«О, ты думаешь, что в человеческом разуме безопасно? Как мило!»
Внимание! Дальше территория спойлеров! Не прошедшим игру дальше лучше не идти. Получи весь опыт сам, а затем возвращайся поразмышлять и проанализировать некоторые вещи вместе со мной.
Какой бы мультяшной и невинной не выглядела игра про десятилетнего мальчика-акробата, внутри себя она сплошь про человеческие трагедии: про войну и народные восстания, про потерю близких, про утраченную любовь и дружбу, про разобщённость. Каждый переживает горечь утраты по-своему — кто-то замыкается в себе, кто-то находит утешение в любимом деле, а кто-то от горя по-настоящему сходит с ума. Скорбеть по ушедшей любви или потерянному другу нормально. Это естественная реакция для социального существа, для человека, для нас с вами.
В этой статье я предлагаю проанализировать героев и некоторые геймдизайнерские штуки с точки зрения психологии и психиатрии. Сразу обозначу, что я не специалист в этой области. В некотором роде это моё личное исследование и терапия.
Калигосто Лобото
Диагноз: Параноидальная шизофрения
Лобото подозрителен и недоверчив, говорит сам с собой, у него мания преследования, к тому же имеются садистские наклонности, если слово «наклонности» вообще применимо к человеку в мед.халате-смирительной рубашке, кожаном фартуке и с металлической клешнёй вместо правой руки. И шапочка. Помним про шапочку для душа на голове.
В прошлом Лобото — дипломированный дантист, а после многочисленных случаев причинения тяжкого вреда здоровью был госпитализирован и помещён в психиатрическую лечебницу. Всегда готов причинить боль: душевную или физическую, особенно если это несёт выгоду. Холодность и расчётливость вкупе с антисоциальным расстройством личности.
Во первой части внутренний мир показан в виде океана с дрейфующим парусником — единственной уцелевшей частичкой разума Лобото. В парусник встроены часы с кукушкой, они отсчитывают время до появления Гигантского Лобото, что символизирует обострение симптомов и очередной срыв.
Во второй части внутренний мир представлен лабиринтом коридоров из зубов, плоти, воды, стоматологических инструментов и всё также двух Лобото, они равны по размерам, но их всё же два. Когда один кричит о том, что сожалеет о содеянном, второй лишь спрашивает: кто кричал, я или ты? Что может указывать на раздвоение личности или наличие внутреннего диалога между двумя аспектами личности: разумной и безумной.
В рабочем кабинете доктора — табличка с надписью «DA BOSS», портрет в полный рост на дальней стене и бесчисленное количество премий «Работник года». Да уж, у Лобото определённо нет проблем с самомнением.
Проблема тут только одна — Лобото изначально безумен. Карикатурно безумен. Посмотришь на него и скажешь: Хэй, да этот парень явно не в себе! Почему он ещё не привязан к кровати тугими ремнями? С остальными героями малость посложнее и в этом самый сок, погнали дальше!
Гельмут Фуллбир
Диагноз: Сенсорная депривация и сенсорная перегрузка
Сенсорная депривация — это продолжительное полное или частичное лишение человека сенсорных впечатлений. Неподготовленный человек, как показывают эксперименты, подобное состояние может выдерживать около трёх дней. У подопытных наблюдаются нарушение памяти, внимания, мышления, нарушения ритма сна и бодрствования, тревожность, резкая смена настроения, неспособность отличать реальность от возникающих галлюцинаций. Неудивительно, что бедный Гельмут спустя двадцать лет оказался не способен даже к самоидентификации — он спутал Раза с собой.
Сознание Гельмута годами теплилось в одиноком неопознанном мозгу без реакций на окружающую среду и внешних раздражителей, только тьма и тишина на ближайшую вечность. Гельмут настолько отвык от взаимодействия с людьми и миром, что даже внутренний диктор его разучился разговаривать, а этот чертяка у нас обычно самый великолепный оратор. Оцените степень одиночества!
