Вступление
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему вы - это вы? У каждого из нас в жизни были моменты, которые разделяли жизнь на до и после. Если бы в тот день вы поступили иначе, к чему бы это привело? Наши решения могут быть продуманы заранее или вызваны ситуацией, но их последствия мы ощутим лишь спустя время, и это могут быть целые годы.
К сожалению или счастью, нам не дано узнать другие варианты судьбы, а вот герою The Alters предстояло не просто взглянуть на свою жизнь под другим углом, но и ужиться с новыми "Я" на одной базе. Так ли хороша идея с "Альтерами", которой 11bit завлекали игроков? Работает ли сочетание психологической драмы, выживания и менеджмента базы? Давайте разбираться.
Дольский с тяжёлой долей
Ян Дольский - человек непростой судьбы. Его детство было омрачено проблемами: отец алкоголик, больная мать, бедный район и минимум жизненных перспектив. Не желая оставаться в этом "болоте", Ян принял волевое решение выучиться и стать специалистом, не обращая внимания на крики отца за дверью. Спустя годы, наполненные воспоминаниями и один развод с Леной, Дольский решает бросить всё то немногое, что у него осталось после развода и отправиться добровольцем в опасную миссию по добыче нового элемента - Рапидия, который поможет жителям Земли победить голод.
Во время приземления на враждебную планету вся команда Яна погибает от утечки кислорода, вызванной неизвестными причинами. Это ставит под угрозу не только миссию, но и жизнь героя, что подкрепляется давлением верхушки корпорации Ally. Руководство в лице Максвелла и его молодого протеже Лукаса толкает героя к созданию Альтеров, что, хоть и нарушает нормы этики, устав компании и законы Земли, но является необходимостью для возвращения домой.
О, сознание!
И так, первый Альтер создан, но чем же он отличается от обычного клона? Ответ на этот вопрос даст Квантовый Компьютер (КК), в который Ally любезно загрузило копию сознания Дольский, о чем было написано где-то в договоре мелким шрифтом. Альтер не просто копия, это ответ на тот самый вопрос "А что, если..?", он обладает тем же телом, но в какой-то момент своей просчитанной жизнь Альтер совершает иной выбор, хотя до этого его жизнь не отличалась от жизнь оригинального Яна Дольский.
В случае с первым Альтером, которого зовут Ян Механик, он дал отпор пьяному отцу, развив в себе стержень, которого нет у оригинального Дольский. Это сподвигло его остаться вместе с матерью в родном городке, где он стал не строителем, а, как легко понять, механиком. Все сгенерированные воспоминания, вплоть до записи на миссию, игрок может посмотреть в КК, что позволит лучше понять характер и мотивацию нового Яна.
"А зачем вообще пытаться понять нового Яна? Да, у него другая профессия, но воспоминания и жизненный путь почти один в один, легко договоримся." - спросите вы меня. А я отвечу, что опыт и пережитые события играют далеко не последнюю роль в формировании личности, поэтому Механик более суровый, ворчливый и замкнутый человек, что легко понять из его истории в КК и поведения.
Поначалу отношения с новым Альтером не вяжутся, но тут нужно помнить, что ситуация необычная для обоих Янов, и оба в своей голове считают, что именно записались на миссию, а не стали частью вынужденного эксперимента. Однако, темы "Я оригинал, а ты копия" здесь не поднимается, ни один из Альтеров (которых я успел произвести на свет) не сомневались в своём происхождении. Разве что Механик, в самом начале задаёт похожий вопрос, но это, скорее, вызвано его тяжёлым характером и попыткой проверить Дольский.
Дальнейшие Альтеры окажутся более дружелюбными, особенно второй обязательный Альтер - Учёный, однако, это не отменяет того, что у них собственный взгляд на мир и решения игрока. Периодически у версий Дольский возникают конфликты, в которых Ян может принять чью-то сторону или бездействовать. Так, у Нефтяника, который в своей памяти был лидером профсоюза, и Учёного возникает спор по поводу сверхурочной работы, где игрок может согласиться с Учёным собой и запустить переработки на несколько дней или встать на сторону Нефтяника и отказаться от них. Оба варианта дают в награду лишь "Видишь как я классно придумал, молодец, что послушал", влияния таких решений на глобальный сюжет и личные истории я не заметил.
