Добрый всем вечер — ну или что там у вас сейчас. Рад вас приветствовать, но должен предупредить — путь впереди неблизкий. Буков много, картинок фактически нет, и они все неинтересные. Продолжайте читать исключительно на свой страх и риск. Возможны побочные эффекты: зевота, непроизвольный сон на рабочем месте и прочие, за которые автор ответственности не несет. Потому что не хочет.
Все мы прекрасно знаем и любим Steam. Это прекрасное, уютное и тихое местечко, где вам всегда будут рады, куда можно вломиться в любое время дня и ночи, выгрести из кармана горстку потертых медяков и бросить ее на стойку, гаркнув: «Алло, Гейби, старина! Как жизнь? Давай что-нибудь на твой вкус!» — и неизменный дядюшка Гейб, все такой же добродушный и невозмутимый, аккуратно нацедит кружку непонятной бурды, что ты даже никогда в жизни не попробуешь, но все равно возьмешь, поблагодаришь и, бряцая шпорами, вразвалку направишься к одному из столиков, из-за которого призывно махнет рукой то ли Джонни, то ли Гарри, чтобы усесться рядом, закурить и начать неспешную беседу о том, как вздорожал скот и выпадет ли дождь на следующей неделе.
В конце концов вы откинетесь на спинку поскрипывающего стула и начнете лениво осматривать погруженный в полумрак салун…
… Посетителей Steam при желании можно разделить на несколько категорий.
Первая и, вероятно, самая обширная — малоактивные игроки. Это те люди, для которых Steam в первую и основную очередь — это просто загрузчик для отдельных, особо требовательных игр, которые без него отказываются работать. Эти люди не заморачиваются со скриншотами, лентой активности, друзьями и прочей социальной ерундой, больше того — часто даже не знают о них. Этих ребят можно заметить, если обвести взглядом самые темные углы комнаты: они всегда сидят за отдельными столиками, наедине с кружкой. Это могут быть как случайные зеваки, просто время от времени заглядывающие сюда пропустить стаканчик чего-нибудь, так и постоянные посетители, проводящие здесь дни за днями и набивая сотни часов — простите, литров — в какую-нибудь Доту.
Вторая категория — активные пользователи. Это это как раз и есть основная целевая аудитория Steam: те игроки, которые свободно пользуются магазином, радостно опустошают кошельки на распродажах, время от времени загружают скриншоты, обмениваются карточками, собирают значки, пишут обзоры, регулярно просматривают ленту активности, оставляют комментарии, рисуют иллюстрации или даже создают предметы в Мастерской — в общем, хорошо проводят время, активно используя в той или иной степени все прелести сервиса. Это они вальяжно развалились на стульях, попыхивая богатыми трубками или дешевыми сигаретами и лениво обмениваясь редкими фразами, наполняющими полумрак комнаты мерным и уютным гудением.
А есть и другие — как вон тот, например, неприятный тип. Ну вон там, слева, одноглазый со шрамом. Расчетливые, алчные, прожженные и циничные, они знают Steam как свои пять пальцев. Они в любой момент могут по памяти перечислить игры последних двух лет, обладающие региональными ограничениями. Они смогут назвать курсы трех основных зарубежных валют с точностью до рубля, будучи разбуженными посреди ночи. Каждое утро они отточенными движениями пролистывают в своем почтовом ящике стопку рассылок от бесчисленных интернет-магазинов, пестрящих цветастыми ярлыками скидок и спецпредложений. Они всегда в курсе всех распродаж, раздач, бандлов и любых прочих мероприятий, позволяющих как-то где-то что-то достать на несколько долларов дешевле. Они в совершенстве владеют всеми основными и продвинутыми техниками обхода всевозможных ограничений и запретов, постоянно балансируя на грани нарушения закона и используя лазейки, о существовании которых известно лишь им.
Для этих людей Steam — это одновременно рабочий инструмент, опасный соперник, мощное оружие и основное поле боя, на котором они ведут непрекращающуюся войну. Профессиональные торговцы, спекулянты, мародеры, лжецы, преступники и рыцари цента и ценника, они называют себя…
…Трейдеры.
Так что это?
«Трейдинг». Это слово звучит, как нечто, находящееся где-то между терминами «гейминг» и «консалтинг» — то есть, откровенно говоря, весьма неубедительно. Поэтому имеет смысл избавиться от лишней шелухи, разобраться с тем, что же это есть на самом деле и попытаться перевести на русский.
