводитель отряда и именно ей дают почти священное право возглавить поход за патронами и бензином.
События развиваются стремительно. Буквально через несколько минут мы узнаем, что Фьюриоса пошла против Несмертного Джо и помогла бежать его Женам, его сокровищам, его тушам для вынашивания «идеальных экземпляров» — наследников. «Мы не вещи», «Кто разрушил мир?», «Наши дети не будут варварами» — такие лозунги-послания оставляют Жены для Джо в своей келье. Классика, да? Женщины, которые хотят независимости, хотят другого к себе отношения и бла-бла-бла. Взбесившиеся самки, не иначе.
Очень скоро эти взбесившиеся самки демонстрируют силу духа, доказывают, что они не являются бесполезным балластом, за который изначально их принял Макс. Мулатка быстро учится заряжать оружие и вообще демонстрирует к нему немалый интерес, Прелесть прикрывает своим телом Фьюриосу, не раз помогает в бою, Черненькая, хоть и был момент ее слабости, но берет себя в руки и играет важную роль в убийстве Джо, Бледная так же не раз помогает всей группе, а в конце и вовсе становится хранительницей семян (об этом позже), а о Рыженькой хочется вообще поговорить отдельно. Они не «ходячие сиськи», без сексуальной объективации, хотя и ходят в почти ничего не прикрывающих обрезках ткани — они полноценные участники действа. Меняют колеса фуры, перерезают цепи, ремонтируют, перезаряжают оружие и многое другое. Пусть они многого не умеют, пусть трусливы, а физической силы им недостает — они все-таки не классические «принцессы в беде», которые во многих других фильмах, книгах, играх существуют лишь для того, чтоб обозначить некую цель главному герою. Они полноценные герои повествования. На равных.
Но да, женщины остаются женщинам. В драке они пытаются кусаться и царапаться, впадают в истерики, эмоционально нестабильны и тому подобное. И на их фоне Фьюриоса – это нечто иное. Она отлично стреляет, «эмоциональная нестабильность» — это ни капельки не про нее. Ни один классический женский порок ей не свойственен. Когда Жены требуют вернуться за телом Прелести, а Макс отказывает, она четко спрашивает: «Что ты видел?». После ответа Макса моментальная реакция без грани сомнения: «Едем дальше». Ни слез, ни истерик, хотя во взгляде нескрываемая горесть.
В адрес фильма звучали обвинения, что главный герой здесь вовсе не Макс, а Фьюриоса. Что, в принципе, верно, но лишь отчасти. Да, Фьюриоса интересна режиссеру явно сильнее, чем сам Макс. Но что здесь удивительного? Образ Макса, его история уже рассказаны в предыдущих фильмах, в том время как Фьюриоса — свежий материал для работы, а что свежее, то и интереснее. С точки зрения же «крутизны» и экранного времени, уделенного героям — они равны. Макс и Фьюриоса, порой, до смешного равны, особенно четко это видно в сцене очередной погони, которая следует сразу после пересечения каньона. Оба героя действует до безумия слаженно: она высовывается в люк, Макс подает ей заряженное оружие, сам продолжая вести фуру. Враги подъезжают слева — они оба, без слов, даже без переглядываний высовываются в левое окно и стреляют. К Фьюриосе подходят со спины — Макс страхует. В этой сцене они как две реки, два течения, которые соединились воедино. Химия между персонажами передана лучше, чем в любом другом фильме, где на этом делают акцент специально.
Они равны. Фьюриоса крута, но Макс не уступает. Макс крут, но Фьюриоса не уступает. У каждого героя есть свои сцены, в которых восхищаешься ими. Местами, их равенство подчеркивают совсем явно. Например, когда у фуры вырвали руль и управлять машиной приходится при помощи гаечного ключа… Макс с окровавленной рукой помогает Фьюриосе, придерживая ключ. Впрочем, скриншот скажет лучше слов:
Так в чем же правильный феминизм, спросите вы? В отсутствии бездеятельных принцесс в беде? Не без этого. В наличии сильной женщины, которая еще и в одной из двух главных ролей? Разумеется. Всё? Нет.
Ода правильному феминизму заключается в иных деталях, а все выше сказанное лишь прелюдия.
