20 октября 2012 20.10.12 9 5678

[Необъективность] Сплин, «Обман зрения».

+24

По-хорошему, написание обзора требует от автора полной деперсонализации и отречения от личных предпочтений в угоду объективности. Но вот не уверен, что говорить о музыке в таком контексте имеет смысл — поэтому и занимаю принципиально личную позицию. Теперь те, кто не согласны, должны сказать: «Ну да, этот чувак имеет право на собственное мнение» и не ставить никаких минусов в карму. (место для злобного смеха)

Дальше будет over9000 упоминаний песен и альбомов группы, поэтому нормальные люди, наверное, ничета не поймут.

Васильев скатился в утонченное самокопирование, а музыканты, тем временем, сотворили просто невозможное.

Самая ранняя из известных науке песен Саши Васильева датируется 1989-ым годом, а это значит, что человек стихосложением занимается уже 20 с гаком лет. Почти 24. 24!!! Господи, да он пишет дольше, чем толстая часть его фанатов вообще живет. И при этом — поэт ни разу не получал упрека в том, что «скатился»или «уже не торт». За такое нужно не просто поклониться, а честь отдать. И ум. И совесть. И сердце. И руку. И деньги, конечно. Билеты-то стоят почти как на Muse. >_>

Интересность в том, что у группы, которая творит так долго, есть два пути. Первый — начать экспериментировать со звуком и текстами, выдумывать чего-нибудь нового и вообще во всех смыслах расти. Второй — скатиться в унылое самокопирование. В «Сигнале из космоса» Сплин, очевидно, выбрали первый путь, ударившись в электронику и сделав ставку на нехарактерный звук. Поэтому «Обман зрения» был нешуточной такой интригой.

Главным сольником альбома выступает «Страшная тайна», что сразу намекает на верность традициям. Тут и привычная общая бессмысленность, и акустическая гитара, и клавиши, и вообще всё чудесно. Оставалось только скачать дождаться релиза и купить — вопросы отпали еще до выхода.

Вот только после первого прослушивания появляется странное ощущение обманутости: страшную тайну никто так и не открыл. Да, действительно, фирменный стиль группы выдержан абсолютно: если вы любите «25-ый кадр» или «Новых людей», то ни на грамм не разочаруетесь. Васильев сохранил и привычную себе игру слов, и уровень абстракций, и неожиданные образы. Ура, казалось бы. Но откуда ж чувство незаконченности и халтуры? Всё, что сделано, выглядит уже скорее привычным ремесленничеством, нежели виртуозным мастерством.

И вот, спустя десяток прослушиваний, «ключ» к альбому таки находится. И в материале он уже упоминался — самокопирование.

Васильев, как и любой лидер культовой группы, человек умный и неординарный, а потому приписывать ему творческий застой и повысившийся уровень глупости жутко не хочется. Включается синдром поиска глубинного смысла, и даже «вторичности» нового альбома находишь оправдание. Что характерно для глубинного смысла — оправдание весьма логичное и всё объясняющее. «Обман зрения» состоит в том, что на альбоме нет ни одной новой песни. Да, именно вот так, в лоб.

При том, что пластинка содержит 14 композиций, все они являются вариациями старых хитов, но в другом настроении и немножко другими акцентами. «Чёрная Волга», например, рассказывает о машине с тонкой душевной организацией, которая к концу песни сбрасывается в воду. Смотрите песню «Камень» с «Сигнала из космоса». Или «Петербургская свадьба» — перепевка Васильевым чужого гениального стихотворения. Это как «Маяк», да. «Чудак» — «Человек не спал», «В мире иллюзий» — «Тебе это снится», «Дочь самурая» так вообще повзрослевшая девочка из «Орбит без сахара», а еще есть «Подарок» с подзаголовком «Другая точка зрения».

Подобное соответствие при должном усердии и знании можно подобрать к каждой песне на альбоме, и что-то в этом есть. Поэт устал и это чувствуется. Но поэт, всё-таки, не хрен с горы, и выкрутился достаточно элегантно: ушел в утонченное самокопирование и переосмысление. Вместо создания нового альбома он создал нечто «в старых-добрых традициях», понятное и привычное с первых аккордов, но, в то же время, сильно изменённое. (В «Камне», например, последней строчкой было «Ждите цунами», а в «Черной волге» — «Никто из людей не заметил, как исчезла машина»).

А может я ищу подтексты там, где не надо, и вообще я дурак.

«Обман зрения», впрочем, не распространяется на музыкальную составляющую альбома. Даже с учетом всей этой надуманной псевдофилософской подоплеки, автор данного материала не проникся ни одним текстом с альбома (разве что гениальнейшее стихотворение Башлачева наизусть выучил). А вот музыкальная составляющая оказалась просто выше всяких похвал. Первый, наверное, раз за всю историю группы, музыканты перехватили инициативу у скуксившегося лидера, и буквально каждую песню подняли на два-три качественных уровня благодаря идеально подобранному звуку. Спасибо ноткам брит-попа, «Солнце взойдет» прямо искрится счастьем; спасибо скрипке и ударному второму слогу, «Увертюра» действительно передает настроение «Нас зовет норд-вест, дальше будут только чудеса». Главное, слишком сильно в текст не вникать, иначе впечатление смажется. Ну как ни крути — нравится/не нравится, а всегда объективно хуже указанных «оригиналов».

