30 июля 2014 30.07.14 39 22K

Лицензируем авто для игры. Сложно ли это?

+63

Автосимуляторы давно перестали быть развлечением и выросли в тренажёры для молодых пилотов и тестовые полигоны для концепт-каров. Но для многих людей игры подобного толка остались единственной возможностью прокатится на автомобиле мечты.
Как же так получается, что в одних играх мы видим огромный автопарк реальных автомобилей, а в других только вымышленные?

3d модель авто так, как её видит разработчик

Нам кажется, что производители автомобилей должны быть заинтересованы в гоночных играх не меньше, чем разработчики гоночных игр заинтересованы самими автомобилями. Ведь многие из нас первый раз сели именно за баранку виртуального автомобиля и стали мечтать о какой-нибудь Evo 8 после серии NSF. В реальности всё не так. Автопроизводители, в большинстве своём, мыслят стереотипами касательно видеоигр. В их понимании, гораздо выгоднее заплатить киношникам, что бы те рекламировали новый авто, чем бесплатно дать лицензию разработчикам видеоигр.
Сейчас же, для того, что бы получить разрешение использовать автомобиль в игре, нужно купить лицензию. Процесс этот долгий и довольно сложный. В автокомпаниях для этого есть специальные люди – менеджеры по лицензированию. Прежде чем дать разрешение, эти люди тщательно изучают все аспекты игры, просят предоставить скриншоты и ролики будущего проекта. Будьте уверены, производители элитных авто даже слушать вас не станут, если вы не предоставите демоверсию игры и ограничитесь только концептом, написанным на бумаге. Так же стоить учесть, что автоконцерны гораздо охотнее сотрудничают с известными разработчиками, нежели с новичками и независимыми студиями.

SMS и Kunos Simulazioni одни из немногих свободных студий, которые смогли добиться высокой лояльности среди автопроизводителей

Менеджеры могут рассматривать заявку на лицензию несколько месяцев. Не редки случаи, когда процесс затягивался на год и даже больше. Если заявку всё же подтвердили, то начинается процесс выставления требований к разработчику. Основная их масса вполне разумна и логична:
• машина не должна ломаться сама по себе;
• она не должна сбивать полицейских и мирных граждан;
• представленная в игре машина ни как не должна портить репутацию компании;
• никаких проявления расизма и жестокости;
• авто должен всегда оставаться узнаваемым;
• нанесение повреждений не должно быть основной цель игры.
Кстати, именно по этой причине в GTA никогда не будет настоящих автомобилей – ни кто из автопроизводителей не хочет выдавать лицензии такой жестокой игре. И даже деньги здесь бессильны.

Next Car Game — ещё одна игра, в которой никогда не будет лицензированных автомобилей

Но иногда встречаются довольно странные требования:
• машина не должна падать со скалы. Если в игре есть скала, то машина должна автоматически остановится около её края;
• машина должна лидировать всегда и во всех гонках;
• у авто не должно разлетаться на осколки лобовое стекло. Трещина это максимум;
• авто не должен взрываться;
• Nissan GT-R запрещено подвергать внешнему тюнингу. Доводы «в Gran Turismo ведь можно кастомайзить авто» на японцев по какой-то причине не работают.
Кроме этого, в договоре всегда оговаривается, как сильно можно повредить автомобиль в целом и кузовные элементы в частности.
Бывает и так, что производители авто по велению левой пятки отзывают ранее выданные лицензии или не продают новые, мотивируя это тем, что «наши авто уже и так представлены во многих играх и создаётся впечатление, что они везде есть, но в реальном мире это не так и мы не хотим, что бы наши машины теряли уникальность». Да, бред, но и такое бывает.