Дабы продвинуться по сюжету мы помещаем мозг в тело Ника из почтового отделения и тут на Гельмута обрушиваются сразу все возможные ощущения: миллион вкусов, запахов, звуков, цвета такие красивые, воздух ощущается буквально кожей, всё это обрабатывает мозг, и мысли, мысли! Надо думать, что коктейль из гормонов, выделившихся в этот момент, был вполне похож на сильнейшую дозу наркотиков. В конечном итоге Гельмут ловит сенсорную перегрузку и паническую атаку, о последней поговорим позднее.
Сенсорная перегрузка — состояние, когда мозг получает слишком много ощущений от внешних раздражителей: свет, звук, прикосновения и т. п. Общение, эмоции и новая информация также служат раздражителями. Люди, испытавшие это на себе, говорят, что оно похоже на долгое-долгое отсутствие сна, как будто ты не спал дня три, в таком состоянии становится труднее фильтровать раздражители. В конечном итоге мозг выдаёт реакцию на перегрузку, их принято разделять на мелтдауны (срывы) и шатдауны (отключения).
Мелтдаун — эмоциональный выплеск в ответ на сенсорную перегрузку. Может проявляться в виде слёз, агрессии, самоповреждения, криков. Изнутри это может показаться бурей, когда все внешние раздражители перестают фильтроваться и разом врываются в мозг. Чаще всего такой срыв длится от пяти до двадцати минут, в редких случаях может случится второй. В такие моменты смываются границы времени и человеку становится сложно определить, сколько он находится в мелтдауне. «По ощущениям похоже на падение с обрыва. Затем эмоциональный выплеск внутри, будто прорыв дамбы, одновременно хочется причинить вред и себе, и обидчикам. Очень много энергии, голова кипит, невозможно сдержать слёзы.»
Шатдаун — реакция изолирования от внешних раздражителей и «отключения» в ответ на сенсорную перегрузку. Шатдаун может возникать самостоятельно или идти вслед за мелтдауном. Внешне похоже, что человек успокоился, но на самом деле это лишь другая фаза того же процесса. Шатдаун проявляется в виде ступора, молчания, ухода в себя, нереагирования на окружение. Внешне такая реакция может даже остаться незамеченной, но для переживших оно ощущается ничуть не легче — похоже на давящую изнутри пустоту.
Информацию о сенсорных перегрузках и реакциях я нашла на портале, посвящённом аутизму, пишут аутичные авторы и психологи, работающие с данным недугом. Это важно, и я считаю, полезно знать хотя бы для общего развития. Так же стоит отметить, что реакции на перегрузку — это не то, что человек выбирает сознательно. Это неконтролируемый процесс, и у каждого он индивидуален.
Но вернёмся к Гельмуту. Не сумев справится с панической атакой, он «отключается» и это очень похоже на шатдаун — сознание пытается закрыться в себе, изолироваться в тихом месте, где уже просидело одну вечность и не прочь просидеть вторую.
Любопытно на мой взгляд, что именно сейчас мы получаем способность замедлять время, ведь в моменты панических атак и шатдаунов у людей буквально стирается восприятие времени.
Постепенно к Гельмуту возвращаются чувства, мозг потихоньку их обрабатывает, старые нейронные связи дают о себе знать воспоминаниями, в том числе и подавленными.
В целом, не вижу смысла дальше разглагольствовать о Гельмуте, тут я сказала всё, что хотела. Единственное, отмечу, что внутренний мир Гельмута похож на ЛСД-трип ровно потому, что на фоне сенсорной перегрузки в его крови на данный момент находится бешеная доза всевозможных гормонов, т. е. его мировосприятие гипертрофированно и оттого всё такое чересчур яркое.
