«Baldur’s Gate» (1998) и «Baldur’s Gate — III» (2023): сравним? Сравним! (первая часть)
Посвящается Илье Дехтярю, Юлии Гусевой и Радославу Романову.
«Прошёл много раз за двадцать лет, для 2000 это безумие, а не игра. Для игрового жанра – ориентир и эпоха. Игра прекрасна своими несовершенствами, продуманностью и сюжетом, который ты прямо проживаешь… Я лучше игры не знаю… БГ это не просто игра. Это часть сердца… Я рад, что это было со мной.»
28.09.2022г, Txtt
«Переносить и визуализировать в компьютерную игру правила настольной – всё равно, что заставить игроков в хоккей на льду выйти на травяное поле в коньках и играть в футбол.»
Doc old school
Уважаемые читатели, прежде, чем вы начнёте знакомиться с материалом, позвольте мне обратиться к любителям настольных игр: господа и дамы, юноши и девушки, мальчики и девочки, мне абсолютно всё равно, по какой редакции правил Dungeons & Dragons сделаны компьютерные игры; я сравниваю не правила, а то хорошее или плохое, что принесли они в ту или иную игру. Повторяю: мы обсуждаем компьютерные игры, а не настольные, убедительная просьба не «размахивать» сводами правил в комментариях!
Ещё одно: я играю в «Baldur’s Gate» с момента её появления на нашем рынке, прошёл игру десятки раз, и, таким образом, могу сравнивать первую с третьей частью: постараюсь быть беспристрастным. (Для удобства я буду называть обсуждаемы игры «первая» и «третья».) Итак, начнём!
СОЗДАНИЕ ГЕРОЯ
В первой всего шесть рас, в третьей – одиннадцать, плюс двадцать восемь подрас: огромный выбор! В первой девять основных классов, в третьей – двенадцать, не такое уж большое различие; зато в третьей огромное количество подклассов, в большинстве своём доступных не сразу, а по мере развития героя.
А ещё в третьей есть «Происхождение», дающее удивительные сочетания. Например, «чистый» паладин – рыцарь света и добра! – будучи «бродягой» по происхождению вполне может уйти в тень и забраться в карман к тому, кого должен оберегать и спасать. Причём, без потери своего статуса! Ну не странно ли?
«Самое вкусное» и важное в создании героя - генерация показателей характеристик. Сила, ловкость, телосложение и остальные характеристики героя первой части будут зависеть только от упорства его создателя, сидящего перед монитором и «кликающего» мышкой: общая сумма характеристик меняется при каждом «клике». Понравился добытый результат? Сохраните его и продолжайте дальше – вдруг повезёт больше?
Увы и ах: герои третьей части лишены подобного великолепия – независимо от расы и пола каждому выдаётся одно и то же количество очков. Причём, если «отнять» от одного из показателей пару единиц, это вовсе не означает, что ведущая характеристика повысится на те же две, как это было в первой части. Словно этого мало, максимальные показатели некоторых начальных характеристик не являются чётными, как в первой части, а только чётные приносят видимый эффект.
ЭТО… ИНТЕРЕСНО?
Между прочим, в первой части существовали расовые бонусы характеристик: эльфы и полурослики начинали игру с ловкостью 19, дварфы – с телосложением в те же 19 единиц. Герой-дварф в течение часа после начала игры мог добыть книгу, навсегда повышающую телосложение на единицу, увеличить этот показатель до двадцати – и получить постоянную регенерацию. Очень неплохо, особенно при отсутствии в отряде клирика или друида. Увы, герои третьей части лишены расовых бонусов характеристик…
Разумеется, в третьей можно увеличить показатели характеристик позднее: например, после четвёртого уровня, когда появляется возможность выбора «Черты». Но «черту» за время игры можно выбрать только трижды — при общем количестве тех или иных вариантов выбора в сорок три! Вот и решайте, что вам нужнее, да смотрите, не ошибитесь! Особенно, если проходите игру в первый раз…
А что же первая? Если всё даётся сразу, неужели нельзя увеличить характеристики в процессе игры? Можно: в первой есть книги харизмы, силы, ловкости, телосложения, интеллекта — и целых три книги мудрости; прочтение которых навсегда увеличивает соответствующую характеристику любого персонажа на одну единицу. (Таким образом, можно, например, поднять интеллект вора Сафаны и «задуалить» её в мага: получим вора-мага, неплохое сочетание.) Правда, не все книги попадаются в начале игры, но ничто не мешает экспортировать персонажа и начать игру заново: всё содержимое его «рюкзака» (кроме золота) сохранится. (В третьей части игры возможности экспорта героя нет.)
Создание героя: один-ноль в пользу первой части «Baldur’s Gate».
МУЛЬТИКЛАССОВОСТЬ
Создать мультиклассового героя можно в каждой из игр, но есть два существенных отличия: в первой всего двадцать два мультиклассовых персонажа, в третьей их столько, сколько вы захотите (почему-то только со второго уровня сложности игры), что порой вызывает лёгкое недоумение. В первой мультикласс определяется сразу, во время генерации героя, его уровни повышаются поочерёдно; в третьей – после достижения первого уровня развития, распределение мультиуровней можно контролировать, причём никаких ограничений по выбору второй «профессии» нет.
