3 августа 3 авг. 17 1153

Ностальгия за 30: ретроспектива «Мафии 2»

+18

Разбираю спорный сиквел до последнего болта

Субъективное мнение автора
Субъективное мнение автора

Если сегодня спросить фанатов видеоигр, какой год в индустрии был самым богатым на громкие новинки и приятные воспоминания, ответы будут сильно разниться.

Юное поколение вполне может назвать 2018-ый: первая Kingdom Come: Deliverance, перезапуск God of WarSpider-Man от компании Sony, Detroit: Become HumanFar Cry 5 и, уже ставшая классикой, Red Dead Redemption 2.

Ветераны «клава-мыши» и геймпадов копнут в далекое прошлое — 1998-ой. Первая Half-Life, первая Baldur's GateFallout 2Resident Evil 2Grim FandangoNeed for Speed 3: Hot Pursuit и многое другое.

Но «дети нулевых», скорее всего, назовут 2010-ый и, возможно, окажутся чуть ближе к истине. Heavy RainAlan WakeMass Effect 2Halo: ReachRed Dead RedemptionStarCraft 2: Wings of LybertyGod of War 3Fallout: New VegasSuper Meat BoyCall of Duty: Black OpsAssassin's Creed: BrotherhoodBioShock 2 — на рубеже десятилетий игроки ныряли в хиты, как Скрудж Макдак в монеты. Тот год удовлетворил запросы самой разной аудитории: от прожженых геймеров до тех, кто только влюблялся в видеоигры.

Лишь один проект как будто стоял особняком от остальных. На него уповали с момента анонса и ждали, трепеща от рекламных роликов. Некоторые заранее называли его «Игрой года», Игрой мечты.

Конечно, речь о «Мафии 2» — долгожданном сиквеле культовой Mafia: The City of Lost Heaven.

На момент 2010-го оригинальная игра вышла восемь лет назад. GTA-клоны давно сформировались в отдельный жанр, но первая «Мафия» оставалась уникальным зверем. Ее сюжет, режиссура, саундтрек, атмосфера, физика автомобилей, издевательская сложность — не знали равных внутри жанра.

Как часто бывает после успешного релиза, чешский разработчик Illusion Softworks попал в орбиту игрового сообщества. «Мафия 1» удостоилась ряда престижных премий, в их числе: «Игра года» от журнала PC Gamer, «Лучший сюжет» от GameSpot, «Лучшая инструментальная композиция» от церемонии «G.A.N.G. Awards».

Чуя запах франшизы, издатель Take-Two Interactive усадил команду работать над продолжением. Неизвестно, какие именно пертурбации произошли в стенах студии, но факт остается фактом — разработка «Мафии 2» очень сильно затянулась.

Против чехов сыграло стремительное развитие технологий. Им пришлось долго выбирать актуальный движок и в итоге с нуля написать свой. Отказываться от каких-то идей и привносить новые. Подстраиваться под архитектуру свежих консолей. Спорить с издателем. Из раза в раз переносить дату выхода.

О том, в какой обстановке рождался сиквел хорошо говорит то, что главный автор первой части, Даниель Вавра, увольнялся из компании дважды — в 2004-ом и 2009-ом годах.

Производственный процесс оказался столь нервным, что Take-Two устали его курировать — в 2008-ом Illusion Softworks перебросили в подразделение 2K Games, те взяли на себя функции «начальства». Сам коллектив переименовали в 2K Czech.

Наконец, спустя восемь лет пребывания в лимбе, вторая «Мафия» добралась до игроков. До людей, которые любили ее авансом. Которые жаждали снова стать участниками захватывающей криминальной драмы. Со слегка дрожащими руками они запускали игру, представляя, как та полностью оправдает их ожидания.

Первый тизер «Мафии 2», вышедший в 2007-ом году. Как видим, изначально главный герой не должен был смахивать на голливудского красавчика

ГЛАВА 1. ЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ

Бытует мнение, что «Мафия 2» делится строго пополам: отличная первая половина игры и провальная вторая.

А давайте вспомним самое начало — предысторию Вито Скалетта. Как нам показывают эмиграцию его семьи в Америку, тяжелые условия жизни, нищую зарплату отца, неудачное ограбление магазина вместе с другом Джо, арест и участие во Второй Мировой войне.

В крохотный трехминутный ролик создатели впихнули важнейшие события жизни будущего бандита. Адаптация в новой стране осталась за кадром. Внезапная смерть отца — за кадром. Первый опыт боевых действий — за кадром. Серьезное ранение и «дембель» — за кадром. Знакомство с Джо — ключевое событие для нашего героя — также за кадром.

С первых секунд повествование второй «Мафии» берет спринтерский темп, но начинает спотыкаться. История постоянно куда-то торопится, не пытаясь расставить акценты и поднять эмоциональные ставки. Вот нам показывают маму Вито — она скоро исчезнет из сюжета и не будет иметь никакого значения. Вот нам показывают медвежатника Джузеппе, оружейника Гарри и хозяина свалки Майка — они скоро исчезнут из сюжета и не будут иметь никакого значения. Вот нам показывают дона Клементе — он скоро исчезнет из сюжета и не будет иметь никакого значения (лишь появится на несколько секунд, чтобы сразу погибнуть).

Альберто Клементе — стандартный опереточный злодей. У вас незаурядная память, если к финалу игры вы помнили его имя
Альберто Клементе — стандартный опереточный злодей. У вас незаурядная память, если к финалу игры вы помнили его имя

Сюда же добавляем новичка Марти, о котором (почему-то) печется Джо. Мы видим Марти всего пару раз, почти ничего о нем не знаем и не узнаем в дальнейшем. Мы едва общаемся с юнцом…, и его убивают. Справедливости ради, гибель Марти хоть немного раскрывает Джо, однако, неряшливая драма, которую сценаристы развернули вокруг смерти паренька, никак не спасает положение.