Комптон Буль
Диагноз: Депрессивный эпизод на фоне посттравматического стрессового расстройства, синдром самозванца
Комптон очень беспокойный и неуверенный в себе, он всего боится и считает, что самостоятельно ничего хорошо сделать не может, склонен взрывать всё при перегрузке эмоциями. Хорошо ладит с животными, слышит их речь.
У Комптона давняя травма, связанная с инцидентом в приюте для животных — он решил освободить четвероногих от жестокого обращения. Освобождённые принялись вылизывать своего спасителя, но Комптон запаниковал и случайно взорвал всем головы. После этого он отправился в тюрьму, где его и нашёл Круллер.
Череда трагичных событий: битва с Малигулой-Люси, которая вообще-то была ему хорошим другом, похороны Гельмута, отдаление Касси — всё это окончательно добило Комптона, и он заперся в комнате психоизоляции, дабы не слышать десятки голосов в своей голове: животных, насекомых, людей — этот шум буквально сводил его с ума. «Я представляю опасность для себя и других.» — сам о себе говорит Комптон.
Внутренний мир представлен кулинарным ток-шоу, а жестокими судьями и бескомпромиссным ведущим выступают его же, Комптона, коллеги. Он боится их осуждения, боится сцены и раз за разом проигрывает в голове сценарии, где всё сделал плохо, не справился, накосячил.
Судьи и ведущий показаны нарочито гигантскими, и Комптон на их фоне совсем теряется, это то, как он сам себя позиционирует — принижает достоинства, а успехи считает незначительными. Он отдаёт другим право судить и приговаривать себя, при этом сам себе упорно твердит, что без Касси ни на что не годен.
Как бы мы не старались, угодить судьям невозможно — новые задания оказываются сложнее предыдущего, а времени даётся всё меньше и меньше. Требования чрезвычайно высоки, и как бы ты ни был хорош, соответствовать им невозможно, при этом награда за труды несоизмеримо мала.
У меня сложилось впечатление, что Комптон воюет с собой, при этом сам же себе проигрывая. Внутри себя он и строгий обвинитель, и безжалостный палач. Когда мы побеждаем одного из судей, появляется блендер, потом лопатка — Комптон никак не хочет давать себе покоя, он сам себя изводит.
После финального боя видим мы и понимает Комптон, что всеми судьями управлял он. Он снимает с руки тряпичную куклу судьи и бросает на пол, а затем выходит из комнаты, дабы отправиться в лес спасать давнюю подругу Касси О’Пию. И даже нашу помощь он не принимает.
Форд Круллер
Диагноз: Диссоциативное расстройство идентичности на фоне посттравматического стрессового расстройства
У Форда наблюдается явная фрагментация сознания, каждый внутренний мир его отражает разные грани личности, и в каждом из них он ведет себя иначе. Парикмахер, почтовый работник и управляющий боулинг-залом представляют три разных аспекта его сознания, которые существуют параллельно друг другу.
Внутренний мир обычного Круллера — это старый лагерь «Шепчущий камень» из первой части игры. У костра в центре лагеря должны стоять и гореть семь столбов по количеству членов Психической Семёрки, но столбы разбиты, а имена стёрты. Да и по сути в этом мире нет самого Форда, только тело — вокруг него всё взорвано, остановившиеся во времени летят щепки, а на месте головы лишь яркий свет.
Внутренний мир Форда-парикмахера показан извращённым сочетанием груловийского города, локонов, бритв и гигантского маяка по центру, вокруг которого сгустились тяжёлые грозовые тучи. Ещё и тараканы эти повсюду. Тараканов у Круллера много. По сути эта часть застряла в прошлом, она всё ещё обращается к той Люси, которую когда-то знал Форд, которую любил и берёг. Он сожалеет о случившемся, переживает, и даже несколько побаивается изменений, произошедших с ней, но сейчас ничего исправить не может.