Жены, как я уже говорила выше, остаются женщинами: истерики, слабость и т.п. Когда в историю вливаются Тысяча Матерей, то боевые сцены с их участием еще четче подчеркивают то, что Миллер (режиссер) не создает какой-то нереальный образ женщины. О чем я? О том, что пока Тысяча Матерей сражаются на дистанции, пока у них в руках пушки, а враг на достаточном расстоянии — они круты и раздают люлей (в рамках разумного). Как только враг приближается и остается только рукопашка — у них никаких шансов. Женщины даже блок нормальный поставить ни разу не смогли, а для выведения их из игры хватает одного хорошего мужского удара. Также хотелось бы вспомнить вроде бы мимолетную, но важную сцену со спутником… Что говорят старушки, когда они видят в спутник в небе? Они вспоминают сериалы! Сериалы, Карл! Краткая, мимолетная, но четкая иллюстрация женщин… Условия жизни таковы, что вынудили их взять в руки оружие и воевать с мужчинами на равных. Но будь все иначе, они бы с удовольствием продолжали смотреть сериалы и погружались в перипетии взаимоотношений Хуана и Кончитты.
Помните момент, когда Макс собирался уехать на фуре, оставив женщин в пустыне? Когда сработала глушилка. Фьюриоса убеждает его в том, что она ему нужна, иначе фура просто не тронется с места. Макс соглашается, но: «Только ты… Эти остаются». Что видел в этих полуодетых женщинах такой человека как Макс? Который годы валандается по пустыне и забота у него только одна: выжить. Он видел в них балласт. Глупых женщин, которые в данных обстоятельствах будут исключительно обузой. И Макс, размышляя логически, руководствуясь исключительно принципом выживания — абсолютно прав.
А что дальше? В Фьюриосе Макс достаточно быстро признает равную. Он без колебаний подает ей пушку в каньоне, как только она заходит в машину, ранее не сводит с нее прицела, покуда не мог ей доверять, тем самым тоже признавая, что она может оказать сопротивление (на Жен он, кстати, прицела не наводит, заметьте). А Жены? Только Прелесть, главная жена, демонстрирует качества, которые приближают ее к Фьюриосе (а может даже и делают эквивалентной, тут как посмотреть). Она первая твердо направляется к фуре, когда Макс пытается их оставить. Она прикрывает телом Фьюриосу, прекрасно осознавая, что Джо не будет в нее стрелять. Она вылезает из безопасного салона фуры, свешивается на двери и перерезает цепь с гарпуном, который вгрызся в приборную панель машины… А при все при этом она беременна, последние месяцы. Когда ребенок внутри нее начинает двигаться и причинять ей боль — она ничем не выдает себя в каньоне, терпит. Ни звука.
И что мы видим в сцене, где Прелесть очень четко увернулась от скалы? Скриншот, по традиции, скажет лучше.
Отношение к женщине как к более несовершенному существу, если оно не переходит границы разумного, как ни крути, правильное. Женщины слабы, самовлюбленны и, как уже отмечалось, эмоционально нестабильны. Но если вдруг женщина лишена всех этих недостатков, если вдруг она заслуживает уважения, то реакция умного мужчины, глаза которому не застилают предрассудки — это признать достоинства этой женщины. Относиться к ней как к равной. Во всем. И отношение к равной подразумевает как общение, так и возможность долбануть ее хорошенечко дверью от машины, если того требуют обстоятельства (что, собственно, Макс тоже делает :) ). Без поблажек, иными словами.
А также, это готовность признать, что женщина в чем-то лучше, если это действительно так.