2K Czech будто специально делают персонажей плоскими и блеклыми. А то, что кажется интересным «чеховским ружьем», таковым не оказывается.

Показателен эпизод из пятой главы. Вито, Джо и «солдат» семьи Клементе по имени Генри Томасино ждут мужчину, которого им предстоит ликвидировать. Генри рассказывает о своей жизни, делится воспоминаниями об отце. Затем Скалетта спрашивает: «А где ты так хорошо выучил английский?». Диалог резко обрывается появлением цели.

Но вопрос останется без ответа до самого конца. За ним ничего не последует. Ловкое владение Генри иностранным языком — хорошее подспорье для твиста. Дополнительная интрига напрашивалась сама собой. Неужели он не ответил просто так? Да, он не ответил просто так.

Трейлер, утверждающий, что «Мафия 2» выйдет осенью 2009-го. Дату выхода опять перенесли, а ламповый эпизод в церкви не вошел в игру

Другая жертва дырявого сценария — Эдди — младший босс в семье Фальконе. Приметный мужчина в бежевом костюме появляется во второй половине игры; он дает нам задания. Его роль кажется важной, но в финальной главе, в самый ответственный момент, мафиози испаряется по щелчку пальцев. И когда в кульминации Вито убивает самого дона Фальконе, судьба Эдди остается неизвестной. Он также был устранен? Или смог сбежать? Или готовится отомстить? Вопросы без ответов.

Последняя, но не по значению — старшая сестра главного героя, Франческа. Миловидная синьора фигурирует в завязке сюжета, выполняя понятную функцию — аккуратно подтолкнуть брата на преступный путь. И взяв столь нужные деньги, девушка исчезает из повествования так же быстро, как остальные персонажи «Мафии 2».

2K Czech вспоминают о ней спустя много глав, дабы разыграть семейный конфликт. Скалетта, вопреки просьбам сестры, избивает ее мужа — бабника и пьянчугу. В ходе телефонного разговора с Вито она в сердцах заявляет, что не желает видеть родственника. Наш герой с каменным лицом кладет трубку. Все, конфликт исчерпан — Франческа больше не появится, она — очередная мебель для сюжета. Ее и без того сумбурная, обрывистая история закончилась телефонной перепалкой.

Сегодня широко известно, что и сценарий, и геймплей второй «Мафии» попали под суровые ножницы. Интернет пестрит информацией о контенте, потерявшемся на пол пути. И трудно сказать, кому досталось сильнее — сюжетным эпизодам или различным механикам. В любом случае, «Мафия 2» добилась удивительного эффекта — читать биографии ее персонажей на фанатских сайтах куда интереснее, чем следить за ними в самой игре. Потому что вменяемой сюжетной арки нет ни у кого, кроме центрального дуэта.

Одна из вырезанных кат-сцен

ГЛАВА 2. МАЛОЛЕТНИЙ

Любой видеоигре пойдет на пользу харизматичный протагонист. Он может быть или обаятельным, или брутальным, или забавным, или уязвимым. Героем или антигероем. Сверхчеловеком или страдающим от недуга. Пожалуй, единственная черта, которой точно не стоит его наделять — низкий уровень интеллекта. В самом деле, кому захочется побывать в шкуре болвана, которого, например, все используют и обманывают?

Сознательно или нет, но 2K Czech сотворили Вито именно таким.

Не успел закончиться пролог, а герой уже проявляет чудеса наивности. Он искренне не понимает, откуда у Джо пистолет и зачем тот его носит. Откуда у Джо такая шикарная квартира и как он на нее заработал. Почему с пулевым ранением нельзя обратиться в больницу. Каким образом Скалетта, по заверению друга, скоро приобретет солидный автомобиль, если на него нет денег.

Дальше больше. В первой трети игры семья Клементе примитивной уловкой подводит Вито под статью и тюремный срок. Важный нюанс — поручение, которое привело на скамью подсудимых, давал упомянутый Генри Томасино. И вот, спустя время наш горе-гангстер без лишних претензий встречает бывшего напарника у порога своего дома. Они спокойно болтают; Генри просит о помощи, Вито соглашается.

В конце выяснится, что Томасино — информатор ФБР.

Апофеозом глупости и бесхарактерности персонажа является развязка. Перед ним встает выбор: честно умереть за дела свои или предать дона Фальконе. Последнему он клялся в верности. Клялся на крови.

17 секунд — ровно столько понадобилось неудачнику, чтобы согласиться на измену. Так много, потому что собеседник произносил объемную реплику.

Впрочем, суть в другом — Вито не подумал попросить за Джо. Спасти не только свою шкуру, но и друга. Он забыл о верном брате. Поэтому знаменитое «Джо в сделку не входил», если чуть-чуть вдуматься, выглядит насмешкой авторов над главным героем.

Иронично, но в «Мафии 3», которую принято закидывать камнями при первом упоминании, Скалетта разговаривает и ведет себя гораздо эмоциональнее, естественнее, харизматичнее, чем в собственной игре.

Символичными становятся его предсмертные слова:

Я всегда думал, что ты не такой, как те ублюдки. Жирдяй Дерек Папалардо. Альберто Клементе. Лео Галанте. Так нет же, вечно найдется кто-то, кому не терпится меня поиметь

Вспоминается фраза из кинофильма «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика«Тебя ******* при зачатии».

