Не знаю как у вас, дорогие друзья, а у меня период истории нашего мира, известный как средневековье, непременно ассоциируется с крестовыми походами.
Путешествия воинов Европы в Святую Землю унесли немало жизней как «благоверных» европейцев, так и «злобных неверных» сарацин.
Под знамя Священного Креста дружно встала вся Европа: забыв о междоусобицах правители крупнейших государств отправили на территорию Святой Земли свои армии. Любопытно, что сами монаршие особы в Первом Крестовом походе не участвовали, каждый в силу определенных обстоятельств. К примеру, французский король, уличенный в измене своей жене, был отлучен за сей грех от церкви. В итоге за королей Европы, оставшихся в своих уютных замках, отдувались их менее знатные родственники и прочие аристократы.
Под знамена веры короли Европы собрались лишь к Третьему Крестовому Походу , известному также под названием Крестового Похода Королей. Король Франции Филипп, германский монарх Барбаросса, и конечно же Его Величество, Легенда английской монархии — Ричард Львиное Сердце, которого многие прозвали жестоким дьяволом, хотя в Англии он и по сей день считается героем.
Собственно, этот блог я хотел бы посвятить крестоносцам, какими их можно увидеть сегодня, во времена расцвета кино и компьютерных игр.
Начнем, пожалуй.
Убивайте всех! Господь узнает своих! — Арно Амори.
Впервые с крестоносцами мне довелось повстречаться на просторах Stronghold: Crusader, игры, которая на мой взгляд и по сей день может заинтересовать любителей по-настоящему хороших компьютерных стратегий.
Stronghold: Crusader была продолжением вышедшей в 2001 компьютерной RTS Stronghold, увлекшей многих игроков геймплеем, смешанным из упрощенного варианта экономической системы Settlers с увлекательными осадами замков.
«Крестоносцы» для Stronghold стали чем-то вроде шлифовки для драгоценного камня. Добавленные юниты сарацин позволяли выстроить множество интересных тактик. Удобство в использовании арабов также заключалось в том, что для их найма требовалось только золото и безработные люди, в то время как для их европейских «коллег» приходилось создавать снаряжение. Арабские воины открывали возможности не только для тупого раша на неподготовленного противника (трепещите перед армией «мауляев»!), но и позволяли пользоваться действительно хитрыми ходами. Ассасины залезали на стены и захватывали барбаканы, рабы жгли фермы, арабские лучники прикрывали на тылах, одновременно перемещаясь и осыпая врага стрелами…
Помимо новых юнитов в Crusader появилось множество новых компьютерных оппонентов и целая пачка кампаний на любой вкус. Помимо стандартных исторических, имелась также занятная кампания «Путь Крестоносца» — 50 миссий жестокого выживания в пустыне и войны с коварными врагами.
Словом, Stronghold: Crusader была игрушкой по-настоящему затягивающей: сложные, но увлекательные кампании, отлаженный баланс, удобный редактор и атмосфера Крестовых Походов — все это сыграло свою роль, сделав серию еще более популярной (увы, на мой личный взгляд ни одна последующая игра из серии Stronghold тех самых «Крестоносцев» так и не переплюнула)…
В следующий раз с крестоносцами, а точнее крестоносцем, и уже далеко не таким реалистичным, я повстречался в компьютерном слэшере Knights of the Temple: Infernal Crusade.
Незамысловатое полуисторическое приключение отважного рыцаря-тамплиера Поля запомнилось в первую очередь достаточно брутальными и захватывающими дух схватками, и… больше ничем. К сожалению выполнив священную миссию перед Господом и посмотрев на концовку «с намеком на продолжение», я об этой игре практически позабыл, и даже не имел счастья ознакомиться с сиквелом, имевшим подзаголовок «Портал Тьмы».
В 2005 году Ридли Скотт решил всем доказать что Орландо Блум может быть брутальным и благородным, а Эдвард Нортон может болеть не только раздвоением личности, но и страшной средневековой проказой.
Так появилось Царство Небесное, фильм, в котором намешали столько всего, что страшно подумать. Здесь и стандартное становление личности, и обретение нового смысла жизни с сопутствующими речами от профессора Люпина мудрого госпитальера. Неплохие экшен-сцены, а также показ непростых взаимоотношений между двумя мирами: европейским и мусульманским.
Тот, кто хотел посмотреть на красивую историческую драму с бородатым Леголасом, в чьи папы записался сам Квай-Гон Джинн — получили что хотели. Что касается историчности: тут уж не без проколов.