Начинаю с конца и тем самым экономлю вам около полутора минут — в русском языке есть меткое слово «спекуляция». Ну а теперь вернемся к началу.
Трейдинг — будем все же использовать этот термин — основан на том же самом извечном принципе, на котором с начала времен строится вся торговля: «дешевле купить, дороже продать». И работает это практически так же просто, как и звучит.
Иллюстрация на простейшем примере: скажем, есть Kentucky Route Zero, которая в Steam обычно стоит 450 руб. Но вот внезапно случается предложение дня, в результате чего на нее в течение чуть больше суток действует скидка в -75%, и стало быть, ее можно приобрести за 112 руб. Трейдер так и делает — приобретает игру, откладывает ее в инвентарь, ждет пару дней, пока не закончится предложение в магазине, после чего выставляет ее на продажу. За 224 руб. И снова ждет.
В это время где-то есть человек, который был бы рад ознакомиться с Kentucky Route Zero, но ждет на нее скидки, потому что не уверен, чего от нее стоит ожидать. И на беду как раз в тот день, когда на нее было предложение в магазине, он был в отъезде. Вернувшись домой, он обнаруживает в почтовом ящике вожделенное, но увы, просроченное уведомление от Steam «Игра из вашего списка желаемого на распродаже!» и… Рвет на себе волосы от досады? Запасается терпением до следующей масштабной распродажи? Скрепив сердце, отправляется на торрент-трекер?..
Нет. У нас здесь хорошая сказка, и конец у нее будет счастливый. Итак, он просто идет к пресловутому предприимчивому трейдеру и покупает у него игру за 224 руб, то есть со скидкой в -50% по сравнению с нынешней ценой в магазине.
Что в итоге? Человек, даже пропустив скидку в магазине, фактически в любое удобное время приобретает отличную игру с хорошей скидкой. Трейдер получает чистую прибыль в размере 112 руб. с одной продажи. «А Steam? — спросите вы, — А Steam в итоге остается в дураках?» Отнюдь, ведь в результате этой операции Steam продал на одну копию игры больше. Если бы не предприимчивый трейдер, человек мог бы так и не купить Kentucky Route Zero — ни сейчас, ни впоследствии, потому что элементарно забыл бы о ней.
А теперь вспомните, что эта ситуация — не единственная. Каждая скидка в магазине неизменно сопровождается сотнями покупок и последующих перепродаж, сотни покупателей ежедневно готовы покупать сотни игр и сотни трейдеров денно и нощно готовы им их предоставить за плату, значительно более умеренную, чем та, что в данный момент времени предлагает магазин. А значит, фактически любой покупатель в любое время может купить любую игру со скидкой, каждый трейдер получает прибыль с десятков продаж, а Steam в конечном итоге обводит вокруг пальца вообще всех, продавая во много раз больше игр исключительно за счет трейдеров.
Выходит, все три стороны, задействованные в сделке, оказываются в конечном итоге в выигрыше. В результате образовывается фактически уникальный в своем роде симбиоз. Ищите подвох, если угодно, но это правда так и работает.
Ну так что, поверили мне на слово? Не стали искать подвох в этой идиллической картине? А зря. Потому что внимательный читатель уже, вероятно, задался вопросом: «А как, собственно, совершается сделка?» — и оказался прав. Да, к сожалению, здесь, как и везде, 20% результата требуют 80% затраченных усилий и времени: основная задача как торговца, так и покупателя заключается, как ни странно, в том, чтобы найти друг друга и, собственно, совершить сделку. И вот тут начинается самое интересное…
Биржи
По большей части весь трейдинг осуществляется при помощи специализированных сайтов — бирж. Биржа — это такой своеобразный рынок. Это как раз то самое место, где торговец выставляет напоказ весь имеющийся у себя товар, и куда в первую очередь направится покупатель, если ему нужно что-то найти. И как на любом уважающем себя рынке, здесь всегда царит жуткий гвалт, толчея и неразбериха: охрипшие торговцы наперебой зазывают клиентов, тщетно пытаясь перекричать друг друга, покупатели галдят, спорят и торгуются, а зеваки растерянно оглядываются по сторонам, с трудом протискиваясь между разномастными лавчонками, прилавками и корзинами.
