23 апреля 23 апр. 5 301

Assassin’s Creed как деконструкция истории. Часть 3

-2
Слова — не святыни, а мосты.

Вступление

 Assassin’s Creed: Brotherhood (Братство) — с ней у меня в своё время немного не заладились взаимоотношения. Не могу её назвать плохой, как и ни одну другую игру серии. Она мне понравилась, но после великолепной 2-й части мои ожидания оказались слишком завышены — и «Братство» их слегка не оправдало. В связи с этим мне было сложно анализировать рассказываемую данной игрой историю, так как большая часть сюжетных событий уже забылась спустя столько лет. Ну, а сами копания в смыслах я в те времена особо не проводил, осознавая многие вещи уже постфактум. Поэтому в данном случае проведён обратный анализ от общего исторического контекста к событиям игры, а не наоборот, как в случае с другими частями серии.

На всякий случай уточню, что после проведения анализа я всё же освежил свои воспоминания. Но для чистоты эксперимента сделал это уже постфактум. Просто чтобы убедиться, что не придумал ничего лишнего, чего в игре на самом деле не было.

«Братство» продолжает историю Дезмонда в современности и Эцио Аудиторе да Фиренце в рамках симуляции, но уже в декорациях Рима времён начала 16-го века. В период расцвета власти Папского Престола.

Изображение создано нейросетью. Изначально оно мне не особо приглянулось и показалось довольно банальным на фоне двух предыдущих. Но чем больше я всматривался в отдельные детали — тем сильней начинал осознавать, что в нём таки что-то есть. Оно неплохо передаёт тему отзеркаливания одних и тех же образов в виде большого и малого.
Изображение создано нейросетью. Изначально оно мне не особо приглянулось и показалось довольно банальным на фоне двух предыдущих. Но чем больше я всматривался в отдельные детали — тем сильней начинал осознавать, что в нём таки что-то есть. Оно неплохо передаёт тему отзеркаливания одних и тех же образов в виде большого и малого.

Разбор исторической деконструкции

Сразу оговорюсь, что подобная ситуация в гуманитарной деконструкции также может считаться вполне нормальной. На практике нередко возникают ситуации, когда часть информации утеряна, недоступна или разрозненна, а сами условия анализа не соответствуют «идеальному шаблону». В данном случае это скорей субъективные факторы, которые при желании можно устранить. Но бывают и объективные барьеры, которые никак не обойти — и тогда приходится адаптировать стандартные инструменты под сложившиеся условия.

Разбор начну даже не столько с позиции исторических событий, сколько с позиции исторической значимости того места, в котором разворачиваются действия игры. А именно — в Риме. Вопрос здесь хоть и отходит на второй план, но я всё же его задам: как можно описать рассказываемую игрой историю одним словом? Если честно, то лично мне было сложно сходу дать однозначный ответ по описанным выше причинам. Поэтому сразу обратился к обобщённому мнению игроков, которое свелось к вполне очевидному слову «братство». Думаю, что в данном случае даже пояснения будут излишними, так как это слово заложено в названии игры и отражает основную суть её общей фабулы, в рамках которой Эцио возрождает Братство Ассассинов для противостояния Ордену Тамплиеров. И всё же попробую дать свой ответ и его обоснование. Он может прозвучать немного банально, но это — «противостояние». И если выражаться более конкретно, то речь про противостояние большого и малого.

В данном случае не ставится под сомнение никакой факт, так как сомневаться просто не в чем, а просто по умолчанию принимается за данность, что эта игра является исторической деконструкцией. Благо опыт разбора предыдущих двух частей даёт мне полное право выдвигать такое утверждение. Отчасти можно даже сказать, что ставится под сомнение обратное утверждение, что данная игра таковой не является. На данном примере можно понять, что в гуманитарной деконструкции правило акта сомнения довольно условное и не является строгим к исполнению, так как при желании под сомнение можно поставить что угодно, чтобы обосновать своё желание докопаться до глубинных смыслов. Поэтому я беру культурно-исторический контекст и через осознание его смыслов пытаюсь восстанавливать в памяти и воспроизводить в сознании общий ход игровых событий, попутно отмечая взаимосвязи и параллели. В некотором роде это можно назвать попыткой повторить мысленный путь авторов игры, чтобы понять, что они хотели или пытались сказать.

Рим — император или вассал?
Рим — император или вассал?

Суть в том, что перед нами Рим — один из величайших, если не величайший город в истории человечества. Некогда он был столицей бескрайней империи, и его гордо величали центром всего мира. А ныне мы видим его совсем другим. Он по-прежнему впечатляет своим видом и своей монументальностью, но это уже не тот Великий Рим. Эта некогда столица мира находится под абсолютным влиянием «крохотного» по меркам самого этого города Папского Престола (условно — Ватикана, хотя на тот период времени он официально так ещё не назывался). В этом заключается вся ирония и весь трагизм происходящего — как целеустремлённое малое влияет на нечто исполински большое, что связано целым рядом систем, правил и законов. И это большое не может ничего противопоставить тем, кто держит истинную власть над ним.