Ровно один раз беспечный преступник проявляет задатки воли. Он пытается спасти от смерти Лео — товарища, который помог ему в годы заключения. Крайне странная сцена — в ней зачем-то появляется нелинейность, не влияющая ни на что. Лео выживает как ни крути, причем от Вито почти ничего не зависит.

Трое мужчин ведут напряженный диалог на кухне. Главный герой старается убедить наемника не выполнять заказ. Последний приводит здравые аргументы, и протагонист соглашается с «неизбежным»; продавить его волю — дело плевое. Он выходит в коридор, с грустным лицом закуривает сигарету, после чего слышит выстрел. Открывается дверь. Довольный Лео заявляет, что сам решил ситуацию. Подобрал нужные слова. Вито мог не торопиться, он был бесполезен. Как и выстрел в пустоту, вызывающий вопросы к логике.

В ином варианте друзья по несчастью успеют сбежать — убийца их не настигнет. Лео покинет город, чтобы появиться в финале и вернуть должок. Да, «мафиозник» подумал своей головой, проявил характер. Единожды за все время.

А был ли в этом смысл, если Лео способен в одиночку договориться с киллером? Если, по сути, ему не нужна помощь? Тем более, аналогичные сюжетные ходы мы видели в первой части — с той разницей, что там они прописаны в разы убедительнее.

Прекрасный трейлер, от которого градус ожидания пробивал потолок

Вито — символ всех упущенных возможностей «Мафии 2», как истории. Всех ее сумбурных и рваных элементов. С редким упорством сценаристы не используют сюжетные рычаги, которые легко придали бы герою психологическую глубину.

В частности, его ненависть к отцу. Скалетта несколько раз за игру проговаривает, что основа его мотивации — не повторить ошибки «папаши». Что он хочет выбиться в люди, кем-то стать. Простой движок для персонажа, но его можно раскрыть. Дать нам прочувствовать отвращение к отцу, их натянутые отношения, перебранки. Если не через флэшбэки, то через диалоги с мамой за условным чаепитием. Элементарные решения лежат на поверхности, но к ним не прибегают. Папа был плохой. Папа не любил меня. «Потому что».

Аскетичность драматургии «Мафии 2» доходит до абсурда, когда протагонист выходит из тюрьмы. Не так давно он узнал о смерти мамы. Что же он делает, оказавшись на воле? Звонит сестре? Едет с ней на кладбище? Просит прощения у матери? Едет домой к Франческе, где они мило вспоминают детство? Предлагает ей помощь?

Нет, он едет с друзьями в стриптиз-клуб. Попойка заканчивается глубокой ночью с трупом в лесу.

В таких вещах и кроется ядро сюжета второй «Мафии». Он напоминает скорее фанфик на все гангстерские фильмы разом, нежели взрослое, осмысленное произведение. Невнятная, дерганная история, полностью лишенная проработанных конфликтов и внушительных злодеев. С ужасно прописанным центральным персонажем. Наивным, недальновидным, податливым. Приятным внешне, пустым внутри.

Особый курьез игры — концовка. Внезапная и шокирующая, но, к сожалению, бестолковая.

Зачем так обрывать сюжет? Что вы хотели сказать этой историей? Как произошедшее повлияло на Вито? В какую точку он пришел? Что было дальше? В чем вообще мораль? Быть глупым плохо?

На панораму города так и просится надпись «Продолжение следует».

ГЛАВА 3. «ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ»

Многие скажут, что сюжету «Мафии 2» предъявляются слишком мощные претензии. Кто-то отметит, что скрипт первой части (и большинства видеоигр) тянет на работу студента сценарного факультета. И будет прав.

The City of Lost Heaven нельзя назвать великой драмой. Ее фабула проста, как две копейки — она пересказывается за пол минуты. Но работает. Цепляет с первых минут и держит до финала. Потому что сюжет выверен и строен, в нем нет лишних элементов. Никаких напрасных персонажей или бесплодных событий. А своеволие Томми Анджело и его драматическая кончина переносили вроде бы пустяковый сюжет в ранг отличных, трогательных, незабываемых рассказов.

В то время, как история второй «Мафии» сразу трещит по швам, когда задумываешься, о чем она была.

Развязка первой «Мафии» вызывала настолько сильный катарсис, что забыть ее не получится никогда
Развязка первой «Мафии» вызывала настолько сильный катарсис, что забыть ее не получится никогда

Оригинал обладал и другими достоинствами, которых напрочь лишен сиквел.

Режиссура кат-сцен «Мафии 1» до сих пор даст фору большинству проектов индустрии. Миллионы фанатов помнят, как живописно нам показывали город во вступительном ролике. Как Сэм в рапиде шел на Томми и зловеще тянул руку в карман пиджака. Как виртуозно поставлена перестрелка на автопарковке. Какую интригу и напряжение нагнетала сцена с поездом. Как кровь Сэма символически капала на украденные деньги.

Во второй части нет ничего подобного. Ее кат-сцены выполнены сдержанно и безыдейно. Интересные ракурсы, талантливый монтаж, необычные решения — не про «Мафию 2». Здешняя постановка отдает второсортными сериалами, режиссеру лишь бы закончить смену. Его любимый кадр — средний план по плечо. Скучнее не придумать.

Изысканный ракурс в «Мафии 2» — почти уникальный случай
Изысканный ракурс в «Мафии 2» — почти уникальный случай

Еще один грех второй «Мафии» — очень слабые диалоги. Зачастую герои общаются короткими, рубленными фразами. Их разговоры сложно назвать общением живых людей — слишком много формальной информации, слишком мало деталей, подчеркивающих характер того или иного собеседника. Изредка встречаются хорошие шутки, но их кот наплакал.

