! *Это личное мнение автора. Если вы с ним не согласны — ничего страшного*!
Блог написан эксклюзивно на StopGame!
Раньше, любой игроман двухтысячных — не только знал о Call of Duty, но и был фанатом этой серии игр. Она была на слуху, каждая 2-я пожилая женщина знала о ней. Даже далёкие люди до видеоигр, знают о Call of Duty. А зачем людям, нужен Call of Duty? Раньше, во время выхода 2-й части, если спросить у любого, случайного школьника: «Зачем нужна Call of Duty?» Он сможет легко ответить, но спросить у него такой же вопрос, но в 2025 году, то он будет с каменным лицом. Возможно, не ответит, а если и ответит, то ответом будет: «скинчики, мультиплеер». Угадайте, сколько % игроков пропустили первую часть: много процентов. А, почему? Отвечу. Может быть, многие посмотрели отзывы первой части, а тем более на картинки и не захотели играть? А когда увидели, новую — вторую часть на новом движке, открыли рты и начали покупать? Тайное расследование, было поручено мною.
В этом обзоре, мы обсудим почему Call of Duty 2 получила следующие оценки, и считается ли она — эталонным шутером от 1-го лица?
1. История создания.
После выхода первой части, Infinity Word уже стояли у Activision и смотрели, как они считают деньги, чтобы им дали тоже долю: а получили новую задачу, а именно сделать вторую часть серии. Шутка в том, что разработчики хотели отойти от 2-й мировой и перейти к будущему, но план у издатель был совсем другой. Так началась разработка 2-й части. Каждый разработчик своего шедевра, обычно смотрит отзывы прошлой игры. В первой части, британская кампания, это спецоперации: стелс-экшен, если проще. Игроки об этом говорили, а Грант Кольер (начальник Infinity Word, создатель Call of Duty 4: Modern Warfare) также прокомментировал это:
«Некоторые существенные изменения с CoD 1 на CoD 2 произошли благодаря отзывам потребителей. Они сказали, что им не очень нравился стиль, который мы использовали для британской кампании, то есть прохождение в соло или небольшим отрядом, — и им действительно нравились русские и американцы. Но что касается британцев, то им казалось, что они уже играли в эту игру раньше — они уже играли за Рэмбо, проходящего войну в одиночку. Теперь британская кампания — это тяжелые пехотные бои, а не спецоперации». Да, игроки хотели мясо войны. Но они ошиблись: вся серия Call of Duty на любой сложности, это такое же рэмбо. Ты делаешь, всё один. Поговорим про интеллект ботов позже…
Возьмём другой отзыв игроков о том, что первая часть «тихая» — «Мы также встретились с нашим военным советником Хэнком и спросили его, чего не хватает в CoD 1. Он сказал, что, во-первых, там слишком тихо. Да, орудия-то стреляют, а самолеты летают над головой, но на настоящем поле боя, как только раздается первый выстрел, возникает много болтовни». Если вы удивляетесь, почему полоску здоровья убрали, то это рук игрока, который написал отзыв.
Как вы поняли, из-за возможностей нового движка: IW Engine 2.0, игра делалась для ПК, чтобы показать, какая может быть красивая графика. А затем, пришли Microsoft с предложением, чтобы их игра вышла, и на их коробке: Xbox 360. Предложение было принято, а владельцев Sony — обманули). Всё дело в том, что вышел на прилавки магазинов спин-оф 2-й части, а не оригинальная игра. Да, отношения Activision и Microsoft были очень близки. Предсказание на покупку Activision свершилось!
Для понимания, создатели ездили по разным историческим местам, затем зарисовывали, фотографировали окружение, а также они записывали звуки оружия в разных условиях. Когда, происходит штурм и стреляют десятки солдат, или один солдат: к примеру.
«Мы приложили немало усилий, чтобы повысить реалистичность игрового процесса, начиная с исследований, которые мы проводили на ранних этапах разработки, и заканчивая нашим постоянным сотрудничеством с нашими военными советниками Джоном Хилленом и Хэнком Кирси». Всё тот же Грант рассказывал, как они делали вторую часть и пытались сделать её, как реальное сражение, в реальном мире. В целом, создание игры не сопровождалось каким-то производственным адом или проблемами, все делалось с душой и весьма достоверно.
За первую неделю, игра продалась в тираже: 25000 экземпляров, а в следующем году (2006): было продано уже миллион копий.
2. Сюжет (кампания: № 1: советская).
