С развитием игровой индустрии в жанре «хоррор», нередко у разработчиков и игроков появляется вопрос, каким образом игра будет вводить в напряжение и пугать. Ведь с каждым годом игровые механики приедаются, и положительное впечатление об игре создаётся преимущественно благодаря дизайну, нарративу и сюжету.
Конечно, появляется что-то интересное, но в рамках одного года это иголка в стоге сена. Как раз таки о таких «самородках» я и хочу сегодня поговорить.
Чтобы не придумывать название жанра, так как оно довольно расплывчато, воспользуюсь таким, которое хоть раз вы видели или слышали, а именно «Мета-хорроры».
Это жанр (или поджанр хоррор-игр), отличительной особенностью которого является всеми известное ломание четвёртой стены, то есть когда игра взаимодействует не только со своим персонажем и миром, но и с игроком. Именно этот приём, весь спектр его возможностей и превращает игру в тот самый «самородок». Согласитесь, если вы проходили или смотрели прохождения игр, о которых будет сказано чуть позже, у вас было это чувство заинтересованности и удивления.
Вообще, первое яркое ломание четвёртой стены — босс по имени Психо Мантис из Metal Gear Solid. В один прекрасный момент босс попросит положить геймпад. Сейчас этим конечно уже не удивишь, но для 1998 года вполне неплохо, и великий гений Кодзима решил пойти дальше, начав использовать программные возможности геймпада Dualshock и консоли. Босс начинает управлять устройством, говорит игроку о его любимых играх и так далее, тем самым ещё сильнее давит на игрока, который с чем-то подобным не сталкивался.
Далее этот приём очень часто использовался, взять например того же обаятельного Дэдпула, Detroit: Become Human, Nier Automata. Но появилась проблема: ничего, кроме обращения к игроку, в этих играх практически нет. Конечно, если игры не несут в себе цель удивить игрока, используя взаимодействие конкретно с ним, то «четвёртая стена» — вполне приятный бонус.
Если говорить о новинках, то первым на ум приходит нашумевший Miside. Разработчики позиционируют её как «игра с элементами мета-хоррора». Честно… из мета-хоррора там только взаимодействие с игроком, и то там это сложно, так как это «игра в игре». Возможно, расскажу об этой игровой особенности когда-нибудь потом, потому что это тоже по моему скромному мнению интересно :)
Ну что же, о базе жанра мы поговорили, теперь пришла пора рассмотреть и обсудить нескольких представителей «Мета-хорроров».
Doki Doki Literature Club!
«Доки-Доки» — визуальная новелла, выпущенная в 2017 году. Отличилась же она от другого водоёма новелл тем, что сначала она кажется милой романтической комедией, но после определённого момента в игре происходят страшные ужасы туда-сюда, ну вы поняли, спойлерить сюжет не буду.
А ещё она МЕТА-ХОРРОР О ДА!!!! Как раз таки взаимодействие с игроком происходит не только в обращении к нему, а ещё и программно. Игра способна прочитать ваше имя пользователя операционной системы. Уже немного тревожно, да? А также, пользуясь своими возможностями, игра способна создавать папки и файлы с довольно интересным содержанием. Используются они не только в качестве рычага давления и раскрытия истории или ARG, но и в одном моменте нужно с этими файлами взаимодействовать, но опять же, спойлерить не буду :)
Конечно, новелла о литературном клубе с красивыми 2D-девочками сразу же породила огромное количество фанатов, конспирологов и так далее, а её «мета-геймплей» поразил игроков своей «новизной». Конечно это не новый приём, так как есть один любопытный проект, о котором я уже в конце расскажу, но «Доки-Доки» — первая популярная игра в нашем жанре. Интересно посмотреть, как дальше это всё будут использовать разработчики в новой игре, но судя по тому, что прошло почти 4 года с момента последнего обновления их прошлого проекта, ждать (если вообще ждать) придётся долго.
