Вчера Вчера 0 129

Assassin’s Creed как деконструкция истории. Часть 6

-5

Вступление

 Assassin’s Creed: Black Flag (Чёрный Флаг) — одна из любимых многими частей серии. Кто-то даже называет её лучшей, с чем я всё же не согласен. Сама она мне очень понравилась, и я считаю её потрясающей игрой про пиратов, но далеко не самым лучшим «Ассассинс Кридом». Впрочем, это не означает, что в ней нечего анализировать с точки зрения исторического контекста и метаистории. Цифру IV в названии намеренно опускаю, так как не считаю её логически оправданной. Она нужна была исключительно как маркетинговый ход. Для меня же 3-я часть, «Чёрный Флаг» и «Изгой» — это трилогия игр, объединённая в одну общую историческую арку.

Собственно сама игра возвращает нас немного назад относительно событий 3-й части, в начало 18-го века, в так называемый Золотой век пиратства. В роли главного героя выступает Эдвард Кенуэй — отец Хэйтема Кенуэя и соответственно дед Коннора Кенуэя. Сами события разворачиваются в Вест-Индии, то есть в пределах Карибского архипелага.

Данное изображение сгенерировано нейросетью после прочтения содержимого блога. Напоминаю, что это мой личный социально-творческий эксперимент, который не имеет непосредственного отношения к разбору игры. Что же на этот раз понял и визуально выразил ИИ? Первым делом в глаза бросается заметный контраст светлых и тёмных тонов — это визуальный приём, используемый с целью создать ощущение некоего композиционного противоречия. Поза героя воинственная, а сам он стоит на носу корабля без ограждения — это символ безрассудства и хождения по краю бездны. Лёгкий и едва заметный эффект заваленного угла — это символ внутренней нестабильности, когда кажется, что всё ещё под контролем, но уже на грани. Смещённый влево штурвал подчёркивает заваленный угол и отражает мнимую иллюзию контроля над своей судьбой. Небрежно разбросанные за спиной монеты — это напоминание о ложных целях, которые когда-то казались важными. А вот корабли объединяют в себе сразу два символа. С одной стороны, их больше количественно, а сами они визуально выглядят больше — это символ тех опасностей и угроз, которым герой бросает вызов. С другой же, центральный корабль ярко подсвечен и отмечен символом Братства, хотя сам при этом остаётся чёрным и мрачным — это символ неумолимо приближающегося чувства ответственности, которое страшит героя даже больше, чем любая реальная опасность. Композиция в целом показывает путь к неизбежному принятию ответственности вопреки безрассудному сопротивлению героя.
Данное изображение сгенерировано нейросетью после прочтения содержимого блога. Напоминаю, что это мой личный социально-творческий эксперимент, который не имеет непосредственного отношения к разбору игры. Что же на этот раз понял и визуально выразил ИИ? Первым делом в глаза бросается заметный контраст светлых и тёмных тонов — это визуальный приём, используемый с целью создать ощущение некоего композиционного противоречия. Поза героя воинственная, а сам он стоит на носу корабля без ограждения — это символ безрассудства и хождения по краю бездны. Лёгкий и едва заметный эффект заваленного угла — это символ внутренней нестабильности, когда кажется, что всё ещё под контролем, но уже на грани. Смещённый влево штурвал подчёркивает заваленный угол и отражает мнимую иллюзию контроля над своей судьбой. Небрежно разбросанные за спиной монеты — это напоминание о ложных целях, которые когда-то казались важными. А вот корабли объединяют в себе сразу два символа. С одной стороны, их больше количественно, а сами они визуально выглядят больше — это символ тех опасностей и угроз, которым герой бросает вызов. С другой же, центральный корабль ярко подсвечен и отмечен символом Братства, хотя сам при этом остаётся чёрным и мрачным — это символ неумолимо приближающегося чувства ответственности, которое страшит героя даже больше, чем любая реальная опасность. Композиция в целом показывает путь к неизбежному принятию ответственности вопреки безрассудному сопротивлению героя.

