4 марта 2013 4.03.13 11 1986

Free States Rising!

+6

Первая гражданская война в Америке длилась около четырех лет, и закончилась победой северян. Вторая гражданская война идет уже пятый год, и конца ей не видно. Ни Соединенные, ни Свободные Штаты не могут получить решающего преимущества, способного изменить ход войны. Три дня назад между ними было заключено очередное перемирие, демилитаризованная граница между враждующими сторонами прошла ровно сквозь сердце Нью-Йорка, обозначив Манхэттен зоной свободной от огня. Никто в США не знает о том, что творится в тлеющих руинах проклятого острова. Никто, кроме Мэтью Рота, случайно оказавшегося без поддержки и помощи в центре ожесточенного конфликта, ознаменовавшего конец короткого перемирия. Именно ему и предстоит познать всю горечь плодов кровопролитной междоусобной войны на протяжении семидесяти двух выпусков комикса DMZ за авторством Брайана Вуда и Риккардо Бурчелли, изданного компанией Vertigo.

На будущее, в связи со схожестью сокращений Соединенных и Свободных Штатов, я буду использовать термины USA (United States of America) и FSA (Free States of America, хотя в комиксе, чаще употребляется выражение «Армия Свободных Штатов»).

С ноября 2005-ого года и по февраль 2012-ого читатели вместе с Мэтью открывали для себя новые секреты демилитаризованной зоны, жизнь в которой, несмотря на затяжной военный конфликт, бьет ключом. Местные жители уже давно привыкли к разрывам снарядов и трескам автоматных очередей, разбившись на собственные группировки, поделившие между собой кварталы города. Им плевать как на Свободные, так и на Соединенные Штаты Америки. Конечно, кто-то из них активно симпатизирует инсургентам и повстанцам, кто-то ратует за возвращение старого правительственного режима – но объединяет их одно: большим шишкам на них плевать. Оказавшись в одной лодке посреди бушующего шторма, беженцам приходится приспосабливаться к окружающим условиям. На крышах небоскребов разбиты кафетерии и общепит, в заделанных скотчем и пленкой оранжереях выращивают растительные культуры, коммуны художников оставляют свои граффити, где только возможно, пользуясь отсутствием сил правопорядка, а бывшие студенты несут на своих плечах всю тяжесть работы жилищно-коммунальных хозяйств, занимаясь архитектурой и ремонтом. Кто-то идет в ополчение, кто-то становится добровольным санитаром. Никто не спонсирует проекты молодых рабочих, вместо государственного бюджета они получают помощь от мирного и «крышу» от милитаризованного населения. Здесь есть свои музыкальные группы, егеря в парках, почтальоны-мальчишки, снующие по улицам, освещаемым заревом костров, и торговцы, толкающие свой товар обеим сторонам конфликта. Пропаганда вещает о толпах террористов и мятежников, которые разрушают родной Манхэттен, питаются крысами и свежуют людей. Человеческий глаз и здравый рассудок Мэтью воспринимает только попытки измученных людей поддерживать цивилизованную жизнь.

Комикс начинается с внеплановой командировки стажера Рота, который работает техником-фотографом в новостной команде. Знаменитый журналист, лауреат Нобелевской премии Виктор Фергюсон отправляется в демилитаризованную зону с целью снять звездоносный репортаж о жизни в горящем Манхэттене. Рот попадает в его команду по блату отца. Первый рабочий опыт паренька оканчивается плачевно, военный эскорт вырезают снайперы, а птичку с Виктором на борту сбивают метким выстрелом РПГ. Теперь Рот сам по себе, с кучей дорогой аппаратуры на руках и единственным новообретенным другом в контакте – бывшая медсестра Зи решает дать кров горе-журналисту. А тот, решив воспользоваться случаем, начинает изучать жизнь демилитаризованной зоны, снимая при этом репортажи, которые высоко ценятся в цивилизованном мире. Мире, где нет детей-калек, умирающих инвалидов в подземке и рыскающих вертолетов «Апач», так и норовящих запустить ракету по наглому рванью в их прицеле. Резкая смена мотивации Мэтью сбежать из этого адского места обусловлена именно тем, о чем я говорил выше. Жизнью вопреки. Даже получив возможность оказаться дома, Мэтью серьезно задумывается, а где теперь его дом? Там, где балом правит ложь? Несомненно, там тебя ждет удобная постель и отсутствие тараканов в уборной. Но, подобно солдатам, которые с трудом принимают старую реальность бытия, Мэтью отказывается от этой стеклянной жизни, вернувшись в Манхэттен и продолжив снимать репортажи о дезертирах-спецназовцах, которые ухаживают за зверьми, сбежавшими из Центрального парка. Или о любви двух снайперов: мужчине, который сбежал из армии Соединенных Штатов, и женщине, которая, по иронии судьбы, выискивает в своем прицеле каски солдат USA.