Приятное исключение, когда авторы работали с персонажами — эпизод, где Вито знакомится с начальником портового профсоюза Дереком и его подчиненным Стивом. На каждый вопрос первого второй с невозмутимым видом всегда отвечает: «Да, Дерек».

— Чертовы бабы. Все одинаковы. Да, Стив?

— Да, Дерек

Действительно удачная находка, пару минут герои казались выразительными.

Самый досадный просчет чехов — халтурный саундтрек. При всех разочарованиях музыка игры могла бы дарить удовольствие в плейлисте. На выходе же мы получили всего три достойных трека: из главного меню, из начальной заставки, из финала. Только в них есть атмосфера и эмоции.

Позорный результат на фоне великих мелодий первой части — композитор Владимир Шимунек сочинил один из лучших OST геймдева.

С песнями на радио ситуация чуть лучше. Превосходная композиция «Boom Boom» блюзмена Джона Ли Хукера стала неофициальным гимном «Мафии 2»

Понятно, что никто не ставил себе цель потратить восемь лет жизни на провал.

Очевидно, беспокойный выбор движка, написание собственного, правки в геймдизайне и прочие технические проволочки непредсказуемо раздули бюджет. 2K Games давили на чехов — их нетрудно понять. Вам платят зарплату, в игру вложены деньги. Скорее завершите работу над Illusion Engine. Скорее покажите игру прессе. Скорее отправьте ее на «золото». Скорее, скорее, скорее.

У команды не было выбора — им пришлось обкромсать свое детище. Наверняка, с камнем на сердце.

ГЛАВА 4. (НЕ)ЛИШНИЕ ДЕТАЛИ

Перечисление всех материалов, которые растеряла «Мафия 2» в процессе разработки, достойно отдельной книги. Пробежимся по самым вопиющим случаям.

Игра стартует на Сицилии времен Второй Мировой — нам показывают фрагмент из боевых будней Вито. Миссия длится пять минут, затем действие переносится на «гражданку» (к слову, о сумбуре сюжета).

Как стало ясно позднее, 2K Czech планировали уделить Сицилии около часа. Провести в ней обучение всем механикам, разбив его на девять коротких заданий. Одно из них называлось «Call of Duty».

Помните троицу: медвежатник, оружейник и владелец свалки? Они отвечали за дополнительные миссии в открытом мире. Прохождение последних влияло бы на репутацию героя и давало бонусы от конкретного работодателя. Коллегу по опасному бизнесу можно было попросить, к примеру, привезти оружие. Это объясняет, зачем в «Мафии 2» механика с использованием домашнего телефона и телефонных будок. «Вы не знаете ни одного номера» — такую надпись увидели игроки, поднимая трубку в финальной версии.

С опциональными активностями связана еще одна небрежность. Если открыть карту, а в ней «легенду», то в перечне символов можно увидеть желтый круг. Он маркирует «дополнительное задание». Как вы понимаете, желтый круг ни разу не появляется на карте.

Титульная обложка «Мафии 2». Мужчина слева — главная загадка проекта
Титульная обложка «Мафии 2». Мужчина слева — главная загадка проекта

Другая пропажа в пылу дедлайнов 2K Czech — «Риэлторское агентство Бэка». В нем игрок покупал бы квартиры или дома. Обустраивал их по своему вкусу.

Также был удален общественный транспорт (такси, автобусы, метро). Парикмахерские с возможностью менять прическу. Спортзалы, где можно выучить новые приемы. Девушка Вито, с которой нужно ходить на свидания.

Разрезая игру на лоскуты, чехи поступились и журналистами — они убрали миссию «Колеса в огне», которую демонстрировали прессе на Gamescom 2009. Благодаря ей 2K Czech выиграли в номинации «Лучший разработчик».

Главный же их фортель — персонаж, стоящий на обложке слева. Его нигде нет в «Мафии 2». Дотошные «хакермены» нашли звуковой файл — вырезанный диалог Вито и Джо. Наш плотный друг упоминает некоего новичка, он возьмет его с собой на ликвидацию Томми Анджело. В случае если игрок откажется брать это задание.

Узнали? Согласны?
Узнали? Согласны?

Концовка второй «Мафии» выглядит, как дурацкий обрубок неспроста. По словам Даниэля Вавры вся последняя треть игры не имеет общего с его сценарием. Он предполагал три варианта финала в зависимости от решений игрока:

  • «Лучшее время»: Джо погибает, Вито поднимается в преступной иерархии;
  • «Друзья на всю жизнь»: Вито спасает Джо;
  • «Семейное дело»: Джо погибает, Вито бросает криминал, втайне уезжает подальше и открывает пиццерию. Забавно, что, скрываясь от мафии, он называет заведение своим настоящим именем — «Пиццерия Скалетта». Ее модель по сей день лежит в файлах игры.

Интервью 2K Czech журналу Игромания. Молодой «Даниил Вавра» рассказывает о «Мафии 2». Он пока не знает, что большинство его идей не попадут в игру

ГЛАВА 5. ЧТО С ЛИЦОМ?

Что имеем в сухом остатке? Во что конкретно 2K Czech предложили нам поиграть в 2010-ом году?

В недо-GTA.