Один раз скажу: в игре 3 кампании. Советская, Британская и Американская, также как и в первой части.
В первой, мы будем играть за рядового Василия Ивановича Козлова (вы же знаете, что Activision любит русских?)
16 декабря, 1941 года и начинается кампания. Василий, который потерял слишком много родственников: дело рук немцев, отправляется на службу, куда попадает в 13-ую гвардейскую стрелковую дивизию. Василий тренируется со стрельбой, используя винтовку и учится кидать осколочные гранаты, используя картошку… Во время тренировки, к Комиссару подходит солдат и говорит, что немец, который сдался в плен начал говорить. Лучше бы и не говорил, для лучшего сюрприза. Всё дело в том, что немцы начали штурм на нас.
После успешного устранения угрозы, Василий показал своё мастерство и заявил о себе.
13 декабря, 1942 года — началась сталинградская битва. А отряд Козлова (да, я буду называть по разному, либо Василий, либо Козлов), потерпел множество потерь, во время переправы через Волгу в сентябре. Отряду, приказали закрепится к северу у улицы «Солнечной». Рядом с ними, было здание, которые немцы уже взяли под свой контроль. Используя дымовые гранаты, смекалку и винтовку — отряд Козлова успешно завершил «рейд».

Во время зачистки здания — немцы закрылись на 2-м этаже. Лейтенант Леонов, приказал взорвать здание:
8 декабря, 1942 года (иногда, события происходят раньше, чем предыдущие) — отряд Козлова потерял связь с бойцами из парка Культуры, а затем отряд решил починить провода. Но, их ждала засада от немецких войск. Используя магнитные мины, Васильев взрывает вражеские танки и расправляется с врагами.
8 декабря, 1942 года: отряд Козлова делает перекур и пополняет запасы патронов. Затем, отряду необходимо попасть на вокзал. Лейтенант Вольский, предложил использовать один из безопасных путей: трубопроводы. План проваливается, потому-что один товарищ, решает открыть огонь по автомобилю немцев. Васильеву приходится одному идти через трубопроводы, но всё же попадает на вокзал.
Тем временем, немецкие войска — уже начали штурм на вокзал.
После успешной обороны, отряду приходится только уничтожить немцев, на территории вокзала.
15 января, 1943 год: отряд укрылся в жилом доме, а на следующий день, они захватывают немецкие позиции, вплоть до горсовета. Самое сложное, что на улице было очень холодно, но согревала, их только война.
В тот же день, отряд останавливается, для отдыха — но для горсовета остаётся 2 минуты ходьбы, что довольно затруднительно.
Из-за разрушенных стен, в горсовете, отряд потерял двух человек. Было сложно штурмовать здание, т. к. в соседних домах сидели снайперы и пулемётчики.
После обороны горсовета, немецкие войска отступают, и заканчивается советская кампания (тоже удивлён, как рассказано о сюжете детально? Поставь хороший отзыв блогу!).
3. Геймплей (часть 1)
Начнём с интерфейса — как мы помним, индикатор здоровья убрали, заменив на автоматическую регенерацию (или же дыхательную гимнастику). Первое, что бросается в глаза, это радар. Радар показывает местоположение союзников, врагов и целей. Также, и стороны света. Необходимо отвлечься, чтобы выучить стороны света! N — север, S — юг, E — восток, W — запад. Есть и юго-запад, северо-запад и т. д. А объединяется это, как две буквы (ЮЗ/SW и т. д.). Радар, очень странно работает. Он подсвечивает врагов, а потом убирает их на радаре, если мы не смотрим на них. Надо было сделать так, чтобы они исчезали с радаров, когда уже мертвы.
С уроками закончили, переходим к стойке. Мы можем передвигаться стоя, сидя и лёжа. Затем, общее кол-во осколочных, дымовых гранат, а также кол-во боеприпасов в оружии. Всего оружий в игре — 37 (включая картошку из пролога/тренировки на полигоне), так и огнестрельных, так и холодных.
Но есть одно — любимое оружие. И если меня спросят: кого ты любишь? Немецкий пистолет-пулемёт MP40 со скорострельностью 540-600 патронов в минуту, с дальностью выстрела 100/200 метров и 9-м калибром, либо тебя, то ты знаешь что я отвечу.
Во время смерти, появляются легендарные цитаты от известных личностей, которые подходят по продвижению. Так они появляются, например после убийства своего товарища, или по завершению миссии. Цитат, довольно много. Цитаты от известных личностей и тех, кто знает о войне, и участвовал в войне (генералы, президенты, ветераны и т. д.)
