Будучи вовлечённым в сферу продаж компьютерных комплектующих вот уже на протяжении 6-ти лет, я до сих пор не устаю удивляться всем тем перлам, которые приходится выслушивать каждый день. Порой, горячо любимые мной покупатели, готовы просто одной фразой сделать весь твой будущий день и заставить расплыться в умилительной улыбке, которая, как они наверное думают, появилась лишь от их прекрасного лица и великого желания им что-нибудь продать.
О том, что улыбка означает их стойкую принадлежность к той или иной группе посетителей магазина, они явно не догадываются.
Повидав за все эти годы бесчисленное количество людей, я понял, что некоторые из них настолько похожи, что в пору организовывать виды, подвиды и даже семейства потенциальных покупателей, которых очень легко сгруппировать по тому или иному ярко выраженномуя признаку, фразе или цели посещения. Собственно этим мы сейчас и займёмся.
Тип 1. «Ковбой мальборо»
Посетители, относящие к этому виду, обычно не ставят себе цели, что-либо купить. Прогуливаясь по магазину с отсутствующим выражением лица, они не замечают ничего вокруг. Даже на приветливое и задорное «Здрасьте » они, как правило, не отвечают. Наконец, смерив тебя презрительным взглядом, и, окончательно убедившись, что здесь ему ничем не помогут, они гордой походкой направляются к выходу, оставив цель своего визита тайной.
Главная отличительная особенность: «как правило, ты видишь их в первый и в последний раз в жизни»
Тип 2. «Остап Бендер»
Этот индивид не так прост, как «Ковбой Мальборо» и хитер, аки лисица. Более чем общительный, он сразу же даёт понять, что не лыком шит, и что с ним не пройдут все эти стандартные уловки, которые мы вольны проворачивать с другими. Ведь он, личность весьма начитанная, знает все наши ходы наперёд и не даст себя провести. Тем более, что цены ему известны во всём городе, а вот в нашем магазине они, конечно же, выше чем где бы то ни было. Обычно, такие пациенты выступают консультантами у менее сведущих друзей, которым по доброте душевной помогают подбирать «зап. части».
Главная отличительная особенность: «Вводятся в заблуждение проще всего. При этом, абсолютно уверены, что выбили для себе условия недоступные другим смертным»
Тип 3. «Лучший друг»
Если среди «продажников» есть одинокие и несчастные люди, не беспокойтесь. Посетитель «Лучший друг» скрасит ваш досуг и заполнит пустоту в вашем сердце. Но осторожно! Из приветливого и чуть наивного собеседника, этот класс быстрее всего превращается в того, кто не только отравит ваш рабочий день, но и заставит проклинать свою работу всю оставшуюся жизнь. Он, как злой гений, будет преследовать вас днём и ночью, досаждая бессмысленными разговорами и звонками по любому поводу. Не пройдёт и пары дней, как вы начнёте прятаться, едва завидев знакомую, улыбающуюся физиономию, которая, проходя в дверной проём, будет искать взглядом лишь того единственного, кто выслушает все жизненные истории, посочувствует недавней проблеме и наставит на путь истинный. Самая распространённая ошибка начинающих продавцов – дать «лучшему другу» номер личного телефона.
Главная отличительная особенность: «Никогда ничего не покупает! Совсем….Даже мелочь… Забудьте об этом!!!»
Тип 4. «Студенты и школьники»
Об этих написать толком нечего, кроме того, что постоянно слоняются туда-сюда и заходят толпами, перегораживая весь торговый зал. З@еб@ли!!!
Тип 5. «Игрок»
Игрок самый частый и распространённый посетитель в магазине. Слегка застенчивый, он как правило не очень хорошо разбирается в устройстве компьютера, но с лихвой компенсирует незнание своей пылкой страстью и желанием поскорее приобщиться к миру игр и компьютерных развлечений. Пылающий в его глазах огонёк любопытства, сразу же обращает на себя внимание, а фраза «хочу, чтобы все игры шли на максимуме» заставляет сердце продавца биться чуть чаще.
Твои пальцы с удвоенной энергией начинают бегать по клавиатуре, подбирая ему всё самое лучшее и дорогое. Твоё воображение уже рисует размер внеочередной премии, а пальцы на ногах уже практически ощущают тёплый песок, омываемый водами индийского океана. И лишь тихий далёкий голос, повторяющий «ну бюджет где-то 20 000 рублей» возвращает тебя на землю.