И все же это работает.
Крупнейшей международной торговой биржей является, без сомнения, SteamTrades (steamtrades.com). Крупнейшей, но отнюдь не единственной — разумеется, существуют множество прочих бирж — больших, маленьких, региональных, межрегиональных и даже автоматических или полуавтоматических — теоретически, биржей может стать хоть любой обычный форум.
Ведь в техническом плане на SteamTrades работает это до смешного просто: торговец создает свою тему на бирже, в которой выставляет на продажу товар — грубо говоря, просто перечисляет имеющиеся игры, снабжая их ценниками. При оформлении темы необходимо придерживаться определенных правил — простых, но обязательных. Например, название темы непременно должно иметь следующий вид: [H] <что вы продаете> [W] <что вы принимаете>. Так же есть много других условностей разной степени занятности, которые вы все равно не пропустите, если начнете интересоваться, и которые вы все равно не запомните, если вам это не нужно.
На STEAMMONEY — пожалуй, крупнейшей сугубо русскоязычной бирже — процесс выставления на продажу выглядит несколько иначе. Разница заключается лишь в том, что вы не оформляете тему вручную, потому что сервис при авторизации автоматически просматривает ваш инвентарь Steam и предлагает вам лишь установить желаемые цены на игры, найденные в нем — остальное он все делает сам.
После чего торговец, в общем-то, просто ждет, пока к нему в тему не заглянет покупатель и не оставит комментарий о том, что он, дескать, заинтересован в чем-то из предложенного товара. Как только это произошло, продавец и покупатель обычно списываются в Steam и торгуются — прошу прощения, обсуждают последние детали. После чего совершается сделка.
Сделка
В самом начале я приводил пример сделки, напомню: трейдер купил игру в Steam и положил ее в инвентарь. Но это ведь лишь один из многочисленных способов добыть игру, верно? Игра с тем же успехом может быть ключом активации, купленным в каком-нибудь стороннем интернет-магазине, или подарочной ссылкой из Humble Bundle, или даже паролем на скидку в -100% для официального магазина — серьезно, я лично встречал такой случай. Разумеется, отличаются способы активации и степени удобства, но факт остается фактом: любой из этих способов «хранения» игры в конечном итоге с равным успехом приводит к ее появлению в библиотеке Steam. Значит ли это, что они все равноценны? Отнюдь.
В терминологии трейдеров есть два устойчивых понятия — гифт (gift) и ключ (key). Гифт — это копия игры, купленная непосредственно в магазине Steam и хранящаяся до поры до времени у торговца в инвентаре. Ключ же — это, грубо говоря, любая строчка, позволяющая активировать игру тем или иным способом. Это может оказаться как, собственно, непосредственно ключ активации, так и что-либо из вышеперечисленного. Хранить эту строчку трейдер может, где ему заблагорассудится, — в текстовом ли документе, на желтом ли стикере, приклеенном к монитору, или же в чертогах разума. И хотя формально, казалось бы, какая может быть разница? Ведь игру с равным успехом можно получить как при наличии гифта, так и ключа. Но разница все же есть, и в трейдинге она играет весьма существенную роль. Если вы еще не догадались сами, увидите чуть позже.
Пока же неожиданно, но ненадолго отклонимся от темы. Довольно подробно рассмотрев, что может иметь у себя на руках торговец, обратим внимание на человека, сидящего напротив — на покупателя. Что и в каком виде может предложить он в качестве оплаты за интересующий его товар?
Во-первых, те же самые игры. Да, очень часты случаи, когда сделка заключает в себе не столько куплю-продажу, сколько бартер — если у обоих трейдеров имеется на руках что-то, что может интересовать партнера, то они договариваются и элементарно меняются, и таким образом, как таковые деньги в сделке участия не принимают. Да, и важно помнить, что со стороны «покупателя», а точнее, партнера по обмену, игры ровно так же могут быть представлены только в виде гифтов или ключей. Вообще бартер — довольно распространенная модель, особенно на крупных и малооавтоматизированных биржах наподобие вышеупомянутого SteamTrades, хотя, например, на том же STEAMMONEY подобные номера обычно не проходят.
