Некоторое время назад исполнил давнюю хотелку, и прошел оригинальную квадрологию .hack//
Для тех, кто не знаком — это Action/RPG про ММОРПГ из будущего, куда протагонист по имени Каито залетает к своему другу. В тот же день на них нападает странное существо, после чего друг отправляется в кому, а Каито получает странное оружие-пушку. Собственно, игра о том, как Каито пытается разгадать, а что вообще происходит, и вытащить друга из комы.
Из интересного тут сразу несколько особенностей: по сути это никакая не квадрология, это эпизодическая игра времен PS2 продававшая каждые 3 месяца новую главу на отдельном диске. К тому же, по ТВ шел сериал .hack//Sign, и на DVD выходил OVA сериал. Оба лучше раскрывали сюжет и мир игры, а OVA цикл вообще напрямую влиял на финал игры. Игру ещё и рисовал художник сериала Evangelion.
Расскажу о своих впечатлениях: ушло около 70 часов.
Геймплейно первая глава и последующие три довольно сильно отличаются. Боевка у нас активная и простая: на одну кнопку назначена физическая атака, на другую вызывается меню паузы, где можно прожать скиллы и использовать предметы. В первой главе скиллы практически не нужны, все враги затыкиваются одной кнопкой. Начиная со второй на ММО накатывают патч, который вводит элементальные резисты и позволяет врагам отличаться в рамках одной пачки.
Боевку это дело сильно обогащает. Скиллы (магические и физические) становятся куда приоритетнее физ атак. Однако, авторы иногда перегибают с врагами. Например, во 2 главе огромное множество врагов, что умеют воскрешать павших товарищей. Этих мерзавцев можно только по одному убирать дата дрейном, иначе они будут бесконечно воскрешать друг друга (никакой задержки в касте у них, они буквально моментально поднимают товарищей). Такие бои доставляют тонну фрустрации, но в 3 и 4 главах подобных врагов сильно поубавилось.
Помимо этого, у игры странная система прокачки. Игроку всегда нужно 1000 опыта для получения уровня. Не важно — первого он уровня или восьмидесятого. Враги своего уровня дают 40-80 опыта, враги выше — зависит от их уровня, враги ниже — не дают ничего. К сожалению, я догадался, как нужно прокачиваться только к финалу 3 главы. Иначе игру я бы прошел быстрее.
Суть в том, что в старте главы нужно идти в самую высокоуровневую локацию, что доступна в этой главе, и чистить её. За противников в ней дают от 500 опыта и персонаж за 10 минут достигает капа. В игре враги своего уровня и враги максимально уровня почти не отличаются по статам, и использовав на себе баффы (которые в магазине не стоят ничего), игрок уравнивает себя с высокоуровневыми противниками и может спокойно проходить локации.
Ранее я неймдропнул способность «Дата Дрейн». Это ключевая особенность игры: Каито может «обнулять» уровень врагов. За это дают ядра либо редкую экипировку. Каждое использование Дата Дрейна может ударить негативным эффектом по протагонисту. Плюс, накапливается заражение. Достигнув критической точки заражения игрок просто ловит GAME OVER. Как положено играм нулевых — чекпоинтов нет, откатываемся к сейву и иногда теряем часы прогресса.
Эта особенность, одна из главных проблем игры. Ядра нужны для открытия некоторых сюжетных уровней. На каждую главу их три типа и типы зависят от размера врага — маленький, средний и крупный. Потому нужно всегда искать подходящих (а они рандомны), сбивать им барьер (а это не всегда выходит) и высасывать ядро. Это создает условия для гринда. Заражение накапливается, не всегда есть возможность использовать скилл, иногда хочется подкачаться, а не высасывать ядра. Да и в поздних главах эквип выпадает из врагов чаще ядер даже при соблюдении условий (уровень заражения низкий и враг сильно ниже уровнем). Четвертая глава достигает апогея — почти все задания в ней требуют не просто ядер, но ядер из всех глав. Извольте бегать по старым серверам и фармить.
Какая же ММО без напарников? Их тут есть. И много. К сожалению, количество избыточно, потому что на деле все они относительно одинаковые и хватает одного танка и одного мага. А самыми лучшими обычно выходят BlackRose и Wiseman. С ними и проходится вся игра, не считая сюжетных квестов каждого напарника. Характеры у напарников разные, но это персонажи утрированные до единой черты и не представляющие никакого интереса. Да, квесты с ними забавные, да, иногда умиляешься. Но характеров там нет.