ЭТО… ИНТЕРЕСНО?
Для примера: начав игру вором сразу после первого повышения уровня герой может стать… паладином?! Рыцарь света и добра мимоходом обчищает карманы встречных, лавки торговцев, взламывает замки на чужих сундуках и применяет подлые удары из тени?! Не теряя при этом своего статуса?! Серьёзно?! Для первой это были абсолютно несочетаемые классы, и не только из-за разницы в мировоззрениях; не говоря уж о том, что в первой паладином мог стать только человек, этот класс был недоступен остальным расам.
А ещё в третьей отсутствует великолепнейшая «фишка» первой: дуал-классирование. Эта радость была доступна исключительно людям (взамен их лишали возможности не такого уж и нужного мультиклассирования): по достижении второго уровня герой, при соблюдении ряда условий, мог поменять свой класс на другой, чтобы получив третий уровень в новом классе применять способности сразу двух специальностей.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Не знакомые с системой читатели скажут: «Да это тот же самый мультикласс!». «Ничего подобного!» - отвечу я. Классический мультикласс не позволяет достичь максимального уровня развития ни в одном из выбранных классов, а герой с дуал-классом (двойной класс) становится профессионалом во второй выбранной специальности. Пример: воин после третьего уровня становится вором, получив четыре уровня на новой стезе, он превращается в воина-вора.

Такой герой вне воровских действий носит тяжёлую броню, щит и шлем; в три раза лучше вора орудует длинным мечом в рукопашных схватках (соответственно, удары в спину также наносят больший урон); в два раза лучше простого вора стреляет из лука, имеет больший запас здоровья и намного сильнее. При этом он достигнет почти максимального уровня в выбранной воровской специализации! Великолепно! Правда, есть ограничения: воин, выбравший мировоззрение «законопослушный-добрый» не сможет стать вором, мировоззрение неподходящее! Не позволят ему стать вором и в случае, если его ловкость ниже семнадцати единиц: неловкий вор никому не нужен!
ЭТО… ИНТЕРЕСНО?
Самое печальное, что даже если бы в третью ввели дуал-классирование, это не дало бы никаких преимуществ представителям человеческой расы, и вот почему. Все классы первой для получения следующего уровня должны набрать разное количество опыта: меньше всего очков нужно набрать вору, больше всех – магу.

Таким образом вор, задуаленный в мага на третьем уровне к завершению игры достигнет того же уровня в умениях, что и маг – девятого, но его общий уровень станет двенадцатым; вор-маг будет обладать приличными воровскими способностями и гораздо лучше мага разбираться в оружии. Ещё большие преимущества приобретёт воин, задуаленный в мага…
Героям третьей для повышения уровня необходимо одинаковое количество опыта: хоть магу, хоть вору… Из-за этой особенности дуал-класс теряет всякий смысл: ведь общее количество уровней героя останется одинаковым. Собственно говоря, мультиклассирование третьей также не приносит явной выгоды, по той же причине.
Итак, по мультиклассированию: один-ноль в пользу первой части «Baldur’s Gate».
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ГЕРОЯ, ЕГО СПУТНИКОВ И РЕПУТАЦИЯ ОТРЯДА
Почему-то в третьей отсутствует такая полезная особенность героев, как мировоззрение… Именно по своему мировоззрению главный герой-паладин первой не мог совершать криминальных или злых поступков: неосторожно применил взрывающееся зелье, зацепил мирного прохожего – и тут же навсегда потерял свой статус, превратившись в обычного воина. (То же самое относится и к главному герою-рейнджеру.)

Мировоззрение играло роль и при дуал - классировании: воину, выбравшему «законопослушный - добрый», никто не позволит стать вором; похититель чужих кошельков может быть «нейтрально - добрым» или хуже. Помимо этого, мировоззрение было значимо при комплектации отряда: «злые» и «добрые» спутники героя очень плохо уживались друг с другом, рано или поздно конфликт переходил в поединок со смертельным исходом. (Во время одного из моих прохождений первой части Халид и Джахейра вступили в драку с Кзаром и Монтароном сразу после принятия в отряд!)
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Возможно, скрытое мировоззрение третьей части зависит от расы героя. Орки, дуэргары и дроу — злые по определению. Впрочем, Закнафейн, Дриззт До'Урден, Джарлакс и Солофейн не согласились бы с этим утверждением.
В первой отряд имеет репутацию: чем она выше, тем ниже цены в магазинах (а они в первой на порядок выше цен третьей!). Репутацию можно повышать, неся повсюду свет и добро, либо делая пожертвования в храмах. Зато её очень легко потерять, совершив непреднамеренное убийство мирного жителя; уничтожив стражника, заставшего вора за взломом; добыв снаряжение Дриззта или приняв в отряд Виконию.
Причём злые спутники героя не любят повышения репутации отряда и могут покинуть его, когда та станет чересчур высокой; а добрые соратники оставят героя в случае фатального падения репутации.
К слову, понижение отрядной репутации до уровня «Ненавидимые» может закончиться появлением бесконечных карательных отрядов, которые рано или поздно разделаются со всей группой.
Зато партия третьей части свободна в своих поступках: убивай, кого хочешь, лишь бы не на глазах свидетелей. А если кто-то и обиделся – можно подкупить. Вот так: герои первой снижают цены при помощи добрых дел; а третьей – подкупая торговцев (чтобы тут же украсть сумму подкупа.)
