Добрый день, уважаемый читатель. Разработчики седьмого поколения консолей, наверняка, испытывали особое чувство гордости за то, что делали что-то хорошее, а это “что-то” взяло и превзошло все их ожидания, чем удивило миллионы людей. Не даром ведь в 2011 году при жизни уходящих приставок XBOX 360 и Playstation 3 правительство США в лице “Национальной Программы Поддержки Искусств” высоко оценило вклад видеоигр в мировую культуру и признало их новым видом искусства. Что же такого особенного приставки 7-ого поколения привнесли в обычную жизнь, отчего видеоигры так высоко оценили? Давайте разбираться!
Сейчас на календаре середина 2015-го года и в видеоигры можно поиграть практически на всём том, где стоит процессор и есть кнопки. Настоящим прибежищем для них стали приставки (или консоли). Если есть такие, кто ничего о них не слышал, “загуглите” в интернете.
Основным предназначением приставок является запуск игр. О появлении первой приставки седьмого поколения и видеоиграх к ней пойдёт речь в этой статье. Наверное, мало кто задумывается, что, живя в 2015 году, мы находимся на переломном моменте в истории консолей, в период, когда приставки седьмого поколения (а это XBOX 360 и Playstation 3) устарели и готовы отправиться на заслуженный отдых, а новые приставки восьмого поколения (XBOX One и Playstation 4) только начинают раскрывать свои возможности.
Если восьмое поколение приставок вышло сравнительно недавно, отчего можно проследить информацию об их появлении, то о времени, когда предыдущие приставки только появились на прилавках магазинов помнят немногие. За десять лет своего существования XBOX 360, Playstation 3 и Wii купил каждый 25 человек на Земле. Если у вас нет ни одной из этих приставок, будьте уверены, что кто-то из ваших друзей уже купил себе одну. Эти консоли стали частью нашей жизни и, кажется, будто были с нами всегда.
Впервые о первой приставке нового поколения сообщили весной далёкого 2003-его года. В это время игроки всего мира играли на новых приставках 6-ого поколения. В США и Европе были популярны XBOX от Microsoft, Gamecube от Nintendo и Playstation 2 от Sony. В России и странах СНГ особой известностью пользовалась “народная любимица” Playstation 2, а Япония отдавала предпочтение отечественным продуктам: Gamecube и Playstation 2. Свежие новинки “2003-его”, такие как Silent Hill 3, Beyond Good & Evil и Max Payne 2 полюбили все игроки без исключения. Любимой игрой хотелось поделиться с друзьями, а ещё лучше — пройти её совместно через интернет. На 6-ом поколении консолей всё упиралось в технические ограничения. Стабильного интернета не было, поэтому и не было таких игр, в которые можно было поиграть вместе с друзьями.
Консоли Playstation 2 расхватывались покупателями с полок магазинов со скоростью тёплой одежды в осеннюю распродажу и за 13 лет своего существования было распродано 160 миллионов коробок с “приставкой от Sony”. Любопытно, что она до сих пор считается самой раскупаемой приставкой всех времён.
Коллегам Sony в лице Microsoft и Nintendo такие выдающиеся результаты только снились. Поэтому они решили оставить Playstation 2 в одиночку почивать на лаврах, в то время, как сами поторопились с выходом своих следующих приставок. Уже в начале 2003-его года в Microsoft закипела работа над новеньким XBOX 360.
Пресса окрестила следующую приставку “от Microsoft” XBOX 2, но мы-то с вами знаем, что такой приставки никогда не существовало. Отсутствие двойки в названии связано с тем, что рекламный отдел компании долгое время не мог придумать название и колебался между такими вариантами, как “XBOX Next”, “Xenon”, “XBOX FS”, “NextBox” и “XBOX 2”. В итоге, ни одно из названий не подошло и приставку назвали XBOX 360. Цифра “360” означала круг и подразумевалось, что консоль будет интересна для широкого круга игроков. Интересно, что позже, в 2013-ом году, с третьей приставкой “рэдмондцев” произошла точно такая же история. Игровые журналы называли её XBOX 720, а Microsoft решила её назвать XBOX One. Эта история породила немало размышлений на тему о зацикленности разработчиков на цифре “1”. Судите сами: первым был XBOX 1, на смену ему пришёл XBOX 360, следующим стал XBOX One, что переводится опять, как “XBOX Один”. С тех пор игроков всего мира терзает вопрос: “Может быть, в Microsoft не знают других цифр?”