Почему так? Потому что ключевой задачей был поиск баланса между хардкором «Мафии 1» и современными трендами. Даже на момент 2002-го года всех обескураживали некоторые геймплейные решения The City of Lost Heaven. А во второй половине «нулевых» баллом уже вовсю правила Rockstar Games — пока чехи ковыряли разные движки конкурент выпустил GTA: Vice CityGTA: San Andreas и во многом революционную GTA IV.

Именно франшизу о великом автоугонщике 2K Czech взяли за ориентир.

Решение вышло им боком. Команда так стремилась угодить казуальным геймерам, избавить их от малейшего дискомфорта, сгладить все острые углы, что полностью потеряла дух оригинала.

Тот не был святым идеалом, но нельзя отрицать — он обладал своим лицом. Никакой мини-карты и GPS-навигатора — это кратно усиливало иммерсивность, позволяя неплохо запомнить город. Никаких скоростных машин и безмозглой полиции — это кратно усиливало погружение и заставляло соблюдать ПДД. Никакой регенерации здоровья и частых автосохранений — это кратно усиливало напряжение от перестрелок и сужало анус.

Благодаря перечисленному «Мафия 1» въедалась в память на годы, на десятилетия вперед.

Какая еще сюжетная игра заставляла останавливаться на красный, не превышать скорость и избегать столкновений?
Какая еще сюжетная игра заставляла останавливаться на красный, не превышать скорость и избегать столкновений?

К сожалению, «Мафия 2» — очередной постный GTA-клон. Заучивать город не надо, соблюдать правила движения тоже. В перестрелке займи ближайшее укрытие и отстреливай неумных врагов.

Отдельное кощунство — диегетическая музыка в открытом мире. Теперь она только по радио, как учили Rockstar. В оригинале прекрасная музыка 30-ых годов следовала за тобой почти непрерывно. Она буквально окутывала тебя, уплотняя ткань мира игры. Не слишком реалистичный подход, зато атмосфера била ключом.

Но 2K Czech не стали повторять свой же трюк и зачем-то одолжили псевдодокументальную манеру прямого конкурента.

Затянувшаяся разработка вынудила издателя вложиться в серию трейлеров. Один из них получился на редкость креативным

Со второй «Мафией» случился и другой парадокс — чехи изо всех сил пытались идти в ногу со временем, создали технологичный Illusion Engine, прикрутили к нему Nvidia Physx… и все равно опоздали на праздник.

Стрельба — яркий тому пример. Каждый трейлер игры рекламировал продвинутую разрушаемость объектов, как центральную фишку перестрелок. Они не лгали: стекла бьются, щепки летят, бетонные колонны осыпаются. Однако, экшену «Мафии 2» катастрофически не хватает скорости, драйва, напряжения, ощущения борьбы. Здесь вялая динамика, предсказуемый геймдизайн и грубые анимации противников. Ты словно в тире — отстреливай схематичных болванчиков, пока они не закончатся.

По итогу стрельба хвастается новомодной разрушаемостью, но не предлагает энергичного действия. Лень создателей явно заметна в начале последней миссии. По узкому коридору на игрока бежит небольшая группа супостатов — ты легко расстреливаешь их, зажав гашетку автомата. Не хватает чашки кофе, который Вито вальяжно выпьет параллельно с ведением огня.

Высокий уровень сложности влияет ровно на один параметр — ускоряет нашу смерть. Экшен не становится более захватывающим и яростным, теперь мы просто умираем за пол секунды в монотонных перестрелках. Порой, непонятно от чего. Сидишь за укрытием, никого не трогаешь — экран смерти. Как нельзя к месту цитата из обзора Ильи Мэддисона:

А теперь внимание вопрос: что меня, *****, убило?! […] Даже звука никакого не было! Ни выстрела, ничего! Может у Вито случился сердечный приступ? Или его убил пердеж бегущего впереди товарища?
«Стреляешь, как моя сестра!»
«Стреляешь, как моя сестра!»

За два года до «Мафии 2» вышла GTA IV — образцовая стрельба, с прекрасным звуком оружия и прорывной физикой тел. За полгода до «Мафии 2» вышла Just Cause 2 — ураганный экшен-коктейль, с веселыми гаджетами и роскошными взрывами. За три месяца до «Мафии 2» вышла Red Dead Redemption — та же передовая физика тел и стильное slo-mo. Проще говоря, в августе 2010-го не было ни одной причины стрелять в роли Вито.

Если «Мафия 1» в плане стрельбы предложила принципиально иной подход относительно GTA 3, то сиквел не поспел за экшеном GTA IV и современников. Одной разрушаемостью сыт не будешь.

Начальника тюрьмы озвучил Джейсон Зумвальт — голос Романа Беллика в GTA IV
Начальника тюрьмы озвучил Джейсон Зумвальт — голос Романа Беллика в GTA IV

Совсем комичным получился ближний бой. По слухам из игры в последний момент вырезали холодное оружие (кастет, нож, лом) — команда впопыхах переделывала рукопашные схватки. Времени у них хватило на неказистый аналог боксерского поединка.

Драки второй «Мафии» сводятся к нажатию одной из трех кнопок: легкий удар, сильный удар, уклонение. Затем, когда соперник обессилен, мы проводим добивание — например, три раза нажать ЛКМ. При этом окружающий мир ставится на паузу — дерущиеся никак с ним не взаимодействуют. На помощь оппоненту никто не прибежит. Ты не сможешь куда-нибудь столкнуть его. Он никогда не заденет бочку или ящик, стоящие рядом.

Тем изумительнее, что однообразные статичные бои — единственный геймплей в одной из глав. Примерно 40 минут, пока Скалетта познает тяготы жизни арестанта, игрок будет бездумно нажимать три кнопки. Ведь думать тут не над чем.