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Высокая репутация отряда первой части иногда играет роль при встречах с врагами: удаётся не только избежать боя, но и уговорить сопроводить ваш отряд через опасный район.
Мировоззрение и репутация: один-ноль в пользу первой части «Baldur’s Gate».
На этом разговор о создании героя можно считать законченным, переходим к его боевым спутникам.
СПУТНИКИ ГЕРОЯ
В RPG Героя делает свита, относительно многочисленная и разнообразная. В первой части игры с этим нет никаких проблем: целых двадцать пять потенциальных спутников, на любой вкус. Хочешь – создавай исключительно воровской, женский, магический или воинский отряд. Правда, среди кандидатов есть четыре парных, и не каждый из такой пары одинаково полезен, но они легко разъединяются несколькими способами.
Соратников у главного героя первой части пятеро, причём лучшая, самая необходимая юному герою и самая преданная из них присоединяется в самом начале игры: Имоен. Не все кандидаты имеют личные задания, но с таковыми лучше не спорить: после третьего напоминания о своей проблеме он покинет отряд, прихватив с собой добытое великим трудом и выданное ему снаряжение.
ЭТО… ИНТЕРЕСНО?
Любой соратник героя первой части «Baldur’s Gate» присоединяется к отряду без жёстких условий, лишь сообщает о своей проблеме. Спутник третьей, друид Хальсин, будучи спасённым из тюрьмы, не спешит с благодарностью: я побуду в вашем лагере и подожду, пока вы выполните моё личное задание, а там посмотрим…
К герою третьей части готовы присоединиться три спутника. У игравших в первую часть сразу возникнет недоумённый вопрос: «Как три? Всего лишь три постоянных спутника?!». Увы и ах: действительно, только три. Мало, чрезвычайно мало! Правда, все потенциальные кандидаты после знакомства находятся в лагере и готовы присоединиться в любой момент, однако стоит ли менять состав отряда?
Неважно, кем вы начали игру, но не хочется расстаться с теми, кто помогал главному герою изначально: с Шедоухарт и Лаэзель. Остаётся всего одно место… Положительно, стоит взять в отряд Карлах: из-за её харизмы (Что?! Всего десять единиц?! Я бы дал ей двадцать!) и необычной истории. Неплохо бы пригласить мага и друида, вор тоже нужен. Говорят, где-то впереди есть старый знакомый – Минск, хорошо бы оставить для него место… Считаем: воин, клирик, друид, маг, вор, рейнджер, варвар – семеро; а мест в отряде всего четыре… Неполноценная получается партия!
Плюс к этому неожиданно выясняется, что в определённые моменты менять состав отряда всё равно придётся: Минска не взять в отряд, если в нём нет Джахейры (чуть позже мы разберём эту нелепость подробнее); Таниэля можно спасти только при участии Хальсина; из колонии иллитидов под Лунными башнями нельзя вернуться в лагерь для замены спутников, а освобождённая Мизора вручит уникальный клинок Уиллу только при его присутствии в отряде;
именно здесь Гейл может выполнить задание Мистры: взорвать Абсолют. Но что делать, если никого из перечисленных нет в отряде? И как об этих тонкостях узнать тому, кто проходит игру впервые?
Лично мне очень не по душе «рокировка» спутников, я предпочёл бы постоянный состав отряда из шести приключенцев. А если уж возникает необходимость принять на время кого-то ещё для выполнения его личного квеста – пусть будет «питомцем», как Джахейра во время сражения с Кетериком Тормом на верхушке башни.
Честно говоря, я надеялся, что в третьей части встречусь с
персонажами первой: Киван и Коран – эльфы, вполне могли дожить, тем более что Коран
бывал во Вратах Балдура и до знакомства с героем первой части. Помимо этого,
клирик Бранвен (и не только она!) была освобождена героем из состояния
окаменения: почему бы кому-то из «старых» соратников не дождаться нового героя
в таком виде? И наконец – Имоен! Уж её-то я ожидал встретить непременно: дочь
бога просто обязана прожить не одну сотню лет.

И на тебе: Джахейра… Едва ли не самый бесполезный персонаж начала первой части игры; никакой воин, плохонький друид: из-за своего мультикласса и характеристик она не способна достичь ни выдающихся воинских умений, ни лучших друидских заклинаний.
Та самая Джахейра, которая во второй части дважды бросала отряд, уходя по своим делам, и друзья которой, Арфисты, чудом не прикончили главного героя. Я был бы счастлив, окажись на её месте Имоен, Сафана, Бранвен или Шар-Тил, но Джахейра?! Дальше – больше: она осмеливается называть себя другом Минска! После того, как всячески оскорбляла и унижала его во второй части!
И что ещё хуже: Минска нельзя пригласить в отряд, если в нём
нет Джахейры.
К слову, создатели третьей части игры жестоко обидели как самого Минска, так и тех, кто его знал раньше. Посудите сами: сильнейший соратник первой и второй частей игры теперь обделён силой (чего не скажешь по его внешнему виду);
потерял способность впадать в ярость берсерка; утерял свой знаменитый клич (в настоящее время один или два раза призывает Бу в атаку, не издавая затем оглушительный рёв, сопровождаемый писком хомяка).
