20 июня 2013 20.06.13 181 4516

Про «Человека из стали» (много, но без спойлеров)

+40

Ну, я ждал это кино восемь лет, так что текст будет соответствующий по объемам, извините.

Вообще, сказать, что Супермен к полноценному экранному воплощению, достойного статуса главного супергероя, шёл долго — это ещё сильно приуменьшить. Да, персонажу крупно повезло, что экранизациями в 70-е занялся Ричард Доннер, но этим, кажется, его везение и ограничилось — следующие тридцать лет он появлялся лишь в второстепенных сферах — сериалах, мультфильмах и, well, комиксах. И пока в последних им занимались такие легенды, как Марк Уэйд, Алекс Росс и Грант Моррисон, в кинематографе про него оставалась лишь огромная зияющая пустота. Ситуация вообще чудовищная: символ Супермена — второй по узнаваемости на планете после Coca Cola, о герое как о фигуре знают все и каждый, но как о персонаже — и это важно — практически никто.

Конечно, в 2006 году была попытка вернуть его на большой экран — «Возвращение Супермена» Сингера, которое тот почему-то решил сделать somewhat авторским, что было очень, очень странно: когда бюджет превышает 270 миллионов долларов, приоритеты у режиссера должны быть несколько, кхм, другими. Главную претензию к картине Сингера можно выразить точной цитатой Джоэла Коэна, “If somebody goes out to make a movie that isn’t designed primarily to entertain people, then I don’t know what the fuck they’re doing", но есть и другая сторона этой грандиозной ошибки-фильма, которая в контексте «Человека из стали» более важна — создатели предположили, что с историей и мифологией мира Супермена знакомы абсолютно все, морально устаревшие фильмы Доннера детишки пересматривают каждую неделю, так что их вполне можно и продолжить, почему бы и нет — прошло ведь всего лишь 40 лет. Ясное дело, что сборы вышли катастрофическими, кино давно забыто, деньги потрачены зря.

Почему это важно — «Человек из стали» делает совершенно противоположное. Кино стремительно (в рамках одного фильма тут умещено очень многое, и можно поспорить, хорошо это или нет), но последовательно и правильно знакомит новое поколение зрителей с вселенной, персонажем и его происхождением. В отличие от Сингера, Снайдер и Гойер не работают на 1% фанатов, не пытаются удовлетворить какие-то свои личные желания, принося при этом в жертву историю. Это предельно точное и ясное кино про семью, про доверие, про предназначение.

В плане персонажей это вообще абсолютно великолепное кино, работой Гойера остается только восхищаться. Герои, созданные ещё в конце тридцатых, идеально вписаны в современный мир, много по-настоящему смелых и неожиданных вещей, и, главное, основной конфликт не сводится к желанию захватить мир, отомстить или просто «watch the world burn» — у антагониста гораздо более мощная и, в общем-то, очень человечная мотивация.

Но если взглянуть на сюжет — хотелось бы всё же гораздо большего. Работа Гойера ощущается вымученной, решение построить повествование хронологически неправильно — неверным (ключевые моменты здесь заключены в флешбэки, и это серьёзно нарушает темп и цельность истории). Местами происходящее вовсе инертно и безжизненно, в нем слишком мало драмы, слишком мало эмоций — слишком много событий. Диалоги не назвать чем-то выдающимся, но и Гойер всё-таки не Соркин, не Чайефски и даже не Уидон, так что ожидать чего-то большего было бы неразумно. В любом случае, общий результат впечатляет — интеграция Супермена в современность, как и в 2005 году с Бэтменом, проведена удачно и умно.

Актерский состав идеален. Генри Кэвилл в роли Супермена — лучшее кастинговое решение со времен 2008 года. Он идеально смотрится в костюме, крайне уверенно отыгрывает каждую свою сцену, от его улыбки таешь быстрее Бастинды — божественная энергетика. Эми Адамс, как всегда, прекрасна, Майкл Шеннон — что вообще казалось уже невозможным — превзошёл себя, от него попросту исходит МОЩЬ. (и это единственное слово во всём посте, написанное полностью заглавными буквами, потому что ну действительно!) У Лоуренса Фишберна, Кристофера Мелони и Дианы Лэйн не так много экранного времени, но их персонажи более чем убедительны. Кроу и Костнер оба по-прежнему got it, но последний — это вообще какой-то запредельный уровень мастерства. И да, я упомянул практически каждого актёра в этом фильме, но всё потому, что — первое предложение в этом абзаце.

Что удивило, учитывая автора фильма, экшен здесь очень Абрамсовский — резкий монтаж огромного количества коротких склеек, постоянные цифровые зумы, весь видеоряд просто засеян постэффектами, крупные планы, кино полностью снято на ручную камеру (что, в общем, объективно придало действию отличную динамику, но она иногда так неприятно трясется, что в эти моменты с грустью вспоминаешь ну хотя бы Пфистера). В фильмах Абрамса всё это уместно, но здесь за происходящим следить местами довольно сложно. Как бы то ни было, ближе к концу фильма то ли создатели опомнились, то ли я успел привыкнуть — смотрелось уже гораздо более прилично. В плане разрушений, впрочем — это настоящее порно. Серьёзно, масштаб невозможно передать словами. Это Хиросима. Это Нагасаки. Это 9/11. Ничего подобного по масштабу не было ни в супергеройском кино, ни в целом в жанре блокбастеров — никогда.