Характеры Альтеров архетипичные и понятные, если не из цепочки воспоминаний, то уже после первых диалогов. Лично у меня не возникало трудностей с балансом между ними, да и отношения выстраиваются довольно легко. Впрочем, влияние на сюжет тут тоже не велико, за рамками сценария нет каких-то серьёзных выборов и конфликтов, которые могут привести к, например, уходу Альтера из группы или даже гибели.
Основные взаимодействия с Альтерами - поддержать морально или пройти личную историю, пусть и выдуманную КК. Оригинальный Дольский, постигая новые варианты своей жизни через Янов, усваивает все упущенные уроки, вбирая в себя недостающие качества, в дальнейшем это проявляется в диалогах, открывая новые варианты ответов. Также, у каждого Яна есть своя сюжетная линия, но мне удалось пройти 2 или 3 из всех. Как я понял, эти линии связаны с уроками.
Периодически у каждого Яна появляется возможность поговорить, если при этом Альтер не сам позвал вас на диалог, значит он загрустил и ему нужна поддержка. Выражается это в простом "Да ну чё ты, смотри сколько у нас пива/как тебя любят/какой ты умный (нужное подчеркнуть)", такие разговоры слегка приободрят Альтера, но с точки зрения игрока становятся бессмысленной рутиной из-за постоянных повторений.
Настроение копий Дольский в целом штука плавающая и не до конца понятная. При плохом настроении Альтер начинает меньше работать, например, 7 часов из 9, и при этом не захочет обсуждать свои проблемы, то есть, вы не можете просто подойти к нему и поговорить. Испортить настроения Альтера можно по разному, они могут устать питаться кашей, жить в общей комнате или вы что-то не так им ответили, но насколько сильно влияет каждый пункт по отдельности - сложно сказать.
Облачка настроения постоянно всплывают в диалогах, как реакция на выборы игрока. Однако, здесь каких-то правильных фраз, например, вы можете вспомнить что-то общее, но это воспоминание окажет негативное влияние на настроение, при этом из диалога я считывал именно позитивную реакцию, пусть и печальным тоном.
Поднять настроение Альтерам не так уж и сложно, просто дайте им отдохнуть, вкусно поесть или отправьте к Яну Мозгоправу в Комнату для размышлений, о которой, как и других модулях, мы поговорим позже. Это вернёт Альтера в строй и он будет работать свои положенные 9 часов, а супер-счастливый Ян может и все 12 без включённых переработок, но я видел такое состояние только 1 раз и то по сюжету.
А вот варианты отдыха, хоть и малочисленны, сделаны действительно интересно, я бы даже сказал в духе серии GTA. В комнате отдыха вы можете сыграть в пив-понг или посмотреть фильм, найденный в обломках корабля по всей планете, но про исследование мы поговорим позже, когда дойдём до модулей. Так вот, над фильмами действительно заморочились, это не просто "Вы посмотрели фильм и все довольны", а действительно снятая (есть даже мультик) короткометражка. Правда, моё желание пройти игру оказалось сильнее, поэтому я отложил просмотр на потом. Кстати, мне удалось найти довольно ироничную картину о двух парнях, которые настолько давно живут вместе, что договаривают предложения друг за другом.
В общем и целом, достаточно просто поддерживать настроение каждого на уровне "Кажется, он в порядке" и проблем не будет, бежать нянчиться с каждым Яном при любой грустинке не нужно, просто не стоит это забрасывать.
Ну и сложно не отметить моменты единения Янов, они сделаны действительно с душой и вызывают улыбку. Особенно момент с общей песней, но тут хочу обойтись без спойлеров.
Ещё одним непонятным моментом для меня стало назначение Альтеров на работы, то есть, сам процесс мне понятен, но никто из Янов не жалуется на свою работу. Для примера, у игрока есть Ян Учёный, который просто повёрнут на своих исследованиях и науке, но при этом его спокойно можно отправить копать грядки или ремонтировать базу, хотя для этих целей есть свои специалисты.