Вдаваться в детали, почему так произошло, всё же не буду, так как там целый комплекс причин, уходящих корнями как глубоко во внутрицерковные дела, так и в десятилетия политических интриг со всей подноготной в виде меценатства, коррупции, борьбы за власть, закулисных союзов с аристократией и всего на свете. Отмечу лишь то, что Рим в данном случае является своеобразной метафорой всего Старого Света, где формальная власть находилась в руках монархов, но фактически католическая церковь оказывала очень сильное влияние на многие принимаемые ими решения, став некой надгосударственной прокси-империей.

В Риме всё спокойно?..
В Риме всё спокойно?..

Однако в противовес первой картине игра показывает нам и другую — как крохотная группа местных бродяг и отщепенцев под предводительством одного целеустремлённого человека противостоит огромной неповоротливой махине в лице Ордена Тамплиеров. То есть мы видим, как то, что было «малым» по меркам огромного Рима, уже превращается в «большое» по меркам обычного человека — и уже оно, будучи связанным своими догмами и строгой вертикальной иерархией, не может ничего противопоставить целеустремлённому «малому» в лице Эцио и его Братства, построенного на простых горизонтальных связях. В какой-то степени всё это можно даже назвать противостоянием системного и индивидуального, но на разных уровнях восприятия.

На этом этапе рассуждений я наконец прихожу к тому, с чего стоило бы начать — понимаю суть основного сюжетного тропа. Но у меня уже нет цели опровергать его, так как методом обратного анализа я пришёл к нему — и могу считать его именно тем, что он из себя представляет. Но глубина этого тропа и его метаисторический посыл заключаются не в его сути, а в том, как он подан авторами игры и в какой контекст вписан.

И возвращаясь собственно к контексту, почему он важен в данный период истории? Ответ скрывается в тех исторических процессах, что наберут свой оборот немного позже событий игры, а именно — Реформация и Контрреформация. Если не вдаваться в излишние детали, то это противостояние широкого религиозного и общественно-политического движения за реформацию католической церкви и ряда ответных мер со стороны самой церкви, что в конечном итоге оказало ощутимое влияние на развитие культуры и истории. Сама церковь при этом разделилась на католиков и протестантов, где первые выступали за упорядоченный догматизм веры, а вторые — за свободную веру без строгих церковных законов. И хотя сама игра не является прямым отражением этих событий, она всё же показывает на примере Ордена Тамплиеров образ католической церкви до Реформации, а на примере Братства Ассассинов — некий прообраз идей протестантизма.

Возвращаясь к «ядру смысла», возникает вполне резонный вопрос: а почему тогда не «протест»? Вот тут, на самом деле, можно даже начать дискутировать. Если бы разбор начался по привычному сценарию, то он вполне мог привести к такому варианту. Но тогда был бы риск не считать более общую метафору Рима. И вот на её уровне слово «протест» уже не совсем точно отражает суть. Поэтому выбрано слово «противостояние» как чуть более общее понятие, которое в том числе не исключает и протест как форму противостояния.

Большое и малое.
Большое и малое.

В дополнение ко всему нам также показывают и то, насколько ничтожна та группа современных ассассинов относительно глобальной корпорации Абстерго. И, тем не менее, они умудряются ей успешно противостоять по всё тому же принципу — целеустремлённое малое с горизонтальными связями против огромного исполина, связанного строгой вертикальной иерархией и корпоративными протоколами. В данном случае сама метафора выглядит слишком простой и очевидной. Возможно, я просто упустил из внимания какие-то детали, но по моим воспоминаниям в последующих играх серии события в настоящем времени становятся скорей отражением буквального нарратива, а не метаисторического.

В качестве интересного наблюдения также размещу один из официальных артов, посвящённых данной игре. На этом изображении очень хорошо проиллюстрирована ключевая мысль, о которой шла речь выше. Мы видим Эцио как олицетворение целеустремлённой индивидуальности, что идёт наперекор системе, изображённой в виде обезличенных священнослужителей.

Индивидуальность и система.
Индивидуальность и система.

Кроме того, идея как «противостояния», так и «протеста» отлично показана в официальном трейлере игры, который лично мне изначально не особо нравился. Он казался излишне пафосным и шаблонным, пока ко мне не пришло осознание, что это метафорическое отражение глубинного смысла игры — и весь этот шаблонный пафос заиграл совсем другими красками.