Забыл упомянуть про сложность игры. Есть такие сложности, как Лёгкий, средний, высокий и very hard уровень сложности. С каждым уровнем сложности — враги наносят тебе больше урона. Они умнее, и тебе рекомендуется использовать, как можно больше гранат.
Поговорим про геймплей, когда закончим британскую кампанию.
4. Сюжет (кампания № 2 — британская)
Мы будем играть за сержанта Джона Дэвиса, участник 7-й бронетанковой дивизии.
Эрвин Роммель — немецкий военачальник (генерал-фельдмаршал), руководитель 7-й танковой дивизии, а затем он создаёт танковую группу «Африка». События кампании, происходят с событиями «Североафриканской кампании». Северная Африка, была довольно важной, если бы в мире произошёл мировой конфликт. Что для Италии и Германии, не очень хорошо. И затем, Италия: 10 июня, 1940 года — объявила войну Великобритании и Франции, а затем началось вторжение в Египет. Я рассказал про эту войну не так много, т. к. у нас обзор видеоигры: прочитайте полностью по ссылке: жмяк. 29 октября, 1942 года: отряду Дэвису дали задачу: внезапно атаковать вражеский полевой склад по плану «Монти». Он заключался в том, что нужно совершить несколько таких атак, чтобы отогнать фрицев (немцев) на север. Если план, был успешно выполнен, то «Африка» должна остаться без амуниции.
Руководитель дивизии (отряда) — легендарный капитан Джон Прайс
В тот же день, через 4 часа, отряд направляется назад, чтобы защищать маленький городок. Было сложно в него пройти, т. к. было слишком много минных полей. Британская армия, превосходит немецкие войска по численности, но из-за минных полей: может всё поменяться. После прибытия, отряду нужно будет оборонять город.
Дэвис, использует зенитку (зенитную пушку) для обороны.
Когда, немцев было слишком много на разных флангах, то Сержанту дают возможность использовать помечать немецкие танки и уничтожать их, с помощью авиаподдержки.
После уничтожения фрицев, приезжают британские танки.
3 ноября, 1942 года: отряду поручили спецоперацию «Сверхбросок», с целью разобраться с минным полем, который устроил Роммель. Оно было настолько длинным и большим, что его назвали «Садом Дьявола». С помощью команды «Икс», которые уже сделали вторжение на отряд фрицев, будет легче убрать немецкие войска из Египта.
Нашему отряду, пришлось долго проходить через минные поля.
Отряд попадает в Эль-Аламейн, где Дэвис связывается с союзниками, чтобы ближайшие корабли немцев: уничтожили.
Затем, события переходят к Капитану Дэвиду Уэлшу, к командиру танка «Фокс-3».
14 января, 1943 года: в Ливии, отряд капитана изучает новую тактику против немецких тигров, а именно подъехать с тыла/сзади, чтобы сделать финальный выстрел и взорвать танк. Бронепробитие Tiger у башни, было прочным, а сзади: ужасное. В игре, это просто тигр, не понятно: какой именно. Возьмём, как прототип — Tiger 131.
17 января, 1943 года. «Африка» отступает к Триполи, к последней крупной базой снабжения для фрицев. План отряда был прост: заставить немецкие войны отступить до Туниса, и бросить свои припасы.
Возвращаемся к сержанту Джону Дэвису, обороняя город Тужен — он заметил, как фрицы бросили ценные ресурсы с непониманием, зачем они это сделали? Но, благодаря командиру танка «Фокс-3»: фрицы были обескуражены.
В этом отряде, я запомнил троицу. Сам сержант, капитан Прайс, и рядовой Макгрегор.
Слишком похож на Николая из Call of Duty 4: Modern Warfare. Отличие на лицо.
«Чертами лица МакГрегор очень похож на Николая из подсерии Modern Warfare. Возможно, он послужил прототипом внешности».
Вдруг, фрицы решительно подстроились под атаку по героям, но волшебная троица уничтожила их.
11 марта, 1943 года: немцы были обнаружены в Тужене с большим количеством артиллерии и амуниции. Используя танки, у британцев будет значительное преимущество.
После уничтожения фрицев в Тужене, то 30 марта, 1943 года: все дивизии отправляются в Тунис, для уничтожения итальянской и немецкой армии. На «Африку» сильно давят с 2-х сторон, а капитан Прайс предположил, что финальная битва будет В Тунисе, что оно и оказывается.