Во внутреннем мире Форда-управляющего боулинг-залом сплошь грязь, слизь и упаднические настроения, и посреди этого всего гигантская кегля с лицом молодого Круллера. Форд скучает по своей возлюбленной и сожалеет, что их отношения кончились вот так плохо.
Во внутреннем мире Форда-почтового работника управляет гигантский робот-сортировщик, он хорошо делает своё дело, неподвластен чувствам, а ещё он перфекционист. Влюблённые много переписывались после отъезда Люси на родину, в Груловию, однако одно письмо Форд так и не отправил, о чём сожалеет до сих пор, корит себя и сам же спрашивает: спасло бы оно хоть кого-то и не поздно ли его ещё отправить? Поздно, Форд, поздно. «Лукреция мертва и никогда не вернётся.» — пишут нам в ответном письме. С одной стороны, это добивает Форда, вернее одну из его частей, он в шоке, он подавлен, он опустошён, а с другой — помогает вспомнить кое-то ужасное, что-то, что хранится глубоко в памяти и что он зарыл в себе, чтобы никогда не вспоминать.
Мрачнухи добавляет окружение тёмных глубин подсознания: кладбище, изрытая могила, нас закапывают живьём. Правда в том, что Форд спас свою любимую, заперев в ней её тёмную сторону и расколол себе сознание, дабы навсегда похоронить в себе эти воспоминания, спрятать даже от себя самого.
Боб Занотто
Диагноз: Тревожное расстройство личности, депрессивный эпизод на фоне посттравматического стрессового расстройства
Боб застенчивый и неуверенный в себе человек. Также имеет некоторые проблемы в общении с другими людьми, оттого лучше чувствует себя в компании растений. В детстве ему пришлось научиться избегать конфронтаций с матерью, что постепенно пристрастилась к алкоголю, и взять на себя все обязанности по дому. Он постепенно уходил в себя: от пьяных склок, от каких-то знакомых или друзей, если они у него вообще были, от всего мира. Общению с живыми людьми он всё больше предпочитал заботу о саде.
Где-то в глубине себя Боб очень чувствительный и ранимый человек, но ему пришлось нарастить вокруг себя столько слоёв брони, что он уже и сам забыл, кто он есть на самом деле. Он боится проявлять чувства, боится реакции других людей на откровенность.
Через разговор с проекциями Лили, Трумана и Отто в сознании Боба можно понять, что у него низкая самооценка и жуткая неуверенность в себе, что он боится не оправдать ожидания других, что он разочаровался в себе, и думает, что другие тоже в нём разочаровались.
После потери близкого человека окончательно упал на дно бутылки, что вынудило родного племянника, Трумана, отстранить Боба от службы. Он его за это так и не простил.
Впервые увидев нас, Боб кричит, кидается бутылками и выставляет за дверь, но уже через мгновение лоза приоткрывает дверь и помогает проникнуть в разум Боба, сам же он при этом покорно сидит и смотрит куда-то в сторону. Видимо, мы задели что-то очень болезненное, отчего человек просто устал страдать. Больно смотреть на него в этот момент, такая отрешённость вкупе с принятием. Особенно остро это ощущается на контрасте к тем, как нас встретили. Почти что пять стадий принятия: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
Внутренний мир Боба — маленькая планета с несколькими изолированными островами и океаном меж ними, а сам он не умеет плавать. Оттого и застрял на своём одиноком островке, где тщетно пытается вырастить что-то в трёх горшках с засохшей травой. Ему одиноко и страшно, и для него всё вокруг в серых тонах.
Во внутреннем мире правит Мотылёк, и надо полагать, что это некий защитный механизм психики, что прячет травмирующие воспоминания в самые тёмные и дальние уголки подсознания.
В конце Боб обещает нам справляться со своими воспоминаниями самостоятельно. По одному за раз же их можно вынести?
