28 августа 28 авг. 3 469

RPG как жанр

-10

Вводная

В процессе разработки наших игр, у команды как и у коллег по цеху, было немало обсуждений того, какие именно механики мы будем брать в проект и что по механикам можно считать механиками RPG?

Как выяснилось, вопрос и вправду не из простых! Попробуем разобраться вместе…

P.S. Я нарочно упрощал перечень игр для узнаваемости и опускал ряд дат, которые для многих могут быть важными, но не существенными для статьи. За что у фанатов этих игр приношу извинение!

Буквальное значение

RPG — это аббревиатура от английского выражения Role-Playing Game

  • Role — роль, персонаж, образ, который игрок принимает на себя
  • Playing — игра, исполнение, действие
  • Game — игра

Что дословно переводится как: «Игра с ролевым исполнением» или «Ролевая игра»

Однако, забавно то, что подобное определение можно присвоить даже Counter-Strike или Need for Speed. Ведь в одной игре мы отыгрываем роль террористов и контр-террористов, а в другой мы отыгрываем роль гонщика и прокачиваем машины.

Чтобы навести порядок в этой каше, стоит добавить немного исторической справки этой аббревиатуры.

Сейчас будет душно…
Сейчас будет душно…

История

1974  — выход первой настольной ролевой игры Dungeons & Dragons (D&D), созданной Гэри Гайгаксом и Дэйвом Арнесоном. Она выросла из миниатюрных варгеймов и стала революцией: игроки получили возможность создавать уникальных персонажей, развивать их характеристики и исследовать вымышленные миры

Вслед за D&D появились конкуренты: Tunnels & Trolls (1975), Empire of the Petal Throne (1975), Chivalry & Sorcery (1977), RuneQuest (1978), а также первые научно-фантастические RPG, например, Traveller (1977)

В конце 1970-х в университетских лабораториях создаются первые текстовые компьютерные RPG и приключения, вдохновленные D&D

1980  — релиз Rogue, первой игры, заложившей основы поджанра roguelike: процедурная генерация уровней, перманентная смерть персонажа

1981  — Ultima I: The First Age of Darkness (Ричард Гарриот) — одна из первых коммерческих компьютерных RPG, предложившая открытый мир и элементы dungeon crawler

1983 — Ultima III: Exodus вводит партийную систему боя, что станет стандартом для многих последующих RPG, включая японские

1985  — Ultima IV: Quest of the Avatar впервые фокусируется на морали и этике, а не только на борьбе добра и зла, что становится революцией в жанре

Запуск серии Wizardry (1981) и The Bard’s Tale (1985) — важные вехи для западных и японских RPG

В Японии на основе западных идей появляются свои поджанры: Dragon Quest (1986) и Final Fantasy (1987) закладывают основы JRPG.

1991 — Neverwinter Nights становится первой графической MMORPG, доступной через интернет

1997  — выход Diablo от Blizzard: игра сочетает динамичный экшен, глубокую кастомизацию персонажа, мультиплеер и готическую атмосферу, создавая поджанр action-RPG и «point-and-click» RPG

1997–1999 — расцвет изометрических CRPG: Fallout, Baldur’s Gate, Planescape: ***

1997 — запуск Ultima Online, одной из первых массовых MMORPG

2000 — выход Diablo II, который закрепляет успех action-RPG

2004 — World of Warcraft становится самой популярной MMORPG в истории, формируя целую индустрию виртуальных миров и экономики.

Возникают гибридные жанры: RPG сочетают элементы стратегии, экшена, симуляторов и визуальных новелл.

RPG становятся мейнстримом, выходят на все платформы, включая мобильные устройства и консоли.

Появляются крупные сюжетные RPG с открытым миром: The Witcher 3: Wild Hunt (2015), Cyberpunk 2077 (2020), Elden Ring (2022).

Возвращение интереса к классическим CRPG (Divinity: Original Sin 2, Disco Elysium), а также к roguelike и roguelite-играм.