Во-вторых, конечно, деньги. Разумеется, без электронного кошелька — а если совсем честно, то без полдесятка электронных кошельков — здесь не обойтись. Откуда такое разнообразие? Давайте посчитаем. Ну во-первых, разумеется, джентльменский набор из QIWI и WebMoney — трейдер российского сегмента редко может позволить себе обойтись без них, поскольку это самые распространенные способы оплаты. Затем PayPal — хотя он все еще толком не прижился в России и с ним по-прежнему связано множество известного рода проблем, за рубежом он является основной платежной системой. Опционально добавьте сюда еще Яндекс Деньги и Visa, и получите те самые полдесятка кошельков. Не то, чтобы их все приходилось использовать ежедневно, но быть готовым нужно ко всему — покупатели, равно как и продавцы, попадаются самые разные. А теперь — и вам это, вероятно, уже пришло в голову — задумайтесь вот над чем: а сильно ли вы горите желанием давать свой номер телефона (QIWI) или адрес электропочты (PayPal) первому попавшемуся человеку? Хотя в общем-то, учитывая, что он намеревается перечислить вам деньги, проблемы особой и нет, но некоторый дискомфорт все же ощущается. И пока вы обдумываете все плюсы и минусы системы оплаты при помощи электронных кошельков, мы переходим к следующей трейдерской «валюте».
А в-третьих, ключи от ящиков. И нет, вы не ослышались. Это те самые Mann Co. Supply Crate Key для Team Fortress 2 и Treasure Key для Доты. Если вы захотите на них взглянуть, вы их легко найдете в Маркете — на Торговой площадке. Они неизменно будут находиться на самом верху, как наиболее активно продаваемые предметы во всем Маркете. Ну вот, если вам вдруг раньше приходилось это замечать и думать, отчего же это происходит и кому нужно столько ключей, то теперь вы знаете, и я тем самым безвозмездно сэкономил вам кучу времени и нервов.
Ключи — обычно используются те, что для TF2, хотя из Доты тоже подходят, благо они практически одинаковы по цене — это, пожалуй, основная трейдерская валюта, особенно на крупных и международных биржах. Используются они в тех случаях, когда трейдер не хочет использовать электронные кошельки — а случается такое очень часто. Работает это так же просто, как и все остальное: ключ на Маркете стоит в нынешний момент времени ~90 руб. или ~2.5$. Когда трейдер выставляет игру на продажу, он вместо цены в рублях или долларах пишет цену в ключах — разумеется, округленную, и, разумеется, в большую сторону. Таким образом, 80 руб. — это 1 ключ, 120 руб. — это 2 ключа, 250 руб. — это 3 ключа и так далее. И когда покупатель приобретает у него игру, он первым делом идет на Маркет, покупает три ключа, отдает их трейдеру в качестве платы за игру и уходит. После чего трейдер может как сохранить эти ключи в этом самом виде на случай, если намерен сам их использовать впоследствии при торговле, так и сразу же обналичить их, продав на Маркете и получив соответствующую сумму на свой кошелек Steam. У этого метода есть много очевидных минусов: невозможность указать точную цену, вывод средств исключительно на кошелек Steam, незначительные, но все же затраты времени на конвертацию денег в ключи и обратно — да, это все имеет место быть. Но все же у этого метода есть один очень весомый плюс, о котором чуть ниже.
Репутация
И вот теперь, когда мы разобрались, что могут предложить каждый со своей стороны продавец и покупатель, остается лишь выяснить, как, собственно, в техническом плане происходит сама сделка, но прежде — небольшое лирическое отступление.
… В замечательном романе «Волкодав» есть красивый эпизод, описывающий тренировку молодых воинов, постигающих мастерство древнего боевого искусства.
— Я тебе доверяю…
— И я тебе доверяю, — вразнобой и негромко огласило двор ритуальное приветствие кан-киро.
В кан-киро нет соперничества и вражды, а оттого невозможны и состязания. Ученики, разбиваясь попарно для освоения новых движений, занимаются отнюдь не борьбой, не ревнивым сравнением, в ком из двоих больше силы и ловкости или кто лучше преуспевает в искусстве.
