6 июля 2013 6.07.13 171 12K

Другое аниме.

+124

Привет, блоговята! :3

Примечание: как любят писать на Лурке — этот пост полон любви и обожания, поэтому тут будет много эпитетов в крайне гиперболизированной их форме. GET READY!

 

Стоит только упомянуть слово «аниме», как люди резко делятся на две группы. Одни на него нападают и кидаются всякими неприятными словами, а вторые защищают. И кидаются неприятными словами в первых. Есть еще третьи — это спокойные люди, которые и не багетят, и не фанатеют от аниме, но и негатива у них не слишком много. И самое важное — они не пытаются навязываться, ибо понимают, что вкусовщина это все.

Обычно я отношу себя к третьим, но сегодня попробую немного навязаться и упасть на уши тем, кто считает, что аниме — это кетайские порнографические мультики о том, как маленькие девочки с розовыми волосами (везде), большими сиськами и постоянно мелькающими в кадре труселями эпично управляют огромными роботами, которые дерутся то между собой, то с какими-то не менее огромными и загадочными хренями. Ну или как альтернатива — что это хентай-гаремник, где есть один смущенный мальчик-герой, которого все любят и в доказательство этого пытаются залезть к нему в штаны. Ну а он такой нерешительный поначалу, что всем разрешает это делать, а потом распоясывается и начинаются массовые оргии с хвостиками-ушками и прочими тентаклями. Но что-то меня понесло.

Да, вне всякого сомнения среди аниме есть огромное количество спорных вещей, которые кому-то вкатывают по самые уши, а у кого-то кровь из глаз и ушей идет после просмотра буквально первых же кадров. Однако сегодня речь пойдет о другом аниме. Тем не менее сей топик не стоит считать глобальным погружением в мир «другого аниме». Я просто приведу несколько примеров, но примеров (на мой взгляд) показательных.

И начну я свой выпендреж не с Макото Синкая, как наверняка подумали многие (это было бы ну уж слишком очевидно). И даже не с «Девочки, покорившей время», о которой, кстати, совсем недавно уже говорилось, причем подробно. Я начну с «Мастера Муши», о котором уже как-то заикался.

Мастер Муши

 

Детективы, как известно, бывают разные. Я не про товарищей в плаще и с фамилией Холмс или Пуаро, а про сам жанр. Тот же По, который, произведения которого стали родоначальниками этой моды, имел стиль кардинально отличающий от современной супер-популярной Дарьи Донцовой (не в пользу последней, конечно). Но разговор пойдет не о них, а о том, что аниме "Мастер Муши" по своему строению является чистой воды мистическим детективом.

Строение каждой серии типично: в начале мы наблюдаем что-то странное, потом об этом узнает этот самый Мастер Муши (его зовут Гинко, кстати), а потом идет долгое выяснение, отчего же так все странно происходит, ну и в итоге случается развязка. Далеко не всегда радужная.

Однако при наличии достаточно сходных скелетов у серий, которые надоедали, например, в Хаусе порой, здесь весь упор сценаристы сделали на дотошную проработку деталей повествования. В итоге любая серия предстает перед зрителем не просто филерным поводом для того, чтобы главный герой взял в руки оружие, как это бывает оооочень часто, но является законченным и многослойным рассказом, доходящим до уровня притчи. В каждой серии есть своя законченная мысль и идея, которой не требуются дополнения. Поэтому гипотетически любую серию можно назвать притчей.

Однако главной идеей, сквозящей из каждой серии оказывается очень простая и неочевидная мысль о том, что надо учиться жить в гармонии с неизвестным. Сторону неизвестного и непознанного тут занимают загадочные существа — "Муши". Это полноценная альтернативная нам форма жизни, имеющая запредельный спектр форм и воздействий. Гинко, как несложно догадаться — мастер по… обращению с ними. Так называемый Мастер Муши. И именно к нему обращаются все, кому столкнулся с этими загадочными существами.

Важно вот что — это не какой-нибудь охотник за приведениями с ловушкой и бластером. Его даже силачом-то сложно назвать или еще каким выдающимся атлетом. Поэтому если вы ждете красочной войны между ним и этими самыми мушами — вы зря надеетесь. Никакой войны нету. И драк тоже. И пиу-пиу бластеров. Зато есть человеческие истории.

Вообще, Муши Ши настоятельно рекомендуется смотреть всем, кто любит медитативные вещи, на которые обычно лепят ярлычок «для души» (обычно делается это почему-то с негативным оттенком, как будто если фильм/серал/аниме сделаны для души — то это плохо). На медитативность тут работает все. Неспешное и размеренное повествование, безумной красоты пейзажи (особенно для сериала) и просто восхитительная музыка.