Развитие инди-сцены: небольшие студии экспериментируют с механиками и повествованием.

В течении всей жизни жанра, его вид и восприятие игроками и разработчиками менялось. Как это часто бывает в молодой индустрии, многие термины являются лишь социальной надстройкой, трактовка которых всегда будет относительной и меняться со временем.

Однако, мы попробуем разобраться и в этом, рассмотрев все варианты RPG

Концепт Bunker: Descent to Life
Концепт Bunker: Descent to Life

Виды RPG

1. Dungeon Crawler (Зачистка подземелий)

  • Классический поджанр RPG, ориентированный на исследование подземелий, сражения с монстрами и сбор трофеев.
  • Основной акцент на развитие персонажа через прокачку характеристик и экипировки.
  • Примеры: Diablo, Torchlight, Dungeon Siege, Dark Souls (хотя Dark Souls также относится к Action RPG).
  • Исторически первые RPG были именно такого типа.

2. Sandbox RPG (Песочница)

  • Игры с открытым миром, где игрок сам выбирает, чем заниматься, без жёсткой привязки к сюжету.
  • Предоставляют множество побочных заданий, возможность обустройства домов, создания семьи и т. п.
  • Примеры: серии The Elder Scrolls (Daggerfall, Skyrim), Fallout.

3. Narrative RPG (Сюжетные RPG)

  • Фокус на глубоком сюжете, развитии персонажей и погружении в историю.
  • Игроки ценят проработанный мир и личностное развитие героя, иногда важнее механики прокачки.
  • Примеры: The Witcher, Mass Effect, Dragon Age.

4. Action RPG (Экшен-RPG)

  • RPG с динамичными боями в реальном времени, часто сочетающие элементы экшена и ролевых систем.
  • Примеры: Gothic, Fallout: New Vegas, Vampire: The Masquerade — Bloodlines, The Witcher 3, Dark Souls, Elden Ring, Cyberpunk 2077.

5. JRPG (Японские RPG)

  • RPG с характерным стилем повествования, часто с пошаговыми боями или тактическими элементами.
  • Примеры: Final Fantasy, Persona, Tales of, Chrono Trigger, Shin Megami Tensei, Pokemon.

6. CRPG (Классические ролевые игры, часто изометрические и с глубокими системами развития)

  • Хардкорные RPG с большим вниманием к механикам, тактике и нелинейности.
  • Примеры: Fallout, Baldur’s Gate, Planescape: Torment, Disco Elysium, Dragon Age: Origins, Warhammer 40,000: Rogue Trader.

7. WRPG (Западные RPG)

  • Разработанные преимущественно западными студиями (США, Европа).
  • Обычно более гибкий нелинейный сюжет, свобода выбора игрока, открытые миры, детализированная кастомизация персонажа, акцент на исследование и разные стили игры.
  • Примеры: The Elder Scrolls, Fallout, Dragon Age, Kingdom Come: Deliverance.

8. Roguelike / Roguelite

  • Поджанр, возникший от игры Rogue, с процедурно генерируемыми уровнями, высокой сложностью и перманентной смертью персонажа.
  • Включает элементы Dungeon Crawler, но с упором на случайность и повторяемость.
  • Примеры Roguelike: Pixel Dungeon, FATE Reawakened, As Far As The Eye
  • Примеры Roguelite: Hades, Rogue Legacy 2, Gunfire Reborn, Slay the Spire

9. Interactive Movie / FMV (Интерактивное кино)

  • Игры, построенные на видеоматериалах с актёрами, где игрок принимает решения, влияющие на сюжет и концовки.
  • Примеры: Detroit: Become Human, Until Dawn, Erica.

10. Visual Novel (Визуальные новеллы)

  • Игры с акцентом на диалоги и сюжет, часто с романтическими или эротическими элементами.
  • Пример: Клуб Романтики.

