16 марта 2015 16.03.15 137 12K

Пятьдесят оттенков хорроров

+89

Наболело, пригорело, припекло, назрело…

Статья не претендует на историческую достоверность. Это просто мысли. Вслух.

Я пришёл, чтобы пожаловаться на отсутствие приличных ужастиков в мире. Нет, я не о политической ситуации. Достойных писателей-приверженцев хоррор-тематики раз-два и обчёлся, кинцо снимают плохое, играть тоже особо не во что…

«Что ты разнылся?» – скажешь ты — возьми сам и сделай!» Ок, нужны деньги, идея и мотивация. И ещё около десяти лет, чтобы погрузиться в пучину хорроров с головой. И, может быть, у меня получится что-нибудь стоящее. А, может быть, и нет. Принято считать, что процесс создания ужастика – дело нехитрое. Захолустный городишко или пригород. Группа глупых подростков. Психопат с ножом или мачете. Или призраки в заброшенном доме. Но, как и в любом другом жанре, процесс создания хоррора полностью зависит от людей, будут ли они делать свою работу спустя рукава или же приложат определённые усилия для достижения максимального эффекта испуга или беспокойства. Основная цель любого ужастика – вызвать чувство страха, сложную отрицательную эмоциональную реакцию. Это вам не смех, и не слёзы! Может быть, ты способен придумать что-нибудь достойное. И не стоит недооценивать себя.

Сильнейшее влияние на литературу ужасов оказала вообще женщина! Хорошо образованная Мэри Шелли в начале 19 века создала одного из самых главных персонажей ужасов следующего века, Франкенштейна, история которого актуальна и по сей день. Правда, по современным меркам её труд ужасами не назовёшь. Мне хочется думать, что именно она стала глубоким озером подсознательного страха, из которого черпали вдохновение последующие гиганты жанра, в том числе её произведения оказали влияние на небезызвестного Эдгара По, которым вдохновлялся Говард Лавкрафт. Творчество последнего служило ориентиром для известных прозаиков 20 века и современности.

В литературном мире тенденции вот уже несколько лет не самые благоприятные для жанра ужасов. Авторы, насмотревшись на эпические фэнтезийные и фантастические миры различных Мартинов и Коллинз, пытается придумать что-то своё. В попытках познакомиться с новыми интересными писателями я заполз на один литературный сайт и обнаружил в списке бестселлеров такие шедевры, как пресловутый женский роман Пятьдесят оттенков серого и очередная попытка сделать подростковую драму Бегущий в лабиринте. Даже маэстро Стивен Кинг всё больше обретает себя на вотчине Агаты Кристи и Дарьи Донцовой, разрываясь между хоррором и детективом, переходя ближе к последнему.

Ладно, бес с ними, с книгами. Они стремительно теряют актуальность и устаревают. Читать любят не все, много больше любителей глянуть ужастик со своей девчонкой или в компании друзей подшофе, или одному дома под пледиком. У тебя тоже такое было, да? Почему бы при таком спросе на страх не снять хорошее муви. Ответ прост – зачем париться, если произведённый трэш всё равно слопают? Фильм ужасов снять неимоверно легко даже в домашних условиях: выключаешь во всём доме свет, берёшь камеру и нож, и начинаешь гоняться за котом, можно даже его взорвать для реализма. Полученные кадры монтируешь и выставляешь на Кикстартер. Люди умиляются и донатят. Затем, получаешь деньги на более крупную картину – и вот, очередной говнослешер готов. Я, конечно, утрирую, но не удивлюсь, если скоро будут поступать так (хотя, судя по Кику уже поступают).

Саспенс, псевдодокументалистика, нэсти-фильмы (ориентированные на летящие в лицо зрителю кровь и кишки), слешеры, фильмы о зомби, оборотнях, динозаврах, психопатах… Вообще я не фанат олдового кина, но с таким богатым спектром запугиваний – всё, на что способны современные мастера – это пилить излишне драматичные фильмы о доме с монстром, наподобие Бабадука и доить успешные франшизы, типа Паранормального явления. Из-за этого многие не любят жанр ужасов, считая его сюжеты слабыми, а персонажей и актёров плохими.

