5 марта 2014 5.03.14 21 4569

Маркетинг на играх. Как все устроено?

+51

Ребят, уж больно надоело, что школьники люди во всю кричат, что Call of Duty выпускается каждый год и в ней нет смысла.

Здравствуйте, бывалые блогеры и читатели, у пыльной клавиатуры и не менее пыльного стола я — никому не известный Nightcrawler. Вам, наверное, совсем не понятно, почему же я написал такую, казалось бы, чушь выше. Обыкновенному, проходившему мимо, человеку может показаться, что я защищаю Call of Duty или что-то в этом роде. Ничего подобного! В своем скромно начатом блоге я хочу рассказать, почему же существуют игры-конвейеры и, для чего их предназначение, сравню с другими видами игр и еще много чего полезного. Готовы? Поехали!

Введение

Почти весь Маркетинг можно объяснить с помощью Strategic Business Unit (далее SBU). Каждая компания, независимо от того, что она производит, будто то косметика, компьютерные технологии или игры имеет свой SBU. В своем блоге я хочу подробнее рассказать об играх, используя SBU. Это поможет вам не только поближе узнать видеоигровую индустрию, но и хорошенько думать перед тем, как отпускать очередную жалобу или шутку про конвейер (Хотя Костю, наверное, уже не остановить :D)

Что же это такое? SBU — это продукт компании, который может быть использован в разных направлениях. Dota 2 компании Valve используется в одной части и для определенных целей, а вот Call of Duty имеет совершенно другое предназначение. Должен отметить, что некоторые компании относятся к SBU довольно халатно и пренебрегают его основными законами ( извечный пример — EA), другие же используют весь потенциал данного закона Маркетинга (Особенно Гейб Ньюелл).

4 типа SBU

Как и все в этом мире (человек, машина, планета — неважно) SBU делится на 4 вида. Каждый из них важен и уникален, ни один не похож на другой. Но вот что интересно — один вид может легко преобразоваться в другой, но реверсировать обратно невозможно. Сами 4 вида условно делятся на те, что приносят огромную прибыль и те, что приносят мало.

Жизнь обыкновенной звезды довольно яркая, но маленькая

Star

Пожалуй, это самый популярный в непросветленных кругах вид. Даже если вы знать не знаете об SBU, то о Star вы знали всегда. Местный аналог перевода — «горящая звезда». Почти каждая компания имеет свою звездочку (ну, или бренд, как хотите), а если не имеет, то обязательно получит (конечно, есть исключения). Смысл Star очень прост — продукт очень популярен и очень быстро раскупается, НО только в определенный отрезок времени. Как быстро ты взлетел, так же быстро и упадешь, а может и быстрее. Отличительной чертой от других видов является высокое финансирование, которое, по идее, должно окупиться. Причем денег нужно не просто много, а очень много.

Примеры

Call of Duty

Да-да, вот вам и смысл каждый год выпускать «одну и ту же непонятную хрень». Только вот Activision очень сильно ошибаются. В чем ошибка? В скупости Котика, конечно же. Как я уже отметил выше — Star компании ( в данном случае CoD) требует денег и вложений в него. Что же на деле? Зеленых американских президентов вливают минимум: нет нового движка, нет дорогих сценаристов, нет ничего нового. Стоит отметить, что CoD тратит огромное количество денег на продвижение продукта и рекламу (кроме обещаний Котика о светлом и прекрасном будущем — они как всегда бесплатны), хотя продукт, вроде, в представлении не нуждается. Все заметят, если вдруг на горизонте будет мельчать новый милитари шутер серии. Call of Duty, как парадоксально это бы не казалось, каждый новый год срывает куш. Надеюсь все понимают, что какой яркой бы звезда не была, она состарится и умрет.

График когда-нибудь да ударится об потолок и начнет падать вниз

Assassin's Creed

Скажем прямо, Assassin's Creed уже давно отошла от темы братства Ассассинов. Но стоит отметить, что Star компании Ubisoft умрет не скоро. Он отлично кормится, в меру пиарится. Очень правильное решение со стороны разработчиков — слегка преобразовать игру каждый год, добавляя что-то новое. По-крайней мере, французы не такие слепые, как товарищ из предыдущего примера.

Подобных можно приводить еще очень долго: Fifa (прекрасный образец — футбол вроде не умирает, а игру покупают все так же исправно) или Need for Speed (одна из самых старых серий и ведь все еще жива).

Cash Cow

Очень интересный вид SBU. Местный аналог перевода — «дойная корова». Все мы замечаем, что от коров нет минусов: приносит молоко, дает мясо и шкуру, даже экскременты можно использовать как топливо. Эти потрясающие млекопитающие довольно долго живут. Также и в маркетинге — Cash Cow стабильно приносит доход. Имеет высокие продажи (не такие как Star) и долго держится. Отличительная черта коровки: из доходов, которые выручаются с Cash Cow финансируются другие виды SBU.

Без комментариев. Все понятно из рисунка.