Главная отличительная особенность: «Покупает всё самое бюджетное. Игры – просто мечта детства »
Тип 6. «Танкист»
В отличие от «Игрока», «Танкист» всегда целеустремлён и знает, чего хочет. Обладая прямым взглядом, ясным умом и незамутнённым сознанием, он, в свои 35-40 лет уже добился многого и пользуется подлинным уважением не только окружающих его людей, но и всех работников магазина. Возможный неприятный запах, потрёпанная одежда и недельная щетина никак на это не влияют. Ведь все знают, если танкист здесь, значит, грядёт премия и квартальные бонусы. Требование у него лишь одно – «чтобы танки шли на максимуме». Ну может два… ещё «собрать нужно сегодня к вечеру, у меня завтра вылазка». Услышав приказ, тебе остаётся лишь отдать честь и идти доставать с полки самые дорогие комплектующие.
Главная отличительная особенность: «Никогда! Слышите! Никогда не ставьте под сомнение гениальность его любимой игры! Опасно для жизни! »
Тип 7. «Сколько стоит?»
Последний в нашем сегодняшнем списке. Этот тип чем-то похож на «Ковбоя Мальборо», но в отличие от него, удостаивает тебя бОльшим вниманием. Хотя цель его прихода, также остаётся не совсем ясна. Полезен тем, что позволяет тебе вспомнить цены на весь ассортимент магазина.
Главная отличительная особенность: «Абсолютно невосприимчив к чему-либо, кроме чисел. Не утруждайте себя подробной консультацией и просто ответьте на его чёртов вопрос!»
Описанные выше характеристики, конечно же не отражают всей картины, порой творящейся в магазине. Но дают хоть какое-то представление о тяжкой судьбе бедных людей, пытающихся помочь вам с выбором того или иного товара. Клиенты бывают несносны, грубы, а порой и просто невыносимы. Но именно ради них мы каждый день ходим на работу, не переставая удивляться, насколько просто они относятся к тому или иному типу. А к какому из них относитесь Вы?
Лучшие комментарии
Знаю, сразу хочется определить мой тип, так вот: я заказываю через интернет из Москвы(даже с учётом доставки это почти всегда обходится дешевле).
Все правильно, драг-дилеров надо бить!
Потом заявляюсь в магазин с довольной мордой, с разбега сую бумажку под нос первому попавшемуся на пути консультанту и на вопрос:
— Нужно именно это? Или посоветовать что-нибудь ещё?
отвечаю:
— Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет! Нужно именно это! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр! Фыр!
— ОК
Консультант бежит на склад за нужным мне товаром.
«Ну я подумаю...»
Худший из всех возможных вариантов. Доброжелательный человек, который с удовольствием консультируется у вас. Внимательно выслушивает ваше предложение, поддакивает и казалось бы собирается купить составленный вами компьютер… но после 40 минутного разговора, говорит: «Я ещё подумаю». После чего уходит и покупает всё это в интернете. Обидно…
«Глухонемой пенсионер»
Вот это реальное испытание. Старый человек, совершенно не разбирающийся в компьютерах, да и к тому же глуховат. Такого очень тяжело консультировать, но результат может быть хорошим.
«Руки из жопы»
Таких клиентов можно охарактеризовать вот таким предложением: «Я опять что-то сделал, что мой компьютер сломался, но виноваты вы!» Чистка от вирусов, переустановка винды и восстановление удалённых данных прилагаются. Часто, один и тот же человек может приходить по 4 раза в месяц, потому как компьютер опять сломался. =)
1. Ничего не знающий студент и различные вариации. Ничего не знает о товаре который продает, вообще. Он не понимает чем отличается товар «А» от товара «Б», не знает названия их характеристик, а так же на что они влияют. Может быть предметом стеба и троллинга чем нередко промышляют опытные покупатели. Пользы не несет, может наоборот запутывать. С такими ребятами пытаются бороться в некоторых крупных сетях при помощи тренингов по продаваемым товарам.