Разбор исторической деконструкции

Каким словом можно описать историю данной игры? Я встречал несколько вариантов, среди которых моё внимание привлекли «жадность» и «ответственность». И в случае с первым я не скажу, что это буквальное прочтение сюжета игры, но в нём что-то есть. А вот второй — это именно то, о чём пойдёт речь. Также можно использовать слово «взросление», которое идеально точно описывает суть сюжетного тропа. Только в нашем случае путь взросления показан на антипримере и скорей вопреки действиям героя, а не благодаря им. Поэтому мой ответ — «безответственность».

Ключевой момент в моём восприятии игры — это её чрезмерная контрастность. Причём она выражается как в моём общем отношении к ней, с чего я начал блог, так и в восприятии её нарратива на фоне геймплея. При этом всё показанное предельно логично и взаимосвязано. Это как будто две стороны монеты, где одна сверкает золотым блеском, а вторая покрыта грязью. И взгляд хочет любоваться красотой этого блеска, но разум то и дело задумывается, а что же скрывается под тем слоем грязи на обратной стороне? Это ещё один приём нарративной дисгармонии, который называется лудонарративный диссонанс. Он применим исключительно в видеоиграх и представляет из себя конфликт восприятия геймплея и сюжета. Держа это в голове, можно начинать копаться в смыслах. Первым делом стоит понять, о чём вообще рассказывает нам эта история.

Безудержное веселье!
Безудержное веселье!

Перед нами безответственный муж, который в погоне за лучшей жизнью для себя и своей семьи сбегает от жены и подаётся искать счастья, богатства и славы в водах Вест-Индии. Однако вместо всего этого едва не находит свою гибель. Чудом спасшись, Эдвард волей судьбы раздобывает ассассинские одёжки, дырявую посудину — и так начинается его путь пиратского капитана. В итоге мы становимся свидетелями абсолютной безответственности и какого-то дьявольского везения, благодаря которому путь главного героя едва не закончился его смертью.

И вся дальнейшая история рассказывает про безответственность и легкомыслие. Нам показывают пиратскую жизнь, которая яркая и насыщенная, но невероятно короткая. Большая часть персонажей в ходе повествования либо погибает, либо попадает в такие передряги, что лучше бы просто погибли славной смертью. Хотя в этой смерти нет никакой славы — это просто закономерные последствия безответственных решений.

Кодекс чести!
Кодекс чести!

Я намеренно делаю такой акцент на слове «безответственность», потому что в данном случае «ядро смысла» у меня появилось раньше, чем я пришёл к нему посредством осознанной деконструкции. Оно возникло интуитивно во время прохождения игры, сюжет которой мне не давал покоя на фоне тех ярких эмоций, что дарил геймплей. Тогда я вновь по аналогии с предыдущими частями пытаюсь наложить исторический контекст на сюжетные события игры, чтобы найти точки соприкосновения и понять, какие метаисторические смыслы сокрыты в её нарративе.

А смысл в том, что перед нами раскрывается вся суть Золотого века пиратства — эпохи безответственной и лицемерной политики морских империй. Ни одна из них публично не поддерживала пиратство, но буквально все они пользовались их услугами для своих целей, чтобы чужими руками делать грязную работу в рамках конкурентной борьбы за контроль над колониями. Они использовали пиратов, чтобы прерывать поставки грузов и товаров или просто отвлекать силы чужого флота от более важных задач, тем самым ослабляя влияние других империй на те или иные колонии.

На этом этапе рассуждений метафора с монетой начала трансформироваться в немного иной образ — яркой, но фальшивой маски, под которой скрывается грязная, но настоящая правда. Но это просто любопытное наблюдение изменения личного восприятия в процессе деконструкции.

Несметные богатства!
Несметные богатства!

