Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura. (Fallout 2)² про стимпанк.
Многие наверняка слышали про эту игру. Кто-то читал\смотрел обзоры и рецензии, а некоторые даже играли. Но тут такое дело, большинство писанины про неё, либо слишком однобоки, либо слишком уж абстрактны. Лично меня ни одно такое произведение не заинтересовало. А игра попала в руки совершенно случайно. Но и авторов особо винить не стоит — геймплей Arcanum достаточно глубок и многогранен, что бы не получалось описать его всего в паре строк. Да и отличия от прочих товарок по жанру достаточно велики. Нужен целый цикл статей или здоровенный такой рассказ, с сопутствующим риском натереть мозоли на пальцах (и того, и другого, кстати, хватает. Но сам формат явно не располагает к популярности).
Обзорами, так уж сложилось, я не занимаюсь, но про игру рассказать хочется. Да не просто поведать о её существовании, а по возможности коснуться самой сути (ну, как она видится мне, конечно же), чтоб стало более-менее понятно, чем же она так очаровала игроков, которые, вопреки всем злоключениям, таки удосужились с ней ознакомиться лично. Вот примерно так и выглядят причины образования сего текста, который переписывался уже множество раз.
Начать, естественно, стоит с разработчиков. Мало для кого будет секретом, что студия Troika Games зародилась из значительной части сотрудников знаменитых Interplay. На Arcanum — как дебютном проекте, это не могло не отразиться, наследие таких игр как Fallout и Planescape Torment явно прослеживается. Но, к сожалению, вместе с разработчиками в новую студию перетекли и старые проблемы. Если у них в штате и были пиар-менеджеры и маркетологи, то это самые бездарные люди в мире или же высококлассные мастера саботажа и диверсий. Всё грустно настолько, что проекты «новой» студии, скорее всего, навеки останутся в единичном экземпляре и не обзаведутся всякими сиквелами\приквелами. И это при том, что ВСЕ их игры более чем высоко оценены игроками (собственно, игр то было всего три, что довольно иронично переплетается с названием).
Итак. Одна из основных фишек — огромнейшие возможности для отыгрыша. При этом какую бы расу игрок не выбрал, какую бы модель поведения для своего персонажа не определил — мир на это отреагирует и весьма значительно. В кой-то веки, даже для «плохого парня» прописана целая игровая ветка. А это свои диалоги, цепочки квестов, торговцы, соратники и тому подобное.
Для начала, возьмём стартовые модификаторы нашего персонажа:
Дано аж восемь рас (на самом деле пять рас, и три «сплава» с приставкой «полу», но сути это не меняет, они — полноценный вид). Как будто этого мало, ещё и пару-тройку предысторий добавили. Ну и про пол персонажа не забывайте.
Согласитесь — неплохо. Но тут всплывает ещё одна особенность. Наш выбор никак не влияет на стартовый набор и привычная схема, когда каждая раса имеет свой уникальный список доступных умений и классов, тут не работает. Изначально, любому персонажу доступен весь спектр возможностей. Хотите обаятельного и красноречивого полуорка во фраке и с моноклем? Пожалуйста! А как вам забулдыга-эльф, с топором и щитом? А может, хотите гнома повёрнутого на магии? Всё в ваших руках. Взамен мы получаем весьма глубокую разницу в реакции окружения. Дело в том, что толерантностью (впрочем, как и ярым национализмом) в мире арканума даже не пахнет. И как бы мы над эльфом не изгалялись, он всё равно останется остроухим представителем своей расы. А самый мужеподобный женский персонаж, не станет желанным гостем в мужском клубе.
Теперь характеристики доступные для изменения уже в самом процессе игры:
Восемь стандартных характеристик, которые есть в большинстве RPG. Параметры здоровья и маны. Навыки, разбитые на 4 категории по 4 скилла в каждой. Каждый скилл имеет 5 уровней мастерства (правда последний достигается только с помощью обучения у NPC мастера). Технологические дисциплины, разбитые на 8 категорий, по семь схем в каждой. И магия, разбитая на 16 школ содержащих по 5 заклинаний. Итого, в идеале доступно 50 позиций, куда единовременно можно пожертвовать очко опыта.