Причину внезапной войны уже никто толком не помнит, и не может точно сформулировать. Сама Зи говорит о скачкообразной вспышке агрессии, недовольстве текущим правительственным режимом и усталости от бесконечных войн в странах третьего мира. Радикально настроенная молодежь вышла на улицы, получив поддержку некоторых полицейских и военных частей. Очаги восстания возникали на карте USA спонтанно, но главные силы FSA оказались сосредоточены в Монтане. Первое столкновение с армией USA произошло в штате Пенсильвания, и Свободные Штаты вышли из него победителем. После этого война приобрела затяжной характер, имея в своем распоряжении смертоносное ОМП, Соединенные Штаты не решались применять его на своей территории, предпочитая решать дело грубой силой пехоты и техники. На момент событий происходящих в комиксе, Нью-Йорк разделен на две части – под контролем USA остаются Квинс, Бруклин и Лонг-Айленд, тогда как мятежники удерживают Нью-Джерси.

Стиль рисовки комикса не скрывает уродства войны. Обрубки людей, выбитые на асфальт мозги, сожженные трупы и распотрошенные тела. Все это сочетается с ужасным великолепием боевой техники – рассекающие в небесах истребители и штурмовые вертолеты, десятки ракет, запущенных с подводной лодки на фоне разрисованной граффити Статуи Свободы: размах боевых действий, иногда мелькающих на страницах комикса, внушает уважение. Сами районы Манхэттена выполнены в причудливом стиле – смесь города в кинофильме «Побег из Нью-Йорка», легкая постапокалиптика, навевающая Fallout`ом и едкие, саркастические граффити практически на каждом объекте. Если впереди несется джип повстанцев, значит, на нем обязательно намалевана надпись «Джерси не сосут!», на корпусах «Апач» скалятся черепа, стилизованные под сообщение «I love NY», под схемой бомбоубежища накарябано «11-е сентября каждый день». В комиксе то и дело сыплют военным жаргоном, который заставляет вспомнить о Вьетнаме, да и лексика простых беженцев полна забористого мата и оскорблений. Упоминают и современную культуру: в воздухе разворачивается настоящий «Падение Черного Ястреба», среди граффити мелькает логотип группы Slayer, снайпер сравнивает свою работу с игрой в «сраный X-box». Еще одна отличительная особенность рисовки – ее радикальная направленность. Обложки комикса так и кричат о позывах схватить кувалду и крушить полицейские щиты. Некоторые графические работы едким сарказмом прожигают военных убийц, другие гласят о необходимости мира. Таким обложкам впору идти на оформление дисков Rage Against the Machine.

В заключение хочется сказать, что комикс, на сегодняшний момент, является завершенной композицией. История гражданской войны и жизни Мэтью Рота закончена и является вполне самодостаточным объектом искусства. К сожалению, комикс официально не переводили на русский язык, но в среде фан-сообщества можно найти перевод, как минимум первых тридцати выпусков. Впрочем, язык комикса не так уж сложен, военные термины здесь разъясняют в специальных сносках. В целом, DMZ является удачным примером реконструкции событий войны, которой не было.

Всем Тома Морелло! Да здравствуют FSA!


Лучшие комментарии

Предпочту остаться захолустным сибиряком при таком раскладе вариантов
Ничего, скоро мы из тебя сделаем настоящего американца :3
Мысль в слух: Теперь пошла мода делать посты про комиксы…
Ну так оригинальней. Давай, если ты так хочешь, все блоги будем делать со скучными унылыми летсплеями.
Как будто я человека в чем то обвиняю ?) Благодаря одному такому посту я над Transmetropolitan нехило залип, это просто наблюдение.
Было любопытно почитать) Хотя я бы посоветовал немного доработать оформление: подрезанные и подогнанные картинки, вместе со вставками из самого комикса смотрелись бы куда лучше ;)
А благодаря тому посту, я вспомнил про этот комикс и решил залить небольшую информацию на бложики)
Читай также