Примеры

Dota 2

Вообще, хорошо, если за спиной у компании есть Free-to-play проект, постоянно приносящий доход. Большой босс Valve — Гейб довольно неплохо разбирается в маркетинге, а потому не стал делать Dota проектом, похожим на другие F2P. Dota ни в чем не ограничена — герои все бесплатны, способности тоже. Ее прелесть в том, что можно при желании влить в нее деньги, а можно этого и не делать. Игра имеет огромную базу постоянных игроков, 80 % из которых хоть когда-то, но тратили деньги на шмотье любимым героям. Нужно отметить, что за три года своего существования, Dota 2 является не только самой популярной игрой в Steam, но и самой доходной игрой Valve. Dota заработала больше денег, чем все проекты Valve за всю историю их существования (Team Fortress 2 не в счет). Гейб правильно подал говядину на стол заказчику, и можно быть уверенным, что клиент еще долго будет смаковать свой заказ.

Именно это и кормит многих сотрудников Valve

World of Warcraft

Одна из самых старых коровок в игровой индустрии. И по ней видно, что она уже трясется в своих преклонных годах. Кормят ее, конечно, исправно, да только бесполезно. Каким бы масштабным не было обновление, сколько бы денег не вливали в игру, World of Warcraft продолжает терять игроков. Причем, что очень характерно, Котик ломает систему, используя огромные деньги для поддержания жизнедеятельности CashCow, при этом всячески игнорируя Star. WoW имеет очень сомнительную систему подписки. Мало того, что нужно каждый месяц платить за бесконечный фарм, так еще и существуют микротранзакции. Может коровка еще продлит себе жизнь, если World of Warcraft станет бесплатной?

Существуют попытки создать CashCow. Яркий пример — TES Online. Конечно, она еще в бете, но перспективы этого продукта можно увидеть уже сейчас.

Question Mark

Самая интересный на мой взгляд вид SBU. Вопросик — это продукт, который либо выгорит, либо нет. Причем, Question Mark обычно инновация — что-то новое в определенной сфере ( в случае игр — «Completely new gaming experience»). Популярность большая, но маленькие продажи. Объяснить довольно легко. Предположим: вы пришли на скачку и решили поставить последние деньги на серую лошадку — рискнуть. Тут так же. Предлагая новый жанр в видеоигре либо новую концепцию геймплея, разработчик рискует. Обычно рискуют инди-разработчики, из корпораций можно назвать Valve. Отличительная черта Question Mark — он может стать Star, Question Mark либо Dog (четвертый вид), а так же — на QM тратят мало денег.

?

Примеры

Rust

Нужно сказать, что серой лошадкой Rust оставался недолго. Как сказал Костя, «Rust — действительно некст-ген игра». Rust интересен прежде всего социальной составляющей. Ни в одной игре такого нет. В ММОРПГ люди собираются вместе лишь для победы над каким-нибудь боссом, а так отдельно развивается каждый. В Rust же затягиваешься после первого рейда на чужой дом вместе с друзьями, но на этом ничего не кончается. Чтобы развиться тебе надо не только грабить с товарищами, а сосуществовать, создавать сообщество и тому подобное. В остальном же, все идеи Rust заботливо позаимствованы с других игр и отлично реализованы.Гарри Ньюман и не ожидал такого сокрушительного успеха. На наших глазах Rust превратилась из Question Mark в CashCow.

Персонаж Макса Кулакова находится на самом низу, под другим мужиком

Portal

«Portal лишь опыт, который возможно выгорит». Это самое «возможно» превратилось из продукта, в который никто не верил в развивающуюся франшизу. Portal подкупает своими персонажами и проработанной вселенной. Удивительно, из всех трех игр из Orange Box, «головоломка с сюжетом» стала самой популярной, а ведь тягалась с таким тяжеловесом как Half-Life. И вновь мы наблюдаем монструозность Гейба в маркетинге.

DOG

Кто же любит этих дворняг? Вечно грязные, постоянно идут за тобой, просят еды. В игровой индустрии таких представителей куча. На Stopgame есть специальные разделы, в котором все продукты DOG собрались. Они называются «Мусор» или «Проходняк». Зачем же нужны эти игры? Зачем вообще нужен DOG? Есть две причины. Первая — для охвата рынка. Посмотрите на Activision- у нее масса игр с клеймом «ужасных», но компания имеет игры всех жанров — начиная от аркад и заканчивая квестами. Вторая причина более насущная. Если вдруг у корпорации не останется денег, то она может продать один из своих DOG-продуктов. Зачастую, такие игры либо покрывают расходы, потраченные на их создание, либо вовсе уводят компании в минус. В примерах DOG не нуждается. Все мы помним Ninja Blade или Ride to Hell: Retribution.