11. Epic RPG (Эпические RPG)

  • Ролевые игры в традиционном понимании с полным набором атрибутов: уровни, инвентарь, диалоги, выполнение всех обязанностей персонажа.
  • Масштабные приключения с множеством побочных заданий и историй
  • Открытый или очень большой мир для исследования
  • Примеры: Pirates, Космические рейнджеры, The Elder Scrolls V: Skyrim, The Witcher 3: Wild Hunt, Baldur’s Gate III, Final Fantasy и т. д.
  • Да-да, очень странный поджанр, но он упоминается как в статьях, так и на разных игровых площадках.

Таким образом, основные типы RPG в истории охватывают широкий спектр: от классических подземелий и открытых миров до сюжетных эпопей и интерактивных кино. На платформах вроде Steam, Epic Games и VK Play можно найти игры практически всех этих типов, от хардкорных CRPG до визуальных новелл и интерактивных фильмов

Однако, наша задача понять, по каким же механикам можно те или иные игры считать RPG?

Здешние пески холодные, но когда ты здесь, каджиту становится теплее…
Здешние пески холодные, но когда ты здесь, каджиту становится теплее…

Механики RPG

Игры других жанров, в которых используются механики из классической RPG, не всегда считаются полноценными RPG, но могут содержать элементы ролевой игры. Это связано с тем, что RPG — это жанр, определяемый не только прокачкой и развитием персонажа, но и комплексом ключевых характеристик:

  • Развитие персонажа (уровни, навыки, умения, экипировка).
  • Нелинейный сюжет и выборы игрока, влияющие на мир и персонажей.
  • Ролевая система с диалогами, квестами и взаимодействием с миром.
  • Погружение в роль героя, возможность проявить индивидуальность.

Например, в шутере Counter-Strike игрок действительно «отыгрывает роль» террориста или контр-террориста, но здесь отсутствует развитие персонажа, прокачка навыков, сюжет и вариативность выбора — ключевые элементы RPG. Поэтому Counter-Strike — это прежде всего шутер с командным PvP, а не RPG.

В гонках вроде Need for Speed есть прокачка машин и улучшения, что является элементом RPG-механики (дерево прокачки, улучшение характеристик), но сама игра не предлагает ролевого сюжета, диалогов или развития персонажа как такового. Это скорее гонка с элементами RPG.

Таким образом, механики RPG (прокачка, навыки, крафт и т. п.) часто заимствуются другими жанрами, но наличие этих элементов не превращает игру в полноценную RPG. Это скорее гибридные игры или игры с элементами RPG.

В игровой индустрии часто говорят о «RPG-элементах» или «RPG-механиках» в шутерах, стратегиях, гонках и других жанрах, но жанр определяется комплексом признаков, а не отдельными механиками.

Концепт Bunker: Descent to Life
Концепт Bunker: Descent to Life

Выводы LITTIME

Как выяснилось, такие вещи, как инвентарь, крафт и т. д., не являются основополагающей жанра RPG. Однако, они обязательно будут у нас практически в каждом проекте!

Наши дизайнеры стараются искать баланс между классическими механиками жанра и возможностью привнести иное их прочтение. Дать геймплею свежий, но привычный вид.

Задача сложная, учитывая сформировавшиеся привычки у игроков. Тем более, что нам предстоит указывать жанры и поджанры для площадок и сервисов, который порой не дают нужного инструментария для точной настройки странички игр.

Вызов принят!

Автор: Основатель студии Littime Game Studio, Станислав Цатурян


Теги

Лучшие комментарии

Окей, спасибо за копирование текста, созданного в Дипсик. Но какую цель несет этот текст?

У меня одного вызывает отторжение стремление систематизировать/разложить по жанрам компьютерные игры? Это как будто ограничивает всю индустрию (и разработчиков и пользователей), засовывает в предсказуемые коробочки. Неприятное ощущение...

Почти все перечисленные игры это не РПГ. Да и вообще на данный момент невозможно создать полноценную РПГ-ху, чьи возможности по отыгрышу, созданию персонажа и свободе в принятии решений были бы сопоставимы с НРИ.

Читай также