1. Когда, кажется, что вы убили чудовище, НИКОГДА не подходите к нему проверить умерло ли оно по-настоящему. 2. Никогда не читайте демонические книги, даже ради шутки. 3. Не надо ничего искать в подвале, особенно если в доме только что вырубилось электричество. 4. Если вы женщина — никогда не раздевайтесь и не принимайте душ в замедленной съемке. 5. Имейте в виду, что первая женщина, которая оголится на экране — умрет. 6. Шибко «крутой» парень с передозировкой тестостерона тоже умрет. 7. Как и тот пацан, который постоянно шутит. 8. Если вы не один, а с компанией, НИКОГДА не разделяйтесь и не ходите поодиночке. 9. Если вы искали источник какого-то шума и обнаружили, что это всего лишь кошка — покиньте комнату немедленно, если хотите остаться в живых. 10. Не забирайте ничего у мертвых. 11. Если вы попали в городок, который выглядит покинутым, то имейте в виду, что на это скорее всего есть веская причина. Держитесь подальше оттуда. 12. Если убегаете от убийцы/монстра, даже не пытайтесь завести машину. Даже если авто куплено буквально вчера — не заведется. 13. Если убегаете от убийцы/монстра, постарайтесь производить как можно меньше шума. Особенно если вы девушка. Плач, рыдания и крики не помогают лучше спрятаться. 14. Никогда не отвечайте на телефонные звонки, если вы работаете нянечкой. Просто убирайтесь оттуда ко всем чертям и бросьте детей умирать. 15. Если вы думаете, что видите свою подружку (иди дружка) и у нее/него на лице — маска, не разговаривайте и не пытайтесь заглянуть под маску — это не ваш приятель! 16. Не знакомьтесь с детьми. В конце концов, они попытаются вас убить. 17. Никогда не пытайтесь снять маску с лица убийцы. 18. Никогда не прячьтесь в туалете. 19. Если вы убегаете от монстра, знайте: вы обязательно споткнетесь и/или упадете как минимуму дважды (больше, если вы — женщина). Также отметьте для себя тот факт, что если вы бежите, а монстр еле волочит ноги, он все равно достаточно быстр, чтобы вас догнать. 20. Если у вашей машины поздно ночью закончился бензин, не ходите в ближайший одинокий и пустой с виду дом за помощью. Не делайте этого и когда ваша машина сломана, и единственное жилое строение на многие мили вокруг это старый страшный особняк/замок. Сидите в машине. 21. Обращайте внимание на советы зрителей из зала. Обычно они намного умнее, чем вы сами когда-либо мечтали быть. 22. Никогда не слушайте музыку, которая заканчивается вопящим скрипичным стаккато. 23. Когда вы осматриваете дом, потому что подозреваете, что в нем есть нечто опасное, включайте, черт побери, свет! 24. Если вы путешествуете с друзьями, никогда не подбирайте голосующих хич-хайкеров. Иначе это будет худший (если не последний) день в вашей жизни. 25. Если вас преследуют, никогда не прислоняйтесь к стене в тот момент, когда подумаете, что вам удалось оторваться. Убийца просто пробьет стену насквозь и убьет вас. 26. Тоже самое касается окон. 27. Если вы когда-нибудь посетите далекую планету и обнаружите на ней предметы, похожие на яйца, НЕ ТРОГАЙТЕ ИХ!!! 28. Когда кто-то из команды вашего космолета подцепит на свое тело паразита (потому что нарушит предыдущее правило) — не пускайте его обратно на корабль. 29. Когда чудовищный инопланетный монстр начнет охоту на вас (в результате того, что два предыдущих правила были нарушены), НИКОГДА не блуждайте по кораблю только для того, чтобы найти кота. 30. Секс — это смерть. 31. Если вы пытаетесь убежать от убийцы через дверь для кошки в управляемой электроникой двери гаража — это вам не поможет. 32. После того, как вы убили монстра или маньяка, никогда не сидите, не плачьте рядышком. Он обязательно оживет, чтобы закончить свою работу. 33. Никогда не отправляйтесь в летний лагерь и не становитесь там вожатым. Иначе это будет последнее лето в вашей жизни. 34. Никогда не говорите «я сейчас вернусь». Вы не вернетесь. Конец. 35. Всегда оставайтесь милы и добры к застенчивым, тихим, непопулярным ученицам в вашей школе. 