При этом сами пираты нередко выходили из-под контроля, думая что они поймали удачу за хвост — и только тогда империи начинали принимать меры по их отлову и устранению. Пираты даже пытались построить свою собственную утопию — республику в Нассау, основанную на принципах общего равенства. Однако когда все в ответе за всё — никто не в ответа ни за что. И эта «республика» развалилась раньше, чем успела толком сформироваться. Что лишний раз подтверждает уже их собственную безответственность даже в вопросах самоорганизации.

Что же касается используемого авторского приёма, то лудонарративный диссонанс в данном случае является отражением тотального лицемерия политики морских империй того времени. Публично они заявляли, что несут цивилизацию, развивают торговлю и строят республики. А на деле же осознанно или с молчаливого согласия поддерживали пиратство, эксплуатацию и разрушение местных структур.

Вечная слава!
Вечная слава!

И всё же путь Эдварда — это путь взросления через понимание последствий своей безответственности. Он видит, как его друзья умирают, и понимает, что пиратская жизнь далеко не такая, какой он её себе представлял. Он осознаёт, что дьявольское везение в один миг может просто прекратиться — и его жизнь внезапно оборвётся, а сам он не достигнет той цели, ради которой всё это затевал. Особенно явно его путь показан через взаимоотношение с Братством Ассассинов, которых он поначалу отвергает, а затем постепенно принимает. Это метафора постепенного принятия ответственности. И в конечном итоге акт его окончательного признания пагубности своей безответственности проявляется, когда Эдвард узнаёт, что его жена умерла, но оставила ему дочь. В этот момент герой наконец принимает на себя ответственность за неё и впоследствии завязывает с пиратской жизнью.

Финальная мораль — это отражение того, как морские империи, подобно Эдварду, вынужденно повзрослели. Только если в случае с главным героем доминировал моральный аспект вопроса, то в политике он уступал место обычному прагматизму. Империи поняли, что пиратская вольница, которую они поощряли, начала угрожать самим основам их власти. Пираты стали источником нестабильности — и от них нужно было избавиться, чтобы навести порядок. И когда эпоха пиратов закончилась — началась новая эпоха идеологических антиподов. Именно тогда на свет появляется Хэйтем Кенуэй — будущий носитель идей имперского порядка, рождённых из пепла разрушенной мечты о свободе.

Нассау — жемчужина Великой Республики Пиратов!
Нассау — жемчужина Великой Республики Пиратов!

Собственно почему в итоге «ядром смысла» стала «безответственность», а не «ответственность», ведь именно к ней мораль и сводится. Ответ я дал в самом начале — к осознанию ответственности герой и морские империи приходят не благодаря своим действиям, а вопреки им. Поэтому стержневая мысль, которая объединяет все элементы воедино — это «безответственность».

Отдельно ещё упомяну официальный трейлер игры, который также использует аналогичный по своей сути приём — аудиовизуальный диссонанс. Он отчётливо просматривается в момент перехода от сцены с дракой в таверне к сцене побега на корабле. В принципе, этот момент можно даже считать «ключом к метафоре».

Вывод

Как видно из проведённого анализа — данная игра снова начала отдавать оттенками лёгкой и беззаботной романтики, пусть даже и мнимой. Несмотря на весь трагизм рассказанной в игре истории, она всё равно оставила у многих очень приятные воспоминания о себе. Не исключаю, что именно эти самые оттенки могли на подсознательном уровне сыграть свою роль в общем восприятии игры по сравнению с её предшественницей и преемницей, где больше политики, чем романтики. И всё же определённая параллель с историческим контекстом абсолютно чётко проглядывается. Это не просто история взросления, это буквально метафорическое отражение тех исторических тенденций, что происходили в мире. И разработчики их очень точно уловили, передав в своём произведении через рассказанную историю, сюжетных персонажей и при помощи соответствующего нарративного приёма.

Ничто не истинно — и моя истина тоже не истинна.

5.9K
4.3
4 849 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также