Всем привет, в эфире… ой, что это я? В общем, вы все меня отлично знаете. И эту статейку я обещал уже некоторое время назад где-то, после выхода «Годзиллы». Но в итоге формулирование первого же абзаца затянулось ииииии...ну, в общем, статейка опоздала и подрастеряла своей актуальности, но я-таки решил ее дописать.
Итак, заметка сия, мною пафосно называемая статьей, является тупо попыткой систематизировать мое же негодование от того, что в последнее время как-то все туго становится с таким, казалось бы, банальным жанром, как киноаттракцион. Выходят всякие «Годзиллы» и «Челопуки 2», от которых плеваться хочется, а не радоваться. И изначально эта «статья» задумывалась именно как небольшой материал, где я разбираю феномен киноаттракционов, и на примере двух очень близких по жанру фильмов, показываю, почему новая Годзилла — ацтой. Однако когда я сел за написание этого самого материала, я понял, что мне надо для начала сформулировать, что такое киноаттракцион вообще. То есть вот в целом.
И тут я откровенно завис, друзья мои. Видите ли, в чем оказалась проблема — этих самых аттракционов нашлось какое-то бесконечное множество. Линия моих рассуждений была примерно такой: вполне очевидно, что киноаттракцион — это такой фильмец, который желательно смотреть в кинотеатре (крутой звук, картинка), не шибко умный (аттракцион же, он не должен вводить в депресняки всякие), в идеале так и вообще юморной, но не обязательно. Окей, вроде довольно ровное определение. Начал пытаться собрать представителей жанра: ну вот «Тихоокеанский рубеж», «Звездный Путь» очень даже вписывается. Да и «Звездные Войны», пусть я их лично и недолюбливаю, но энивей не отнять этого у нее. Кинокомиксы Марвел, в принципе, вписываются сюда. А потом до меня дошло, что серия «Трансформеров» тоже ведь — киноаттракцион в чистом виде. Вот только там есть нереально раздражающий меня Сэм Етитскаякочерыжкаислоновьяотрыжка Уитвикки. Здесь я зацепился на режиссера Майкла Бэя и вспомнил свой любимый фильм, подходящий на звание киноаттракциона — «Плохие Парни 2». А если в этот жанр вписываются они, то вписывается и обожествляемый мною фильм «Скала», который ну просто нереально крутой ведь. Но при этом — аттракцион же! И Нолан, если смотреть глобально, снимает крутые и умные аттракционовые фильмы. То есть вот «Начало» я аттракционом считаю (опять же — умным и крутым), а «Остров Проклятых» (где тоже есть Лео, и даже роль у него там похожая) — нет.
В общем, пытаясь все это систематизировать, я банально запутался. Слишком много субъективного всякого мгновенно повисает в воздухе и мешает нормально смотреть на вещи. С другой стороны, как только речь заходит об объективности в плане чего-то развлекательного (игры, музыка, фильмы, книги), как мне вообще начинает хотеться плакать, ибо объективного в этом… ну вот количество букв/предложений в книге ее объективно характеризует. Бюджет фильма тоже объективно характеризует его. Или сколько времени потребовалось на рендер всех спецэффектов. Но потребителю-то на это наплевать. Кто-то взахлеб читает «Войну и Мир», а кто-то не может осилить жалкий рассказик на 20 страниц.
Так что я забил на формулирование всей этой туфты про какие-нибудь общие тезисы. И дальше я буду просто в лоб сравнивать «Тихоокеанский Рубеж» и «Годзиллу». И даже пошлее обычного — прям по пунктам буду сравнивать, чтобы уж совсем развратно было. И, КСТАТИ, БУДУТ ВСЯЧЕСКИЕ СПОЙЛЕРЫ! НЕ ГОВОРИТЕ ПОТОМ, ЧТО Я НЕ ПРЕДУПРЕДИЛ! Итаааааааааак… приступим!
1. Сюжет, персонажи, все такое.
Начнем с сюжета, да, потому что это самое слабое место у обоих фильмов. Потому, что простите меня, но для борьбы с Кайдзю надо не роботов собирать, а вооружение прокачивать. Баллистические ракеты какие-нибудь, которые бы настигали монстров, пока те в воде тусуются по дороге к городам. Или еще чего-нибудь подобное. И в Годзилле тоже таких тупизмов хватает. Но суть прикола в том, что в Рубеже есть допущения, а остальное строится уже вокруг них и довольно логично, а в Годзилле особо допущений-то нет, кроме того, что все вокруг какие-то клинические идиоты.