36. Никогда не возвращайтесь за потерянными вещами. 37. Избегайте людей с острыми зубами. 38. Избегайте людей с большим количеством волос на лице. 39. Избегайте бледных людей, которые стонут и воют. 40. Если парикмахер заметит на черепе вашего ребенка татуировку в форме числа «666», забудьте о ребенке и отправляйтесь на Северный полюс. 41. Если увидите здоровенного мужика в хоккейной маске, не пытайтесь выяснить, за какую команду он играет. 42. Никогда не покупайте вашему мальчику говорящую куклу. 43. Никогда не смотрите фильм ужасов, если вы находитесь в фильме ужасов. 44. Никогда, даже находясь под давлением, не планируйте поездку за город на пятницу, 13-тое. 45. Если где-то в окрестностях маленькие девочки начинают распевать песенки про бугимена, прыгая через скакалку — пора подумать о переезде. 46. Если ночью вы на своем авто сбили человека и после этого попытались утопить тело — убедитесь, что он реально умер! 47. Никогда не ходите на кладбище ночью. 48. Если вы похоронили свое дитя в некоем странном месте и ребенок вернулся как демон, НЕ НАДО хоронить вашу жену в том же самом месте. 49. Не снимайте документальные фильм о том, как вы бродите по лесу в поисках ведьмы, которая оставляет знаки в виде деревянных фигурок, развешенных по веткам деревьев 50. Если вы зашли в туалет в кинотеатре и услышали, как кто-то занимается любовью в соседней кабинке, не прислоняйтесь ухом к стене чтобы послушать. Это будет жуткая смерть, хотя, быть может, и приятная. 51. Если увидите коротышку в зеленой одежде и старинной шляпе, не стоит таскаться вокруг и спрашивать, куда он спрятал свое золото. 52. Никогда не перевозите убийцу на машине «Скорой помощи» из одного места в другое. Даже если убийца находился в коме в течение 10 лет — он очнется. 53. Никогда не слушайте пугающие голоса в телефонной трубке. 54. Никогда не говорите «Кто здесь?» 55. Если ваша рука оказалась одержима какой-то демонической силой, НЕ отрубайте вашу руку. Иначе вы просто дадите ей свободу и возможность действовать независимо от всего остального тела, и вы проведете полфильма, пытаясь ее разыскать и поймать. 56. Если вдруг у вас возникает ощущение, что этой ночью за вами будут гоняться живые мертвецы, не забудьте одеть удобную для бега обувь. 57. Если вы голубоглазая большегрудая блондинка… ну в общем, вы и так уже в значительной степени труп. 58. Всегда проверяйте задние сиденья вашей машины, прежде чем садиться за руль. 59. Убегая от убийцы или чудовища, НИКОГДА не бегите вверх по лестнице. 60. Если вы видите кого-нибудь, кто с криком убегает от убийцы/монстра, то не стойте и ждите, а бегите, бога ради! 61. Если гигантская акула преследует вашу семью, не ходите плавать. Вообще держитесь подальше от воды какое-то время. 62. Если местное население говорит, что в этих местах водятся привидениями — значит, привидения здесь водятся. 63. Если убийца стоит в трех шагах от вас, не надо тупо стоять и вопить, пока он идет навстречу. Может быть, для вас это и шокирующая новость, но он вообще-то РЕАЛЬНО собирается вас убивать. 64. Если вы живете в штате Мэн и в вашем городишке имеется клоун на автомобиле (причем машину он называет ласково Кристиной), на заднем сиденье которой сидит здоровенный сенбернар, имеется гостиница с привидениями, или странное кладбище для домашних животных, или девочки со способностью к телекинезу… ну, вы поняли, вы умрете. 65. Девушкам никогда не стоит надевать белую футболку и при этом не надевать лифчик, если она убегает от чудища. Подобный наряд приведет к тому, что вы попадете под ливень, промокнете, продемонстрируете всем зрителям ваши сиськи, и в итоге будете убиты. 66. Ну а если вас все-таки убили, то убедитесь, что произошло это в кровавом низкобюджетном говнище без вменяемого сценария — это поможет вам вернуться в сиквелах и надрать обидчикам задницы — и не надо ничего никому объяснять!

