26 марта 2012 26.03.12 142 6566

Феномен стилей: Киберпанк

+35

Все мы помним замечательные фильмы стиля киберпанк: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (можно сказать, основоположитель этого стиля в фильмах), или «Матрица» Братьев Вачовски, или «Бегущий человек» Пола Майкла Глэйзера. Или что-то из литературы: Пол ди Филиппо с его «Телевизионным городом», или же Уильям Гибсон с трилогией «Киберпространство».

Так вот, я бы хотел рассказать несколько своих мыслей в виде статьи о том, за что можно полюбить произведения стиля киберпанк, от фильмов до игр.

«Раньше я мог бы посмотреть на звезды.
Много лет назад. Но теперь я вижу сплошную пыль;
никто не видел звезд много лет. По крайней мере,
с Земли. Возможно, я отправлюсь туда, где на небе
еще видны звезды»

© «Мечтают ли андроиды об электроофцах?» Филипп К. Дик

Произведения стиля киберпанк затягивают отнюдь не сюжетом, а атмосферой антиутопии, которую сюжет как раз таки и нагоняет. Простое описание «города будущего» заставляет влюбить в себя каждого. Эти многоэтажки с электрощитами-рекламой на своих стенах, эти летающие автомобили непонятной марки, эти грязные бездомные внизу, идущие контрастом тем кто живет на последних уровнях многоэтажек…

Как раз таки на это различие между слоями общества, как правило, и ставят упор писатели подобного жанра. Эти «сословия» — главная особенность антиутопического будущего. Попрошайки внизу, среди груды кибермусора, в переулках, рядом с магазином «Наночипы для всей семьи», и те богатеи, кто живет на «высшем» уровне общества, во многоэтажках, на последних этажах, смотрящих, как на пустое место, на тех кто внизу. У них есть прислуга-робот, который приносит им виски, когда те окликают его: «Эй ты, груда бесполезного металлолома! Принеси мне выпить!»

Произведения этого стиля, несмотря на свою фантастичность, описывают то, что уже происходит среди нас повсеместно. Просто этот сеттинг кибергорода помогает описать все пороки человеческого общества как можно более наглядно. Обесчеловечивание человека биочипами и имплантами, которые помогают быть быстрее, сильнее, лучше, чем мы были, но правильно ли это? На этот вопрос пытались ответить Eidos Interective с недавним Deus Ex: Human Revolution, а так же StarBreeze с их Syndicate, но даже они нам предоставили выбор, рассказав о всех достоинствах и недостатках жизни, как с улучшениями, так и без…

И возможно будет война, между компаниями по изготовлению имплантов и биочипов, за влияние! И в эпицентре этой войны могут оказатся сотни тысяч невинных потребителей…

Говоря о развитии технологий, стоит сказать так же и об искусственном интеллекте, роботах с собственным цифровым мозгом, со своим мышлением и ясностью мыслей. Будут ли такие роботы, или может они уже существуют? Не обратятся ли они против нас? Не будет ли «восстания машин»? О чем кстати говорилось в «Бегущем по лезвию». Может стоит опасаться такого развития технологий, как то поосторожней относиться к этому.

И собственно с появлением возможности создания искусственного разума, появятся те, кому понадобится создание такого разума, без изначально заложенного знания о чего «искусственности», знания о трех правилах робототехники*. Исходя из чего, андроид будет считать и вести себя как человек, и в определенный момент, он поймет, что он не человек и будет месть, месть за свою неживую природу! (Эта проблема рассматривалась в Binary Domain, хоть и несколько кривовато)

В DE:HR показывалось развитие технологий имплантов. И как мы видели, уже на том этапе было много недоработок, от чего пострадали люди. В частности из-за необходимости употребления препарата «Нейропозин», который сам по себе вызывает зависимость. Так вот, с очередным скачком технологий, появятся еще проблемы, а их появление неизбежно, и будут еще жертвы, человеческие… Нужно ли такое развитие?

Стоит ли подумать, прежде чем наделять робота разумом? После прочтения/просмотра/игры чего-либо стиля киберпанк, остаются лишь вопросы, для кого-то риторические, а для кого-то как список альтернативых вариантов развитий событий. Каждый волен сам принимать решения…

===========================================================================
*3 закона робототехники Айзека Азимова:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.
===========================================================================

Я дал вам некую пищу для размышлений, я надеюсь вам понравилось, ну или по крайней мере не не понравилось)

P.S. Ну и, в связи с тем, о чем собственно статья, я бы хотел посоветовать вам парочку произведений…