22 ноября 2005 года наступил праздник у геймеров всего мира.
В этот день Microsoft первой выпустила свою новую приставку 7-ого поколения XBOX 360 со слоганом, переводящимся на русский как “впрыгивай!” (Jump in).
Выглядела система заманчиво и интригующе: белый скруглённый корпус и беспроводной джойстик такого же цвета с красивыми разноцветными кнопками. Приставка выглядела, как предел мечтаний любого мальчишки. И в этот момент в мыслях игроков промелькнула заманчивая мысль: ”Хочу!”.
XBOX 360 стоил всего 399 $. Цена была невысокой. Для сравнения, приставки прошлого поколения стоили в “2005-ом” порядка 199-ти долларов. Обратите внимание, что столько стоили устаревающие системы прошлого поколения (PastGen).
XBOX 360 первым ввёл в обиход понятие “NextGen”, которое означало “следующее поколение” и подразумевало, что приставку ни в коем случае нельзя ставить в один ряд со своими младшими братьями. Осенью 2005-ого года началась эпоха “НэкстГена”.
В чём он ощущался?
Благодаря своей начинке, XBOX 360 стал самой высокотехнологичной приставкой 2005-ого года. На этой великолепной консоли отменно смотрелись даже игры, выходившие на устаревавшей Playstation 2. Мощный процессор, мощная видеокарта и большой объём оперативной памяти делали красивые игры ещё краше. Известно, что мы покупаем глазами. Красивая приставка умела притягивать восхищённые взгляды покупателей.
Никто из них не задумывался, что на борту машины стоял мощный 3-хядерный процессор со знакомым названием “Xenon”, быстрая видеокарта от ATI и море оперативной памяти (а это целых 512 мегабайт). Благодаря таким характеристикам новый XBOX 360 открывал игрокам новые игровые горизонты, настроение приподнималось и тянуло поиграть.
Если верить слухам, оперативной памяти в приставке изначально планировалось заложить наполовину меньше. Ситуацию изменили разработчики из Epic Games. Они устроили закрытую презентацию боссам Microsoft, где наглядно показали, как будет выглядеть их новая игра с 256-ю мегабайтами “оперативки” и с 512-тью. Разница оказалась настолько ошеломительной, что боссы компании не поскупились, чтобы увеличить объём оперативной памяти. Демонстрационной игрой стала ещё никому неизвестная Gears of War. Любопытно, что позднее она же стала первым весомым аргументом, чтобы купить новую мощную приставку. На Playstation 2 такая высокотехнологичная игра не могла бы пойти в принципе.
С самого момента выхода приставки, Microsoft при любом случае сравнивала её возможности с лидером уходящего поколения, Playstation 2. Новый XBOX 360 выдавал мощность в 115,2 гигафлопс. Это была огромная цифра, потому что, конкурент смог показывать мощность всего в 6,2 гигафлопса. Новый XBOX был мощнее Playstation 2 в рекордные 20 раз!!!
Эта история с подсчётом гигафлопсов до глубины души обидела японцев из Sony. Позднее они ещё не раз припомнят рэдмондской компании такое хвастовство. В “2013-ом” выяснится, что Playstation 4 мощнее на 1/3 XBOX One (1,84 терафлопса против 1,23). C этого момента Sony будет намеренно подчёркивать, что на Playstation 4 игры идут в разрешении высокой чёткости 1080р, а на XBOX One идут в худшем разрешении. Таким образом японцы отомстили заносчивому конкуренту. Спустя 8 лет стало очевидно, как хвастовство американской кампании вышло ей боком.