Главная проблема хорроров в любой индустрии – глупость происходящий событий, восходящая до абсурда. Если конкретнее, плохо прописанные персонажи, жертва сюжетом ради зрелищности — эти факторы приводят к ощущению зря потраченного времени и нелюбовь в хоррорам. Я понимаю, что каждый ужастик, в котором ты получаешь оружие, становится страшным наполовину меньше, но порой это доходит до абсурда. Топор, воткнутый в стену в доме с маньяком, герой брать отказывается, из пистолета стрелять не умеет, а если протагонист – девушка, то обязательно девственница-пацифистка.

По представлениям зрительских масс, типичный фильм ужасов проистекает из двух глобальных идей: слешер со скримерами и саспенсы с гнетущей атмосферой. Примеры обоих ужастиков встречаются на каждом шагу, как в игровой, так и в киноиндустрии. Слешеры вообще ощупали во всех местах. Кто только не преследовал несчастных подростков! Классические маньяки, вроде Фредди, Майка или Джейсона в Кошмаре на улице Вязов, Хэллоуине и Пятнице 13 соответственно; Санта Клаус в Тихой ночи, смертельной ночи; сонма людоедов в Техасской резне, Повороте не туда, У холмов есть глаза; кукла Чаки в Детской игре; разношёрстные психопаты в Последнем доме слева, Пиле; Гостфейс в Крике и Рыбак в Я знаю, что вы сделали прошлым летом; её Величество Смерть в Пункте назначения

Ещё одна забавная деталь слешеров — гарантированная «смерть» маньяка в первой части. Если создатели фильма не уверены в его успехе и не рассчитывают выпустить продолжение, злодея обычно красиво убивают. Но фильм получает внезапно положительные отзывы и перед авторами встаёт вопрос: как же придумать сиквел? Кто-то вводит последователей оригинального маньяка, кто-то его оживляет при помощи потусторонних сил или медицинской помощи. Наиболее удачно, по-моему, выкрутился Уэс Крейвен, который с каждой новой частью своего психологического детектива-слешера Крик меняет преступника. Но в основном, эти воскрешения выглядят весьма нелепо. В этом ключе сразу вспоминается фильм Хижина в лесу, который великолепно прошёлся по основным аспектам жанра ужасов и отлично спародировал самые нелепые моменты.

С саспенсом ситуация немного другая. Атмосферных кинохорроров много меньше, и около половины из этого «меньше» связаны с именем Альфреда Хичкока, известного режиссёра 20 века. Его самые популярные фильмы Психо, Птицы, Окно во двор интересно смотреть и сейчас. Меня всегда интересовало, как, будучи весьма сильным и перспективным явлением в ранних хоррорах, ныне саспенс сошёл на нет. В отсутствие режиссёров, способных достойно выдержать фильм с этим эффектом? Нет, независимые дарования стремятся поразить Голливуд различными художественными приёмами, да и коллеги Хичкока, разделяющие его идеи, Карпентер и Скотт ещё живы и действуют. Скучно? Разве тебе было скучно при просмотре Психо? Через полсотни лет после его выхода? При всей неторопливости повествования, напряженность деморализует скуку, действуя на нервную систему почище всяких скримеров.

Но, нестандартные решения же правят бал! Да здравствуют смелые идеи и необычные скрещивания! Например, так называемые слешеры-саспенсы, органично сочетающие в себе идеи обоих стилей. Мне в голову сразу приходят такие фильмы, как Чужой и Нечто. В них так же существует один противник, который на протяжении всего фильма истребляет всех, до кого он может дотянуться – типичная схема слешера. При этом бу-моменты практически отсутствуют, а огромное внимание уделено атмосфере и взаимодействию между немногочисленными персонажами. Борьба за выживание, как на космическом корабле Ностромо, так и на норвежской полярной станции томила своей неопределённостью и поражала сложившейся обстановкой недоверия к любому живому существу.

Самое сложное — не свести выдуманную успешную франшизу в говно анналы истории. Примеров подобного неуспеха этого можно приводить бесконечно, поэтому лучше упомяну ситуацию противоположную. Не так давно Вселенная Чужих получила второе кинодыхание в виде приквела Прометей, активное обсуждение которого до сих пор кипит тут недалеко в блогах. Причём, это значит, что либо фильм настолько плох, что полон невразумительных нестыковок, либо фильм хорош, а режиссёр, всё тот же Ридли Скотт, намеренно оставил почву для размышлений. И для сиквела. Будучи поклонником его вселенной, предположу, что второй вариант является верным.