 

Но это штука такая, в ней надо смотреть и копаться. НЕОЖИДАННЫХ ПОВОРОТОВ, перестрелок, взрывов и экшона ваще и НАДРЫВА, так любимого японцами, здесь нет. Здесь есть только пища для ума и успокаивающий голос Гинко.

И да, это аниме-сериал, в нем один сезон из 26 серий-историй и на этом хватит.

Девочка, покорившая время.

Тут порядочно уже сказали за меня, не вижу смысла повторяться даже с учетом некоторых мелких правок.

Макото Синкай

Макото Синкай — это одно из самых громких имен из мира японской анимации. О нем, конечно, вспоминают не так часто, как о Хаяо Миядзаки (это тот чувак, который снял «Мой сосед Тотторо», «Унесенных Призраками», «Принцессу Мононоке» и много других сказок, в которых большие любители СПГС находят какое-то несусветное количество этого самого СПГС. Возможно, небезосновательно), однако же в свое время своим до одури прекрасным аниме «5 сантиметров в секунду» он наделал шуму и показал, как можно делать интересное аниме про простых людей, их мечты, проблемы и переживания. Одна их самых знаменитых отличительных черт его произведений — это фантастическая графическая проработка всего окружающего пространства и персонажей в целом и облаков — в частности.

— Давайте придумаем хороший сюжет?
— НЕЕЕЕТ, НАДО РИСОВАТЬ ОБЛАКААА!!!111

5 сантиметров в секунду

 
 
 

Самое, пожалуй, известное и показательное произведение Синкая, посмотрев которое можно с большой долей уверенности сказать, стоит ли дальше к нему приобщаться или нет.

На первый взгляд — это три простеньких истории, между которыми есть разрыв в несколько лет, повествующих о «розовых соплях». Сначала о том, как девочка и мальчик любили друг друга, но несмотря на то, что жизнь растащила их на какое-то безумное расстояние, они тянулись друг к другу. Потом о том, как несколько лет спустя этот самый мальчик почему-то пишет СМС-ки, но никуда их не отправляет, а попутно совершенно не замечает или не хочет замечать, что он кое-кому нравится. И третья, самая промозглая история — о том, как мальчик окончательно сдался.

В сумме это все занимает чуть больше часа, но по прошествии оного обычно людей прошибает. Нет, не на слезы. Для этого тут как таковой ДРАМЫ-то и нету. Ни криков, ни крови, ни слез, так типичных для японцев. Но есть на удивление честная, прочувствованная история, пропитанная какой-то светлой грустью. Светлой — потому что на протяжении всего часа мы не наблюдаем никакого негатива: ни ссор, ни ругани, ни драк, ни даже затаенной злобы или обиды. Мы наблюдаем за подростками, которые делают первые важные шаги в своей жизни и зачастую узнаем в них себя самих. А грусть возникает в последней из историй, самой короткой из всех трех и… порождающей больше всего вопросов.

Удивительная сила этого аниме в том, что в нем (как я уже заметил выше) многие из нас увидят и вспомнят себя. А если и не себя, то что-то очень близкое и понятное. Меня после каждого пересмотра (а это раза два в год минимум) тянет накатать детальный разбор того, почему Синкай в данном конкретном случае гениален чуть более, чем полностью, но что-то мне постоянно мешает.

Поэтому… да, с одной стороны сюжет простенький и в постоянно выскакивающих из кустов роялях его сложно обвинить. Но с другой стороны, в этой его человеческой предсказуемости как раз и есть сила, потому что за счет узнаваемости героев возникает желание вспомнить свое прошлое и покопаться там, поанализировать, попытаться понять, не случилось ли с тобой того же, что произошло с главным героем.

Придет час, и расстояние между нами станет таким большим, что мы уже не сможем ездить друг к другу на поезде…
 

Но есть у этого аниме и другая составляющая — это абсолютно потрясающий своей красотой видеоряд и волшебная музыка. Каждый второй кадр из «5 сантиметров в секунду» так и просится на рабочий стол обоиной. Проработка для 2007-го года просто поразительная. Я не знаю, что еще сказать — вот вам просто примеров пачка.

И в результате такого вот совмещения душевного и лаконичного сюжета с запредельно-воодушевляющим видеорядом и музыкой и рождается маленькое чудо Искусства. Понятия не имею, что еще сказать.

Сад слов

 

Последняя на данный полнометражная лента Синкая. Своего рода идейный наследник «5 сантиметров в секунду», но развивающий тему уже чуть более взрослых отношений. Тут все несколько сложнее, потому что, подозреваю, не каждый найдет здесь какой-то кусочек себя, как это было в прошлом пункте рассказа, однако более взрослая история на то и чуть более взрослая.