А Бу, бывший его неразлучным спутником, теперь, похоже, находится в другом измерении и нуждается в призыве…
Я не стану обсуждать остальных соратников героя третьей части игры, замечу лишь, что по моему скромному мнению, Карлах стоит их всех, вместе взятых. Кстати, спутников третьей части можно приглашать в отряд - равно как и изгонять из него - сколько угодно раз; соратники героя первой части наделены чувством гордости: удалять из партии их можно не более трёх раз, потом откажутся присоединяться (за исключением Имоен).
Спутники героя: один-ноль в пользу первой части «Baldur’s Gate».
ПАРНЫЕ СПУТНИКИ
Как я уже упоминал, в первой части было четыре пары: две постоянные – Кзар и Монтарон, Халид и Джахейра; и две «разделённые» - Минск и Дайнахейр, Элдот Крон и Скай. Что характерно, Минск, принятый в отряд, и обнаруживший, что его напарница убита – оставался в отряде; то же самое случалось, когда в бою погибал Минск: Дайнахейр присоединялась к отряду.
Вероятнее всего, кто-то сообщил создателям третьей части о наличии подобных пар в первой, и они решили сделать то же самое, соединив несочетаемое… Разумеется, меня абсолютно не устраивала Джахейра; решил проверить, не удастся ли взять Минска в отряд без неё? Но как избавиться, если после боя на вершине башни она становится полноправным сопартийцем? Отправил в одиночный бой и для верности поднял её труп в виде зомби.
Закончив сражение, пригласил Карлах на место почившей Джахейры – не тут-то было! Увольняемая должна быть живой!
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
В первой части погибший легко увольнялся из отряда: например, если вы приняли в партию злобного Кагейна с целью «подставить» его под клинки Дриззта. Третья часть не позволяет проделать подобное. Лично у меня такое ощущение, что никто из создателей третьей части не озаботился необходимостью как можно тщательнее изучить первоисточник…
Делать нечего, отправился к Иссохшему, тот воскресил арфистку, после чего… Джахейра навсегда покинула отряд!
Дело в том, что незадолго до этого Изобель погибла от случайной стрелы…
Что нисколько не помешало Джахейре поселиться в общем лагере: в отряд не вступает, не разговаривает, но и не уходит. Ладно.
Перебита свита Минска, уничтожен доппельгангер, знаменитый рейнджер готов атаковать отряд, но Карлах успокаивает его: настоящая Джахейра в лагере.
Минск присоединился и принял участие в дальнейших приключениях отряда… Однако это - не «чистый» эксперимент; пара условно сохранилась; надо её разбить.
Джахейра внезапно погибает перед входом в башни;
отряд добирается до Минска и… ничего не получается; рейнджер яростно атакует, не обращая внимания на труп доппельгангера. А если его очаровать? Готово, Минск сам уничтожает Джахейру, видит перед собой «перевёртыша» и, едва отряд выходит из тени – бросается на него.
Быть может, стоит попытаться увести его из подземелья, пока не развеялось заклинание очарования? Сделано, но в лагерь рейнджер не перемещается, а на улице – нападает на стражу, как только прекращается действие заклинания.
Тогда превратить его в камень и перенести в лагерь? Исполнено, но окаменевшего героя не удаётся поднять…
Нельзя же убивать легендарного персонажа! Покончив с его свитой, отряд быстро убегает с поля боя; Минск выходит из состояния агрессии и печально бродит по подземелью… Одинокий – Бу рядом с ним нет…
Парные спутники: один-ноль в пользу первой части «Baldur’s Gate».
ИГРОВОЙ ОПЫТ И ОДИНОЧНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ
Немного поиграв в первую часть игры, можно было - не смотря на грозные предупреждения авторов обзоров того времени! – пройти игру единственным персонажем. Разумеется, лучше всего для этой цели подходили дуал-классовые герои: воин-вор, воин-маг, воин-клирик и маг-воин (первый и последний – настоящий кошмар для врагов двух частей: ну да, героя первой можно было экспортировать во вторую).

И в первой части игры была прямо-таки грандиозная предпосылка для одиночного прохождения: опыт от выполнения квеста или уничтожения врагов разделялся на количество соратников отряда. Проще говоря, одинокий герой, победивший василиска, получит четыре тысячи опыта; в паре с Имоен – каждому по две; впятером – по восемьсот очков.
Окажись на их месте отряд из третьей части – каждый получил бы свои четыре тысячи опыта. Хорошо?
Нет, не хорошо: распределение опыта первой части прямо-таки подталкивает геймера к прохождению игры неполным отрядом или даже одиноким героем: уровни роста будут добываться гораздо быстрее! В третьей отсутствует этот стимул: трудностей становится больше, а смысла нет, опыта столько же. Разве только доказать себе, что можешь пройти игру в одиночку…
Ладно, попробую на «Балансе»! Но как в этом случае избавиться от назойливых спутников? Лаэзель погибла в финальной битве на Наутилоиде, на землю упал её труп. Шэдоухарт не была освобождена из капсулы, но каким-то образом оказалась на земле и догнала героя у перехода из лагеря гоблинов в осквернённые тенью земли, где гоблины её настигли. Гейл оставлен застрявшим в портале. Мерзкий Астарион поймал случайно сорвавшуюся с взведённого арбалета стрелу. Избегаем разговора с Уиллом, он исчезает неведомо куда после того, как тифлинги покидают лагерь. Увы: Карлах остаётся на берегу ручья. Хальсин не освобождён из тюрьмы гоблинов, но чудесным способом покидает её, приходит в рощу, где и проигрывает в поединке с Кагой. Воло тоже непонятно как попадает в лагерь; герой не разговаривает с ним, и, гораздо позднее, уже во Вратах Балдура, сказитель остаётся привязанным к стулу на тележке.