Кстати, о специалистах - мне так же не до конца ясно почему, например, Ян Мозгоправ, жизнь которого проходила, во всех смыслах, в далеке от инженерных работ, с лёгкостью берётся за ремонт и производство, а также работу на шахте.
Специальность Альтеров здесь выступает как преимущество, лишённое всех недостатков, то есть, тот же Мозгоправ способен произвести ремонт базы, просто Механик сделает это эффективнее.
Помимо балансирования внутри коллектива игроку придётся поддерживать отношения со злой корпорацией, которая и заварила эту кашу. Как и полагается, у Максвелла есть скрытые мотивы, которые читаются примерно через пару созвонов. К тому же, некоторые Альтеры терпеть не могут корпорацию, а записались на задание (в своей памяти) ради всеобщего и личного блага.
Именно выборы "за" или "против" Ally оказывают основное влияние на сюжет, особенно на концовку. От того, как вы выстраиваете отношения с Лукасом, бывшей женой Леной и Максвеллом зависят как отношения с Альтерами, так и возможные события в игре. Конечно, так или иначе, все сводится в плюс-минус одну точку, но эти выборы нельзя назвать бессмысленными.
Всё везде и сразу
Что ж, с Альтерами разобрались, пора перейти ко второму столпу игры - менеджмент и выживание. Сразу скажу, что я не великий спец в таких играх, и не могу объективно оценить на сколько сложная и проработанная игра в сравнении с другими представителями жанра.
Первое, что встречает Дольский после жёсткой посадки и короткой прогулки - база корпорации Ally. Огромное колесо, в центре которого расположены модули на все случаи жизни, которые, как в любой стратегии, генерируется путем каких-то алхимических превращений нескольких ресурсов во всё что угодно.
Процесс обустройства можно считать классическим, всё начинается с мастерской для крафта жизненно необходимых и не очень предметов, а затем обрастает складами, жильём и развлечениями. Ян, как новоиспечённый капитан, занимает свою почётную койку в личной каюте, остальные будут довольствоваться комнатами на четверых.
Для производства новых модулей, которые призваны не только помочь преодолеть трудности, но и удовлетворить простые человеческие "Хочу вкусно есть и спать на койке", игроку предстоит совершать вылазки наружу в поисках ресурсов. Чем-то это похоже на Death Stranding, вы также строите опоры связи, планета с серыми скалами, костюм Яна и т.д.
Кстати, сами модули можно располагать как душе угодно, здесь тоже проглядывается попытка в менеджмент, но трудностей не вызывает.
Список ресурсов здесь довольно краток, основными можно считать металл для производства инструментов, и органику, для производства еды и перемещения базы из одного акта в другой.
Также, есть обогащённый металл, обработка которого даёт и металл и органику, минералы, которые идут в крафт чего-то сложнее условной лопаты, и, разумеется, местный макгаффин - Рапидий. Последний необходим для создания Альтеров и... всё. Ну, он встречается в некоторых крафтах, его нужно собирать в специальные хранилища по сюжету, но именно в производстве он встречается настолько редко, что я просто забивал на его добычу.
Для добычи всех богатств требуется ставить шахтёрские посты, где можно работать самому или отправить Альтера. А для работы постов требуется провести опоры до базы, что не всегда оказывается простой задачей. Опоры должны находится в прямой видимости друг от друга, но ландшафт этому всячески сопротивляется, особенно на поздних этапах игры, где установка опор превращается в некую головоломку.
Процесс исследования сопряжён с местным солнечным циклом. Ночью радиация усиливается, а с каждым днём опасное солнце всё ближе и ближе. На каждый день вам отведено 12 часов работы, плюс можно заставить себя работать до 23, пока Ян полностью не утомится, но в такие моменты эффективность ниже.
И да, время. Время здесь такой же ресурс, как и металл или Рапидий. На ранних этапах акта вам нужно распределить его так, чтобы успеть вернуться на базу до наступления ночи, раскидав все шахты и опоры, а на поздних погрузиться в исследования местности, но об этом ниже.