Однако в целом сюжет можно охарактеризовать ровно теми же словами, что и в прошлый раз — это размеренная, честная, человеческая история простых людей, об их мечтах, переживаниях и… дожде.

И вот тут я задвину сейчас одну очень опасную фразу: «Сад Слов» на данный момент — это самое безбожно-красивое, просто нечеловечески прекрасное с точки зрения визуального ряда аниме. Что делал Синкай со своими художниками, чтобы они выдали подобную красоту — я просто не представляю. Но это один из тех редких случаев, когда некоторые кадры выглядят практически фотореалистично. А такого красивого дождя в рисованных мультиках я не видел в своей жизни вообще. Это факт.

В сухом остатке после просмотра остается примерно та же светлая грусть и новая пачка вопросов.

Итог?..

Да, будем пытаться подводить черту. Потенциально-то наговорить можно и гораааздо больше даже об одном «Мастере Муши», вот только надо ли? Своей целью сегодня, здесь и сейчас я видел и вижу попытку познакомить людей с тем, что несомненно относится к жанру аниме, но рушит любые типичные представления о героях такого рода произведений, о характерах сюжетов, особенности их подачи и прочего. При всех очевидных достоинства и недостатках, они отличаются от классики анимешного во все поля аниме типа «Гуррен-Лаган», «Фури-Кури», «Евангелион», «Темнее Черного» и еще тьма тьмущая всего (ряд сгенерирован не из плохих, хороших, легендарных или бездарных аниме, а из аниме с четким японским ароматом и характерными чертами).

Чем закруглить это все — не знаю. Во-первых, рекомендацией все вышеперечисленное посмотреть. Хотя бы попытаться. А во-вторых, раз уж у темы такое пафосное название, то исходя из заданного вектора тематики аниме, давайте попробуем накидать список сериалов и полнометражек, которые можно отнести к «другому аниме». Дополнения и варианты активно принимаются в комментариях.

Муши Ши — 2005г — сериал, 26 серий
5 сантиметров в секунду — реж. Макото Синкай — 2007г — полный метр
Девочка, покорившая время — реж. Мамору Хосода — 2008г — полный метр
Волчьи дети Амэ и Юки — реж. Мамору Хосода — 2012г — полный метр
Сад Слов — реж. Макото Синкай — 2013г — полный метр

Я не знаю почему, но мне дико доставляет эта картинка :3


Лучшие комментарии

Вээээ, пост рождался долго, в муках, так что высока вероятность косяков, глупостей и очепяток.
Пущай первая ветка именно им и будет посвящена.
Из такого чтобы прям зацепило и в тоже не похожее на привычное аниме я помню Monster — 74 серии, рисовка довольно простоватая и серая, но вот именно что сама мрачность и детективная составляющая этого аниме просто тащут, главное успеть втянуться за первые 10 серий, если не получится, то дальше смотреть будет в тягость.

Год назад смотрел такую вещь как Colorful, но не путать с сериалом начала двухтысячных, это не то. Я имею ввиду мувик, в котором глав герой попадает на тот свет и его возвращают обратно в наш мир, чтобы он смог разобраться в себе и своих мыслях и вспомнить что его привело к смерти. Вещь довольно таки заставляет задуматься.

Не знаю подойдет или нет, но Golgo 13. Не все смогут смотреть аниме в 50 серий где даже экшОна и нет совсем. Главный герой профессиональный снайпер и берется порой даже за самые не выполнимые дела, ну бла-бла-бла. Но вот сама фишка в том как он убьет свою жертву. Иногда доходит до того что он пол серии подбирает себе пушку, ищет место для выстрела, разговоры о силе ветра, погодных условий и т.д. Можно сказать это эдакий Джеймс Бонд преступного мира.

Ну и последнее что могу вспомнить это Planetes. Аниме про космос и космонавтов, как-то немного даже жизненно смотрится.
Бибоп — крутой.
Недавно буквально пересматривал
А Reanimedia вообще молодчики. У них не каждую озвучку можно назвать шедевром, но они у них стабильно отличные )
Спасибо за описание. Теперь хоть наметил для себя, что посмотрю следующим.

а потом распоясывается и начинаются массовые оргии с хвостиками-ушками и прочими тентаклями.

Между прочим, это была бы хорошая концовка, уж куда лучше обычной, где всё остаётся в подвешенном состоянии, как и в самом начале. )

От себя бы добавил Haibane Renmei, который тоже довольно красивый и медитативный, без экшона и прочих прелестей сёнэна и Last Exilе. Последний, хоть и снабжён боями, но совсем не про это, и отличается от «привычного» аниме как собака от кошки.
Из разряда другое аниме я бы наверно назвал бы Эксперименты Лэйн, которые как я не пытался, так и не осилил. Также Технолайз, Casshern Sins, у Осии — Оборотни (Jin-Roh), Sky Crawlers. Wolf`s rain чего-то подзабыли. Еще наверно можно добавить Буггипоп, который никогда не смеется.