Вывод

На примере данной игры видно, что разработчики начинают выстраивать уже более многослойные метаисторические метафоры. Я бы даже сказал — монументальные, как и сам Рим. Осмелюсь предположить, что это было вполне осознанное авторское решение. В остальном же они нам показывают не просто классический троп противостояния индивидуальности и системы, а вписывают его в идеально подходящий период времени, когда оно оказало ощутимое влияние на дальнейшее развитие истории. Да ещё и переносят игрока в символически точное историческое место, которое одновременно является и метафорой, и «ключом» к другой метафоре.

P. S. Добавлю ещё одно личное наблюдение. На примере первых трёх игр видно, как разработчики постепенно нащупывают свой стиль и немного меняют акценты рассказываемых ими нарративов. 1-я часть была довольно простенькой деконструкцией истории, но содержала очень сильную философскую составляющую. И как раз философское высказывание публике зашло в первую очередь, потому что оно было основано на восточной философии, которая в целом довольно проста и понятна для восприятия. 2-я часть и Братство уже ушли в европейскую философию, которая более комплексная и сложная для понимания. В ней в принципе без конкретных знаний может быть непросто ориентироваться. При этом гораздо большее влияние на игроков оказала именно культурная составляющая этих игр, так как культура Италии эпохи Возрождения действительно очень притягательна своей атмосферой. Историческая же сторона обрела формы более изящных и красивых метафор, но далеко не таких исчерпывающих и комплексных, какими они станут в последующих частях серии. И самое важное, что хочется отметить — на примере этих игр можно увидеть, что различные подтексты местами соприкасаются друг с другом всё более тесно, но во многих аспектах остаются всё ещё параллельными — о них можно рассказывать независимо друг от друга. Но на примере уже следующей игры, о которой пойдёт речь в 4-м блоге, видно, как разработчики нащупали ту самую почти идеальную формулу, которая смогла тесно переплести различные контексты воедино.

Ничто не истинно — и моя истина тоже не истинна.


6.1K
4.3
4 063 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Я бы скорее до стиля текста тут докапывался, слишком уж он научный выходит, то есть слишком нагроможденным и сложным для публицистики. Возможно, все эти формулировки и вправду куда точнее передают то, что ты хочешь сказать. Другое дело — читать и воспринимать нечто подобное со стороны достаточно трудно. Что даже по твоему комментарию несложно заметить (хоть я далеко и не первый, кто пишет тебе об этом)

Из-за чего возникает ощущения, что ты не впечатлениями своими решил поделиться или рассказать о чем-то интересном, а просто сделать что-то псевдоинтеллектуальное, к тому же непонятно для кого. Если что, пишу без наезда и негатива

Ну не сказать, что эти вставки курсивом сильно выделяются на фоне всего текста. Только сейчас обратил внимание на то, что около половины блога из них и состоит. Так что не совсем понимаю идею скипать каждый второй абзац текста. А по поводу остального текста, как по мне, читается он и вправду получше своей *курсивной* версии

Речь про вставки курсивом или про остальной текст? Если про вставки — их при желании можно скипать и не читать — это попытки пояснить логику моих рассуждений. В комментариях к первому блогу писали, что не понимают, откуда берутся те или иные выводы. Поэтому я решил добавить такие пояснительные фрагменты. Изначально планировался просто остальной текст без практически всего, что написано курсивом. И я согласен, что они могут читаться тяжело, потому что довольно непросто словами описать то, как ты думаешь :)

Понял. Попробую подумать над этим при подготовке следующих блогов. Хотя пока даже не знаю, что тут можно и сделать. Сам я привык писать гораздо более витиевато и образно, с огромным количеством оборотов ) А тут старался попроще.

Отдельно проговорю для любителей докопаться до формальностей и апологетов академической деконструкции. Я не претендую на лавры философа. Хотя сам же могу и усомниться в этих словах, но в первую очередь являюсь всё же технарём-аналитиком и литературным гуманитарием (два в одном, такое тоже бывает). И при работе с текстовыми материалами всегда стараюсь руководствоваться правилом лингвистического прагматизма. Т.е. для меня слова — это инструмент донесения мысли, а не сакральные смыслы. В данном случае слово «деконструкция» используется как наиболее точно передающее суть материала. Потому что это не анализ или разбор в чистом виде. Эти понятия близки и во многом пересекаются, но по сути они различаются. В тексте они используются как синонимичные слова, если это уместно. Также это не декомпозиция, которая является инструментом и методом, но в полной мере не раскрывает суть материала. Возможно, кто-то мне подскажет другое слово, которое будет максимально идеально раскрывать суть — и я могу над ним даже подумать. Но пока мне в голову такое слово не пришло, а потому использую те слова, которые, на мой взгляд, максимально точно передают суть материала и изложенных в нём мыслей.

Читай также