Среди напарников есть девушка Мистраль — она смешная глупенькая девочка, выдающая кринж и умилительные смайлики. В реальности оказывается, что она мамочка на сносях. Есть Пироси — селфинсерт режиссера и главы студии. Есть Гардения — женщина, которая практически ни слова не произносит, но при этом квесты с ней вполне себе забавные. Отдельно хочется сказать спасибо художнику Evangelion за то, что в персонаже Элк сразу видишь Синдзи. На внешности сходство не заканчивается. Элк не просто выглядит точь в точь как Синдзи, но и является мямлей-дегенератом с болезненной привязанностью к одному из сюжетных персонажей.
Текст в принципе одна из проблем игры. Все персонажи тут соответствуют стандартным шаблонам японской культуры. Они скучны, и личностями их назвать сложно. Кто такой Каито? Это обычный японский школьник. Он добрый, потому что так надо, и он хочет спасти друга из комы и веселиться с ним в ММО. Кто такая BlackRose? Это цундере, которая выдает стандартные для типажа фразочки и тайно влюблена в протагониста.
Сюжет. Я его не понял, пока не прочитал тематическую Википедию. Оговорюсь, я играл на японском, а уровень у меня как у ребенка. Но текст в игре простейший, и мне кажется, что я не мог пропустить столько деталей. Причем часть этих деталей первым делом рассказывают в сиквеле — .hack//GU. Моя догадка в том, что-либо все прочитанное мною раскрывается в сиквеле (что странно, ибо сюжет основной игры тогда имеет не очень много смысла) или сериалах, либо все это было вынесено в форум и новости, которые я забил читать уже на 2 главе. Например, главный антагонист франшизы — MORGANA MODE GON упоминается в игре буквально один раз, хотя вроде бы она и ответственна за все происходящее. Кто такая Аура вообще не поясняется. А кто такой Гарольд понимаешь только косвенно.
К тому же, во 2 и 3 главах сюжет практически никак не двигается. Отсюда и ещё одна проблема: за 70 часов я устал от игры. Её геймплей прекращает меняться начиная со 2 главы. Никаких новых абилок или механик не появляется. .hack// это 70 часов монотонного затыкивания одинаковых противников под аккомпанемент посредственных персонажей и практически отсутствующего сюжета.
К слову, в сериале Sign с сюжетом дела обстояли на порядок лучше. Смотрел я его более 10 лет назад, но до сих пор помню, что при всей невероятной его унылости, он очень цеплял меланхоличной атмосферой. Да и вопросы поднимал куда более интересные, чем игра (она, правда, вообще ничего не поднимает).
Тем не менее, по какой-то причине я смог получить удовольствие от игры. Она в меру сложная (пока я не прознал фишку с прокачкой) и довольно атмосферная. Да, все подземелья тут одинаковы, но есть в них что-то особенное. Да и симуляция ММО удалась игре на ура. После неё хочется снова поиграть в FFXIV.
Не знаю, хватит ли у меня сил пройти сиквел — .hack//G.U. Хасэо явно куда более интересный персонаж, чем Каито — это хамоватый одиночка. Да и начальный сюжетный крючок с тем, что убийца игроков, отправляющих их в кому, Tri-Edge — это никто иной как персонаж Каито, интригует. Но за 5 часов игры побегать давали буквально пару раз, а все остальное было кат-сценами. Подобные решения убивают во мне желание играть. Плюс, боевая система хоть и стала глубже, но вызывает у меня вопросы. Но это все тема для другого текста, который, может, когда-нибудь и будет рожден.
Лучшие комментарии
Лучше перерыв сделай прежде чем продолжение играть иначе вообще всю серию возненавидишь. Хасео и правда лучше как персонаж и даст огромную порцию кринжа, особенно в первой главе. Я опишу его как малолетнего эджевого долбаеба. И ты раз прошел оригинал его видел кстати, он также играл за класс роги. Геймплей все такой же репетативный. Советую играть в ремастер на пс4.
PS. Нескромный вопрос во сколько антология вышла, тоже хочу себе купить.
Но взгляд как у Синдзи — то есть если б у Синдзи и Рей был ребенок, то что-то такое бы и получилось.
О, респекты. Я так и добрался, хотя у меня доступ к ним есть ко всем.
Там же у них как и у всех JRPG 6-го поколения нет никаких указующих маркеров куда идти (моя вечная проблема: всегда в старых JRPG теряюсь)?