Представленные исторические персонажи: Ги де Лузиньян и Рено де Шатильон — были знатными дворянами и принимали участие в крестовых походах, но ни в коем случае не являлись членами Ордена Тамплиеров (в фильме же они более того занимают в нем важные должности).
После захвата арабами Иерусалима Саладин поднимает с пола и аккуратно ставит на стол распятие, символизируя тем самым некую «примиренность» между христианством и мусульманством (в реальности после взятия Иерусалима был отдан приказ возить по городу один из христианских крестов и побивать его дубинками).
Атакующий ГГ рыцарь Тевтонского Ордена (тогда не существовавшего), оружие и доспехи воинов из разных эпох и вызывающий улыбку крик мусульманских воинов перед последним штурмом, вырванный прямиком из Stronghold: Crusader — Царство Небесное вышло неоднозначным, но интересным и обязательным к просмотру фильмом. В конце концов, не каждый день Ева Грин убивает детей.
Еще две игры, заслуживающие внимания любителей «Войны Креста и Полумесяца» — Crusaders: Во Имя Короны! и Lionheart: Kings Crusade. По сути эти игры: два сапога пара, созданные Neocore Games.
Обе игры представляют из себя стратегии со значительно упрощенной экономической системой, усилением значимости взаимоотношений между крестоносцами, не обошлось и без кучки модных ролевых фишек.
Расклад в обеих играх таков: мы возглавляем армии крестоносцев, которым предстоит покорить Святую Землю (в Kings Crusade есть и сарацинская кампания, но это совсем другая история). В ходе десятка с лишним миссий нам предстоит сражаться на разных картах с превосходящими силами оппонентов.
Никакого градостроительства или рутинной торговли ресурсами в этих играх нет. Наши единственные средства: это деньги. Можем закупить на них воинов, апгрейды для них, нанять офицерский состав (капитан или лекарь в отряде лишними не будут). Средств на все хватать не будет, тактику приходится продумывать более чем тщательно, нахрапом в этих играх миссии пройти было сложно (немало этому способствовали хитрые скрипты). Помимо стандартного обеспечения и содержания армии, мы также прокачивали свои войска (а посему потеря отряда в ходе сражения была достаточным поводом для нажатия на кнопочку «переиграть»), а также взаимодействовали с несколькими политическими блоками. В «Во Имя Короны!» политические силы были представлены Нормандией, Францией, Лотарингией и Провансом. В «Kings Crusade» Франция осталась на месте, Лотарингия и Прованс преобразились в Священную Римскую Империю и Папство, а место Нормандии заняли Тамплиеры. Любопытной игровой деталью было выполнение на миссиях «условий» той или иной фракции. Зачастую интересы разных группировок оказывались противоположными, поэтому так или иначе о сотрудничестве с кем-то приходилось забыть. Что, впрочем, стимулировало к повторному прохождению.
Недостатками у обеих игр считалась далеко не самая лучшая боевая анимация (до незабвенной Medieval 2: Total War было как до луны, и даже в не самой лучшей Warhammer: Mark of Chaos анимация была реалистичней), а также некоторые спорные решения в графике (красивейшие модели персонажей порой выходили непропорциональными, более гротескными и фэнтезийными, что вызывало недовольство у некоторых игроков). Но в целом обе игры опять же были пропитаны духом крестовых походов и позволяли погрузиться в удивительную атмосферу того времени.
Всем этим появление крестоносцев в наши дни не ограничивается, одной строкой хотелось бы упомянуть:
Серию стратегий «Crusader Kings» от Paradox,
Первую часть Assassin's Creed,
Незабываемую Crusader Campaign из дополнения Kingdoms к Medieval 2: Total War,
а также The First Templar, слэшер о похождениях «самого-самого первого тамплиера».
И разумеется, лебединую песню несчастной Black Isle — Lionheart: Legacy of the Crusader.
Не сомневаюсь, что есть и еще игры и фильмы, посвященные или хотя бы касающиеся темы крестовых походов. Как бы то ни было: жила не исчерпана, простор для фантазии и создания качественных произведений на данной почве велик, и хочется только понадеяться что скоро мы еще услышим о Воинах Христа…
Спасибо за внимание :)
Лучшие комментарии
atomgrib2) Годнота. Мне понравилось, читал не без интереса.
3) Можно еще The Cursed Crusade вспомнить, неплохая игра, особенно в кооперативе.
atomgribНе нашего мира, а Европейского. На Востоке Средневековье началось пораньше и закончилось так-же.
atomgribatomgribРасскажи мне о древнем противостояние Манулов и Ливонского Ордена.
Ну вообще-то орден Тамплиеров был создан именно для походов в Святую землю.Так, что тамплиеры имеют непосредственное отношение к крестоносцам
edgo