Касси О’Пия
Диагноз: Диссоциативное расстройств идентичности на фоне посттравматического стрессового расстройства
Касси весёлая, добрая, очень образованная и начитанная, обладает хорошим чувством юмора, трепетно относится к природе и окружающей среде. Одна из немногих, кто не впал в депрессию после битвы с Малигулой, сохраняет бодрое расположение духа, однако она так и не смогла привыкнуть к новым порядкам психонавтов, поэтому осталась жить в Острозелёной лощине. Там она следит за пчёлами и поддерживает порядок на случай, если старые друзья всё же решат вернуться. Вернее, она в уверена в том, что это как-то поможет. Не поможет.
Как и Комптон, любит возиться с животными, особенно с пчёлами, но что-то пошло не так после всех трагичных событий. Пчёлы взяли в заложники и держат взаперти саму Касси, приняв её облик.
Касси считает, что личность человека состоит из множества образов, что сложились в разные моменты жизни и используются в различных ситуациях. У самой Касси таких образа четыре: хитрая фальшивомонетчица, заботливая учительница, гордая писательница и строгий библиотекарь.
Её внутренний мир представлен большой библиотекой, где беспорядочно свалены сотни неотсортированных книг, среди них Библиотекарь ищет особые запретные книги, в которых сокрыты остальные архетипы, чтобы раз и навсегда упрятать их под замок. Касси запуталась в себе, безуспешно она пытается сама для себя понять: кто же она на самом деле? Какой архетип — это она? Ответ не находится.
Надо полагать, что архетип Библиотекаря появился после тяжёлого боя с Малигулой и теперь пытается подавить все остальные, дабы защитить саму Касси, и потому, что остальных считает слабыми и бесполезными — только строгий порядок и дисциплина помогут выжить в этой жизни. Так считает только она, остальные архетипы друг с другом не воюют.
После битвы все четыре архетипа объединяются, только все вместе они являют собой одну настоящую Касси, а не кто-то один по отдельности.
Лукреция Макс
Диагноз: Диссоциативное расстройство идентичности на фоне посттравматического стрессового расстройства
Люси вместе с сестрой родилась в Груловии, там же вышла замуж и после смерти мужа на войне бежала из страны. В бегах она познакомилась с Отто Менталисом и Фордом Круллером, так зародилась основа Психической Семёрки. На заре становления психонавты активно экспериментировали с астральным станком и собственным сознанием.
Однажды в Груловии снова объявили войну. Хоть Форд и убеждал Люси остаться в Острозелёной лощине — сознание её было уязвимо к разного рода влияниям — она отправилась защищать родину и сестру. В Груловии Лукреция спасла юного Гристоля Малика, за что получила титул Военного Министра. Её способности активно использовали в сражениях, она убивала целые армии и это не могло не отразиться на её психике.
После окончания войны народ начал активно бунтовать против жестокого и несправедливого правления Малика. В один прекрасный день правительство Груловии приказало раз и навсегда прекратить бунты. Лукреция попыталась разогнать бунтующих с помощью дождя, но на неё надавил Теодор, отец Гристоля, приказав усилить напор, и тогда с небес хлынул мощнейший ливень, который разрушил плотину и утопил всех присутствующих. Среди прочих под водой погибла сестра Люси со своим мужем.
Подавленная горем Люси не контролировала себя и тогда на волю вырвалась её кровожадная первобытная часть — Малигула, что жаждет только разрушать. Психической теперь уже шестёрке пришлось лететь на миссию и успокаивать Люси. Побеждённую возлюбленную увёз в Острозелёную лощину Форд, где с помощью астрального станка запер Малигулу далеко в сознании Люси, внушил ей страх воды и убедил, что она — Марона, сестра Люси, и всегда ей была.
Внутренний мир Люси представлен цирковой ареной Аквато, её создал Форд как способ заместить болезненные воспоминания новыми, и стёганной поляной, к которой Форд никакого отношения уже не имеет. Здесь царит идиллия и спокойствие, яркие краски, мягкие дорожки, пряжа и пуговицы. И только около плотины — разруха, вода и грязь с обломками. За этой плотиной Форд и спрятал Малигулу, здесь же лежит весь эмоциональный багаж Лукреции.