Один из них нападает. Он действует с большой внутренней силой, искренне — если уж держать, то до последнего, если бить — так, словно собрался перерубить ладонью бревно. Но все это совсем не обязательно проделывать быстро. Быть может, от нападения защищается новичок, медлительный и неловкий. Пусть он вдумчиво следит за работой своего тела, не беспокоясь оплошать, не боясь, что в случае ошибки ему проломят голову или жестоко бросят на землю. Пусть он загодя знает, что нападающий дружески укажет ему его промах и научит, как правильно. В этом одна из основ обучения. Доверие — дело взаимное. Тот, кто защищается, обязан двигаться не быстрей и не медленней нападающего, ибо слиться воедино могут только те потоки, в которых вода одинаково стремительна — или спокойна. Ибо сказано: «Я тебе доверяю...»
… И важно отдавать себе в этом отчет — 80% трейдинга строится исключительно на подобном взаимном доверии. Разумеется, это не значит, что какой-нибудь мерзавец при желании совершенно спокойно может обманывать всех направо и налево и при этом оставаться безнаказанным — существуют действенные механизмы отслеживания лояльности торговцев, позволяющие покупателям как заранее избежать попадания на удочку, так и отомстить обидчику, если все-таки что-то пошло не так. Но все-таки нужно понимать, что это не Steam, и дело приходится иметь не с мощной и отлаженной автоматической системой, не совершающей ошибок (ну, почти), а с обыкновенными, живыми людьми. Это не означает, что во что бы то ни стало нужно бояться обмана на каждом шагу — это лишь означает, что стоит придерживаться элементарного здравого смысла и самому вести себя адекватно. И в этом случае можно быть уверенным, что никаких проблем не возникнет.
Возьмем идеальную ситуацию: торговец продает гифт, покупатель расплачивается ключами, атмосферное давление нормальное, сопротивление воздуха не учитывать. Вы, вероятно, удивлены, но да, именно это и есть идеальная ситуация, и вы сейчас в этом убедитесь. Потому что как только торговец и покупатель договорились, они оба открывают в Steam окно обмена. Торговец выкладывает гифт, покупатель — два ключа, они оба проверяют, что все верно, после чего каждый со своей стороны ставит галочку и нажимает большую зеленую кнопку. И после совершения этого обязательного ритуала происходит, собственно, мгновенный обмен. То есть перед совершением сделки каждый из партнеров имеет возможность воочию удостовериться в том, что все правильно, и сделка будет совершена только после того, как оба партнера будут готовы — стало быть, без обоюдного согласия обмен совершен быть не может. Такой способ гарантирует максимальную надежность, открытость и прозрачность сделки, практически полностью исключая возможность обмана.
Но если в сделке задействованы ключи и/или оплата производится при помощи электронных кошельков, то очевидно, так гладко все пройти не может. Одновременный обмен в этом случае фактически невозможен, и грубо говоря, кому-то в любом случае придется совершить первый шаг, поставив тем самым себя в невыгодное положение перед партнером. Скажем, торговец продает ключ активации игры, а покупатель расплачивается QIWI. Все детали улажены, цена установлена, оба трейдера готовы к совершению сделки. И, допустим, продавец берет на себя риск и первым пишет в чате ключ. В этот момент он выполнил свою часть сделки — но теперь покупатель уже получил требуемое, и сейчас ничто, кроме его собственной совести, не может заставить его совершить транзакцию. Теоретически, всегда есть риск того, что он тут же активирует полученный ключ, выйдет из чата, удалит торговца из друзей и добавит в черный список. Равно как и наоборот — если первым переведет деньги покупатель, подлый торговец может не отдать ему ключ. Плюс существуют проблемы, связанные собственно с ключами — ведь в отличие от гифта, покупатель не может отследить, что за ключ ему продает торговец вплоть до самой активации.
Подобные сделки непрозрачны и асинхронны, из-за чего считаются куда более опасными: в них несравнимо больше тонких мест, где что-то «может пойти не так». И, конечно, мы все-таки живем в таком мире, в котором одного приветствия «я тебе доверяю» в начале разговора явно недостаточно для абсолютной гарантии безопасности и надежности. Поэтому придуман куда более весомый способ убедиться в благих намерениях партнера — репутация.
И это тоже работает, как и положено, очень просто. На биржах у каждого трейдера есть свой профиль, связанный с аккаунтом Steam, и основное его назначение — отображать репутацию трейдера. Репутация — это набор из положительных и отрицательных отзывов, которые оставляют об этом трейдере коллеги, которым когда-либо доводилось с ним торговать. Каждый положительный отзыв добавляет одну единицу репутации, вдобавок в нем часто указывают на конкретные качества трейдера, на которые стоит обратить внимание тем, кто будет торговать с ним потом: честность, вежливость, точность, терпеливость, оперативность, аккуратность, дружелюбность… или же, напротив, вероломность, грубость, жадность, нерасторопность и лживость.