Пост хорош. Смотрел из перечисленного все. Сад слов запомнился не только визуальной составляющей, которая объединяет в себе 3D модели и прописанную до мелочей рисовку, не только трогательной историей, но и музыкой


Вот именно из-за таких произведений и начал смотреть аниме.
Кстати, а Ковбоя Бибопа ты смотрел? Там тоже штампов нету, вроде. Да и сам сериал клёвый весьма.
Плюс тебе в карму за Planetes.
В свои ранние года, я всегда мечтал быть космическим пилигримом, да, возможно прозвучит смешно, но тогда, мне это словосочетание очень нравилось. А все началось с того, что я нашел книгу Роберта Хайнлайна, а называлась она «Между планетами». Я ушел в это произведение с головой, а в дальнейшем прочитал почти все произведения этого прекрасного писателя. Я проникся духом космического романтизма.
Простите, но это те слова, которые мелькают у меня в голове. Каждый, наверное, подолгу смотрел в небо, пытаясь отыскать звезду, которая его поймет?
Так вот к чему это вступление? Ах, да я хотел вам рассказать о Planet Es или по нашему Странники режиссера Танигути Горо.

Я не буду раскрывать вам сюжет, просто скажу, что это именно то, что я так люблю и ищу. Эта добрая история дышит космосом. Все персонажи, которые нам встречаются в повествовании — люди с мечтой и проработаны очень хорошо. Во время просмотра, я выпал из реальности, я дышал и жил, вместе с ними, а когда побежали последние титры, то я плакал. Этот сериал учит многим вещам и рассказывает о чем нельзя забывать. Но главное, это атмосфера произведений таких фантастов как Станислав Лем, Рэй Брэдбери, Роберт Шекли, Франсис Карсак.
А закончить я хочу цитатой из игры To the Moon
— Звёзды — это миллиарды маяков, стоящих на другом конце неба… Они хотят поговорить с другими маяками. Но не могут, потому что слишком далеко друг от друга и не слышат, что говорят другие. Они могут лишь… светить своими огнями вдаль. Вот и всё, что они делают. Светят другим маякам и мне.
— Почему тебе?
— Потому что когда-нибудь я подружусь с одним из них.

Да вы угорели все :3
Речь ваще не о том, что Блич=Наруто=Ева=Фуредные Куривиналы же
У Синкая все достойно. Даже «Улыбка». А «Она и ее кот» не впилил, потому что, блин, какой-то гений его озвучил и теперь оригинал с субтитрами на просторах Ютуба хрен откопаешь -___-
А, что, чего нельзя-то? Гуррен — отрывной и очень канонично-анимешный, в один ряд с Синкаем его класть нет никакого резону. Но это самого Гуррена не делает ни хуже, ни лучше, только и всего
Ну ты его в кучу с Наруто и Бличем кинул… Прям ножом по яй сердцу 3:
Чтобы понять первый сезон, нужно прочитать Kizumonogatari.
как человек просмотревший больше 150 аниме(да, тут плакать надо и нет, я не дикий фанат, просто был период времени когда я ацко подсел, но из-за обилия гаремов интерес сильно пал) отмечу некоторые, которые, как мне кажется, довольно интересные:
-комедий: Minami-ke, Sayonara Zetsubou Sensei, Nichijou
-приключение:Baccano!, Durarara!!!
-драма: ef — a tale of..(memories /melodias), Saikano(тут может отпугнуть рисовка)
P.S. просто хотел поделится названиями аниме которые мне понравились, про прощение если я что-то не так сделал.
Да кстати, К «другому» аниме я бы добавил Usagi Drop, как самое доброе аниме и Время евы.
А что етсь хорошо в вашем понимании? Если говорить о «5 см в секунду», я с уверенностью могу сказать, что закончилось оно хорошо и могу обосновать, если пожелаете. Да и «Сад Слов» закончился таки хорошо.
Не могли они остаться в месте, это чересчур сказочно. Макото Синкай великолепно показывает смесь романтики и реальной жизни. Как раз влияние реальности и навевает толику грусти по-моему. А так они встретились и поменялись, изменили жизни друг друга, стали своеобразными ступеньками на новые уровни жизни и восприятие мира. Она наконец вспомнила как двигаться вперед, а он старается создать идеальные туфли для идеальной женщины и его первой (возможно) настоящей любви
Речь не о том, чтобы ссылки людям давать, а чтобы с Ютуба был встроен плеер. Давать ссыль на скачивание совсем не торт
Читай также