К появлению XBOX 360 покупатели уже смогли по достоинству оценить новые плоские телевизоры высокой чёткости. Новые игры на XBOX 360 радовали глаз благодаря знакомому сегодня всем разрешению “HD” (high definition – англ., “высокое разрешение”). Приставка выдавала сигнал в сверхчётком разрешении 720 пикселей, чего не умела делать ни одна другая консоль до этого времени. Предыдущее поколение могло выдавать картинку в играх лишь в размытом разрешении 480р. Становилось понятно, что низкая цена Playstation 2 не могла тягаться с богатыми возможностями XBOX 360, отчего Sony было пора задуматься о своём будущем.
В 2005-ом году Sony серьёзно задумалась о разработке своей новой приставки, а мы задумаемся сейчас в чём могут посоревноваться между собой приставки следующего, девятого, поколения? Если вспомнить, “приставочные гиганты” уже соревновались в гигафлопсах и разрешении игр. Это означает, что новое поколение обязательно будет соревноваться в каких-нибудь новых показателях. Может быть, Playstation 5 и XBOX Two посоревнуются между собой в объёме винчестера? Была бы возможность поставить сейчас на это деньги, я бы поставил!
В 7-ом поколении приставок жёсткий диск впервые стал стандартом. Выходили модификации XBOX 360 и без него, но эти приставки к 2014-ому году не приносили своим хозяевам ничего, кроме лишних хлопот. Жёсткий диск поначалу заменял лишь карту памяти и служил огромным хранилищем для сохранений от игр, а впоследствии стал незаменимым для записи объёмных игровых данных. Поздние игры, вроде Grand Theft Auto V отказывались запускаться без него, чем принесли немало проблем владельцам приставки без винчестера. В конце “2005-ого” наличие у приставок жёсткого диска смотрелось странно, поскольку тогда он казался нужным только Персональным Компьютерам в качестве хранилища файлов и фильмов. В то время возникал вопрос: “Неужели новые приставки хотели превратить в “персоналки”?
С жёстким диском или без него, но и на компьютерах и на приставках в видеоигры было весело играть с друзьями. Если друг жил на другом конце города, то чтобы поиграть вместе нужно было ехать к нему. Это было неудобно и с развитием скоростного интернета такие поездки стали не нужны. Впервые за всё время подключение приставки к интернету стало лёгким и интуитивным. С выходом XBOX 360 приставка могла подключиться к интернету без специального DVD-диска и танцев с бубнами. Всё оказалось просто – подключаешь к консоли провод или включаешь беспроводной Wi-Fi — и ты уже сидишь в интернете. С момента выхода XBOX 360 интернет в приставках стал золотым стандартом и помогал не терять контакта с друзьями. С этого времени любой мог посоревноваться и с другом и незнакомым человеком из любой точки мира. Теперь россиянин мог показать американцу кто играет в виртуальный хоккей лучше, японец мог похвастаться перед друзьями своими мощными заклинаниями в jRPG, а немцы могли собраться с друзьями вместе и хорошо пострелять нацистов в каком-нибудь Call of Duty 2.
Разве хорошая игра не должна поощряться? Для этого “рэдмондцы” ввели инновационную систему поощрения. Впервые игроков стали награждать “ачивками” (achievement – в переводе означает “достижение”) за хорошую игру. Теперь самые глазастые, хитрые и настойчивые могли рассчитывать, что эти качества будут вознаграждены. Достижение можно было получить, например, найдя что-то секретное, при этом на экране появлялась специальная иконка. Разработчики видеоигр могли посоревноваться между собой выдумывая самые интересные достижения. И когда ты их получал, чувствовал себя чертовски приятно. А потом “ачивками” можно было похвастаться по интернету перед друзьями. Только во всех ли играх были “ачивки”?
Система достижений вместе с возможностью игры по интернету были в каждой игре без исключения. Как маленькие детали украшают большую картину, они украшали главное. А главным для любой приставки всегда становился богатый набор игр на все случаи жизни: чтобы можно было пострелять, поиграть в футбол, подраться и погонять на красивых машинах.