Даже на фоне означенных проблем «Мафии 2» ее рукопашная выглядит странным рудиментом.

Уважаемые, Hangar 13. Если когда-нибудь вы возьметесь за полноценный ремейк «Мафии 2», пожалуйста, переделайте шестую главу
Уважаемые, Hangar 13. Если когда-нибудь вы возьметесь за полноценный ремейк «Мафии 2», пожалуйста, переделайте шестую главу

С другой стороны, эпизод в тюрьме хоть как-то выделяется в окружении преступно однотипных миссий. Глобально весь геймплейный цикл игры сводится к следующему: едем на задание, стреляем в коридоре, едем домой отдыхать. Из креатива — подвозим хмельного друга, который испачкает салон, если вовремя не остановиться. Бросаем напарнику коробки сигарет из кузова фургона, нажимая одну кнопку. Пара минут одноклеточного стелса среди идеально расставленных укрытий или врагов, повернутых спиной.

Создается впечатление, что в какой-то момент внутри 2K Czech не осталось ни одного сотрудника из Illusion Softworks. «Мафия 1» постоянно подбрасывала тебе что-то новое. Вот мы развозим пассажиров, как подобает настоящему таксисту. Вот участвуем в тяжелом гоночном заезде. Вот крадемся по территории усадьбы с битой в руках. Вот выжидаем на яхте подходящий момент для устранения цели. Вот под видом рабочего таскаем ящики, чтобы не привлекать ненужное внимание.

Опять же, некоторые решения подлежат дискуссии, но та творческая смелость и свобода, насыщавшие The City of Lost Heaven, завораживали не меньше, чем ее сюжет. Ты никогда не знал, чем еще тебя удивит Даниель Вавра.

В сиквеле удивляться не приходится — тут все стерильно. И в плане геймплея, и в плане визуала. Среди локаций, которые предстоит посетить, оживляет взгляд разве что планетарий — последняя резиденция дона Фальконе.

Вообще, вторая «Мафия» создает ощущение неслаженности геймдизайнеров и сценаристов. Игровой процесс и сюжет порой совсем не гармонируют.

Вновь обратимся к пятой главе. Вито приезжает в ресторан на встречу с важным авторитетом, надеясь получить место в семье Клементе. Мужчина спрашивает протагониста, готов ли тот убивать людей по приказу. Скалетта отвечает утвердительно, объясняя свое решение опытом на полях Второй Мировой войны. И вроде бы нам раскрывают главного героя, плавно подводят его к первому заказу мафии.

Но драматургию рушит то, что в геймплее мы уже стреляли и убивали — во второй главе, когда угоняли машину с территории вражеской банды. Затем в четвертой, где нас по крышам преследовала полиция после нападения на ювелирный магазин. То есть Вито уже дважды «замарал руки», и мы об этом знаем — сцена в ресторане теряет всякую логику и значимость.

Пример №2 — гибель Томми Анджело.

Вито и Джо подъезжают к частному дому. Статный пенсионер поливает газон, когда Биба и Боба подходят к нему со спины. Происходит то, что происходит. Наши герои садятся в машину…, и начинается погоня от полиции!

С точки зрения создателей логично предположить, что игрока шокирует такой сюжетный твист. Что ему нужно дать прийти в себя. Возможно, отключить радио в машине. Ан нет — давайте полностью сломаем атмосферу момента похабным экшеном.

Каким бы негодяем ни был Томми, он вряд ли заслужил смерть от двух глупых гопников, которые даже не поняли, кого убили и за что
Каким бы негодяем ни был Томми, он вряд ли заслужил смерть от двух глупых гопников, которые даже не поняли, кого убили и за что

Еще раз — во что конкретно 2K Czech предложили нам поиграть в 2010-ом году? В клон GTA с унылой стрельбой, аляповатым ближним боем и миссиями в духе «поехали постреляем».

Какую историю нам рассказали 2K Czech в 2010-ом? Невразумительную «драму» с плохими диалогами. Будто написанную подростками-фанатами Скорсезе. Без вкуса, без мысли, без эмоций.

Потеря твердой руки Даниеля Вавры — его творческой силы, его маниакальной педантичности — слишком сильно ударила по коллективу. А развитие технологий вкупе с давлением издателя приговорило «Мафию 2» к высшей мере. Просто представьте, в какой лихорадке ее заканчивали, если не успели убрать титр «Вы не знаете ни одного номера» и желтый круг из перечня символов на карте.

Дневники разработчиков «Мафии 2» в озвучке Видеомании. Артефакт эпохи

ГЛАВА 6. РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ

Провал игры воспринимается еще более горько, когда видишь ее потенциал.

Здесь прекрасная физика автомобилей — кататься по городу одно удовольствие. Разработчики вновь скрупулезно проработали железных коней, уделив внимание нюансам их поведения. Мощность двигателя, вес авто, максимальная скорость, вид колес, их размер, крутящий момент — все это учитывает Illusion Engine. Иными словами, чехи превзошли сами себя.

Здесь красивая графика — она все еще радует глаз. Когда едешь по ночному мегаполису в зимний период и видишь, как рассеивается свет от фонарей или встречного движения, невольно сомневаешься, что игре стукнуло 15 лет. 2K Czech все-таки не зря корпели над движком — в некоторых графических аспектах вторая «Мафия» победила время.

Здесь нет-нет, да случаются достойные сюжетные сцены. Возвращение домой под песню Let it Snow. Оглашение приговора и прибытие в тюрьму, поставленные так, будто мы смотрим монументальную трагедию. Организация взрыва в офисе небоскреба под видом мойщиков окон. Жестокая расправа над Генри, учиненная китайскими головорезами. Убийство Томми Анджело с целью мимолетного заработка.