После прорыва дамбы вырывается Малигула — часть рептильного мозга, которую другие люди успешно держат под контролем, но ослабленный астральным станком мозг Люси сдержать её не сумел, «бей или беги» — это не про неё, она будет только бить. Под конец битвы мы сбрасываем эту кровожадную часть сознания в самую глубокую и тёмную бездну мозга, туда, где ей и полагается оставаться.
Гристоль Малик
Диагноз: Нарциссическое расстройство личности
Гристоль Малик — наследник груловийского трона. Он хитёр, жесток, обладает хорошими актёрскими данными, избалован, нечистоплотен, привык к роскоши, обожает чёрную икру, при этом крайне самовлюблён и местами даже глуп, лишён сострадания. Так же является груловийским националистом.
Хоть наследник престола и жил в Груловии, когда та вела войну, но жил он в благостном неведении относительно политической нестабильности страны, всё равно ему было и на протесты мирных граждан, и на наводнение, унёсшее жизнь сотен людей. В один день Гристоль узнал, что его страна превратилась в озеро, а совершили это ужасные психонавты. Он поклялся отомстить всем и особенно Форду Круллеру, которого лично винил в падении нации. В изгнании Гристоль жил в шикарном гостиничном номере в казино «Госпожа Спрутачча», ел любимую чёрную игру и разрабатывал план мести, при этом сам себе твердил, что такие апартаменты — оскорбление для его монарших кровей, он достоин лучшего!
Внутренний мир представлен театрализованной выставкой о падении Груловии и жизни в изгнании. Первое, что мы встречаем в сознании Гристоля, это его собственный гигантский бюст, целиком отлитый из золота. Везде лепнина, вензеля, красный бархат, золото, драгоценные камни, ювелирные яйца Фаберже, портреты его и его семьи в парадной одежде. Короче, полный VIP. На выставке детский хор поёт о величии и падении Груловии, восславляет монархов Маликов и во всём обвиняет психонавтов.
Чем ближе к концу выставки, тем более абстрактно и разбито становится окружение, детский хор восхваляет Гристоля, уйма картонных фигурок Гристоля, а в конце сам Гристоль в монаршем одеянии стоит на планете в окружении звёзд, и трубят ангелы, и Малигула на заднем плане, как ангел-хранитель.
Власть развращает, а у этого подобия монарха никогда и не наблюдалось крепкого стержня внутри. Мерзкий он.
Любопытно, что Гристоль — единственный, у кого нет арки искупления.
Ну и давайте поговорим о геймдизайнерских штуках, которые мы встречаем в игре: враги, коллекционные предметы и целые локации. Дальше идёт чистая психология, если не интересно, листай к последнему абзацу.
Локация: Коллективное бессознательное
В игре это место, откуда можно попасть в любое уже посещённое сознание, собрать там всякое собираемое, разобрать эмоциональный багаж, подчистить вымыслы. В реальности же это концепция, предложенная Карлом Юнгом. Он считал, что бессознательное унаследовано от прошлого коллективного опыта человечества.
Согласно Юнгу, коллективное бессознательное состоит из совокупности знаний и образов, с которыми рождается каждый человек и которые разделяются всеми людьми благодаря опыту предков. Хотя люди могут не знать, какие мысли и образы находятся в их коллективном бессознательном, считается, что в моменты кризиса психика может подключиться к нему. Это более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное.
Враг: Цензор
Внутренний цензор — это навязчивая мешающая «внутренняя фигура», голос, который говорит: «То, что ты думаешь или чувствуешь, неприемлемо! Хорошие девочки/мальчики/взрослые люди так не чувствуют! Какая мерзость! Если ты это запишешь, ты в буквальном смысле распишешься в том, что с тобой что-то не так! А если это кто-то прочтет? Это же будет катастрофа! На эту тему писать нельзя!»