Чтобы управлять красивыми автомобилями на дороге и футболистами на поле, необходим был хороший джойстик. Контроллер от XBOX 360 стал символом новой приставки. Белый, стильный и с кнопкой посередине. Именно с него началась мода на беспроводные манипуляторы. Что его выделяло на фоне других? Во-первых, теперь ты мог играть на диване и не волноваться, что твой брат зацепит ногой провод и случайно сбросит приставку. Ты был свободен от проводов и мог наслаждаться игрой в любой части комнаты.
Во- вторых, символом приставки стала центровая кнопка “Guide”. Одним её нажатием ты мог включить приставку, мог выйти из игры в меню или даже отключить XBOX 360. До 2005-ого года таким функционалом не мог похвастаться ни один другой контроллер.
В день выпуска XBOX 360 вышли 20 игр.
Выход приставки “от Microsoft” поддержала компания Namco, выпустив новую часть старейшей гоночной серии игр Ridge Racer 6. В ней можно было разогнать машину до космических скоростей, поглядеть на невероятно красивые нэкстгенные кузова модных автомобилей и обогнать соперника на пару кругов. Чего ещё можно было пожелать? Примечательно, что серия Ridge Racer славилась тем, что умела наглядно показать возможности новых приставок при их появлении. Например, первая часть этой гонки вышла одновременно с Playstation 1 в “1994-ом”, Ridge Racer V появилась с выходом Playstation 2 в “2000-ном”, а Ridge Racer 7 поддержала появление Playstation 3 в “2006-ом”. Почему-то седьмая игра оказалась последней. Ridge Racer 8 не приехал ни к старту продаж Playstation 4, ни к старту XBOX One. Наверное, помешало осеннее бездорожье, царившее поздней осенью “2013-го” во время выхода новых приставок.
Одновременно с выходом XBOX 360 EA выпустила свою новую модную аркадную “покатушку” Need for Speed Most Wanted на всех возможных платформах того времени. “Тачки” из новой NFS докатились и до новичка XBOX 360. Выглядели они так красиво, что заставляли игроков захотеть влезть в кабину оттюнингованной тачки, завести мотор и подразнить на ней ленивых копов.
EA знала чем можно подкупить поклонников всевозможных видов спорта своей линейкой спортивных игр. Среди них оказались Madden NFL 06, NBA 2K6, NBA Live 06, NHL 2K6 и, конечно же, FIFA 06. Футболисты, хоккеисты и редкие в русских краях бейсболисты в дождливый день могли заменить реальную тренировку на матч перед экраном телевизора с суперреалистичной графикой на новеньком XBOX 360 и при этом не заметить никакой разницы.
Любителям пострелять достались два добротных “шутана”. Для тех, кто любил в школе историю и знал про вторую мировую, пришёлся по душе Call of Duty 2, а те, кто предпочитал учёбе и знаниям просмотр фильмов про космос и роботов – оценили кровавый Quake 4. Графика в обеих играх превосходила все установленные стандарты качества.
Именитый режиссёр Питер Джексон подарил игрокам возможность побывать в шкуре многометровой гориллы в своей дебютной игре с одноимённым названием King Kong. Любители вестернов и стрелялок от третьего лица вдоволь насытились атмосферой старого доброго дикого запада в игре Gun. К сожалению, обе эти игры предназначались для широкого круга приставок, отчего графика на XBOX 360 совсем не удивляла. Но ведь в конце-концов атмосфера и ощущение мира важнее количества пикселей и полигонов.
Сама Microsoft при запуске приставки держала два туза в рукаве. Она вовремя выкупила у Nintendo игровую кампанию Rare, чтобы та смогла выпустить свои новые шедевры эксклюзивно на XBOX 360. “Редкие” выпустили стрелялку Perfect Dark Zero и игру для всей семьи Kameo: Elements of Power. Обе игры создавались параллельно, отчего обеим играм не смогли уделить достаточно внимания. Perfect Dark Zero оказался шутером с серенькой некрасивой графикой и устаревшим игровым процессом. Другая игра, напротив, расцвела всеми цветами радуги, украсив экраны телевизоров красочной сказкой про фею и показала какими яркими могут быть игры на XBOX 360.
