20 марта 2013 20.03.13 61 7230

[Ностальгия] История игрушек

+58

Говорят, в Советском Союзе не было интересных игрушек для детей. Это утверждение совершенно неверно, равно как и миф о сексе в СССР. Мне посчастливилось прожить целых десять лет в одной из самых великих держав ХХ века. Вот, чем было наполнено моё детство, когда не было «этих ваших интернетов».

1. Волшебный экран.

Мой первый монохромный графический редактор. Вещь в себе. С помощью двух пластмассовых ручек (влево-вправо и вверх-вниз) я осуществлял управление точкой на экране, покрытом изнутри алюминиевой пылью. Точка оставляла после себя линию, чем доставляла изрядно. Чтобы стереть рисунок, необходимо было перевернуть устройство экраном вниз и слегка потрясти. Творить приходилось без отрыва пера от экрана. Подсовывая в инструкции картинки, которые ну никак нельзя было провести одним росчерком, разработчики откровенно троллили пользователей. Они также не учли отменного уровня физической подготовки советских детей и сделали ручки из пластмассы, а не из чугуна. Результат не заставлял себя долго ждать.

Прибор был предназначен для развития фантазии. Еще бы! Как надо изловчиться, чтобы провести линию по диагонали, не имея функции блокировки ручек для одновременного их поворота. Нет, крутить оба манипулятора сразу позволялось, однако, покатые крыши моих деревенских домиков были как после войны. Зато родная хрущёвка получалась почти идеально.

2. Радиоуправляемый планетоход.

Игрушка сильно повлияла на мою судьбу. Видимо, с её помощью разработчики готовили детей к суровым испытаниям в советских реалиях. Планетоход был крайне нестабилен, несмотря на то, что производит впечатление надёжной гусеничной техники. Постоянно клинило сцепление, не выдерживали нагрузки пластмассовые шестерёнки, перегорали лампочки. С помощью лома и какой-то матери (это я сейчас бы так выразился) я заставил его ехать вперёд и поворачивать влево. Но случилось непоправимое – порвалась резиновая гусеница. Плюнув, я разобрал его на запчасти. Электромоторчик и прожекторы использовал в дальнейшем при создании «шедевров» совместно с деталями конструктора «Полёт». Благо работали они от батарейки 4,5V.

Применимо к управлению, ни о каком «радио» не было и речи. Из задницы планетохода неумолимо торчал провод, ведущий к пульту в руках. Об него спотыкались родители, в те счастливые дни, когда мне удавалось заставить эту адскую машину ездить по квартире.

3. За рулём 5.

Это было что-то! Помилуйте, какой там Need for Speed и Driver. «За рулём 5» предоставлял малолетнему пользователю возможность почувствовать себя настоящим шофёром. Посудите сами: настоящий руль, настоящие педали, целых три скорости и даже настоящий ключ, который можно было по-настоящему потерять. При утере ключа, выламывался замок зажигания и замыкались проводки. Таким образом, игрушка превращалась в пособие для начинающего угонщика.

Устройство игры было бесхитростным. Трасса представляла собой разрисованный крутящийся блин, по которому «ездила» машинка. Технически она оставалась на месте, позволяя с помощью руля и магнита управлять ею только влево-вправо, чтобы успевать проскакивать через «воротики», расставленные на трассе.

Естественно, истинным задротам «За рулём 5» трёх скоростей не хватало. Поэтому мы с друзьями снимали мотор и раскручивали блин вручную, развивая скорость более 200 км/ч. К сожалению, аэродинамика и магнитная тяга пластмассовой машинки не были рассчитаны на подобные нагрузки. Поэтому вскоре она была заменена прочими плоскими металлическими изделиями: монетками и скрепками.

Как ни странно, игра привила мне любовь к электротехнике. Опытным путём я допетрил, что если поменять полярность подключения электродвигателя, то можно заставить двигаться машинку задним ходом.

4. Игрушечная железная дорога.

В том или ином виде, эта игра была у каждого ребёнка. С помощью железных дорог я связывал построенные из конструкторов города, обеспечивал их снабжение и перевозил пластмассовые и металлические войска. Детская железная дорога привила мне любовь к стратегиям и транспортным симуляторам. Самыми популярными в то время были электрифицированные железные дороги ГДР-овской фирмы PIKO. Управление локомотивом с пульта доставляло много положительных эмоций, а разбирая очередной паровозик, я изучал строение двигателя постоянного тока.

Но по-настоящему незабываемые впечатления произвел на меня музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге (тогда ещё Ленинграде) на Садовой улице. Когда я впервые попал туда с бабушкой, мне было лет 7. Залип я там на целый день. Посудите сами: история, начиная с первых паровозов, миниатюрные вокзалы, работающий паровой двигатель и даже кусок самого настоящего вагона, в котором можно было посидеть. Особенно доставляла демонстрация макета железнодорожной товарной станции. Макет был оснащён электрифицированными стрелками, «горкой» для сортировки составов и настоящим пультом управления. Кстати, музей работает до сих пор и обязателен к посещению всем фанатам железных дорог.

5. Консоль «Электроника»

Эпик вин советского игростроя! Игра-часы «Электроника» представляла собой консоль с двумя или четырьмя кнопками управления и ЖК монохромным экраном, на котором происходило действо. Существовало несколько вариантов подобных игр. Моя называлась «Охота», хотя мы с отцом называли её просто «Утки». Целью игры было расстрелять как можно больше летающей живности. Естественно, с увеличением счета, скорость Angry birds росла, вероятность промаха увеличивалась.