Фильмы:
«Матрица» Братья Вачовски
«Бегущий по лезвию» Ридли Скотт, а так же игра от Westwood Studios с одноименным названием
«Я, робот» Алекс Пройас
«Геймер» Марк Невелдин, Брайан Тейлор
«Эквилибриум» Курт Уиммер
«Бессмертные: Война миров» Энки Билал
«Призрак в доспехах: Синдром одиночки» Кэндзи Камияма
«Эрго Прокси» Сюко Мурасэ
«Джонни-Мнемоник» Роберт Лонго, а так же книга Уильяма Гибсона с одноименным названием
«Потрошители» Мигель Сапочник
«Экзистенция» Дэвид Кроненберг
«Тринадцатый этаж» Джозеф Руснак
«Искусственный интеллект» Стивен Спилберг
«Акира» Кацухиро Отомо
«Трон» Стивен Лисбергер
Книги/рассказы:
«Нейромант» Уильям Гибсон
«Схизматрица» Брюс Стерлинг
«Бегущий человек» Стивен Кинг, а также фильм Пола Майкла Глэйзера с одноименным названием
«Однажды в Телевизионном городе» Пол ди Филиппо
«Мечтают ли андроиды об электроофцах?» Филипп Дик
Игры:
«Deus Ex», «Deus Ex: Human Revolution» Eidos Interective, Square Enix
«Gemini Rue» Joshua Neurnberger, Wadjet Eye Games
«Flashback» Delphine Software International, U.S. Gold
«Syndicate» Bullfrog Productions, Electronic Arts; а также недавний ремейк от StarBreeze
«Hard Reset» Flying Wild Hog
«Binary Domain» Sega
«E.Y.E: Divine Cybermancy» Streum On Studio
«Mirror's Edge» Dice, Electronic Arts


Лучшие комментарии

Нужно ли делать похожее про другие стили (ну там, нуар, стимпанк)? Будет ли кому нибудь вообще такое интересно?
К фильмам бы еще добавить «Джонни-мнемоник»
Ну «Я, робот» вряд ли к киберпанку отнести можно. Это чистая научная фантастика, снятая очень точно кстати и качественно, по Азимову. Его если почитать, там очень хорошо все про роботов с позитронным мозгом обьясняется. Три закона конечно в своем роде идеальны, но они же и ведут к погибели, ибо есть еще так называемый нулевой закон, который выше всех остальных и в котором говориться, что робот должен в первую очередь защищать интересы человечества, а не отдельного человека. А это позволяет нарушить первый закон и пошло поехало. Да и человек не совершенен, и в первую очередь представляет опасность для себя самого или для других, и идеально логичный мозг робота видит спасение человечества в его уничтожении, ну большей его части. Так что прежде чем мастерить роботов, надо изменить себя.
Да это разве Кибер-панк?
Я вас умоляю…
Да, давай не будем мыслить так узко и назовем Покемонов киберпанком.Будущее — есть, роботы и прочая дребедень — есть, антиутопии нет, но мы же мыслим широко…
а у нас менты людей убивают, так что да, получше.
Не, к стимпанку точно нельзя, ни же совершенно разные, с постапокалипсисом, стили. Стиманк это Arcanum и Wild Wild West.
Чтож, хорошо хоть кто-то это прочитал) И вот вопрос ко всем, можно ли отнести Fallout в купе с фильмом «Книга Илая» к стимпанку? или же постапокалипсис идет отдельным стилем?
Гм, отличный топик, таких в последнее время на блогах мало.

«Экзистенцию» Кроненберга, «Искусственный разум», «Начало», «Акира», «Тринадцатый этаж», ну и всеми любимый «Эквилибриум», думаю, не лишним будет посоветовать.
Хм, отчасти к рекомендуемым фильмам можно отнести «Бессмертные. Война миров» Энки Билала.
Постапокалиптика это отдельный стиль. Который может быть как в смешении с киберпанком так и в смешении с паропанком и тд.
где там интересно антиутопическое будущее? Шоб я так жил в антиутопии, когда каждый гражданин смог позволить себе робота прислугу! Обычное общкство, котороя живет получше чем сйчас
Так… я было хотел приняться за написание статьи по Нуару, но вот беда — с остальными стилями я знаком поверхностно, о стимпанке я узнал только после Биошока, а про нуар слышал лишь из Макса Пейна… Так вот, я че предлагаю, может запилить серию статей от разных авторов, кто не прочь, пишите сюда, в комменты. Не забудьте написать надо ли вообще, а если вы хотите поучаствовать, то напишите по какому стилю вы хотите писать…
P.S. публиковать будете у себя блоге, но не забыв написать, автора идеи (то есть меня) =3
за самый первый трэк лови плюс чётко
Эмм, лол, зачем вы так узко мыслите? Киберпанк включает в себя множество компонентов: от искусственного разума и виртуальной реальности до мрачного будущего и корпораций.

Виртуальная реальность в какой-то форме в фильме присутствует. Корпорации тоже, да и весь сюжет фильма строится на противостоянии этих самых корпораций: команда Кобба помогает одной добиться краха монополии другой.

Само слово «кибер-панк», вообще говоря, подразумевает, что герои должны бороться против системы, а они в фильме подчиняются, но подчиняются, в принципе, ради собственной выгоды и мотивов, так что все обоснованно.

Ну и повторюсь, они пытаются уничтожить монополию, что, в принципе, тоже можно назвать неповиновением системе.
Вообще, фильм шикарный, но там даже антиутопии нет, так что тут никак нельзя связать с киберпанком…

Ты меня слушаешь вообще, блин?
Читай также