Геймеры всех возрастов тысячами покупали приставки, чтобы отправиться покорять красочные миры новых игр отчего процессоры их консолей перегревались и закипали. Так выяснилось, что XBOX 360 не был идеальным. Это была консоль и со своими выдающимися плюсами, и со своими неожиданными минусами.
Проблема с перегоранием процессоров обнаружилась сразу после её выхода. Игроки, купившие первые приставки вернули их обратно по гарантии. “Симптомы” проблемы оказались следующими: охлаждение не справлялось со своей задачей и приставки перегорали. Проблема с перегревом проявлялась в виде красного кольца, загоравшегося вокруг кнопки питания. После этого консоль нужно было сдавать в ремонт. В народе дефект с перегоранием приставки шутливо прозвали “красным кольцом смерти”.
Чтобы избежать грандиозного скандала, Microsoft пришлось отозвать из продажи бракованные партии видеоприставок и заменить их на исправные.
Несмотря на все недочёты, Microsoft сумела показать своим коллегам по приставочному цеху, что означало выражение “NextGen”. “Новое поколение” не сводилось к повышению одной лишь мощности машин, по сравнению со старыми, а заключалась в передаче ощущения чего-то нового, технологичного и современного. А такое дорогого стоит.
Мы убедились, что благодаря талантливым инженерам, “NextGen” ощущался в каждой отдельной части нового XBOX 360. Важно понимать, что своим выходом система принесла уникальные вещи, вроде системы достижений и поддержки HD-телевизоров, которые раньше нигде не встречались. Консоль полностью оправдала надежды боссов кампании и оказалась чем-то лучшим, чем задумывалась. XBOX 360 оказался увлекательной приставкой нового поколения!
Выход XBOX 360 ненашутку встревожил консольные кампании из страны суши и самураев. Они видели в лице приставки сильного конкурента. С ним можно было тягаться, выпустив на рынок ещё что-то более интересное.
В следующем выпуске вы узнаете о том, какая приставка стала первым конкурентом XBOX 360. До следующего выпуска. Пока.
Библиография:
1 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: www.eurogamer.net/articles/2011-05-09-us-government-declares-games-are-art (дата обращения: 12.06.2015).
2 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: en.wikipedia.org/wiki/Xbox_360 (дата обращения: 12.06.2015).
3 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: ru.wikipedia.org/wiki/FLOPS (дата обращения: 12.06.2015).
4 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: en.wikipedia.org/wiki/List_of_video_game_console_launch_games (дата обращения: 12.06.2015).
5 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: en.wikipedia.org/wiki/Call_of_Duty_2 (дата обращения: 12.06.2015).
6 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: en.wikipedia.org/wiki/Gun_(video_game) (дата обращения: 12.06.2015).
7 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: en.wikipedia.org/wiki/Need_for_Speed:_Most_Wanted_(2005_video_game) (дата обращения: 12.06.2015).
8 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: en.wikipedia.org/wiki/Perfect_Dark_Zero (дата обращения: 12.06.2015).
9 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: en.wikipedia.org/wiki/Peter_Jackson%27s_King_Kong:_The_Official_Game_of_the_Movie (дата обращения: 12.06.2015).
10 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: en.wikipedia.org/wiki/Quake_4 (дата обращения: 12.06.2015).
11 Википедия [Свободная энциклопедия] URL: en.wikipedia.org/wiki/Ridge_Racer_6 (дата обращения: 12.06.2015).
12 Андрей Александров Quake 4 // Игромания. — 2005. — №12. – С. 70-71.
13 Need for Speed Most Wanted // PC Игры. – 2005. — №12. – С. 6-12.
14 Александр Кузьменко Call of Duty 2. // Игромания. – 2006. — №1. – С. 70-71.
Лучшие комментарии
Аффтар, пеши исчо!
Именно так выглядел первый ностальгический вариант этой консоли.
За это время можно начать и закончить школу, жениться, купить машину и сменить несколько работ. Тем временем на «Иксбоксе» выходили и выходят игры. Ждём новинок: Resident Evil Zero HD, Fifa 17 и NHL 17.