Отряд отправился уничтожать последние захваченные здания в Тунисе, и затем заканчивается британская кампания.
5. Геймплей (часть 2)
Первый раз в игре, нам дают управлять танком. Хоть и британские танки быстрые, манёвренные, но это уж через чур. Я, просто дрифтил на танке! ДРИФТИЛ НА ТАНКЕ. Один раз, дают использовать пушку в машине, для обороны команды, и это первая пушка, у которой есть перегрев. Чем дольше стреляешь — больше риска к перегреву. В финальной части кампании, дают зенитку, чтобы уничтожить немецкие самолёты. А так, в основном появились и британские оружия.
Забыл упомянуть гранаты. Осколочные: мы привыкли, чтобы мы подождали 2 секунды, а затем кинули гранату, чтобы врагу не было времени убежать, но здесь так не работает. Или, ты достаёшь гранату, чеку и целишься, хоть 30 секунд — граната не взорвётся. В следующих частях, такого не будет.
Дымовые: работают, как маскировка. Но, через дым даже видно противника. Включая тень. Работает как реальный прототип.
6. Интеллект ботов (врагов, союзников)
Важная часть, т. к. в игре обещали повысить сложность и интеллект ботов, получилось ли у них? Получилось только у врагов.
Поговорим про врагов: многие враги появляются, когда подходишь к тригеру, а многие сидят в укрытии, чтобы убить тебя прикладом в спину. Многие боты, не умеют целится, в том числе и союзников и из-за этого: они как-будто тебя прощают, когда ты перезаражаешь оружие и уворачиваешься от пуль. А иногда происходят магия: стою с напарником, вдруг стреляет снайпер. Угадайте кого убили: конечно напарника, а персонаж сделал дыхательную гимнастику и ринулся в бой. Да, главного героя тоже задели и он восстановил здоровье.
Интеллект напарников… Давайте покажу одно фото, и Вы поймёте:
Один сидит в укрытии, когда враги уже уничтожены, а капитан Прайс — пытается пройти через бочку. Это не шутка, это очень интересно! Обойти — очень сложно…
Возьмём к примеру штурм здания. Заходишь в комнату, а под твои ноги кидают осколочную гранату. Ты хочешь убежать с комнаты, а твои напарники не дают пройти, и ты погибаешь с ними.
Или, противник кидает гранату. Напарник её берёт и кидает прямо в тебя. Угадайте, кто увидел цитату: конечно я! Напарники не могут убить простого врага, который стоит только один. Даже раненого солдата, они не могут убить, но если они ходят в церковь каждое воскресенье, то иногда и могут убить.
7. Сюжет (кампания № 3 — американская + британская)
В этой кампании, мы играем за Капрала Билла Тейлера. Участник из роты «Д», 2-й батальон рейнджеров.
Кампания начинается: 5 июня, 1944 года, когда мы с отрядом прибываем в Нормандию, а фрицы встречают нас с пулемётом. Нас отбрасывает взрывная волна, но мы всё же видим, как наших товарищей расстреливают.
Капрала поднимает медик, а затем мы идём по верёвке для нападения.
7 июня, 1944 года, когда рейнджеры спали, то фрицы решили атаковать несколько раз. Сержант Рэндалл сказал, что они хотят найти слабые места обороны отряда. Во время обороны, приезжает немецкий танк «Tiger», что после этого пришлось отступать.
Когда, отряд оказался в тупике, Капрал использует зелёные дымовые шашки, чтобы дать знак, что отряд жив. Затем их эвакуируют.
14 июля, 1944 год. После того, как британцы закончили с Северной Африкой и высиделись рядом с ними, то служба состояла только из патрулей. Тем временем, из-за снайперов, отряду пришлось взорвать все высокие здания, где могут быть снайперы.
После уничтожений целей, вдруг мы возвращаемся к британцам, а именно к Сержанту Джону Дэвису.
За то, что их дивизия выжила в Северной Африке, каждый участник получил по медале.
Пока, американцы сражались с нацистами в Каэне, британцам было поручено пройти через западный фронт и разведать обстановку. Во время чистки жилых домов, отряд немцев сдаётся британцам. Оказывается, у них были пленные. Сержант Дэвис и рядовой МакГрегор идут красть немецкий грузовик, чтобы взять пленных.