Самое главное, ограничение, которое не позволит вам сделать мастера на все руки, способного и фаерболом засветить, и робота собрать — шкала приверженности к дисциплинам. Чем больше мы углубляемся в дебри магии, тем хуже мы обращаемся с техникой и наоборот. Для боёвки — несомненное ограничение. Для отыгрыша — дополнительное условие. Ах да, и на реакцию NPC сей параметр так же влияет.
Вторая важная шкала — мировоззрение. Именно она показывает насколько был «паладинист» наш персонаж и сколько младенцев он съел на завтрак. Причём, неписи и это видят издалека соответственно готовясь поведать о своих проблемах или начать затачивать вилы.
Следующая, по списку, особенность — традиционные, для такого состава разработчиков, квесты. Разнообразнейшие и интереснейшие задания, с нелинейными и нестандартными способами их выполнения. От банальных пойди-принеси, до многоступенчатых детективных расследований и организации восстания. При этом ещё и мир игры стал много больше, нежели, скажем, в Fallout 2. И это касается не только размеров игрового пространства (~12 часов бега в реальном времени с севера на юг, для отъявленных извращенцев). Самих локаций тоже стало много больше, да и их собственные размеры весьма подросли. Разумеется, соразмерно возросло и их наполнение.
Уровней игрока всего 50. Это очень мало и достигается «потолок» относительно быстро (к середине игры, только вот середина — это тоже довольно долго). Ближе к этому состоянию, игрок, обычно, превращается в машину для убийства, если сам этому не противится. Поэтому схватки с противниками перестают взывать к тактическим талантам и, чего уж, становятся откровенно скучными. Перекос баланса в сторону магии, тоже не способствует вдумчивому истреблению врагов. Причём количество всякой амуниции должно приятно порадовать любителей шинковать врагов новыми гаджетами. Редчайшие схемы вундервафель, магические прибамбасы с острой режущей кромкой и просто побрякушки +100500 к смерти всего вокруг. За одно прохождение всего точно не найти и не собрать.
Из вышеизложенного следует — основная сюжетная ветка, проходится легко. Да, там будут неожиданные повороты, эпичные схватки (хотя, как всегда, существует возможность пройти игру никого не убивая или наоборот — убивая всё, что движется), секретные культы и страшные тайны. В общем, всё как положено. Но, это лишь капля в море историй Arcanum'a. Основной смысл в изучении мира, а только уж потом в избавлении его от очередной катастрофы. И этим действительно хочется заниматься, отвлекаясь на центральную ветку, лишь, когда близлежащие квесты начинают подходить к концу.
Далее идёт сеттинг стимпанка. Звучит это не так уж и заманчиво, но, игр в этом направлении чертовски мало. А тут ещё довольно интересный сплав с фентези тематикой, с её эльфо-гномами и магией. Приправлено всё это огромнейшим количеством всяких упоминаний о истории этого места. Причём, далеко не всегда просто познавательным чтивом. Оттуда можно выловить и вполне полезную на практике информацию. Ну и обрамление не подкачало. Выполнена игра по старинке, с использованием спрайтов. А уж художники расстарались на славу. По скриншотам, думаю, видно. Поэтому, даже на современном уровне, картинка вполне приятна для глаз. Дополняет всё это отличный саундтрек, хорошо вписывающийся в атмосферу игры.