Сам трейдер не может контролировать отзывы, оставляемые о нем — ни запретить их оставлять, ни ограничить, ни скрыть, так что вы в любом случае можете ознакомиться с репутацией незнакомого торговца перед тем, как заключать сделку, или же оставить мошеннику негативный отзыв, если вы все-таки стали его жертвой. Наличие же одного или двух негативных отзывов — это мощный удар по карьере трейдера и серьезный повод задуматься для тех, кто в дальнейшем будет с ним торговать.
С репутацией связан приятный ритуал. После каждой успешной сделки от одного из партнеров следует неизменное «reptime? :)», после чего трейдеры обмениваются взаимными комплиментами, оставляя в профилях друг друга положительные отзывы. Это действительно важно, и нередки случаи, особенно среди начинающих трейдеров, еще не успевших сделать себе имя, когда совершаются сделки, вовсе не приносящие прибыли или даже убыточные, лишь для того, чтобы получить лишний положительный отзыв к репутации.
От репутации зависит многое, и это основной инструмент любого трейдера, помогающий избежать обмана, поэтому его нужно осваивать в первую очередь. И хотя через некоторое время, набравшись определенного опыта, уже несложно различать трейдеров просто по речи и манере поведения, этот традиционный ритуал репутации в то же время привносит ощутимую долю какого-то человеческого общения в холодные и циничные деловые сделки, постоянно напоминая о том, что на том конце — такой же человек, а это ощущение, поверьте, дорогого стоит.
Региональная политика
«Так все-таки зачем же использовать международную биржу, если существуют региональные, а стало быть, русскоязычные?» — спросите вы. Дело в том, что именно махинации с региональной политикой и составляют, пожалуй, один из мощнейших механизмов трейдинга. На самом деле, это уже довольно продвинутая техника, использовать ее нужно с осторожностью и известным искусством и с первых шагов соваться в эту игру может быть элементарно опасно — ведь это одно из самых тонких мест во всем ремесле трейдера, цена ошибки в котором может быть довольно высока — как в моральном, так и сугубо в денежном эквиваленте. И все же, если хорошо разбираться, не делать глупостей и умело использовать возможности, можно достичь наиболее впечатляющих результатов.
Вы, вероятно, хотя бы чуть-чуть, но в курсе региональной политики Steam — вряд ли вам вообще ни разу не приходилось натыкаться на страницу «Этот товар недоступен в вашем регионе.» или слышать о том, что цены в магазине дифференцированы в зависимости от региона. Так вот именно этот последний факт и является основным орудием трейдеров, играющих с межрегиональной торговлей.
Иллюстрация на простейшем примере: возьмем ту же Kentucky Route Zero, потому что она мне нравится. Так вот: в России она стоит 449 руб. В то же время в США ее цена составляет 24.99$ (~900 руб), а, скажем, в Великобритании — и вовсе 18.99£ (~1150 руб.) Неплохо?.. Дальше будет лучше. И вот случается предложение дня, в результате чего на игру объявляется скидка в -75%. Таким образом, в течение этих примерно двух суток цены в рублевом эквиваленте будут следующими: в России — 112 руб., в США — 225 руб., в Великобритании — 287 руб. Предприимчивый российский трейдер покупает игру за 112 руб., и предложение дня оканчивается. Теперь будем считать для определенности, что этот трейдер всегда продает игры за цену, вдвое меньше реальной цены магазина — так, чтобы покупатель мог приобрести игру как бы со скидкой -50%. Таким образом, теперь он может продать игру:
• Россиянину, как это было в первом примере, за цену в 224 руб. Прибыль в этом случае составит 112 руб.
• Американцу за цену в 450 руб. Прибыль в этом случае составит 338 руб.
• Англичанину за цену в 575 руб. Прибыль в этом случае составит 463 руб.