12 июня, 1944 год. Дивизия отправляется в город Сен-Луэ, чтобы уничтожить немецкие войска, с сопровождением танков.
14 июня, 1944 год. Пока, они шли к Каэну, в засаде сидел вражеский Тигр, которого множество Солдатов узнали из Сен-Луэ. После уничтожения ещё групп немцев, британская кампания заканчивается.
Возвращаемся к американцам.
Американские войска, уже находятся в Германии, а именно в Бергштайне. Пока, рейнджеры обеспечивали оборону, они замерзали. А когда узнали, что им нужно идти на «Высоту 400», то были рады.
После захвата центра, роте пришлось держать защиту и уничтожать танки противников, до прибытия подкрепления.
24 марта, 1945 года. Американские войска начали штурм на Валлендар. Пока они наступают, союзники сжигают мост, чтобы нацисты не прошли через мост.
После захвата города, кампания заканчивается, и тем временем Красная Армия начинает наступать на Берлин. 28 апреля, 1945 — начинается штурм на рейхстаг.
Вот и закончилась WWII, и сама игра.
Разобрал сюжет, через брифинги в начале миссии, включая дневники и видеоролики, а также взял память по миссиям.

8. Тех.состояние игры и графика.
Играть в игру 2005-го года на новом железе, тот ещё геморрой. Очень часто, когда запускаешь игру — после заставки Activision зависает игра. Диспетчер задач не помогает, оверлей Steam тоже, а остаётся только через розетку, или через кнопку (не делайте это на постоянке).
Графика — не включайте низкие настройки графики, играйте на средних до экстра настроек.
Всё ещё есть множество багов, как NPC застревают, оружие проходит через стену и т. д. Это никто не собирается чинить.
9. Музыка.
Композитор, создатель саундтреков: Грэм Ревелл (Graeme Revell)
Вся музыка игры: жмяк. Многие саундтреки, подчёркивают ужасы войны. Отчётливо слышно хор. Лично мне, понравилась "
The Diversionary Raid & Leaving The Depot»
из-за своего хора, ритма. Многие треки отсылают к наземным, воздушным и к сражениям на воде.
Demolition & Aftermath — трек, как будто нацистская Германия захватила всю Европу.
Советую послушать, выберите свой любимый.
10. Мультиплеер.
Полный список карт:
Режимы:
Перестрелка
Особенности режима
- В режиме настраиваются: время игры, максимальное количество врагов;
- Каждый игрок получает очки за убийства других игроков;
- За самоубийства очки снимаются;
- Если игрок умирает, то он почти сразу воскресает, в зависимости от настроек сервера, в случайном месте на карте.
Условия победы
- Игрок набирает максимальное количество очков;
- Игрок набирает большее количество очков по завершении времени, отпущенного на игру.
Командный бой
Особенности режима
- В режиме настраиваются: время игры, максимальное количество очков;
- Игроки распределяются по двум командам: Союзники и Бойцы Оси;
- За убийства вражеских игроков команде начисляются очки;
- За самоубийства и убийства игроков своей команды, очки снимаются;
- Если игрок умирает, то он по истечении заданного настройками периода времени перерождается в случайном месте на карте.
Условия победы
- Команда набирает максимальное количество очков;
- Команда набирает большее количество очков по завершении времени, отпущенного на игру.
Захват флага
Особенности режима
- В режиме настраиваются: время игры, максимальное количество очков;
- Игроки распределяются по двум командам: Союзники и Бойцы Оси;
- У каждой команды есть «база», на которой находится её флаг;
- Игроки должны похитить флаг вражеской команды, чтобы принести его к своему флагу на базе, за что команде начисляются очки;
- Если игрок умирает, то он перерождается по истечении заданного настройками периода времени в случайном месте на карте.
Условия победы
- команда набирает максимальное количество очков;
- команда набирает большее количество очков по завершении времени, отпущенного на игру.
Штаб
Особенности режима
- В режиме настраиваются: время игры, максимальное количество очков;
- Игроки распределяются по двум командам: Союзники и Бойцы Оси;
- Периодически на карте в случайных местах возникает штаб, представляющий собой рацию, который необходимо захватить, находясь в непосредственной близости от него в течение некоторого времени;
- Захватив штаб, команда обязана не подпускать к нему игроков вражеской команды;
- Очки начисляются команде за время удержания штаба;
- Пока захвачен штаб, атакующие могут перерождаться по истечении заданного настройками периода времени, в то время как защищающие перерождаются только после уничтожения штаба.
