2 декабря 2 дек. 1 297

Обзор игры «Земский собор»

+5

Игра «Земский собор» является продолжением псевдоисторической игры «Смута» от Cyberia Nova. Действие происходит менее чем год спустя, зимой 1613 года, когда казак по имени Кирша (знакомый игравшим в оригинал, как соратник Юрия Милославского) приезжает в Москву с желанием подзаработать, а оказывается втянут в интриги вокруг избрания нового царя Русского царства.

Я назвал игру «Смута» именно псевдо-исторической, поскольку она, хотя и описывает важные для российской истории события Смутного времени, на самом деле является адаптацией литературного произведения Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Впрочем, игровая адаптация отдалилась от историчности ещё сильнее, учитывая подачу сюжета и геймплей, которые не понравились очень многим по целому ряду причин.

Лично я в «Смуту» не играл, поэтому не смогу рассказать, действительно ли всё там настолько плохо. А вот «Земский собор» я прошёл, и проект оставил в целом положительные впечатления, хотя и не без оговорок.

Как казак Земский собор спасал

В плане сюжета, на мой взгляд, лучшей находкой сценаристов стала подача истории как рассказа Кирши другим казакам на привале. Теперь все исторические нестыковки, невероятные события и даже излишнюю крутизну героя можно списать на «ненадёжного рассказчика».

Надо только попривыкнуть к речи персонажей, которая больше похожа на изыски литераторов, чем обычную речь. Хотя у меня, например, подобный стиль вызвал ассоциации с «Чапаевым» — там тоже персонажи говорят эмоциональными речами, но с другой стороны, это не помешало (а может даже и помогло) многим цитатам из фильма уйти в народные анекдоты. Может и Киршу ждёт подобная судьба.

В остальном центральная сюжетная линия прямолинейна — вначале мы помогаем одним, потом другим, потом даём по щам третьим, в паре моментов сами оказываемся по уши в неприятностях (почти сразу после приезда в Москву Кирша вообще лишается всего оружия), ну, а в конце нам предстоит разоблачить самых главных предателей, продавшихся иностранцам. Но кто-нибудь ожидал чего-то другого?

С другой стороны, в игре есть разные побочные задания. Кого-то найти, что-то принести, с кем-то подраться… или поймать сбежавшую курицу, подкравшись к ней, чтобы не спугнуть. Будет даже несколько расследований для ярыжки (так называли служивших в приказах, следящих за порядком и законом), правда Кирша сам всё сообразит, а вам надо будет только тыкнуть во все «точки интереса» и отправиться вязать подозреваемого. Интересно, что некоторые задания можно и провалить. Тогда не получите достижение или одно из улучшений для оружия или снаряжения. Последнее полезно для облегчения боёв.

Бой, стелс и мини-игры

Сражения в «Земском соборе» достаточно динамичны (как в Ведьмаке 2-3, например), и в целом работают по стандартной системе — есть два удара (более быстрый и более сильный), блок, пинок для пробивания блока врага и суперудар, который расходует шкалу боевого духа (её, кстати, также можно увеличить, выполнив некоторые побочки). Также почти в самом начале игры у Кирши появляются метательные ножи и заморский пистолет (или как его называют «аглицкий пистоль»), которыми можно подкосить здоровье врагов до вступления в ближний бой, либо вообще убить, если попасть в голову или когда враг ничего не подозревает.

Жаль, что иногда противники замечают Киршу просто по скрипту, но тем не менее есть немало ситуаций, где действительно можно пройти и завалить всех скрытно. Стелс, правда, достаточно простенький — прячешься за препятствиями, оглушаешь (или убиваешь) врагов со спины. С расстояния лучше убивать ножами, поскольку пистольный выстрел переполошит всех оставшихся супостатов. Можно ещё кидать камни и снежки для отвлечения внимания, а вот трупы, увы, переносить нельзя. Последнее — важно, поскольку патрули замечают оглушённых и убитых.

Помимо боя и стелса в игре есть ещё QTE, когда надо либо быстро жать клавишу (борьба на руках, поднятие тяжестей и другие силовые действия), либо нажать клавишу в нужный момент (например, при кулачном бое). При провале не обязательно будет Game Over, а может начаться бой, где у вас будет меньше здоровья. Ну, и в некоторых побочках надо будет просто делать новую попытку.

Также у Кирши будет несколько возможностей поиграть в «голанцы-камушки», где надо убирать один, два или три камня по очереди. Это развлечение мне не понравилось — выигрышная стратегия, чтобы взять последний камень, очевидна и проигрыш происходит только если с самого начала у вас число камней кратно четырём.

Русский дух

За что Cyberia Nova действительно можно похвалить — так это за стиль и атмосферу. Как я говорил, игра пытается быть не столько историчной, сколько передать дух классической русской литературы, с небольшими поправками на более современный темп повествования. И в целом у неё это получается.

Графика и звуковое сопровождение также хорошо передают «русскость» и в целом район Москвы, являющийся на протяжении игры основным «хабом», по которому Кирша бегает в поисках поручений, выглядит красиво. Актёры озвучки тоже не ударили в грязь лицом.

А вот над производительностью и кодом в целом разработчикам предстоит ещё немало поработать. «Земский собор» даже на минимальных настройках крайне требователен к железу. У обладателей жёстких дисков игра постоянно тормозит, да и у меня на SSD в начале уровня всегда были фризы. Да, с одной стороны разработчики хорошо придумали — игра не ждёт загрузки всех ассетов и подгружает остальные по ходу прохождения. Вот только если точка сохранения находится на старте боя с боссом, враг вполне может снять треть, а то и половину здоровья, пока из-за «заиканий» движка не получается нормально выставить блок.

Немало крови мне попортил и «захват цели», который то сбивался, то наоборот — цеплялся за врагов, не давая нормально отбежать и полечиться. Вообще передышек в боях крайне мало, даже при том что разработчики несколько ослабили напор врагов в первых патчах. Зелья пить, а пистоль перезаряжать, не получая немедленно по башке, можно только в перерывах между «волнами», когда такие есть.

На любителя

Итоговые впечатления от игры у меня остались в целом положительные. В ней есть свой шарм, несколько запоминающихся персонажей (в том числе главный герой), и вполне бодрый игровой процесс, который разнообразят QTE. Учитывая, что прохождение займёт порядка 10 часов (плюс-минус, в зависимости от выполнения дополнительных заданий и количества попыток для сложных мест), недостатки не успеют намозолить глаза, особенно если у вас мощный компьютер, который не будет часто тормозить, напоминая о плохой оптимизации.

Собственно, период становления Русского царства (и впоследствии Российской Империи) — не такой уж распространённый сеттинг в компьютерных играх. Поэтому «Земский собор» — это вполне разумный выбор для желающих взглянуть на эту эпоху в игровом формате для тех, кому она интересна. А там глядишь Cyberia Nova и ещё что-нибудь историческо-литературное сделает, ещё лучше.


67
2.4
36 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Итоговые впечатления от игры у меня остались в целом положительные.

Покайся! :D

А вообще, надо пройти со свободной камерой. Понравится, не понравится, хоть скринов наделаю.

Читай также