Джахейра споткнулась на ступеньках лестницы в Лунные Башни и не пережила падения. Минск по-прежнему находится в своём логове…
Кетерик Торм не смог справиться с вором, исчезающим из вида после каждого удара. Горташу так и не удалось увидеть свою смерть и вступить с ней в бой: вор под заклинанием «Высшая невидимость» просто искромсал его на ремни. Обелиски Рафаила взорвались, будучи окружены бочками с порохом,
а он сам повторил историю Горташа.
Труднее всего было справиться с Орин: длиннейшее отступление с применением множества «Волшебных стрел».
Крайне долгим получилось генеральное сражение: оказалось, что «Сфера неуязвимости» не спасает от драконьего огня (что мешает Орфею подчинять мозг), а противодраконьими стрелами герой опрометчиво не запасся; вызывать же союзников по условиям одиночного прохождения было нельзя.
Ну вот, прошёл… И – никакого удовольствия.
ЭТО… ИНТЕРЕСНО?
Действительно, какое может быть удовольствие? Спас город, навсегда потеряв потенциальных спутников; не сумел освободить осквернённые тенью земли; погубил множество тех, кто искал у героя защиты: Арабеллу, Миркона, Надежду, Йенну, и, возможно, Карлах… Всё, можешь быть свободен! А после первой части героя, спасшего город, ждут приключения во второй, куда он переносится, и где окончательно завершится история всей его партии: о судьбе каждого спутника будет рассказано подробным образом.
Касательно получения опыта в третьей части есть ещё одна неприятность: исчезновение врагов. Например, если уйти из зоны падения Наутилоида, неизвестно куда исчезнет иллитид – тот, что заразил главного героя личинкой; стоит в лагере гоблинов забраться на потолочные балки и пробраться вперёд – исчезнут охранники склада, Воло, и некоторые другие NPC. Если тихонько миновать мост и пройти к «Обители Розиморн» - исчезнут спутники Китрака Восса.
Стоит в Гримфордже подняться на подвесные мостки и напасть на врагов у завала, за которым находится Нере, как позади исчезнут дуэргары, пытающиеся раскопать другой завал; охранники пристани, хозяин пауков, торговец и ещё несколько врагов.
То же самое происходит в Яслях Иллек после уничтожения инквизитора: исчезают охранники в коридоре, подросток, отмывающий разрисованную нами картину – пусть и небольшие, но всё же потери опыта, такие важные в первой половине игры!
Словно этого мало, герой, прошедший вперёд, рискует потерять часть квестов и вместе с ними - опыт, награды, союзников. Например, в Изумрудной роще исчезает квест со спасением Арабеллы, а гарпии убьют Миркона.
Между тем в первой части квесты запускались только при появлении героя, никак иначе!
Противники первой части не исчезают в никуда: уровни шахт Клоаквуда (если не спешить с их затоплением) по-прежнему переполнены охраной даже после гибели Даваеорна; то же самое касается шахт Нашкеля, лагеря бандитов и многих других мест. И да: почти в любую локацию первой части можно вернуться, а третья не даёт такой возможности. Мелочь? Нет: отличие профессионала от дилетанта как раз во внимании к мелочам!
Одиночное прохождение и игровой опыт: один-ноль в пользу первой части «Baldur’s Gate».
«ЛИНЕЙНОСТЬ» И «НЕЛИНЕЙНОСТЬ»
В первой части из пятидесяти двух локаций сразу доступно для обследования тридцать семь. И практически в каждую из обследованных ранее можно вернуться на любом этапе игры (исключения – Кэндлкип, остров Балдурана).
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Нелинейность игры означает, что вы можете гораздо раньше принять в отряд необходимого спутника, быстрее раздобыть лучшее оружие и броню, уже в самом начале пути отыскать смертоносное заклинание и редкое зелье. Не говоря о том, что существует возможность быстрого набора уровней на «опасных» локациях.
В третьей даже начальные локации расположены относительно линейно; рано или поздно наступает момент, когда возвращение в них блокируется.
Словом, третья весьма похожа на «Divinity Original Sin - 2»: вроде бы передвигаешься свободно, но на самом деле - в ограниченном пространстве, пусть и довольно большом; вернуться в которое будет невозможно.
«Линейность» и «Нелинейность»: один-ноль в пользу первой части «Baldur’s Gate».
Продолжение следует…
P.S. С удовольствием выслушаю обоснованное мнение оппонентов.
Удачи всем вам!