Особая тема в хоррорах – зомби-тематика, изрядно засорившая кинематограф. В киноиндустрии эту нишу оккупировали Джордж Ромеро (Живые мертвецы) и Сэм Рэйми (Зловещие мертвецы). И, если зомби первого уже порядком поднадоели, то дедайты – практически нетронутое поле для экспериментов.

Дедайты – особые существа, одержимые демонами. Они, в отличие от зомби, более человекоподобны, умеют разговаривать и смеяться, обладают интеллектом, порой левитацией и телепатией. Убить можно, если повредить мозг, либо уничтожить книгу Некрономикон, от которой они зависят. Впервые появились в 1981 году в фильме Зловещие мертвецы.

Помимо их франшиз, есть творения Пола Андерсона и пара интересных фильмов, таких как 28 дней спустя, Репортаж, Война миров Z, но в целом – зомби скучные и унылые.

Хороший сценарист и «громкое имя» – не всегда залог успеха, и относится это не только к хоррорам. В разработке Clive Barker’s: Undying принял непосредственное участие сам писатель. Со своей задачей Клайв справился прекрасно, сюжет интриговал. Игру называли вехой в жанре хоррор-игр, благоприятные отзывы прессы намекали на обязательный сиквел… но, вследствие плохих продаж, игру забросили авторы, и быстро забыло комьюнити. С другой стороны, выехавшая во многом за счёт имени своего совсем недавно усопшего отца, Рианна Пратчетт, становится объектом насмешек геймеров из-за множественных нестыковок в написанных ей сюжетах. – А вот заурядный юзер на обычном крипи-форуме, включив немного фантазии, придумал ныне весьма узнаваемого персонажа хоррор-фольклора, Тонкого человека — Слендермена.

Если спросить у любого игрока, какая игра в жанре хоррор наиболее известна, молодое поколение, скорее всего, упомянет Слендера или мишку Фредди, а олдфаги непременно скажут: Сайлент Хилл. Поэтому, в игровой индустрии мои надежды в основном связаны с повелителем куроподобных роботов Хидео Кодзимой, который под надзором Konami взялся вытаскивать серию Silent Hill из ямы второсортных хорроров, куда она угодила, благодаря неуспеху последних частей. Помогать ему в этом нелёгком деле будут режиссёр фантастики (или фантастический режиссёр – кому как нравится) Гильермо Дель Торо и харизматичный Норман Ридус, исключительно ради которого я продолжаю смотреть тот сериал, как там его.

В последнее время разве что Outlast стал небольшой отдушиной среди кривых шаблонных ужастиков, спасибо Red Barrels за это. Помимо холма жду подводную Пенумбру под названием SOMA, которая, наконец, скоро войдёт в стадию ЗБТ, и вдохновлённый Кинговским Сиянием, гринлайтовый инди-хоррор Dollhouse.

Ты умеешь готовить? Азиатскую свинину с перцем? Плов с курицей и сухофруктами? Ну, хоть пельмени с яичницей? Хотя бы это. А если речь идёт о готовке духовной? В чём же рецепт добротного ужастика? Перво-наперво следует вооружиться хорошим сценарием-меню. Достойным актёрским составом — основой для блюда. Добавить зрелищности, обильно посыпать напряжённостью, тщательно размешать редкие скримеры, которые будут служить в роли отрезвляющего перчика. Вуаля! Блюдо готово, приятного аппетита.