Сейчас я говорю о той самой сцене, которая вызвала негодование у некоторых зрителей. Когда Макс отдает Фьюриосе снайперскую винтовку с последним патроном и позволяет ей использовать свое плечо в качестве «твердой поверхности»
Возмущаться действительно нечему. В этой самой сцене Макс делает два выстрела из винтовки, оба раза промахивается. «Остался один патрон» — напоминает ему Мулатка. Сзади подходит Фьюриоса. Она не говорит ни слова, а делает лишь неловкий, даже несколько смущенный жест руками, как бы говоря: «Может, давай я?». Я в этот момент умилилась. Какое трепетное внимание к мужской гордости :) Но Макс не мужлан, Макс уже демонстрировал свой трезвый взгляд на вопрос отношения к женщине. Он отдает ей винтовку, и соглашается быть «твердой поверхностью», хоть и явно не сильно рад такому повороту. Кроме того, не стоит забывать, что Макс соглашается на такой расклад не просто так. По ходу фильма зрителям дважды очень наглядно демонстрируют, что женщина — отличный стрелок. Даже не так… Она стреляет лучше Макса. И, что важнее, Макс это замечает, на чем тоже четко концентрируется камера оператора. Поэтому в описанной выше сцене все сложнее. Мужчина не склоняется перед женщиной, как это описывали возмущающиеся. Мужчина осознает, что в данной ситуации судьбой последнего патрона в разы лучше распорядится Фьюриоса, ведь ему это не раз доказывали. И он просто готов это признать.
Повторю, Макса это не делает менее крутым. Его это делает всего лишь не всемогущим. А Фьюриоса и Прелесть наглядно продемонстрировали, что они способны быть с мужчинам на равных. А значит заслуживают соотсветствующего отношения. Вот и весь правильный феминизм. Не просто «уважайте меня, относитесь ко мне как к равно несмотря на то, что я женщина», нет. А иное: «да, я женщина. Но вот факты, вот действия, где я доказываю, что я ничем не хуже. Признай это».
В фильме есть еще два аспекта, о которых я бы хотела рассказать, хотя к вопросу правильного феминизма они уже не имеют почти никакого отношения. Если интересно — читайте дальше. Если нет — на этом чтение можно завершить, спасибо за внимание.
О Рыженькой и о роли женщины в отношениях с мужчиной
Нукс и Рыженькая. Странная пара, да? Хотелось бы сразу отметить, что речи о любви не идет. С его стороны — это детская привязанность к кому-то, кто поверил в него, к кому-то, кто вытащил его из пучины отчаяния. С ее — любопытство, вера, роль некого ангела-хранителя.
Нукс (или Накс, кому как удобнее) — фанатик. Мальчишка лет 17-18, с детства воспитывавшийся в диких, безумных нравах этого мира. Несмертный Джо для него — Бог. Величайший триумф его жизни — это одобрение Джо, его внимание. Буквально через мгновение происходит величайшее падение в его жизни. Он опозорился на глазах у своего кумира. «Ничтожество» — бросает Джо. А жизнь Накса в этот момент оборвалась, он лишь лежит свернувшись калачиком где-то на крыше фуры, съедаемый ненавистью к самому себе. Но появляется Рыженькая… Наверняка неизвестно о чем они говорили, но через Рыженькую, через ее отношение к нему, ее доброту, веру в него, Накс проходит некое… очищение. Внезапно он хочет помогать, внезапно настроен против Джо и вообще становится на путь добра.
Скажите, в вашей жизни есть примеры друзей/знакомых, которые, например, вели очень нездоровый образ жизни (ну, там, бухали, кололись, общались с дурной компаний), но потом в их жизни появлялась женщина и все менялось? Плохиш становится отличным парнем.
О чем это? Об очень простом и жизненном. О том, что женщина способна быть вдохновением мужчины. Его светом, путеводной звездой, если речь идет об искренней любви. И нет, это не означает, что женщина управляет мужчиной или что-то в этом духе, нет. Она именно что становится своеобразным маяком, который осветит путь в ночи. Или гаванью, которая примет потрепанный бурей корабль, позволит набраться сил и поможет отправиться в новое плаванье. Женщина, которая хранительница очага, которая опора для мужчины, которая прикрывает его тыл. Боевая подруга, если угодно… Впрочем, хватит мне тут рассыпаться в эпитетах. Мысль, думаю, вы поняли даже лучше меня :)
Кстати, просто наблюдение:
Противопоставление мужского и женского начала
Мужчины и женщины. Мужское и женское. Мы разные. Оно разное. Не признавать это — быть очень глупым человеком.
Но что есть женское, а что есть мужское? Мужчины — это сила, это агрессия, это решительность, это… разрушение. Женщины — это слабость, это спокойствие, это семейный очаг, это… начало новой жизни.