Одна из особенностей, вполне естественная для того времени и довольно редкая сейчас — «press X to win\continue» не будет. При этом определённая дружелюбность, чтобы все не переросло в какой-то невероятный хардкор, присутствует. Завалить основной квест очень сложно, хоть возможностей и полно. Всегда существует несколько способов продвинуться дальше. Даже есть система специальных очков, выдающихся за особые заслуги, которые мы можем тратить на различные «криты», если навыка для чего-то не хватает. Естественно, их очень мало, но всё же. А вот с «побочными» заданиями всё сложнее — пара неверных слов, и дальнейшее прохождение может быть закрыто. Да ещё и пометка на карте, куда нужно идти, далеко не всегда показывает на действительно нужное место (нет, не баг), если таковая вообще есть. Игрок, по большей части, предоставлен сам себе, что даёт только больше стимула к изучению всего вокруг.
И, конечно же, столь обширные и сложные цепочки взаимосвязей всего и вся не могли не проявится в самых причудливых комбинациях. Далеко не всегда контролируемые разработчиками, тем не менее, они способны подарить много фана (и системных ошибок :( ). А это ещё одна сторона, которая позволяет лучше вживаться в мир игры и начать в него верить чуточку больше. Причём, как я уже упоминал в спойлерах, если рельсы сюжета свернули куда-то совсем уж не туда, то, скорее всего, шансы пройти игру у вас всё ещё есть и совсем не обязательно тянуться к заветной кнопке загрузки сохранения.
Если отбросить многочисленные баги (тоже традиционные), откровенно убогий мультиплеер, кривой баланс и некоторые другие, не столь значительные проблемы, то перед нами был бы претендент на BEST RPG FEVER!!11 Но, что есть, то есть, поэтому, это просто одна из ярких жемчужин в их стане, с которой, впрочем, должен ознакомиться всякий, кто причисляет себя к любителям этого жанра.
А ещё в Arcanum можно:
— Стать владельцем корабля.
— Играть в азартные игры
— Работать в борделе
— Поучаствовать в оргии
— Устроить восстание
— Развязать войну
— Толкнуть политическую речь
— Заниматься скотоложством
— Засовывать NPC зажжённый динамит в карманы
— Убивать редкие виды животных
— Хамить всем и вся (только учитывайте, что многие, после такого, захотят вас убить)
— Убивать NPC более одного раза. Или поглумиться над душой уже мёртвого.
И многое другое.
Лучшие комментарии
Никогда не забуду ночи с Долли. :3
А вообще — согласен со всем, да и тем более, это моя любимая игра в жанре. Такая-то атмосфера, сюжет, единственное, что огорчает — это, частично, геймплей и баланс. Баги Grand fix исправляет. Часть, по крайней мере. А ещё очень радует то, что почти каждое задание можно пройти несколькими способами. И это не убить/украсть/убедить.
Ну, значит боёвка и баланс — два главных минуса игры. Причём не таких уж и больших.
Оригинальность. Хотя зачем нужна оригинальность ты ответил выше.
Потом подобные вопросы и задают.
Популярность.
От себя добавлю
— читать в газетах о собственных Геройствах/Злодеяниях
— Продать Душу местному Сатане ещё на стадии создания персонажа в обмен на крутые магические способности!
stopgame.ru/users/profile/RavenCrowleR
stopgame.ru/users/profile/ileo
stopgame.ru/users/profile/DIACORP
stopgame.ru/users/profile/WhaleBluesGleb
stopgame.ru/users/profile/AegriSomnia
stopgame.ru/users/profile/Trueshka
stopgame.ru/users/profile/Frank1290
stopgame.ru/users/profile/Zakh008
stopgame.ru/users/profile/Bazozoo
stopgame.ru/users/profile/ragereviews
2) В пошаговом режиме — слишком медленная и… глупая. Да, ты бьёшь и бац, попал по себе (!), бац, мимо, мимо, мимо, мимо, мимо, попал по врагу, попал по себе и снова мимомимомимо.
В «реалтайме» — всё то же самое, только быстро и невнятно. Вообще непонятно что происходит.
3) И тащи за собой вагон и маленькую тележку всякого добра по поводу «а вдруг пригодится, я ж умелец на все руки!».