Меню
StopGame  Блоги Блог boxhead Игры со смыслом, или чему важному нас могут научить интерактивные развлечения

Самое актуальное

  • «Инфакт» от 07.04.2020 — Халява в Steam, критики о ремейке Final Fantasy VII, фитнес в Dark Souls, ремастер Saints Row 3…
  • Всё, что мы узнали о Saints Row: The Third Remastered
  • In Other Waters: Обзор
  • Grand Guilds: Обзор
  • Книги о том, как делают видеоигры
  • Tiny Bunny: Превью по первому эпизоду
  • Блоги. Любовь и ненависть к играм. О том, почему «бесить» игрока бывает полезно
  • Блоги. Истории визуальных новелл — Virtue's Last Reward
  • Valorant: Превью по пресс-версии
  • Heroines of Swords & Spells: Обзор
  • Уже заспидранили Half-Life: Alyx за 30 минут [Спидран в деталях]
  • ТР3Ш-СГ4ГК II: The Возвращенje
  • Stela: Обзор
  • Predator: Hunting Grounds: Превью по пробной версии
  • Half-Life: Alyx: Видеообзор
  • LOST ARK. Ковчег где-то рядом!
  • Control: The Foundation: Обзор
  • Half-Life: Alyx: Обзор
  • История машинимы
  • Resident Evil 3: Видеообзор
  • Симулятор владения языком / Лучшие моменты на StopGame
  • Panzer Corps 2: Обзор
  • Что там с Lineage 2 в 2020?
  • Скрытый контент и все секреты BioShock Infinite за кадром
  • Живые эмоции от Half-Life: Alyx
  • CONTROL. Контроль фундамента
  • Roller Champions: Превью по альфа-версии
  • Блоги. Космический самородок | Обзор игры Alien: Isolation
  • Блоги. Трудности перевода имен боссов в Dark Souls III
  • История смерти серии Driver

Игры со смыслом, или чему важному нас могут научить интерактивные развлечения

+13
Внимание, далее пойдут фатальные спойлеры! (Часть статьи про The Walking Dead, The Cat Lady и Bioshock можете читать без опаски, а вот остальное — на своей страх и риск)

Я не буду говорить об убийствах женщин и людей, давке прохожих на “Туризмо”, бессмысленном насилии и прелюбодеянии с инопланетными формами жизни, в чём так активно и яростно упрекают интерактивные развлечения различные домохозяйки и адвокаты. Сегодня речь пойдёт не об этом. Ни для кого не секрет, что чтение литературы может расширить кругозор и заставить задуматься над некоторыми важными вещами. Особенно если вы не читаете всякую макулатуру вроде бульварных романов или дешёвых детективов, а отдаёте предпочтения более стоящим вещам, например классической прозе или произведениям, написанным в наркотическом угаре во второй половине двадцатого века (это не сарказм, на самом деле любопытное явление). А разве игры не могут заставлять думать? С каких это пор их записали в ранг дешёвых развлечений для патологических имбецилов? Неужели нет ни одного проекта, который во время прохождения будет ставить перед вами различные актуальные проблемы, и принуждать о чём-то поразмыслить на досуге? Оказывается, и такое есть в нашем удивительном мире. Перейдём к примерам, господа.

Call of Juarez: Bound in Blood



Вторая часть известной серии шутеров про стрельбу от бедра и ношение смешных шляп на голове представляла собой вполне обычный, хоть и неплохой боевик, обладающий не вполне обычной сюжетной тематикой. Игра рассказывает историю семьи: трёх братьев: младшего – священника идеалиста – и среднего и старшего – отъявленных негодяев, разбойников и убийц. История начинается с того, что бессмысленная и жестокая Гражданская война в Америке уносит жизнь их отца и матери, что вынуждает героев отправится в Мексику. Жажда золота и любовный треугольник в придачу делает среднего и старшего братьев злейшими врагами, что приводит к неизбежной дуэли между ними, в ходе которой младший встаёт между ними на линии огня и подставляется под пулю. С кровью своего брата на руках, старший осознаёт, что нет, не было и не будет в этой жизни чего-то дороже семьи. Ни всё золото мира, ни женщины не стоили жизни младшего брата, которой он, по сути, пожертвовал, дабы донести до своих буйных родственников эту простую истину. Грамотная работа сценаристов и хорошо выдержанный драматизм делают сюжетную часть проекта достойной многих хороших фильмов и книг, а посыл игры очень актуален и хорошо подан.