Что мы видим в фильме? В то время, как мужчины заботятся о наличии достаточного количества патронов, бензака и нитро, женщины в лице Тысяч Матерей — ищут плодородную почву, воду и трепетно хранят семена. Мужчины создали новую религию, где бой — это нечто священное, а умереть в бою — почетно для каждого юноши. Женщины же мечтают найти новые Зеленые Земли или же хотя бы плодородную почву и создать эти Земли самим.
Именно Фьюриоса убивает Джо. Именно с приходом Фьюриосы в Цитадель нам дают четко понять, что будущее и надежда на восстановление, начало новой жизни — за женщинами.
Отмечу, что не следует воспринимать данный посыл в фильме как некое унижение мужчин и превозношение женщин. Нет. Я вижу здесь простой символизм, простое разграничение мужского и женского, без указаний на доминирующую роль одного из полов. Ведь без разрушения старого не построишь нового. Ведь женщина не способна дать новую жизнь, если не будет мужчины.
Вместо позитиватора:
Лучшие комментарии
Плохой пример, и я не говорю уже о том, что ты сейчас парня к бомжу приравняла. Тут скорее ты сама подошла к бомжу и сказала, что вот те на есть солнечная система, а он тебе такой не нихера — мир плоский. И инициатором этого спора являешься скорее ты, чем он.
да вроде никто и не думал оскорбляться.
А спорить с верующими довольно весело (пока они не привяжут тебя к столбу и не начнут поджигать конечно), ведь у них довольно сильно бомбит. Но это так, лирическое отступление.
Я вот например во многом с тобой согласен. Особенно на счет неправильного феминизма в западных странах и о том, каков этот феминизм должен быть на самом деле.
Но вот у меня например тоже не возникало особой мысли, что Фуриоса вообще девушка. Она просто… мужик с сиськами. И такие девушки действительно бывают, как есть и «бабы с пиписькой». Видимо тебя это как-то… обижает чтоли.
А вообще, не в первый раз вижу как ты поднимаешь гендерную проблему, причем именно в феминистическом ключе. Отсюда можно сделать вывод, что у кого что болит, тот то в фильме и увидел. И то, что большинство твоих друзей не заметили в фильме всех этих вещей говорит лишь о том, что они вполне нормальные ребята, которые не запариваются по этой теме.
Может секрет этой логичности как раз в том, что снят мужчиной. Мужской взгляд на свободу женщин, мужской взгляд на феминизм, который просто логичен, ты прав, а не бьет по мозгам глупыми, необоснованными лозунгами.
Научите меня в этом слове видеть букву Л
хотя он даже фильм не смотрел. Хотя я сам не совсем понял почему Джордж Миллер консультировался с Феминистками на тему «как лучше актрисам вжиться в образ Секс-рабынь», ИМХО лучше на эту тему косультироваться с пакистанками которых облили кислотой за отказ или с арабками которым отрезали клитор чтоб не изменяли.
По моему парень в чем-то прав, а твоё стремление отвести тему от этого разговора наводит на мысль, что тебе просто нечем крыть этот аргумент.
И, тем не менее. Феминизм, как линия, безусловно показан интересно, и в фильме, конечно, присутствует. Но. Макс не об этом. И даже не рядом чтоб об этом. Макс о поиске себя, о движении к мечте, о разрухе и попытке в ней выжить, о забытых душах на забытой земле в богом забытом мире, и несомненно о бешеном драйве и пиф-пафа-бумах.
Конечно, даже в таком мире не все равны, потому что очень сломанную, но всё же иерархию всё равно выстраивают мужики. Но, как бы, за пределами этого их мирка с водой и зеленью, в пустыне где каждый сам за себя и нету экономических отношений, всем абсолютно пофигеть есть у тебя сиськи или член. И это обуславливается самим миром. И это очевидно. И тот самый феминизм показан интересно, потому что показывали не его. А интересный мир, частью которого является всеобщее равенство, достигнутое не потому что кто-то чего-то добился и вытребовал себе право. А потому что показанный мир так устроен.
В итоге, суть: кому это видно, тому это понятно и неинтересно, потому что далеко не главное. А кому нет, тем более. Но можно порадоваться за тебя, наверное.
Тоже мне, ролевик >_>