Условия победы
- Команда набирает максимальное количество очков;
- Команда набирает большее количество очков по завершении времени, отпущенного на игру.
Поиск и уничтожение
Особенности режима
- В режиме настраиваются: время игры, количество раундов, время одного раунда;
- Игроки распределяются по двум командам: Союзники и Бойцы Оси;
- На карте располагаются два объекта A и B, на одном из которых союзники пытаются заложить бомбу, а бойцы Оси этому препятствуют;
- Игроки перерождаются только в начале следующего раунда.
Условия победы в раунде
- 1 команда:
- Убийство всех игроков вражеской команды;
- Установка бомбы с часовым механизмом на одном из двух объектов и недопущение её обезвреживания.
- 2 команда:
- Убийство всех игроков вражеской команды;
- Недопущение установки бомбы с часовым механизмом в течение времени, отпущенного на раунд;
- Обезвреживание установленную бомбу.
Условия победы в игре
- Команда набирает большее количество очков по завершении раунда.
На данный момент, поиграть в мультиплеер Call of Duty 2 получится, используя гайды из руководств игры, устанавливать моды и т. д.
11. Простота сюжета.
А теперь ответим на вопрос из начала: почему люди не брали 1-ю часть, а взяли 2-ю часть?
Сюжет второй части не требовал знания сюжета первой части. Разработчики пытались сделать так, чтобы игроку не нужно было знать историю 2-й мировой войны, но во время выхода игры — каждый гражданин знал историю 2-й мировой. А так, это для будущего. Пасхалки — остались только для игроков, которые играли в первую часть, и из-за этого большой спрос. Новый движок тоже заманивал людей на продукт.
12. Пасхалки.
Возьмём несколько, чтобы не затягивать обзор.
1. В игре можно встретить гостиницу «Харьков» из игры Call of Duty: United Offensive (ответвление от серии).
2. Играя в британскую кампанию, в миссии «Операция сверхбросок», можно найти аптечку из первой части игры.
3. На многих уровнях присутствуют фортепиано — на них можно поиграть. Надо только подойти к нему и нажать клавишу использования (F).
4. В миссиях, можно найти товарищей/персонажей из первой части.
13. Итоги.
Сюжет порадовал игроков, т. к. нету скучных миссий — есть только экшен, зрелища войны. Вспомним миссию с трубопроводами, когда наши товарищи погибли. В одиночку, с тревогой у игрока: мы идём неспеша, сделав 2 шага и игрок ждёт, когда фрицы сделают прострелы, с целью убить тебя. Это также подчёркивает ужасы войны, и меняет настроение. На самой высокой сложности — Ветеран (very hard), акцент идёт не на твой огнестрел, а на твои гранаты (и гранаты в трусах, единственная шутка, которая может и смешная). Во время штурма, абсолютно всё в твоих руках.
Теперь, не нужно перемещаться по укрытиям, а можно кинуть дымовую гранату и ты спасёшь своих товарищей от гибели, если они у тебя остались.
Критики не могу сказать, т. к. не нашёл, я потратил 6,5 часов свой жизни, ради этого обзора, сделал 66 скриншотов, так что оцените этот блог по достоинству. Критикуйте, хамите, и это моё мнение!
А теперь ответим — культовый ли шутер? От слова, т. к. он мог быть первым шутером от 1-го лица для игрока, для многих, она была первым проектом. Игра подарила чувство военной техники, оружия и окружения.
И вот ответ, на весь блог -
Блог написан эксклюзивно на StopGame!
Лучшие комментарии
я вижу старания автора, отличный блог
Интересно, что именно так гранаты и работают, по крайней мере всякие РГД и Фки. Чека это просто стопор и, если захотеть, можно даже ее обратно приладить на место.
Блог ни рыба ни мясо. Заявлено как обзор, по содержанию это просто пересказ игры с попыткой склониться в ИСку, затрагивая другие различные аспекты.
Со стороны человека, проходящего сейчас все игры серии, скажу что 1 часть самая лучшая пока что из тех, что я прошел. Список пройденного ниже.
Во второй те самые гранаты сильно раздражали, их было слишком много. Ими закидывают враги, их постоянно подсовывают, намекая пользоваться. Сюжета нет, сплошное лоскутное одеяло, без начала и конца. Тупой набор миссий. Ни в какое сравнение с первой частью, где была шикарнейшая концовка. В 3 части тоже самое, только еще управление отвратительное.