Дайте угадаю: сейчас вы, увидев воочию этот ужас, что творится за границей со Steam'овскими ценниками, поневоле радуетесь про себя тому, что живете в России. Да и неудивительно. Но возвращаясь к торговле — да, это работает ровно так же эффективно, как и звучит. Если уметь тщательно выбирать товары и клиентов, то можно добиваться ошеломляющих прибылей — по меркам российского сегмента Steam, разумеется, но все же.
Но здесь важно соблюдение многих важных правил. Дело в том, что отнюдь не с любой игрой удастся провернуть подобный трюк — многие игры выпускаются разными изданиями в разных регионах, к которым оказываются жестко привязаны. Вам наверняка встречалась жутковатая, угрожающая черно-оранжевая табличка на страницах некоторых игр, повествующая о том, что с этой игрой связаны определенные региональные ограничения. Наличие такой таблички — верный знак, что в этом случае судьбу лучше не искушать и пойти попытать счастья с чем-нибудь более безопасным. Потому что есть немного ситуаций хуже, чем та, в которой окажется трейдер, по ошибке или, не дай Бог, намеренно продавший партнеру игру с региональным ограничением, а стало быть, нерабочую. Это неизбежно приведет к значительным убыткам или потере лояльности покупателей — и неизвестно, что хуже.
С другой стороны, межрегиональный трейдинг позволяет делать и другие интересные вещи: например, доставать игры, недоступные в вашем регионе, будь то какая-нибудь Borderlands 2 без привязки к русскоязычным серверам или игры, которые по каким-то причинам вообще невозможно купить в России. А ведь их достаточно: The Longest Journey, BloodRayne, Jade Empire, Sid Meier's Railroads! и Pirates! — и это лишь то, что интересовало лично меня и что сейчас навскидку пришло в голову. То, что их нет в русскоязычном магазине — это страшная несправедливость, которая никуда не годится. Но при наличии сильного желания, капли смелости, в меру прямых рук и хорошо подвешенного языка эту самую несправедливость несложно исправить.
Так зачем это надо?
Трейдинг в Steam поставлен на очень широкую ногу. Существует мощная, устойчивая, отлаженная и саморегулируемая система, работоспособность которой непрерывно поддерживается огромным сообществом со всего мира. При помощи трейдинга образуется фактически уникальный в своем роде симбиоз, в результате чего в выигрыше остаются все три стороны, задействованные в нем. Трейдинг позволяет предприимчивым покупателям серьезно экономить на играх, а не менее предприимчивым продавцам даже зарабатывать вполне солидные деньги.
Я, как человек, проведший в «этом бизнесе» около года, могу с уверенностью сказать: трейдинг — это действительно работает. При должном мастерстве и смекалке он правда легко позволяет по меньшей мере снизить вплоть до нуля ваши ежемесячные расходы на игры, а в по-настоящему удачные дни и неплохо заработать. И все же есть одно но.
Выше, где-то ближе к началу, если помните, я употребил в отношении трейдинга слово «спекуляция». Деньги из воздуха. Что ж, возможно, так и есть, но в процессе это так не ощущается совершенно — у меня бы язык не повернулся сказать, что трейдеры ничего не делают. Потому что существует эта огромная куча необходимых мелочей, которые нужно непрерывно всегда вовремя узнавать, помнить и держать в голове, и которые, каким бы странным это ни казалось, отнимают кучу времени и сил. Постоянно следить за рассылками кучи игровых магазинов и бандлов, мгновенно реагировать на любые события, быть всегда в курсе всего, что где происходит, постоянно вылавливать покупателей и торговаться за редкие товары — это то, что и составляет основную часть работы трейдера, и поэзии в этом мало. Это каждый вечер, возвращаясь домой, проверять оповещения, поднимать тему на бирже, списываться с покупателями, обсуждать, торговаться — и так изо дня в день. При всех своих достоинствах трейдинг — это все же довольно муторная, неблагодарная, выматывающая и, чего уж там, неоправданно тяжелая работа.
Именно поэтому уже вот год прошел как я, что называется, отошел от дел и не веду активной торговой деятельности. Впрочем, меня лично именно такое положение дел устраивает больше всего: с тех времен у меня остались несколько хороших друзей и полезных связей, вполне солидная репутация, и главное — навыки, поэтому сейчас я могу при желании спокойно время от времени наслаждаться достоинствами трейдинга, не заботясь о недостатках.
А что насчет вас? Несмотря на вышеперечисленные проблемы, почему вы можете захотеть заняться трейдингом?