OneShot
От визуальной новеллы перейдём к прекрасному приключению на RPG Maker, который в жанре пошёл ещё дальше. Хоть игра не позиционирует себя как хоррор, но есть несколько моментов с давящей и пугающей атмосферой, так что резонно добавить её сюда.
OneShot — приключение-головоломка, где мы должны провести нашего персонажа до конца, чтобы «спасти мир», но есть один нюанс: игра знает о вас. Она сразу же без всякого стеснения обращается к нам, используя появляющиеся вне игры системные окна, прямо говорит, что она создала файл, который может помочь в прохождении (предыдущий экспонат об этом практически не говорил, нужно было самому просматривать папку игры и искать там «приколы»), и это как раз таки и является главным элементом головоломки.
Также она может менять название игры, что тоже своего рода настораживает, может «крашиться», то есть самостоятельно закрывать игру без вашей помощи и так далее. В отличие от «Доки-Доки», она использует свои возможности в полной степени, и это шикарно. Лично для меня это была первая игра в таком жанре, моему удивлению и восторгу не было предела. Представьте, игра способна управлять системой, не спрашивая вас, это же очень интересный опыт!!!
Честно, не хочу о ней много говорить, так как это один из немногих проектов, о которых лучше вообще не читать, а бежать проходить. Очень надеюсь, что вышеописанным смог вас заинтересовать.
IMSCARED
Перейду к магнум опусу, к чистому воплощению «Мета-хоррора». Когда я думал об этой статье, первой на ум пришла именно эта игра. И всё то, что я писал выше, по сути своей было введением перед этим проектом.
Кстати говоря, для многих эти игры считаются вирусом, и если подумать, то такие мысли имеют место быть. Всё-таки это программы, которые могут читать данные вашей операционной системы, удалять и создавать файлы. Опасно? Не совсем, по крайней мере о тех играх, о которых я здесь пишу. Есть люди, которые создают вирусы, тщательно скрывая и преподнося это как игру. Но они находятся в таких дебрях, что найти их невероятно сложно, так что можете не беспокоиться.
И вот IMSCARED сразу даёт понять, что игра — не вирус. При запуске игры разработчик вам сообщает, что ваша система может воспринимать игру как вирус, и об этом переживать не стоит. Но несмотря на всё это, то, что игрока ожидает дальше уфффффф… это вещь.
Стоит сразу вам сказать, что IMSCARED себя игрой не считает. Как ей кажется, она — самостоятельный организм, некий вирус, и играете не вы, а она с вами. И на этом повороте и завязан весь геймплей. Она манипулирует вами только так: крашится, сворачивается, берёт под контроль ваш курсор, создаёт файлы, которые вам нужны для прохождения и даже может создать те файлы, которые вам не нужны и наоборот руинят прохождение.
Игра старая, 2012 года. Было выпущено несколько переизданий, дополняющих и исправляющих игру, так что даже в 2025 году она кажется свежей. Во время прохождения вы её возненавидите из-за постоянных вылетов и сворачиваний, но это того стоит. Для меня IMSCARED — это лучший представитель мета-хоррора, он действительно пугает не только скримерами и образами, а играми с вашей системой, изумительная штучка.
Заключение
На самом деле, таких игр много, но все они используют по парочке приёмов из тех, что я описал, и особого смысла о каждой говорить нет. Я лишь разобрал те проекты, которые наиболее под жанр «мета-хоррора» подходят. Если подводить итоги, то «мета-хорроры» — это очень хорошая штука, дарующая новые чувства, и я настоятельно рекомендую хотя бы попробовать поиграть во что-нибудь из этого. Если вам не нравятся визуальные новеллы — смело проходите OneShot и IMSCARED. Если вам нравится рандом и «выживание», то идите в Voices of the Void (о ней я отдельно писать не стал, так как там не в мета-геймплее главная суть, да и по этой игре статей огромное количество).
Всем хорошего дня/вечера/утра, надеюсь смог вас заинтересовать :)
Лучшие комментарии
KinitoPet вполне подходит под определение