З.Ы. Раз уж пошла такая пьянка, посоветуйте тематическое посмотреть, почитать, поиграть)


Лучшие комментарии

Мне этот спор напомнил холивары вроде: «агуша лучше, чем фрутоняня»)
Страх сковал моё сердце, холодным дыханием прошёлся по позвоночнику. Я хотел кричать, но лень было. Мой мозг не переставая отдавал команды моим ногам: «беги», но лень было. Вот так я и обосрался.
Помню как-то гостил у знакомых (друзья родителей). Ну там как обычно: показали дом, город, по магазинам покатали и так далее.
После ужина взрослые решили свалить куда то, а нас (я и дочь знакомых) оставили дома. И отец девчёнки решил нам поставить фильм, чтоб не скучали.
И он нам решил включить Чужой(!). Ну я такой: «Окей, давай, заценим». Включил значит, а сами собрались и ушли. Я стал смотреть, а мелкая ушла спать.
Сижу, смотрю такой: «О, круто, фантастика! Прям как в Терминаторе!».
А потом начался 3,14здец…
КИШКИ, КРОВЬ, МЯСО, ЧЁРНАЯ СТРЁМНАЯ ХРЕНЬ!!!!!!111
Кароче, так я никогда в жизни не боялся.
P.s.: мне тогда было всего лишь 6 лет Т_Т
Думаю, что стоит взять коллекционку, ведь Кодзима обещал туда положить пару штанишек…
Эпоха класных хороров это восьмидесятые в девяностые как раз спад наблюдается (Крейвен не зря Крик запилил который высмеивает клише слешеров) пила это начало нулевых (легкое возрождение ИМХО) но главная вина мне кажется не в этом в одном блоге я это писал повторю.
Главная проблема Хорроров не плохие сиквелы (тот же Крик например доказал что можно 4 части не скатываться) произошла смена возраста основных посетителей кинотеатров если в 70-80 средний возраст посетителя кино был 19,5 лет то сейчас 15 лет. Плюс ужесточился контроль на то чтобы дети не попали на взрослый фильм (после Колумбины стали следить за этим), получается чтобы фильм окупился он должен быть с рейтингом 13+ (неудержимые 3 живое доказательство). 18+ заведомый риск в рисковое дело продюссеры вкладываться не хотят. Это значит меньше бюджет, а это соответственно хуже эффекты, дешевле сценарист, слабые актеры. Вот и получаем кучу клише на зеленом экране с бревнами в главных ролях.
Могу так же ответить книга полнейший бред и куча клише Кинга (типа писателя алкоголика) про призраков и живой дом, а фильм атмосферный хоррор про людей долгое время находившихся в одиночестве где непонятно это дом ими управляет или Джек с ума сходит.
Годно, плюс.

По мне основная проблема современных хорроров — это исклчюительно использовние одних и тех же мотивов и эксплуатация одних и тех же страхов. Те же зомби, призраки, маньяки, психи. Зритель уже приелся. У нас с друзьями в школьные годы была забава при просмотре хорроров: кто точнее угадает, что сейчас будет (ну, угадать скример, угадать, что сейчас из-за угла что-то выскочит, угадать сюжетный ход и т.п.). Грубо говоря, у зрителя уже иммунитет. И то, что раньше было смертельной болезнью, сейчас простая простуда: да, нервишки слегка пощекочет, но не более. Мне кажется, что нужно просто копать глубже, использовать другие страхи и мотивы. Например, почему так мало хорроров с насекомыми? Это очень распространенная фобия и просто весьма неприятные создания, которыми можно напугать до… кхгм. (Собственно, последний трейлер Silent Hills дает надежду, что Кодзима и Гильермо пойдут именно по той дорожке, о которой я говорю, что круто).
В свои правила ты забыл добавить, что лучше не надо связываться с зеркалами, особенно старинными, и уж тем более не звать, смотря в них, Кэндимэна. Ни в коем случае не вызывай для вендетты Тыквоголового — отомсти сам. И моё самое любимое: увидишь во сне полосатый свитер, шляпу и перчатку с лезвиями — просыпайся и больше не спи… до самой своей смерти.
просыпайся и больше не спи… до самой своей смерти.

Этож целых 4 дня!
А я играла в песочнице в Дрожь земли. Брала небольшую палку, втыкала ее в песок и водила зигзаги, представляя, что рушу и убиваю все на своем пути.
Я слишком труслив ленив для этого ^_^ ^_^
Блин, вот этот скриншот с коридором — мне сначала показалось, что это фотография. Если Кодзима действительно не шутил, что графику в P.T. они ухудшили, то страшно подумать (причем в прямом смысле), как будет смотреться Silent Hills…
Huggies же влагу пропускает! Я в таких случаях вооружаюсь Libero.
Добавил бы в избранное, но кнопку зачем-то выпилили…
У безработных алкоголиков обычно самые красивые жены
Читай также