Я не буду пускаться во все тяжкие, расписывая, что Гильермо, имея на руках довольно оригинальный концепт (пусть и являющийся миксом из штампов типичных для жанра), мог показать просто первые моменты того, как создавались Егери и закончить на том, как чуваки просто ПРЕОДОЛЕЛИ. Однако вместо этого он выбрал в качестве старта тот момент, когда Егери стали уже не особо эффективны против напирающих Кайдзю. В результате у него история получилась про то, как люди уже чуть ли не на грани находясь, объединились и вдарили по атакующим. Довольно мрачно вышло, хоть и с предсказуемым хаппе-эндом.
У Годзиллы основной сторилайн… ну как бы так помягче сказать. Просран. И всю абсурдность его построения раскрывает последняя сцена. Вот представьте себе: к вам в город прибывает два ЗДОРОВЕННЫХ насекомуса, чтобы знатно спариться и отложить яйца посередь города (ну вот кто из адекватных животных станет откладывать свои яйца в муравейник?). Потом к вам же в город приходит Годзилла, дубасит насекомусов, в результате разнося добрые 3/4 города. В итоге насекомусы — дохлые, а Годзилла ложится отдохнуть. Вот когда он встанет — вы станете кричать: «Урааа! Молодцом, чувак!» Или же вы понятия не будете иметь, какого хрена задумала эта стометровая дура, куда она направится теперь и что хочет поломать? То-то же.
Примерно та же история с персонажами. В «Рубеже» перед нами предстают отнюдь не номинанты на премию «Оскар», но тем не менее личности, имеющие харизму. Парочка двинутых ученых, адмирал СЕГОДНЯ-МЫ-ОСТАНОВИМ-АПОКАЛИПСИС, мистер я-продаю-дерьмо-кайдзю, блондинистые русские и еще много кто. Да, персонажи получились местами карикатурные, но они в результате не сливаются хотя бы в серую массу и за их разговорами хоть сколько-то интересно следить. Опять же — они шутят! И не боятся вести себя смешно местами.
На этом же фронте у Годзиллы — просто непотребство сплошное. Единственные персонажи, которые запоминаются после просмотра — это, в лучшем случае, двинутый Хайзенберг, который появляется только в первой части фильма, и Кен Ватанабе, обмазавшийся афоризмами о природе и весь фильм появляющийся на экране с таким лицом, как будто он только что узнал о существовании чего-то невыносимо ужасного. Главный герой имеет очень смутную логику, его жена — еще более неочевидно себя ведет, и в целом попытки всех остальных играть в серьезную драму терпят однозначный фейл. О юморе можно забыть. Все с предельно серьезными лицами предельно серьезно пытаются относиться к огромным жукам, которых сами же обозвали ГНУСом (спасибо локализаторам, ня).
Опять же — я не хочу сказать, что у «Рубежа» сюжеты идеальные, там и всякие ляпы встречаются из разряда: «Бродяга ядерный! Аналоговый!» И Егеря русских там сливают ну очень бодро, несмотря на то, что про него говорят, что он какую-то там сибирскую стену охранял и отразил не то 16, не то 15 атак (лень мне ща пересматривать ради уточнения мелкого факта, суть именно в том, что Черный Альфа вроде как пипецу крут должен быть). Но это огрехи или куда как меньшего масштаба, или что-то, обусловленное жанром. «Рубеж», не смотря ни на что — интересно смотреть не только ради следующего эффектного мочилова, вот я к чему пытаюсь прийти.
2. То самое Мочилово.
Вот здесь все спорно, поэтому я постараюсь поменьше лепить эпитетов и больше говорить по делу.
В «Рубеже» к экшену у меня претензий нет. Там прям первая же сцена — это махач Бродяги и кайдзю. Важным тут мне кажется тот факт, что Гильермо не боится брать близкие ракурсы и не так часто дает какие-то удаленные планы, чтобы типа зритель оценил масштаб разрушений. Вместо этого он постоянно заставляет этих самых Егерей взаимодействовать с привычными нам штуками типа барж/танкеров/кораблей? (не шарю я в этом), какими-то транспортными контейнерами и прочими знакомыми предметами, дающими очень внушительно прочувствовать тот самый МАСШТАБ. Что этот робот — большой, а зверюка, его бьющая — еще больше. К тому же тут не забывают о том, что и Егери, и Кайдзю — вполне реальные существа, которые наносят друг другу вполне заметный урон во время битвы. И важно, что этот урон и визуально отображается (металл гнется, в кабины заливается вода, у монстров остаются всякие окровавленные куски и все такое), и в динамике ощущается, что вот сейчас был очень крутой удар в челюсть.