Вот так вот: погонитесь за золотом и женщиной закончите тем, что будете тыкать стволом револьвера в своего брата


The Walking Dead



Неожиданный шедевр от Telltale Games, который не без основания многие окрестили игрой года. Интерактивное кино, для которого зомби апокалипсис – лишь фон для более глубокой истории о людях, поставленных в жестокие рамки выживания. Опасности на каждом шагу – своего рода катализатор, усиливающий проявление хороших и плохих качеств личности в десятки раз. Пусть игра и не отличалась вариативностью и, по сути, все ваши решения меняли только детали сюжета, а не весь сюжет в целом, творение Telltale Games отлично справляется с первоочередной задачей – позволяет вам прочувствовать столь неуловимую грань между добром и злом, между хорошим и плохим. В отличие от оригинального комикса, который буквально пестрил мизантропией и неоднозначностью поступков героев, игровая адаптация вышла более оптимистичной и показывала стремление людей остаться людьми даже в самых ужасных обстоятельствах. Во многом эта сила духа и внутренний стержень воплотились в образе маленькой девочки Клементины. Играя в Walking Dead, чувствуешь надежду и отчаяние, веру в лучшее и тревогу, видишь, как одни персонажи ломаются, а другие остаются сильными до конца. Из-за этого игру действительно в пору сравнивать с литературной классикой, воспевающей всё лучшее в людях, противопоставляя личности жестокую реальность и всю сложность навалившихся на героев испытаний. Даже при некоторой банальности игровых ситуаций, сюжет демонстрирует внутренние конфликты героев подобно, уж простите за столь дерзкое сравнение, школьной программе по литературе, вроде “Войны и Мира”, “Белой Гвардии” или “Тихого Дона”, вырисовывая чёрным по белому жестокость и подлость, благородство и стойкость характера и создавая огромную почву для раздумий.

Клементина в своё время (до выхода The Last of Us) была чуть ли не единственным продуманным персонажем-ребёнком среди картонных противных мелких сопляков в других играх


Mafia: The City of Lost Heaven



Кинематографичная до предела история о преступнике с принципами, показывающая довольно правдоподобную (я не имел опыта в краже, рэкете, убийствах и контрабанде спиртного, но судя по фильмам Копполы и Скорсезе, игра довольно реалистична) картину американской организованной преступности времён Великой депрессии. Обычный парень-таксист Томас Анджело в одночасье оказывается вовлечённым в мир преступных группировок. Сценаристы умышленно акцентируют внимание на том, что главный герой – жертва обстоятельств и лишь по воле стервы-судьбы становится бандитом. И эта жизнь, надо сказать, поначалу кажется парню весьма неплохой: дорогие машины, покровительство могущественных людей, уважение, статус в обществе, возможность набухаться дорогим вискарём и всякие подобные бонусы. Однако Анджело вскоре понимает, что он ввязался в нечто грязное, аморальное и опасное. Каждый новый заказ на убийство порождает в голове героя серьёзные сомнения в правильности своего выбора. Внутренние убеждения героя противятся происходящему. Он не желает убивать женщин и друзей, ему претят пытки и жестокость в методах итальянской мафии. Но таковы законы этого мира. В итоге жизненный путь мафиози его и погубит – он становится жертвой вендетты за нарушение кодекса Коза Ностры, погибнув от выстрела в упор из дробовика на лужайке собственного дома. Mafia: The City of Lost Heaven в очередной раз доказывает, что жизнь среди преступников убивает в человеке всё хорошее, приравнивая его к безвольному оружию, лишённому чести и свободы выбора. “Тот, кто хочет слишком много, рискует потерять абсолютно всё” – подытоживает свою жизнь Томми Анджело. И чёрт меня дери, если этот итальянец не прав.

Грустный, но закономерный исход для Томми


Bioshock



История про трагедию подводной утопии изначально привлекла внимание игровой общественности своим оригинальным сеттингом. На Bioshock ещё до релиза вешали всевозможные ярлыки, вроде “Шутер 2.0” или “Прорыв в жанре”. Не будем о том, стало ли детище Кена Левина новым словом в механике FPS, или нет. Важно то, что игра обладала удивительно глубоким сюжетам с элементами антиутопии, да и вообще поражала размахом рассказанной истории. Изолированный от внешнего мира подводный город, громкие лозунги, обещающие неприкосновенность собственности, свободу предпринимательства и всякое игнорирование “ханженской морали”. Идеальный мир для лучших представителей людского рода. Колосс на глиняных ногах. Бомба замедленного действия. Bioshock – это многогранная история о человеке, который возомнил себя Богом, слепо веря в идеалы, о безнравственности и беспечности. Ведь благими намереньями выложена дорога в ад. Bioshock – это жёсткая критика материализма и индивидуализма, это повесть о том, что за некоторые грани человеку заступать никак нельзя. Всё, к чему привела Эндрю Райана его мечта – это хаос, убийства, садистские научные эксперименты, больные формы изобразительного искусства и, как неизбежный результат всего этого – смерть самого творца и его великого творения. Философский подтекст происходящего настолько очевиден, и в тоже время обширен, что многие любители научной фантастики сравнивают игру с творчеством Джорджа Оруэлла и других титанов антиутопического направления в литературе.