2. «Кидала». Он видит свою задачу в том что бы облапошить клиента и продать залежавшийся\максимально дорогой\ненужный\плохой товар или сразу все вместе. Охотится в основном на ничего не понимающих покупателей которые не понимают что конкретно им нужно. Покупатель хочет купить роутер? Кидала специально отыщет самый залежавшийся и несовременный для которого уже как несколько лет перестали выпускать прошивки. Только по итогу покупатель узнает что в роутере не работает заявленный upnp и все порты надо прокидывать вручную, у роутера нет внятной инструкции и все придется выяснять либо методом тыка либо на форумах, он снят с производства и уже несколько лет как снят с поддержки. И за эти же деньги можно было взять нормальный роутер.
Но кидале пофиг, он облапошил ничего не понимающего клиента и освободил место от залежавшегося товара. Главное что за это его похвалит руководство, а мнение клиентов о нем или о всей торговой сети его не волнует.
Мужчина средних лет заказал сбор компьютера для офисной работы? Надо обязательно понаставить туда самые мощные процессоры, игровую видеокарту и кучу всего ненужного лишь бы продать побольше и подороже. Мужик спорить не станет, он ничего в этом не понимает. В итоге он возьмет комп за 46 тысяч в то время как можно было легко обойтись модернизацией старого в гораздо меньшую сумму. Нужно напоминать о том что Кидале пофиг, а главное он заработал бабла?
Клиент принес неисправный товар? Надо сделать все что бы изобразить правомерное снятие гарантии и убедить покупателя в том что он сам виноват. Через 3 месяца перестали работать наушники и заряжаться телефон (разъем один)? Это не дефект телефона, а механическое повреждение вызванное тем что «вы слишком часто вставляли сюда зарядку».
Такие же ребята работают и в сервис центрах. Знаю случай где имело место поддельное заключение об отсутствии легко диагностируемой неисправности, попытка навешать лапши на уши когда прямо перед всеми было доказано обратное простым запуском устройства. В итоге клиент поняв что без обращения в суд бодаться с сервис-центром бесполезно, а обращение в суд это слишком муторно решил забрать товар успокаивая себя тем что «Эта функция все равно работала не очень и вообще не нужна».
Попадаются кидалы в торговле очень часто причем есть данные о том что часть сетей поощряют такие методы продаж. Есть одна труЪ стори.
Женщина покупала в салоне сотовой техники смартфон. Новенький консультант-продавец вместе с консультацией по выбору смартфона путем введения в заблуждение оформил на покупательницу кредит. Обман вскрылся лишь после оформления всех документов. Был вызван глава Службы Безопасности (СБ) который подтвердил факт произошедшего. На вопрос смысл которого был такой «Какого черта ты вообще это сделал? Ты что тупой?!» консультант-продавец выдал эпичный ответ «Не ну а что? У нас в (известная сеть магазинов) все так делают».
Сам я уже как несколько лет покупаю электронику в одном магазине где заказ идет только через интернет. Никаких консультантов, никаких особых проблем. Просто делаешь заказ на сайте, приезжаешь в магазин, распечатываешь чек, оплачиваешь на месте и получаешь товар.
Nameless0neТы приходишь покупать конкретный товар и только его, и тут начинаются «консультации».
Как правило, если нет «сайта», прайсов или адекватного ответа на звонок о наличии того или иного товара на складе, то приходится общаться с ними и выслушивать их «консультации».
В конечном итоге нужны только для подтверждения о наличии, оформления счет-фактуры/счет- оплаты/гарантийного листа.
Желательно не слушать их. Вообще. Лучше попросить знакомых и пр. компетентный людей подобрать. А иначе… Можно нарваться на их «скидки», «лучший товар», «аналог», а также «это не гарантийный случай» и долгое объяснение с ними(что явного вредительства нет), что б они подняли свою… и оформили, ибо гарантийный он или нет их не касается, с этим разбираются те кто уполномочен(сервис центр).
Вывод таков, с той и с другой стороны таки обилие…
Но в целях анальной сохранности продавцов лучше не буду этого делать
Полагаю, таким покупателям, которые не выбешивают консультантов, не место в этом топе.
P.S.ну всё, с меня описание местных продавцов и цитаты, пойду поброжу по компьютерным лавкам и подвалам)
Но таки есть разница. Покупатель ничего и никому не должен. Над ним можно просто весело постебаться, как в этом топике. А несоответствие служебным обязанностям, хоть и может быть весёлым, но всё равно, будет нести в себе грусть и печаль. (