Лучшие комментарии
Ну это странное предложение, в этом и смысл изменения ролевых систем (Да-да можно сказать что всё оказуалили, но ведь это только половина правда), так что актуализация игры под современные реалии днд это логично как минимум потому что куча народу пришло в хобби после 3 части игры, и им было бы странно понимать, а где дуал классы, где странный ролл статов вначале (если быть точным то днд позволяет самому накидать кубов на характеристики, но один раз, а не пока станет круто) и многое другое. А по поводу 4 сопартийцев так это вообще классика почти всегда днд это 4 игрока и ДМ, не потому что больше или меньше хуже или сложнее или проще (что может быть), а потому что если игроков много то всё занимает очень много времени и кому то не хватит его минуты славы.
А если подитожить то у автора есть мнение и оно действительно имеет право на жизнь (всё же мы в интернете), но если честно это звучит как, а раньше было лучше, не то что сейчас.
Офигеть, если люди с чем то не согласны, они могут своё несогласие выразить? Как так то?
К самому автору и материалу претензий нет. Вкусы у всех разные. Но восклицания в стиле «А чё это непопулярное мнение не пользуется популярностью?» никогда плюсов никому не добавляли.
Опять-таки претензия не к автору и не к материалу.
Забавно. В самом начале: я сравниваю не настолки а видео игры!
И тут же сравниваешь количество рас и значения характеристик которые зависят от редакции настолки. Ну не чудно ли.
О, в БГ богаче редактор персонажа, количество рас и классов больше и тоже даётся возможность создания персонажей с предысторией, что довольно значительно влияет на прохождение?
Просто в секции создании персонажей сравниваются книжки получение характеристик после создания, хотя не упоминаются те же способы получения характеристик от геймплея игрока в бг3… Это же дичь
Так они же и придерживаются. Просто сами основы с тех пор тоже поменялись. Первые две части базировались, ЕМНИП на редакции DnD 2.0, третья на DnD 5.0.
Но в итоге всё равно сводится к тому, что вы сравниваете редакции настолки.
БГ и D&D неразрывно связаны между собой, потому что без одного нет другого в данном случае. По этой причине некоторые вещи, которые существовали в БГ1, физически невозможны в БГ3.
То же отсутствие дуал классов это прихоть не Ларианов, а Визардов, решивших, что им не место в 5й редакции. И относить это к недостаткам игры некорректно на мой взгляд.
Очень люблю игры серии baldur's gate. Первые две части у свое время были просто великолепны, но сейчас, честно говоря, многие вещи устарели.
Если уж сравнивать, то логичнее в серией pathfinder km и wotr, как современным переосмыслением классические crpg.
По поводы систем создания персонажа:
В bg1-2 действительно можно наролить себе убер персонажа. Скажем, силу 18/00. Но не скажу, что это увлекательно. Дуал класс? Прикольно, конечно, это создаёт топ комбинацию кенсай — маг. Но, в целом, классы обладали достаточно малым количеством способностей, навыков, фитов и тд. Также существоввла проблема, что классы привязана к расе. Или некоторые расы лучше подходят для определённые классов, чем другие. Что, конечно, логично. В тройке проблему решили топорно: у всех рас характеристика настраиваются одинаково, поэтому ты вполне можешь играть полуторка-волшебника. Что плюс. Лично для меня важно, что персонаж «чувствовался», можно было играть роль и именно так, как ты этого хочешь. Bg 3 даёт это.
На персонажа реагируют (на расу, класс), есть уникальные ответы просто для отыгрыша. В первых двух частях такого вообще нет.
По боевке, опыту и тд:
Она другая. В первых двух персонажей шесть, поэтому сильно играла роль позионирование. И прокачанный маг в конце =) В тройке бои, лично мне, понравились: бои в несколько часов этажей и элементы окружения: хочешь дымом загороди обстрел лучникам, хочешь под невидимостью зайди со спины и толкни в пропасть и тд. Отдельно хочу отметить, как я победил Рафаила: поставил купол неуязвимости и рванул квестовую бомбу свирфов. Жахнуло знатно) Блин, где в бг1 такая вариативность подходов? Огорчает, правда, лимит уровней и потолок, в который ты быстро упираешься и теряешь ощущение прогресса.
По поводу нелинейности.
Будем честны: обе игры линейный в плане сюжета. В бг3, на самом деле, если уникальные концовки и ещё предыстории со своими уникальными концовками. Это МНОГО, как по мне, учитывая масштаб игры. Автор приводит как нелинейность возможность в самом начале пойти почти куда угодно и возможность вернуться туда позже (правда зачем? Там ничего не меняется). Ну, в тройке тебе тоже ничего не мешает на огромной локации пойти куда угодно, скипнуть половину местных проблем, уйти во второй акт двумя совершено разными путями. В тот же Андердарк (который просто прекрасен) можно попасть очень разными способами, порой достаточно креативными. Также есть возможность убить кого угодно и делать, что хочешь (и это не заруинит прохождение). Не понятно, где тут бг 3 прям уступает.
Про систему морали и мировоззрения.
И там, и там она не идеальны. Вырезать всех и потом отмолить грехи и все типо ок? Или принести в жертву детей и котят, а потом перевести через дорогу 20 бабушек и ты снова добрый? Ну тоже такое себе решение, если честно)
В бг3 тоже есть с этим проблемы, где игра «не помнит/не замечает» твои решения и поступки.