Увы, перечисленное — лишь разрозненные фрагменты теоретически хорошей игры. Их слишком мало, чтобы склеиться в цельную картину и заставить «Мафию 2» работать.

Арест и прибытие в тюрьму — едва не лучшая сцена игры

Изумляет, сколько идей и амбиций заложила чешская команда в свой проект.

Показать Сицилию времен Второй Мировой. Америку 40-ых и 50-ых, в зимний и летний период. Тюремное заключение с ограниченным открытым миром. Несколько мелких группировок: африканцев, ирландцев, китайцев. Три большие мафиозные семьи: Клементе, Фальконе, Винчи.

Реализовать систему репутации. Дополнительные миссии от харизматичных бандитов. Локальные сценки, где игрок помогал бы случайным прохожим. Покупку квартир и домов с массой интерактивных объектов. Моментальный переход от стрельбы к ближнему бою и обратно в рамках любого экшен-эпизода. Диалоговое окно + выбор, влияющий на концовку.

Если бы в финальной версии довели до ума хоть половину очерченных планов, «Мафия 2» стала бы той самой «игрой мечты». Оправдала все чаяния и дрожь в руках при первом запуске. Не уронила имя предшественницы и гордо встала в один ряд с другими хитами 2010-го года.

Быть может когда-нибудь Hangar 13 — нынешние хозяева франшизы — подарят нам новую «Мафию 2». Как показал ремейк первой части, они могут напрячься, вложить душу и выполнить работу если не блестяще, то весьма прилежно.

 

Большой разбор удаленного контента

Конечно, вторая «Мафия» и в таком виде обладает приятным шармом. Красавчик-протагонист. Его веселый друг. Атмосферный город. Эффектная разрушаемость. Несколько сильных эпизодов.

Но целый ворох проблем и ошибок, если снять пелену ностальгии с глаз, не позволяет назвать игру удавшейся.

Подходящей эпитафией на ее могиле послужит цитата Дэвида Семика — data-менеджера 2K Czech. Без веской причины человек не скажет подобное во время разработки. Тем более, походу рекламной компании, когда он должен десять раз обдумать каждое слово:

Во время разработки первой «Мафии» не было практически ничего изменено издателем […] В финальной версии изменения в основном касались исправлений ошибок, нежели урезаний материалов игры. Сейчас же издатель «Мафии 2» участвует в разработке намного больше, чем тогда. И это, безусловно, имеет как свои плюсы, так и минусы.

P.S.

По лору франшизы Томми Анджело родился в 1900 году. В финале основного сюжета «Мафии 1» ему 38 лет. Вито и Джо убивают его в возрасте 51-го года.

Внимание вопрос: каким образом Томми так сильно постарел за 13 лет? Почему к 51-му году он превратился в седого, морщинистого старика? В детстве автор статьи был уверен, что эпилог «Мафии 1» происходит в 1980-ые годы.

P.P.S.

27 августа 2010 года. 16:47. Несколько минут до первого запуска
27 августа 2010 года. 16:47. Несколько минут до первого запуска

Делитесь своими мыслями в комментариях. Что вы думаете о Мафии 2? Играли в первую Мафию? Или сиквел познакомил вас с серией? Ждете The Old Country?

Призываю всех к вежливой беседе. Несмотря на негативный тон статьи, я писал ее со всей душой. Франшиза «Мафия» со мной уже больше 20 лет. Она вызывает разные эмоции, но всегда очень сильные. Уверен, у большинства из вас также.

Буду благодарен, если поддержите лайком. Заранее спасибо.

Возможно, вам будут интересны другие мои статьи:

https://stopgame.ru/blogs/topic/118788/nostalgiya_za_30_retrospektiva_mafia_the_city_of_lost_heaven

https://stopgame.ru/blogs/topic/118735/vspominaya_dilogiyu_max_payne_ot_remedy_pochemu_sikvel_tak_ne_lyubyat_fanaty_originala_i_naskolko_eto_zasluzhenno


6K
4.4
4 339 оценок
Моя оценка
3.8K
4.5
2 681 оценка
Моя оценка
7.1K
4.5
5 024 оценки
Моя оценка
6.9K
4.3
4 320 оценок
Моя оценка
2.2K
3.7
1 269 оценок
Моя оценка
6.4K
4.2
4 715 оценок
Моя оценка
3.5K
4.4
1 726 оценок
Моя оценка
2.7K
2.9
1 928 оценок
Моя оценка
4.1K
4.2
2 623 оценки
Моя оценка
1.5K
3.7
205 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Играл в день релиза, даже коробка с диском в коллекции лежит. Честно что в тот год, что годами спустя считаю её худшей частью, но отличной технологией того времени. Сюжет полная фигня ибо я не хочу сопереживать отморозкам коим являются Вито и Джо, ибо парням с их поступками только и остаётся что лечь от пуль или сгореть на электрическом стуле. В 3 мафии как то лучше персонажа переработали и даже я к нему стал питать симпатию, но вот в 2 части я его ненавидел как и его дружбана Джо. Да даже не в персах если честно проблема, в игре повсюду видны уши вырезанного контента, может если бы они смогли всё сохранить и вышло бы гораздо лучше для меня но увы. И к слову, даже при такой классной реализации езды, это езда стала реально утомлять, с мафией 1 это почему не происходит, я переодически оригинальную первую часть перепрохожу и хз как они это сделали, но всё еще приятно там ездить.