Итог

Надеюсь, информация предоставленная мною будет полезной для вас. Объяснять на примере игр легко, ведь вы прошарены в этой сфере ;)


Лучшие комментарии

Это, блин, какая-то попытка втиснуть в три маркетинговых сокращения из какой-то популярной книжки для начинающих маркетологов примеры из игр. Диванная аналитика в весьма странном ее проявлении. Это в очередном CoD нет ничего нового? Да ты блинов на масленицу объелся, с точки зрения маркетинга КоД постоянно движется в верном направлении, а то что ты не замечаешь того что от серии к серии есть какие-то новые фишки в рекламе яркое тому подтверждение. Тыщи леммингов в интернете на Call of Duty: Ghosts знают правильный ответ, каким бы сливным ни был движок и технологический тормоз, главное что люди знают про собаку. Вот это маркетинг как он есть, чистая идея, которую в очередной раз продали миллионам людей в мире, ни в однйо части CoD не говорилось «купите серый однотипный боевик», в каждой части можно найти яркий образ, за который цеплялись маркетологи, впаривая нам очередную часть, будь то чернобыльская карта в игре, или эпицентр ядерного взрыва, главное мы знаем эти образы и помним их. И пока ты не можешь оценить степень влияния таких вещей со стороны, тебе еще рано аналитику строчить.
Собака и есть яркий образ Ghost. Наплевать насколько минут она появилась в игре. Главное, что о собаке, следовательно и о Ghost знают всё. Даже те, кто не играл. Например я не играл в игру, но я знаю о собаке. Вот это и есть маркетинг.
Лучше немного добавить и улучшить или привнести что-нибудь новое

Так это уже не маркетинг. И не к ним относится.
Прекрасный, умный толковый пост. Побольше бы таких, а там, глядишь, и диванная аналитика на SG поглубже и поосмысленней станет :)
Нет, не забирайте его в редакцию СГ. Не надо. Нам здесь, в Блогах, не хватает толковых и умных авторов. Пускай здесь пишет.
Спасибо, очень познавательно.
Спасибо за пост) теперь я могу идти работать в игровую индустрию?
Не совсем понятно сразу, где вид SBU, а где заголовок игры. ) Я бы написал бы… например Вид первый SBU — Star… пример игры первый — … второй… или может убрать полужирное выделение с игр?? так, наверно, будет правильней. «Примеры» в начале не выделены, потом выделены… раз-но-бой…
Я разобрался, правда не сразу.

Интересно было бы рассмотреть SBU японских игровых студий с их вечными долгоиграющими сериями Покемонов, Стрит файтеров итд. Финал Фэнтези.
Если взять такой SBU, как Биошок, что мне очень близко, то казалось бы, он очень прибыльный, то Irrational сократили, и теперь непонятно, кто будет заниматься этой серией дальше…

Насчет преобразования SBU из одного в другой, то не всегда это происходит выгодно. Я намекаю на то? что сейчас какая-то мода создавать из сингл ролевых игр онлайн игры? такие как Elder Scrolls Online, ну Mechwarrior Online, Warhammer Online? и таки далее
Относится. Сообщать о целесообразности таких вещей — часть их работы.
ВОт только дворняги обычно в разы умнее всех тех благородных жополицых чучел)
Я так и написал в посте. Про CoD все обязательно узнают, не надо там много тратить средств на рекламу. Лучше немного добавить и улучшить или привнести что-нибудь новое
Да ладно, ты бы на полном серьезе предпочел бы что-то уровня тухлого Ride to Hell вместо пусть и изжеванного, но вменяемого Call of Duty?
Я не про игры, а именно про собак. ТОбишь намекаю что, на мой взгляд, сравнение хоть и понятно, но не уместно)
И да, если про байкеров то да, я бы предпочел Ride to Hell:3
Интересная инфа, прочел полностью. По моему годится на блог недели.
Не, я про пользователей и говорю. Пусть ума набираются, а то порой читаешь некоторые аналитические комментарии к новостям и просто глубоко и скорбно вздыхаешь.
В Маркетинге есть 5 основных принципов по которому компании обычно действуют.
1) Production COncept. Создатели должны создать доступный продукт и найти себе фокусную аудиторию. С этим у CoD все в порядке.
2) Societal MC. Продукт обязательно должен приносить пользу обществу. Если не приносит, то так и написать (пример: сигареты). CoD скорее приносит эстетическое удовольствие, для развлечения.
3) Marketing Concepts. Продукт должен иметь конкурентов, чтобы не скатится от монополии на своем же поприще. Благо на милитари-шутеры игровая индустрия богата.
4) The Selling Concepts. Все просто- реклама.
5) Если же вы уже нашли аудиторию для продукт, то будьте добры — улучшайте его, привности хоть что-то новое. Яркий пример — iPhone или iPad. Каждый год что-то новое: Touch ID, продукт стал намного легче, новый дисплей, новый дизайн. Таким образом, корпорация наводит на мысль, что они стараются и улучшают продукт. В случае с CoD только 5-ый пункт проигнорирован. Они только цепляются за рекламу и больше ничего. Ну и какой же яркий образ ты нашел в Ghosts? Может собаку, которая появилась в игре на полчаса?
Читай также