Компания Кадзунори Ямаути единственная в мире видеоигр, способная диктовать свои условия сотрудничества

Если договор устраивает обе стороны, то приходит время подписывать бумаги и платить деньги. Но даже с первым у некоторых возникают проблемы. Так, к примеру, у российских автомобильных производителей нет менеджеров по лицензированию. Да что уж говорить, у них нет даже бланков и типовых договоров на этот случай. Ни кто из работников не знает и не умеет производить лицензирование контента. Японские производители не разрешают менять договор, а он полностью написал про коробочные игры на дисках и в нём нет ни слова про онлайн. Либо подписывай так, как есть, либо не подписывай вовсе.

Моды остались почти единственной возможностью увидеть российский автомобиль в игре

Касательно денежного вопроса стоит отметить, что сумма за лицензирование почти всегда отражает общий престиж фирмы. Так, получить лицензию Ferrari и Lamborgini стоит дороже всего. Минимальная сумма — 500 000 долларов, которую могут выставить только давней знакомой компании. Новички же могут заплатить и миллион, если выше оговоренные производители не уверены в качестве выпускаемой продукта. Кроме этого, автомобильные компании могут потребовать процент с продаж игры. Иногда, правда, можно совершить взаимовыгодный обмен, предоставив автоконцернам рендеры и деморолики для демонстрации их на автомобильных выставках. Но для этого нужно быть давним партнёром марки.

Ferrari laFerrari — одна из самых вожделенных, но и самых дорогих лицензий

Наконец, наступает долгожданный момент начала работ над новой моделью. Если автомобиль новый и стоит на конвейере, то автоконцерн может предоставить CAD-модель. Естественно, наложим строгие ограничения, основным из которых являет запрет на публичное распространение модели. Нарушение повлечёт судебные тяжбы и колоссальные по своим объёмам штрафы. Проблемы с переносом авто в игру наступают тогда, когда авто снят с производства или автопроизводитель отказывается давать трёхмерную модель. В таком случае на помощь приходит лазерное сканирование реального авто, что дорого, сложно, но наиболее достоверно, и попытки воссоздать модель ориентируясь на фотографии, это относительно дёшево, но долго не всегда получается достоверная модель.

Alfa Romeo TZ3 Stradale для Gran Turismo 6. Кликабельно

Всё выше написанное касается лицензирования автомобилей. Но как же дела обстоят с трассами?
Добыть лицензию трека стоит гораздо меньших усилий, владельцы трасс гораздо охотнее идут на контакт, их проще уговорить и счета они выставляют намного меньше. Сумма за лицензирование профессионального трека колеблется от 10 до 100 тысяч долларов в год. Иногда можно заключить договор на несколько лет, тогда лицензионные отчисления каждый последующий год будут уменьшаться. При переносе трека в игру так же стоит учитывать, что придётся сделать огромное количество фотографий, что влечёт за собой дополнительные затраты. Самые продвинутые студии вместо фотосъёмки используют лазерное сканирование.

К слову, если фотосъёмку можно вести почти в любое время, то заниматься лазерным сканированием можно лишь в строго отведённые дни и часы в году, когда трек полностью свободен от соревнований, трек-дней и ремонтных мероприятий.

Закреплённые на автомобиле датчики создают сложную, высокодетализированную точечную модель. После этого разработчики игры преобразуют точечную модель в трёхмерную и попутно уменьшают её детализацию. Сделано это в угоду оптимизации, т.к. для обработки в реальном времени «полной» версии трека понадобится суперкомпьютер, не иначе.

Лазерный Long Beach для iRacing

Оборудование для лазерного сканирования трека. Снова iRacing

Лазерное сканирование, при кажущейся простоте, отнимает у разработчиков гораздо больше времени, чем перенос трека при помощи фотографий и чертежей. Но во втором случае очень сильно страдает детализация полотна, т.к. ни чертежи, ни фотографии не могут в полной мере передать изменение рельефа и состояние самого асфальта.
Лазерно сканированный трек имеет свои нюансы. Во-первых, полотно трека каждый год ремонтируют и обновляют, так что трёхмерная модель трека в игре довольно быстро устаревает. А во-вторых, всё равно приходится делать множество фотографий окружения, для более точной передачи антуража и атмосферы.