Кто-то верно описал, что моральный компас и отыгрышь должны быть на игроке, а тройка все таки больше реагирует на то, что делает персонаж игрока.
Персонажи:
Ну, в первых двух нереально крутые персонажи. Имоен, Аэри, Викония, Эдвин… Для своего времени это вообще что-то с чем-то. Объективности ради, у них не так много реплик, учитывая длину той же второй части + трона. Но персонажи, пожалуй, одна из сильнейших стороны серии. В тройке, на мой взгляд, получились очень неплохие персонажи, хотя «прикипеть» не успел. Возможно, что я стал старше просто?) Лично мне очень понравились Астарион и Минтара. Из npc — Рафаил, моё почтение) И в целом, харизматичых много
Музыка :
В тройке просто прекрасная музыка. От главной темы до индивидуальных треков персонажей.
По поводу мрачности:
Ну хз, в первых частях тоже полно всяких шутеек, ярких локаций и не очень серьёзных квестов. По-моему, все ок.
По фансервису:
В первых частях хватало: тот же Дриззт и дом де Вир, Эльминтер и прочие «фишки» forgotten realms, которая тогда была очень популярной. Тройка использует для этих целей первые две части, что логично. Вот вам и Минск с Джахейрой, вот вам и потомок Баала, вот вам и сами Врата Балдура. Даже Серевоку и Виконии место нашлось. Как это реализовано? Ну… Удовлетворительно. Не скажу, что прям ахнул, но и не испортить все, как иногда бывает. Задача сложнее, чем кажется — взять и перенести персонажей известной серии на много лет вперед.
По поводу характеристик: придирки. Почему это вообще, блин, важно?) логично, что перенос с второй редакции в пятую особо гладко не мог пройти. Может и огрех, но лично по мне не столь важный.
А почему к примеру ради справедливости не упомянуть что в бг3 тоже недалеко от старта можно повышать характеристики за счёт выбора игрока? У той же карги к примеру
Уже выглядит немного несправедливо к бг3 и настраивает на несправедливое сравнение со старта...
Только вот ценители жанра дружно заявляют обратное — до момента выхода первого Фоллаута в жанре несколько лет царило уныние и запустение, ибо после кризиса перепроизводства в начале 90-х все обломались и ушли в АРПГ, так что жанр держался чуть ли не на редких инди-разрабах и немцах-европейцах, отставших от трендов и по-прежнему выдававших очередные Realms of Arkania, например.
Именно поэтому приход первого Фоллаута считается важным явлением — но его купили очень немногие, так что спасения жанра не случилось. Но зато через год БГ1 выстрелил так, что жанр мгновенно ожил — я это всё к тому, что никаких десятков партийных РПГ тогда и в помине не было, БГ1 выходила на практически мертвый рынок с нулевой конкуренцией (не считать же АРПГ её конкурентами).
Если бы бг3 вышла в 2003, она была бы прорывом, как она и была в реальности, с учётом того что она хороша своей вариативностью и простотой, красива глазу и приятна на ощупь, она идеальна, чтобы человек, который ненавидит партийные рпг из-за сложности смог бы попробовать их снова.
Из личного опыта: Моя девушка и пару друзей пытались пробовать в партийные рпг, типо нв2 и драгонагу оридж, но плюнули довольно быстро, а вот бг3 залетела на ура ))
Бг3 отличная игра для ознакомления с жанром в целом.
Так. Постараюсь не растекаться.
1. Создание персонажа. Я из тех, кто может в CRPG больше часа провести на этом этапе. И в БГ3 таки это делать скорее всего интереснее — подбирать разные комбинации, изучать возможности и т д. Можно сделать кого-то уникального, с интересным подходом к бою и с уникальным архетипом. Это все же РПГ. Не зря же определенную популярность имеют билды, цель которых — сымитировать популярных персонажей (типа ведьмака). Перекидывать кубик же — не особо интересное занятие. А вот паладин-вор действительно странно. Но не невозможно в руках ГМа. Я в таких случаях вспоминаю претензию к Torment: tides of numenera — там в конце можно сделать выбор, никак не зависящий от предыдущих действий. Но, делая выборы в процессе игры ты и сам уже сформировал характер персонажа. Выбор должен диктоваться тобой, а не ограничениями игры, иначе получится, что ты совершаешь добрые поступки потому что добрый, а не наоборот — ты добрый, потому что совершаешь добрые поступки.
По поводу нечетных характеристик: я чёт не уверен, работало ли это правило в БГ1-2, но может плохо помню. Если в БГ3 просто даётся +1 к характеристике на выбор каждый 4 уровень, как в других ДнД играх, то это нормально — потом добиваешь до чётного значения. Так что создание персонажа наверняка интереснее в БГ3.
2. Я вижу, что ты тащишься по дуалклассу) Но это была фишка БГ1, сейчас другие фишки, хз, система ДнД-то другая, не думаю, что его отсутствие минус. Вся эта манчкинская тема начинает играть роль только к Трону Баала. До этого хватает только нарастить мясца и раздобыть хорошие артефакты и/или правильно подобрать заклинания. В целом, ничего не могу сказать, я бы оставил 0-0.