Подводя итог (а его обязательно надо подвести, так как чем больше я пишу про эту картину, тем сильнее хочется удариться в подробности и разобрать всё совсем уж по косточкам с сюжетными примерами, чего делать никогда нельзя), наверное, скажу, что «Человеку из стали» делаешь много поблажек. Это кино по комиксам, кино про супергероя, кино, невероятно сложное для создания, из-за комплексности самого этого супергероя, кино, перед авторами которого стояло невообразимое количество разных задач — ну как уж тут не простить все огрехи и не возлюбить всем сердцем. Но два года назад, услышав, кто делает эту картину, я не думал, что для этих поблажек вообще будет необходимость.


Лучшие комментарии

Сцена, где Супермен обращается к Зоду по имени и Фаора грубо поправляет его говоря:«Прояви почтение, перед тобой генерал Зод.» кое-что мне напомнило. Дело в том, что в игре Dragon Age Origins есть аналогичная сцена. Герой в диалоге может перебить тэйрна Логэйна, и рыцарь Коутрен скажет следующее:«Прояви почтение невежда, перед тобой регент Логэйн». Логэйн и Зод схожи в свое мотивации, оба готовы пойти на любые жертвы, лишь бы спасти свой народ. Ну а Коутрен и Фаора, обе выполняют роль помощниц.
Нет, это о тебе. Начинается на «девст», а заканчивается на «венник».
Я не буду говорить, как такие люди называются )
Сам догадаешься XD
Серьёзно, масштаб невозможно передать словами. Это Хиросима. Это Нагасаки. Это 9/11. Ничего подобного по масштабу не было ни в супергеройском кино, ни в целом в жанре блокбастеров — никогда.

Гильермушка грядет, уняня С:
Может это называется «не люблю ходить в кино один»?)
Шикарнейшие зрелище. Почти идеально кино для глаз. Но о смысловой нагрузке и внятном сюжете стоит забыть, пусть и как бы в титрах есть Нолан. А чего ждать от бессмертного супергероя, собственно?
Смотреть его нужно, не как очередная реалистичная трилогия Нолана. Даже музыка не так эпична и запоминающиеся. Это весьма самобытный взгляд на супермена и кинокомиксы в частности.
Хотя если говорить о нетипичном блокбастере, то стоит говорить о дель Торо. ВОТ ТАМ БУДЕТ ЖЕСТЬ!
ОН НЕ НОСИТ ТРУСЫ ПО ВЕРХ ШТАНОВ!!! О БОЖЕ!!! ЭВОЛЮЦИЯ!!!
Да, я не знал, только сейчас узнал (
Ну если мы говорим о том, чего не было в жанре блокбастеров в принципе, то разница в три недели между фильмами не так уж и фатальна, а сравнивать размах, думаю, будет несколько ошибочным )
1. В нем надежнее. Да и херпойми что с ней может сделать Кевин Костнер.
2. В атмосфере тяжелые частицы. Он их вдыхает — ему плохо. Правда, почему он просто не перестал дышать — вот вопрос.
3. Не уверен, что понял вопрос. Но взяв кровь, он получили матрицу и начали анихилэйшн. Все логично.
4. Дык, Джор-Эл это и хотел сделать, ведь весь ген-код в этом черепе, но ему запретили.
Кино я уже видел и полностью разделяю мнение о том, что супергеройская бойня должна именно так и выглядеть.
Но у меня есть опасение, что в Человеке из стали эта бойня по большому счету одна. А в Рубеже их будет далеко не две и не три ) Хотя не все они будут в черте города, это да.
Я бы сходил, но есть большое НО
жена хочет на университет монстров, а я ничего с этим поделать не могу, её черед выбирать фильм на который пойти. Хоббиты блин.
Ненене, не надо портить Еву с суперлюдьми. Там идея как раз обратная — в противостоянии обычных людей экстраординарной угрозе
Ну я хз чего все так отсасывают этому фильму в плане графики. Да, местами впечатляет, выглядит забавно, но вместе с тем все эти проламывания домов, бензозаправок, магазинов, снос нахер каких-то силосов — это зачем? Это вот это теперь помощью землянам называется? Какой смысл полфильма пафосно вещать о великом предназначении, геройском будущем, надежде человечества чтобы потом вообще никакого внимания не обращать на людишек, разрушая всё вокруг (это ещё неизвестно, скольких главный герой просто по недосмотру раздавил, разбираясь со своими соотечественниками).
Впрочем, есть в фильме и светлая сторона — помощница Зода (дайбохпамяти как там её звали-то), к которой, по-моему, в гораздо большей степени подходит слово МОЩЬ набранное таким вот образом.
Читай также