Не каждый сможет с ходу сказать, где фотография, а где скриншот

С городскими треками, по типу Monaco Grand Prix, всё ещё сложнее. Во-первых, нужно перенести сам трек в игру, а во-вторых, нужно получить разрешение у каждого владельца магазина, у каждой компании, чьи рекламные вывески расположены в городе и у каждого владельца здания, парка и достопримечательности. Вот по этой причине в GTA и ей подобным никогда не будет точных копий реальных зданий, а будут лишь их интерпретации. Получение всех необходимый разрешений затянулось бы на несколько лет, а бюджет игр возрастал бы в несколько раз. При этом для киношников нет ни каких ограничений – снимай как хочешь, где хочешь и не плати за это ни копейки.

 

Лучшие комментарии

Ты лучший!

Ребята, я думаю, нам стоит отвернуться, здесь любовь
Кто-то решил предъявить права на касик ;)
Прочитал, как «няшный гомо...» нутыпонял и уже начал думать, за что так меня не любишь С;
И Литий тоже лучший!
И Йети лучший!
И Сикрет51 лучший!
И Миковульф лучший!
И Вега Лучший!
Акаширо ваще тащит на гитаре своей ога!
Предатор! Хикон! Чиф!
ТАЩУТ!
При этом для киношников нет ни каких ограничений – снимай как хочешь, где хочешь и не плати за это ни копейки.

Пруф или лгню ты несиошь!!111 Как минимум не «где хочешь», ибо перегораживать всякие центральные улицы в Нью-Йорках нифига не «не плати за это ни копейки».
Читать это было, как минимум, занятно. Уж не в курсе про тонкости лицензирования, но Рокстар, в упомянутой тобою GTA, сделала пародирование некой отдельной фишкой серии. То-есть, уж при их-то бюджетах, думаю, они могли бы скупить автопарк для очередной серии. Или поставить вывески реальных магазинов на здания, но смысла в этом было бы не много — пародирование там возведено на особый уровень.
Nissan GT-R запрещено подвергать внешнемю тюнингу. Доводы «в Gran Turismo ведь можно кастомайзить авто» на японцев по какой-то причине не работают.

Rly? В NFS Pro Street можно. И вроде в Shift.
В жта машины топят, взрывают, мнут, в воздух запускают, переворачивают, сжигают, давят ими людей — как только не используют. Если авто производители увидели бы такое обращение с их творениями, они бы самолично сожгли офис Rockstar.
еррари свет клином не сошелся, хотя я всегда считал что именно этой марки критически не хватает в смуляторах.

Test Drive: Ferrari Racing Legends — целый большой симулятор про одну марку. ;)
Подписи картинок весьма интересные, хотелось бы узнать, почему какая-то компания добилась эксклюзивных прав в лицензировании, а другая так и вовсе может диктовать свои условия. Это прямо очень заинтересовало.)
Это не оправдание, а повод либо улучшить вычитку, либо улучшить свой скилл русского.
взрывают, мнут, в воздух запускают, переворачивают, сжигают, давят ими людей

На Феррари свет клином не сошелся, хотя я всегда считал что именно этой марки критически не хватает в смуляторах. Давить людей — ту да, вопрос сложный, а кузовы и так давили в той же Shift 2, или в Grid 2. Есть достаточно много вариантов из супер-каров, где производители скорее сами будут рады вниманию, правда это не гиганты, вроде Феррари. Но если бы такая цель стояла, то думаю они бы легко договорились с Макларен или кем-то подобным. Ну и на остальной, «не пафосный» автопарк хватило бы вариантов.
. То-есть, уж при их-то бюджетах, думаю, они могли бы скупить автопарк для очередной серии
Ну не смогли бы. В статье чётко написано почему.
Ну так перегораживание улиц это отдельная статья расходов. Тут разговор исключительно про лицензии. Если уж для съёмки улиц, парков и достопримечательностей ну нужно получать разрешение (страны со своими тараканами в голове не считаются), то о какой лицензии идёт речь?
Читай также