• Трейдинг — это прибыльно. На самом деле, не то чтобы обязательно, но если у вас есть голова на плечах, то вы без особых проблем сможете делать вполне реальные деньги. Из воздуха ли? Это определите для себя сами.
• Трейдинг — это удобно. Он открывает кучу возможностей: вам не придется больше жалеть о недоступных в вашем регионе играх или с вожделением ждать новогодних скидок — при должной сноровке, вы сможете в любой момент добыть все, что угодно.
• Трейдинг — это интересно. Отнюдь не каждому из нас в жизни доводится стать коммерсантами — и слава Богу — но вместо экономических стратегий можно попробовать трейдинг, чтобы на деле почувствовать, как работает торговля с настоящими партнерами и настоящими деньгами, но все же в достаточно игрушечных масштабах.
• Трейдинг — это весело. Серьезно — вы ежедневно встречаете кучу новых людей со всего мира, многие из которых могут впоследствии стать вашими хорошими друзьями. Это лишний повод пообщаться с интересными людьми, завязать полезное знакомство и потренировать свой иностранный язык.
Как бы то ни было, будем надеяться, что затраченные… сколько там? Ну вот примерно столько минут, затраченные на выслушивание рассказов старика, не прошли для вас совсем даром. Занимайтесь полезным и любимым делом, не будьте жадными, дружите с соседями и не пейте так много. На этом разрешите откланяться… … И да — говорят, на ранчо Шелудивого Осла первоклассные однолетки идут по четыре восемьдесят за голову.
Лучшие комментарии
Это не просто пук в лужу, любой «старый» трейдер это подтвердит. Моих аккаунтов заблокировано штук 7 и если в первый раз вас (может быть) простят, то дальше хуже. Билли из SS суров и строг к этому делу.
Так что думайте сами, дамы и господа. :)
Продал абсолютно всё. Как сейчас помню, за 17 250 рублей.
Весёлые были времена!
Во-вторых, это собственный ошибки. Купить игру, а она окажется с ограничениями, которые не были указаны в описании на странице в магазине? Норма, привет юбисофт. А еще веселей, если купил сразу 10 копий, как дурак.
В-третьих, многое завязано на удаче. Можно месяц сидеть и бампать топик на стимтрейдах и тебе никто не напишет, или получить заветного трейдера с неплохими профитами.
В-четвертых, все не так радужно, как описал автор, надо постараться, чтобы получить 50 процентов от цены игры, ибо трейдеров много и все сбивают цены, дабы купили у них…
Ну а вообще — удачи тем, кто собирается поднять денег или завести друзей на этом поприще. И трейдите лучше с твинка, не так обидно будет получать бан. И еще, дота ключи убирают с продаж, теперь их никто не с использует как валюту, а вот ключи от кс — очень даже. И используйте плагины для стима — имба. Будет кому-то интересно, отправлю ссылки на оные, если не забуду =)
Слава яйца мой активный трейдинг заканчивается Стим-аккаунтом, всегда можно наторговать на игру, что доставляет. «Вывоз» денег у меня был еще в WoW-e на 3k баксов, потом стало не до этого.
Плюс автору и удачи на полях трейдинга всем тем, кто собирается туда.
В дополнение могу отметить одну деталь, которую я не стал указывать в тексте: теоретически есть возможность более точно указывать цены, оперируя не только ключами, но и более мелкими и недорогими предметами. В частности, например, относительно широко используется в этом плане билет TF2, цена которого стабильно держится в районе 40 руб. Таким образом при использовании этих билетов цену в 250 руб. можно обозначить не как 3 ключа, а как 2 ключа и 2 билета. Таким образом округление оказывается меньше, а указанная цена — точнее.
Но ключи тем и хороши, что они универсальны. А использование дополнительных предметов связано с явными неудобствами как для покупателя, так и для продавца — это всегда лишние затраты времени, а итоговая разница в цене неизменно оказывается крайне незначительной. Поэтому все же обычно использования единиц, более мелких, чем ключи, стараются избегать.
А. Линдгрен, «Пеппи Длинныйчулок»
Нет, именно так и было с самого начала. Зачем? Понятия не имею. :)
и
Enhanced steam
обращайте внимание на subID игр, если они разные для разных регионов, то скорее всего игра залочена в регионе, даже если нет информации об этом.