Предела совершенству не было, так как игра была бесконечной и длилась до трёх промахов. Однако, существовал промежуточный этап в виде тысячи очков. Переходя через тысячу, игра «успокаивалась», позволяя пользователю перевести дух. Постоянный челлендж с отцом натренировал мои пальцы до такой степени, что к своим неполным восьми годам я спокойно набивал заветный косарик. Среди детского населения СССР существовал миф о том, что по достижении тысячи очков, на экране можно будет посмотреть мультфильм. Речь шла о самой распространённой игре подобного типа «Ну, погоди!»

Из всей серии игр «Электроника» моей любимой была «Тайны океана». Я познакомился с ней в самолёте Ленинград-Киев. Во время полёта можно было взять игру напрокат за бешенные по тем временам 10 рублей. Для справки, билет стоил около 25 рублей. Игра представляла больше простора для фантазии, так как в ней имелась тактическая составляющая. Лавируя между щупальцами коварного осьминога, отважные водолазы добывали себе средства к существованию. Самое интересное, что отсидеться в лодке не получалось – верные товарищи выписывали волшебный пендель и ГГ оказывался в воде один на один с чудовищем. Больших успехов на поприще искателя кладов мне добиться не удалось, так как полёт длился всего несколько часов.
Игра «Электроника» послужила замечательной тренировкой перед появлением «Денди».

Конечно, я описал далеко не все игры, которые занимали наши мозги и руки в конце 80-х. Поэтому в позитиваторе подобрал из сети ещё несколько советских винрарных вещей. Да, многие из них были всего лишь нелицензированными копиями забугорных устройств. Однако, этот факт не мешал им дарить нам множество прекрасных моментов. В то же время, советские игрушки не заставляли «залипать» сутками, оставляя время на прогулки и общение с друзьями.

Играйте в хорошие игры, гуляйте, общайтесь! И, если не лень, выкладывайте здесь интересные игрушки из своего детства.

Когда не было ГТА

Когда не было FPS

Легендарные конструкторы «Полёт» и «Авиаконструктор»

Diafilmows Media Center

Настольные футбол и хоккей. До сих пор популярны среди меня.

Морской бой. Механический и электронный

Эта машинка могла сама находить дорогу, натыкаясь на препятствия и объезжая их.
Никакой электроники. Только механика. Только хардкор.

Программируемый луноход

Школоте не понять

Далее — без комментариев.


Лучшие комментарии

Помню у меня ещё мотокросс был, трасса такая с маленькими мотоциклами и мотоциклистами.
А ещё много различных солдатиков, танк на батарейках с управлением и много моделей всякой техники, которые самому надо было собирать и склеивать. Модели самолётов, вертолётов к потолку на леску прицеплял, классно смотрелось. Настольный хоккей, футбол, морской бой тоже были
А у меня проектор с диафильмами еще живой :)
О-о-о-о, да-а-а, это вообще игрушка на веки вечные.
Тут половина игр круче чем мои игрушки в 90-е… Моим верхом был танк на проводе управления и подаренный родственниками железный камаз с поднимающимся кузовом с помощью кручения ручки.
Но моей истинной любовь были солдатики:3
А ты думаешь кто в Альянсе сконструировал Мако? Русские конечно!))
Честно говоря, не помню, в чём он был изначально, но у меня он хранился в ведре. :D
хах)таки раньше был «за рулем 5» и проектор для диафильмов)жаль что похерено)а вот змейка из позитиватора до сих пор функционирует, правда потеряла часть хвоста)
А в моем детстве были железная дорога, луноход, подводная лодка, космический корабль, еще много всякого, в разобранном виде все это выглядело

Как вы понимаете, для меня самым счастливым временем были 90-е…

Нашёл только такую картинку. У меня был почти такой, только футболисты были сделаны в виде бегущих человечков, а не стоящих на месте.
Электроника, прости меня, за то что я швырнул тебя однажды.
А железная дорога + конструктор + паяльник + солдатики + наши руки = Ё-моё
Доходило даже до постройки настоящего немецкого города с настоящей инфраструктурой и флажками со свастиками. Чтобы захватить его, а флажки сжечь. Почему у нас не было фотоаппарат.
И где сейчас эти солдатики?
А недавно достал конструктор, чтобы с другом собрать вещь, и объяснить новому поколению, что так товар делать не может
Да, с конструкторами в СССР был полный порядок.
Основным недостатком «Полёта» было то, что соединительные детальки (те, беленькие маленькие) часто ломались, а основным достоинством — их было ДОФИГА!
Может мне и 15 лет, но это игра поистине гениальная, сколько же я провел с другом за ней времени :)
А наш «программируемый луноход» — это ж вылитый транспорт из «Масс Эффекта»! (забыл грёбаное название)
У меня до сих-пор остался заводной робот из позитиватора, ностальгия
Я ошибся, именно он в реале назывался планетоход

Он имел больше мозгов, чем средний советский партийный работник. Это был вездеход на батарейках, но управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта. Умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать, делать «пиу-пиу» и запускать снаряд. Всего в память помещалось 16 действий, так что советские дети рано учились экономить байты и такты при программировании баллистических ракет.
Интересно: луноход был жестко скопипащен с американской игрушки «BIG TRAK» и стоил 27 рублей (пятая часть зарплаты), поэтому обычно был один на весь район.

Я сам узнал о нём только недавно, когда заинтересовался темой. Оказывается, для этого монстра в Домах пионеров устраивались соревнования на точность хода и скорость прохождения трассы. Был у кого-нибудь такой?
*Грустная ностальгическая слеза*
Из всего был лишь волшебный экран, который я всегда почему-то ненавидел, и Охота с Ну погоди(куда уж без него). Ох, было время :3
У меня два таких камаза было)) С синим кузовом и с коричневым))
Читай также