3. Мировоззрение и репутация — если всё так, как описано, то БГ1 и правда выигрывает
4. Спутники. Ну тут у тебя очень много личного. Я бы заострил внимание на их взаимодействии, потому что разговоры в БГ были хороши. Есть плюсы в системе БГ3 — в БГ1(2) ты не сможешь хорошо познакомиться со всеми спутниками за одно прохождение, а тут можно всех попробовать. Например, я был приятно удивлён клёвыми диалогами между Маззи и Минском в БГ2, когда смотрел один стрим — Маззи у меня никогда не задерживалась надолго. Но по наполнению и разнообразию, да. наверное БГ1 выигрывает.
По поводу Джахейры (капец, 14 ловкости в БГ1, и правда бесполезная). Та реплика, которая приведена в тексте — она её говорит в аффекте, узнав, что муж убит. Прощаем. В целом, она довольно сложный для реализации персонаж. Она срётся не только с Минском — она срётся со всеми, но не потому что она плохая. В БГ сценаристы очень аккуратно прописывали героям реплики в соответствии с их характером и мировоззрением. А теперь представь, Джахейра — воин, но при этом друид (истинно нейтральный!) и арфист. С мудростью 14… То есть, она блюдёт нейтралитет, но не только как друиды — оставаясь в стороне и защищая природу, но и как арфист — активно вмешиваясь в политику и жизни людей. И при этом, она воин, довольно грубый и прямолинейный, но не злой. Её путь — через конфликт выявить истину. Именно так и протекает её роман с ГГ в БГ2. Но Джахейра и Минск??? Действительно странно. Если путешествовать с Аэри, она становится новой ведьмой Минска, вот кого бы я хотел увидеть. (да, наверное и правда от старости ослабли).
5. Парный спутники. Тут опять какие-то личные пристрастия… Да, парные спутники — прикольно. Зачем их разбивать — это же их сюжетка, их собственная жизнь, в том-то и прикол! В целом, как я понял, кроме Джахейры и Минска (которые фансервис), в БГ3 парных нет, так что сравнивать особо и нечего.
6. Соло прохождение. Хз, опять манчкинские приколюхи =) Хотя и популярные в узких кругах. Насколько я знаю, в пасфайндере никто не заморачивался с убийством сопартийцев. просто не брали в отряд. В БГ3 так нельзя?
7. Нелинейность. Очевидно, БГ1 выигрывает. Но если изначально не было цели сделать нелинейность. можно ли сравнивать? Потому что нелинейность сама по себе не значит лучше.
Но ведь редакция — это буквально та самая основа DnD, её невозможно игнорировать. При этом я сам новую для себя 5.0 сначала воспринял со скепсисом — как это у персонажа максимум может быть двенадцатый уровень, когда в моей любимой NWN с дополнениями я мог докачаться аж до сорокового.
Мне всегда казались ограничения по числу напарников в команде несколько обидными, чего это у нас на сверхважной миссии по спасению мира половина (или даже больше) команды штаны на базе протирает. Я только NWN 2 могу вспомнить, где у тебя в финальной битве участвуют все компаньоны. Но тут мы упираемся в вопрос баланса — третью часть даже на максимальной сложности можно вполне пробежать соло, без сопартийцев. А как тогда быть с отрядом из 6 тел? Заваливать его ещё бОльшим количеством врагов? Ну тогда у тебя каждый замес будет идти полчаса, и то бОльшую часть времени в ожидании того, как вся эта орава походит.
Но ведь даже в реальном времени у тебя бои идут по раундам. И, ИМХО, в этом «реальном времени» ты всё равно вынужден долбить по пробелу каждые 10 секунд, чтоб прожимать заклинания, приёмы и т.д.
Увы, Имоэн у нас человек, а между первой и третьей частью у нас промежуток в сотню с гаком лет. Плюс Минск со своим хомяком куда более мемный, по сравнению с другими компаньонами. И вообще я негодую, что в спутницы не дали Виконию, её тоже с первой части знаем, и в злую компанию зайдёт на ура.
Но ведь если кап характеристик выше и ты просто ролишь не значит ли это что уровень сложности зависит не от твоих навыков, стратегии и прочего, а от того насколько тебе было не лень реролить статы?
Ну механика ради механики. Я специально скачал первую часть и за 10 минут собрал сверх человека по характеристикам, который лорно должен быть минимум полубогом с такими то возможностями
Деньги. Визарды не станут давать права на игру, которую будут делать по старой (более не продающейся) системе. Сейчас у них в приоритете только 5я редакция и D&D beyond (в большей степени).
Нет конечно, просто противоречит тезису о настолке. Это как ругать сотрудника салона связи за то, что оператор такой плохой и нехороший, но как бы сотрудник тут вообще не при делах, он просто делает всё в соответствии с заданным регламентом.
Да что ты черт побери такое несешь?
Это что-то в стиле Girl You Wish You Hadn't Started a Conversation With at a Party?
А это уже совсем другая история...
Я имею в виду, хрен с ними, пусть сидят в лагере, просто «на дело» не брать с собой
И тут все соло прохождения на доблести дружно сказали привет. Если спутники сидят в лагере — никуда они не припрутся. Насчёт Джахейры, а ты не пробовал ну например до боя отвести ее подальше, чтоб она в нем не участвовала?
Есть, но она не спутница. Так-то я её тоже находил в третьем акте.
Как почти любого питомца ее можно отсоединить/разъединить с отрядом