Самое сложное в тайм-менеджменте - это "убить" время. Да, у меня регулярно возникали моменты, когда просто нечем заняться, тут или выгонять кого-то с его работы, теряя в эффективности от навыков, или просто пропускать день сном. Обычной, а для такой игры БАЗОВОЙ механики, как перемотка времени сюда не завезли, видимо, веря в продуманный баланс. Но я играл на средней сложности, и не ручаюсь за хардкор.
В общем и целом, геймплей проходит волнами: ресурсов много - ресурсов мало, работаем сверхурочно - чем бы заняться, ехать ещё рано.
И так, исследования. С обретением Учёного открываются ветки развития базы, исследований местности, экономии и эффективной добычи ресурсов, и специальные исследования для выполнения миссии. Делается это довольно быстро, вместе с развитием базы, но для некоторых исследований требуется добыть особые ресурсы из аномалий.Тут
Ах да, аномалии, ещё одно препятствие снаружи, о котором стоит рассказать для контекста. Аномалии здесь несколько - статичные, подвижные и особые. Первые два вида наносят урон радиацией при столкновении, а вот последний чуть сложнее. Есть места, где идёт Ян замедляется, или время ускоряется, тут как посмотреть, а есть призматические. которые разбивают экран на калейдоскоп.
Все виды аномалий устраняются одинаково - найти ядро и вдарить по нему иллюминатором. Из ядер, кстати, выпадает ещё один ресурс, который можно преобразовать в любой другой, открыв эту ветку у Учёного.
Что ж, возвращаемся к беготне по местности. Открыв крюк-кошку и пробивающий лазер игрок может смело покорять новые вершины и ломать каменные стены. За этими препятствиями могут скрывать различные коллешки, как те же фильмы, или памятные предметы, которые можно подарить Альтерам, для получения нового диалога и поднятия настроения. А ещё за этими препятствиями находятся шорткаты и удобные расположения для вышек.
Сам поиск не представляется чем-то сложным, локации (всего их 3, по 1 на акт) довольно компактные, а все маршруты на них указаны стрелками, с учётом препятствий.
Техническое обслуживание
Как и принято в наше время, в игре хватает багов:
- у меня Механик застрял в none sectore из-за чего с ним нельзя поговорить, хотя он работает и добывает ресурсы. Видимо, ушёл на удалёнку;
- несколько раз геймпад пульсировал без причины, тут мне помогал только перезапуск (как я понял, это связано с магнитными бурями, настолько велико их влияние, аж до Земли);
- Визуальные баги вроде зависших ярлыков, анимаций, облачков настроения и т.д., проходило само со временем;
- Косяки перевода в том смысле, что периодически отображается английский текст, к самому переводу нареканий нет
- Вылетела в последней катсцене и это после 45гб обновы...
В целом ничего критического, перезапуск помогает, хоть и временно. Через почти 2 дня после релиза вышел патч на 45гб, который, лично для меня, ничего не исправил. А ещё хотелось бы фоторежим, но его даже в Экспедицию не завезли пока что. Почему разработчики так тянут с этим?
Выводы
Я бы назвал эту игру крепким середнячком, она не хватает звёзд с неба, но проходится быстро и без особых напрягов. Концепция Альтеров оказалась довольно интересное, но, как мне кажется, ей не хватает развития и поднятия каких-то нравственных тем, которые тут упоминаются в скользь.
Диалоги с Альтерами местами кажутся пресными и слабыми, но это компенсируется многими действительно проработанными моментами в личных историях и общих мероприятиях. Основной сюжет довольно предсказуем, что также компенсируется вариативностью и проработкой мира.
Разработчикам стоит проработать баланс ресурсов и времени, но, опять же, я не играл на высокой сложности, возможно, на ней геймплей действительно бросает вызов.
Думаю, по этой игре больше бы зашёл другой контент, а именно сериал. Сюжетная и концептуальная база здесь довольно богатая, и я бы с удовольствием посмотрел пару сезонов. Ещё можно было бы сделать мобильный спин-офф, но это я уже ударяюсь в дебри рассуждений.
Спасибо, если дочитали, делитесь мнением в комментариях!
Лучшие комментарии