В сумме, альбом вполне годный. Не сказать что лучший и не сказать что «ура, отличный», а просто вполне цельный. Текст с музыкой дополняют и компенсируют друг друга, создавая законченные композиции, держащие планку качества и идеально сохраняющие фирменный стиль группы. Чего еще надо-то? 13-ым альбомом новых фанатов уже не ищут, приоритеты совсем другие становятся.

А если кому-то жутко необходимы цифры, пусть будет 4/5.


Лучшие комментарии

это еще постараться нужно, людей с одинаковыми мнениями найти.

В отдел новости посмотри — какой-то коллективный разум, аж жутко.
По-хорошему, написание обзора требует от автора полной деперсонализации и отречения от личных предпочтений в угоду объективности. Но вот не уверен, что говорить о музыке в таком контексте имеет смысл...

Знаю одного элитарного чувака, который сказал бы тебе, что «объективно» — музыка делится на хорошую, ретроградскую и говнраскую. Интересно, заявится ли он сюда это написать или нет?
Тяжело воспринимать альбом музыкально, музыку там скорее попытались вплести в абсолютно пофигистический подход Васильева к написанию материала. Это, в принципе, скорее какая-о рефлексия, авторская песня, усложненная наличием целой группы музыкантов, вместо одного парня с гитарой, что было бы правильней. Ничего общего с былыми хитами, когда они экспериментировали даже с какой-то психоделией, и когда ты пишешь «наркоманские» тексты с закосом под психодел в музыке — это не выглядит так уныло. Можно послушать «Петербургская свадьба» — наверное самая мощная композиция на альбоме за счет неплохо закрученного сумбура в тексте. А я, пожалуй, пойду поиграю на гитаре Back in black.
По-хорошему, написание обзора требует от автора полной деперсонализации и отречения от личных предпочтений в угоду объективности.

Никогда так не считал, например. Некоторый градус объективности нужен настолько же, насколько нужен некоторый градус СУбъективности, подкрепленной хоть какой-то аргументацией.
А уж когда речь заходит о музыке, то о какой объективности мы вообще говорим, когда кто-то называет Сплин «претенциозной русской группой, которая якобы что-то там одухотворенное играет с дофига смыслом», а кто-то просто молча слушает и тащится.

Если аналогию между «Камнем» и «Черной Волгой» еще понимаю, то вот с остальным — не особо соглашусь. Да и вообще, ощущения вторичности и «это уже было» лично у меня не возникало. Точнее, я об этом не задумывался, ибо у альбома мощный экспрессивный ряд, на мой взгляд. Пару последних альбомов Васильев в этом плане халтурил и было много нейтральных песенок, которые ни откровенно-балдежными не назовешь, ни грустнопечальными. Из того же «Сигнала из космоса» в итоге в постоянный плей-лист у меня перебралось трое: «Камень», «Человек не спал» и «Письмо». А из «Обмана зрения» — шестеро.
Вот поэтому я и написал, что «необъективность». Каждый же по-своему воспринимает, это еще постараться нужно, людей с одинаковыми мнениями найти. :)

Я потому материал и написал — выяснить, а не думает ли кто так же. Не думает — значит такое сопоставление песен действительно не имеет смысла, я глупостями занимаюсь и вообще упоролся. Охотно поверю, на самом деле.

Что до написания обзоров — тут всё сложнее, если уж ковыряться. Личное мнение должно появляться тогда, когда автор для читателя становится личностью. Вот если тебя зовут Иван Лоев, ты рулишь ретрозорами, индикаторами и стримами, то публика тебя знает и лично твое индивидуальное мнение становится важным — в MGS можно не изворачиваться и объективных минусов не искать, все поймут. :) И, напротив, Мария Народицкая пишет объективно и отвлеченно, потому что особых возможностей «представиться» ей не выпадает. Она абсолютно права и абсолютно умница ^_^
Вот если тебя зовут Иван Лоев, ты рулишь ретрозорами, индикаторами и стримами, то публика тебя знает и лично твое индивидуальное мнение становится важным.

Ну я стараюсь это самое мнение как-то аргументировать, чтобы было понятно, откуда у него ноги растут. И делал это вне зависимости от того, куда и для кого пишу.
Нда… пожалуй соглашусь, возможно не во всем… да так, фантики.
«Обман зрения»

Тоже с подсмыслом. Некий меседж в сторону фанатов. Так что, думаю, для некоторых было вполне ожидаемо было услышать старые треки с новой интерпретацией текста песни. Кажется, все правильно сказал.
Читай также