Результат одного из самых диких и аморальных экспериментов, проводившихся в подводной утопии


...и ещё один пример безграничного безумия людей в мире Bioshock


The Cat Lady



Не признанная в широких кругах, шедевральная, по моему скромному мнению, адвенчура, повествующая о тяжёлой борьбе человека с самим собой, своими страхами и обидами. В центре сюжета одинокая женщина Сьюзан Эшворт, сломленная трагическими обстоятельствами своей судьбы. Она не выдерживает своей пустой дерьмовой жизни и решается на самоубийство. Но выживает. Дальнейшие события – это её путь к спасению. Её тяжкая работа над собой и попытка вернуть себе веру в людей. Сюжет заставляет задуматься над весьма неоднозначными вещами, вроде жизни и смерти, зыбкости счастья и воли к жизни. Чёрт, да я полном серьёзе ощутил ком в горле во время финального ролика. Техническая убогость игры после часа геймплея чудесным образом превращается из минуса в плюс, ведь она не отвлекает излишней пафосностью и графонистостью от сути игры – диалогов и размышлений главной героини обо всём вышеупомянутом. Тут нельзя не провести параллель с Walking Dead: The Cat Lady тоже своеобразный гимн силе характера и стремлению жить вопреки несчастьям и несправедливости жизни. Это именно то, что надо показать в первую очередь безмазовым скептикам, которые никак не устанут заливать о том, что игры – никакое не искусство, а просто развлечение на пару вечеров.

Довольно символичный эпизод в самом начале игры, ставший переломным моментом в жизни героини


P.S. На днях вышла локализация игры за авторством Акеллы с русскими субтитрами, так что, даже если у вас туго с английским, вы тоже можете оценить The Cat Lady. Единственное нарекание у меня к тому удолбанному вусмерть нарколыге, который делал обложку для игры. Вы даже не представляете степень моей фрустрации, когда я увидел это:
Больше похоже на обложку для какого-нибудь треш-ужастика категории B времён 80-х годов


Краткие упоминания у других достойных играх

То, о чём я не стал писать развёрнуто, но что просто не может быть не упомянуто здесь:
Silent Hill 2 — известный японский хоррор с тончайшим психологическим подтекстом. СХ2 — игра о любви, сожалениях, чувстве вины, грехах и наказании за них.
Max Payne интересен как эстетический нуар, как история о разрушенных мечтах и возмездии. Отчаяние главного героя ощущается физически, благодаря саундтреку и великолепным внутриигровым комиксам.
Jade Empire — ролевая игра в интересном сеттинге, рассказывающая о добре и зле и о Вселенском балансе на манер восточной притчи. Стильно, оригинально и завораживающе-трогательно.
Cry of Fear — любительская модификация для первого Half-Life с неожиданно интересным сюжетом о борьбе с самим собой и умении жить, несмотря на удары судьбы (да-да, есть что-то общее с The Cat Lady).
Lone Survivor — проект с жутко неоднозначным сюжетом, который можно трактовать по разному, дабы вам не спойлерить просто скажу, что Lone Survivor — полная сюрреализма история о горе и потери, выраженная опосредованно через постапокалипсис и выживание.

Рок-позитиватор
Комментарии (18 шт.)
ПК
Катализатор не усиливает, а ускоряет. Ингибитор — замедляет. А так всё хорошо.
Да я зануда, и горжусь! Просто глаз порезало.
Здесь есть Мафия — лойс.
Здесь есть The Walking Dead и Max Payne — лойс.
Кстате, Хеви Рейн тоже игра со смыслом, где главный посыл в том, на что ты готов ради любимого человека?
А вообще самые выносящие во всех смыслах мозг игры — серия МГС
Черт, да я мечтаю стать Кодзимой в мире литературы!
Не мечтай, становись. Или не становись, но и не мечтай.
Больше всего удивился тому, что его здесь нет.
Видно мало ты игр повидал на своем веку…
я играю столько лет, сколько некоторые еще не прожили :)
и уж за свои слова готов ответить
Забей, я только что подумал (надо было это сделать прежде чем писать комментарий) и понял что это вещь крайне субъективная и спорить о ней бессмысленно.
Я хотел упомянуть Хэви Рейн, но так как я в него не играл, посчитал, что не стоит.
в зависимости от степени СПГСнусти можно найти смысл там, где его даже нет
Я серьезно пересмотрел взгляды на жизнь после The Cat Lady. А еще перестал слушать неразумных олдфагов, которые еще вякают, что «сейчас у игр души нет».
Здесь есть Биошок — лойс.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Курилка Тотальной Войны
Блог курилок и длинных разговоров
Black Mesa. Добро пожаловать обратно.
Персональный блог Блог NoNameJustLulz
NieR: Automata atamotuA :ReiN
Персональный блог ловегрудба
Какой он, StopGame 2020. Взгляд аудитории. UPD #1
Персональный блог идущего по Бездне
Наверх ↑