Вот собственно пример как могут различаться мнения фанатов серии, если один начал играть в нее со второй части, а другой с первой, да еще и в далекие-далекие 00-е.
Мне было больно, но интересно читать статью, не из-за подчерка автора, а из-за наполнения, с одной стороны автор везде прав. С другой так и хотело сказать, да и пофиг, Вито крутой, а потом вспоминаю сюжет который я перепрошел раз 15 и невольно задумываешься «блин этот мужик прав, Вито реально дубень»
«блин этот мужик прав, могли бы пролог про Вито сделать игровым, а не просто роликом на 5 минут, дать прогуляться за маленького ГГ или даже пускай 10 минут дать поиграть за его батю. Допустим геймплей начинался бы в момент спуска с корабля с семьей, нас бы прокатили по городу, показали бы заселение в их конуру и т.д. потом был бы флеш форвард и мы за молодого Виталика пошли бы грабить тот магазин, а после в стиле пробежки от бандитов Морелло, под веселую музыку убегали бы от ментов, и в конце нас бы схватили и отправили на ВМВ», и эта идея даже на сцену с сигаретой и фотоальбомом ложится отлично, Вито показывает на картинку, нас отправляют прям в нее, что то по типу Life is Strange.
— Статья отличная, пускай мне как и фанату именно второй части было обидно читать все факты, будто пьешь горькое лекарство, но понимаешь что оно очень быстро вылечит горло. Автор прав

Жаль три DLC не упомянул. Там отдельная клиника.

Длс как я помню вообще ценность имеют слабую, кроме срежисированных миссий. Слышал про мод который восстанавливает или допиливает уже имеющиеся вещи в игре, как например побочные задания, разные интерьеры в городе и прочее.

Статья топ! Играл во все Мафии, проходил целиком, и по прошествии времени у меня о 3-й части воспоминания темплее и больше желания перепройти, хотя во 2-й на момент прохождения вообще минусов не видел.

Проходил(далеко не один раз) оригинальную Мафию, играл в Definitive edition, вторую часть только 1 раз полностью прошел где то году в 2011-м вместе с первой полноценной миссией за Джо. Имеется в инете слегка допиленная и расширенная фанатами версия игры(новые квесты, заставки, ещё по мелочи, в том числе загрузочные экраны..., только длц-ки они не стали трогать). В триквел я самолично не играл, только смотрел как друг, сидя у меня в гостях, ее проходил на моей Ps4(Definitive издание). Old country жду, сам правда не имею пока возможности поиграть, погляжу на Youtube, за обзорами и обсуждениями послежу!

В первую Мафию играл на релизе, а вот во вторую в 2019) Как раз из-за негатива. Знаете что скажу, при всех минусах для меня она круче GTA4, в которую не играл на релизе из-за общей неприязни( а точнее не испытываю восторгов, слюна не течет и не текла в отличие от друзей, начиная с 3-ей части, как еще объяснить не знаю) и попробовал поиграть так же в районе 19-го. Пусть сюжет и герои в Мафии 2 плохи, но все равно ее стилистика и подача лучше быдлячества GTA. А стрельба? Ну не знаю в GTA 4 это какое то «пук-пук», особенно из транспорта. Никакого импакта. Бросил и удалил к чертям примерно через 20 часов. А вступительный ролик, ввод в игру вы помните GTA 4! И это при конском бюджете. Я думаю она чертовски, просто ЧУДОВИЩНО состарилась и графически и в плане геймдизайна. Там, блин, в квартирах, разве что иконки в воздухе не висят, но я их как будто вижу! Технологи Чехов на голову, если не на две выше были чем у рокзвезд. RDR — другое дело, ее я в прошлом году прошел только на эмуляторе свич. Она суперская, как будто другая студия делала.Так вот во 2-ю Мафию я наиграл 51 час, приобрел DLC за Джо и за того лысого, похожего на Эда Харриса в молодости. Мне нравилось, я получил удовольствие от игры, а от GTA 4 раздражение. Что вы на это скажете?

Этот мод-''Mafia 2 Final'' и есть то, о чем я упоминал, фанатская работа!

ну я криво написал, я имел ввиду «слышал про этот мод», думаю как то попробовать, но нелюбовь к главным героям на нет сводит эту идею.

Что первая, что вторая игра мне очень понравились в первую очередь за атмосферу, потом уже за сюжет. Во второй мафии, ты можешь выйти на улицу и побродить по заснеженным улицам никуда не спеша, послушать звуки моторов проезжающих автомобилей, никто тебя не заставляет спешить проходить сюжет, игрой нужно наслаждаться даже той же ГТА 5 можно наслаждаться и не спешить рубить капусту — остановись присмотрись к домам и прислушайся к звукам, ведь их создавали с душой.

Отличная статья! Когда читаешь, очень тяжело и горько воспринимать все факты. Но автор прав целиком и полностью. На днях решил пройти игру еще раз, воспоминания то со школы хорошие. А еще начал проходить definitive edition. И как же мне было скучно проходить игру. Еще и с кучей багов. Я забросил на 13 главе, так как мне не охота было играть от слова совсем.

Спасибо, что прочёл. Если интересно, ещё есть статья про первую Мафию

Да, всё так. И Вито, и Джо выродки. Люди, которые им симпатизируют и которым так жаль Джо, будто вообще головой не думают.

Может кто-нибудь объяснить, как сделать ссылку кликабельной?

О дааа))) Честно говоря, я ещё много чего не упомянул) Но решил не затягивать текст)

Спасибо, что прочёл

Читай также