У Годзиллы с этим — главная проблема. Во-первых, экшен в принципе начинается только на 15-ой или 20-ой минуте фильма. Во-вторых, после этой первой сцены (довольно сумбурной, надо заметить), есть как минимум 2(!) момента, когда экшн зрителю не покажут. То есть два поединка между Годзиллой и монстряками. Вот буквально: оба встают наизготовку, и тут ХРЕНАК — камера переключается в какие-то далекие дали показывать людей с их проблемами. А то, что я пришел на фильм, где ОГРОМНЫЕ МОНСТРЫ ВЫШИБАЮТ ДРУГ ИЗ ДРУГА ДЕРЬМО — вообще никого не волнует по ходу. Как минимум режиссера. Весь экшен — в последней трети фильма. И он тоже не идеален. Во-первых, общие далекие планы, которые в результате выглядят очень игрушечно, а во-вторых, бои абсолютно пластмассово ощущаются. То есть Годзилла лупасит ГНУСов, ГНУСы лупасят Годзиллу, а никаких видимых повреждений никто не получает даже. И результирующая победа по сути появляется из ниоткуда. Просто Годзе надоело бессмысленное насилие и он решил-таки закончить с этим всем. Ну то есть оно может так и подразумевалось, чтобы отдать дань старому фильму или еще что-то в этом духе, но я, как не_фанат Годзиллы — вообще не оценил, если честно, всю эту лабуду.
А третьего пункта не будет кароч. По-моему и этого вполне хватит. Вот. На самом деле, в конце всей этой писанины мне совсем очевидно стало, что я просто высказать хотел про то, что Гильермо снял именно фильм аттракцион, с умеренной долей безуминки и неадеквата, которая поддерживает интерес к просмотру. А Годзю попытались сделать чрезвычайно серьезной, и в итоге обломались по всем важным параметрам. Ну кроме разве что графона, к нему у меня претензий не было абсолютно. И звук классный. Но не музыка, музыка опять же слишком патетичная какая-то.
Вообще, все это пишется в преддверии релиза новых «Трансформеров», на которых я тоже боюсь идти. Ибо там еще со времен первой части все нормально с графоном (хотя те же самые трансформации очень сумбурно показывают, и вообще экшон, я бы сказал, слишком мельтешащий), но вот со сценарием были проблемы у всех трех фильмов. Особенно с персонажами, которые клоуны клоунами, а Уитвикки я бы вот собственными руками придушил. И вот такое снимает человек, снявший до этого крутейшую «Скалу» и «Плохих парней 2». Бррр. Страшно, в общем.
Ладно, за сим разрешиться распрощаться. Удачи вам на всех фронтах и до встречи на стоп… гейм… ру. Ня С:
Лучшие комментарии
dr_strangeloveЯ бы все-таки не стал записывать в проблемы сюжета то, что вытекает из самой концепции фильма. Ведь на то он и фантастический фильм-аттракцион, чтобы показывать битву двух гигантов в море. А не то, как один генерал в бункере нажмет красную кнопочку и все ракеты мира устремляются на Кайдзю.
Этот как, например, придираться в гирях к лансеру, что он такой нереалистичный и бессмысленный в реальном бою. Или в киллзоне к дизайну хеллгастов. Плевать я хотел на реализм и прочую аутентичность, когда резать Локустов бензопилой мне приятно, а хеллгасты выглядят весьма клево со своими горящими глазами.
Таки не согласен. Логики там ни на грош. Фильм даже не стесняется противоречить сам себе. Там всё принесено в жертву экшену. Но принесено, не зря, этого не отнять.
atomgribКровопийца не трож Рюко! хе-хе.
А вообще что всегда удивляло в роботах, так это то что у большинства оныых кабина управления находится в самом уязвимом месте, тобиш в голове. Не ну вот серьёзно находись кабина в посередине защита пилотов была бы куда более высокой.А теперь о приятном/забавном.
Пацифик Рим:
Мне очень понравился момент когда Бродяга взял баржу как дубину и пошёл на повторный приём к Гайдзю, прямо через город. хех.
Гайдзилла:
— Ктонибуть скажет мне, какого чёрта мы ищем атомную подводную лодку посреди джунглей?!
Тащем-то на момент событий фильма правительство уже закрыло программу Егерей и ее финансирование.