Он запрещает выражать переживания во всей их полноте, всегда активизируется, как только речь заходит о публичном, а не приватном письме. Цензор заботится о репутации, о сохранении конфиденциальности и о мире в отношениях со значимыми людьми. При этом его можно перевоспитать и превратить в Советника, а иногда — просто прогнать.
Специалисты предлагают некоторые практики, если всё же с цензором хочется иметь дело:
1. «Дайте ему микрофон». Возьми отдельный листочек и запиши все, что Цензор пытается внушить. Листочек потом можно убрать в отдельную папочку, чтобы вернуться к нему и разобраться с ним, когда на это будут силы и время.
2. Поговори с ним. Спроси его, как его успехи, удается ли ему выполнять пятилетний план? Каким бы он хотел видеть тебя? Какие у него виды на твоё будущее? От чего он пытается тебя защитить?
3. Когда сталкиваешься с ситуацией, когда что-то не дает писать, запиши вопрос: «Что я боюсь сказать? Что я не позволяю себе сказать такого ужасного, шокирующего, противного, грязного, подлого?» Сформулируй ответ. Можно написать список всего того, о чем ты никогда не станешь писать. Можно попытаться пойти на сделку с Цензором: обещай ему, что уничтожишь, написав, то, что он запрещает тебе выражать.
4. Специалисты также предлагают упражнение на творческое письмо: представить, что Критик — тоже человек, со своей историей, привычками, образом жизни. Напиши его портрет, а потом попытайся реконструировать, в каких условиях он жил и рос, что в результате стал таким. А уже после этого поговори с ним, напиши ему письмо.
Враг: Сожаления
Редко кто способен честно признаться, что действительно о чем-то сожалеет. Такие признания самому себе обязывают что-то менять. Ведь если ты сознаешься, что наломал дров в прошлом, глупо делать вид, что ничего не произошло, продолжая жить как прежде.
Выделяют несколько причин, которые не дают нам попрощаться с сожалениями:
1. Чтобы освоиться с негативным опытом, каждому человеку предстоит пройти через несколько стадий — шок, отрицание, агрессию, торг, депрессию, принятие.
2. Незавершенный опыт. Мы стремимся завершить то, что начали, — реально или метафорически. И эта энергия сохраняется в нашей психике, чтобы допрожить то, что нам хочется прожить.
3. Токсичная вина. Мы обвиняем себя за совершённые поступки, сказанные или не сказанные слова, злимся на себя, берем ответственность за все, что происходило, не принимая во внимание роли других людей и случайных факторов, которые тоже влияют на происходящее. Поэтому вина и токсична — она отравляет нас своей чрезмерностью, тотальностью. По сути, самообвинение призвано не столько разрешить ситуацию, сколько разрушить человека изнутри. Это способ уйти от контакта с ответственностью, с другими людьми, не встречаться с чем-то бóльшим, кроме собственной злости на себя.
4. Жизнь в фантазиях может быть приятнее реальности. «Как могло бы быть» — это уход от собственного выбора, неспособность пойти своей дорогой в жизни.
5. Неумение простить себя, принять свое несовершенство и возможность ошибаться.
6. Неумение жалеть себя — так, будто это стыдно или нехорошо.
В психологии сожаления состоят из четырех элементов: отрицание (мы не пытаемся решить проблему или понять ее причину, мы просто хотим, чтобы она исчезла); недоумение (как я мог такое сделать? о чем я думал?!); сильное желание наказать себя (не прощу себе этого!); персеверативность (постоянная чрезмерная концентрация на одной вещи).
Однако некоторые психологи выделяют ещё один компонент: пробуждение. «Суть не в том, чтобы жить, не сожалея ни о чем, а в том, чтобы не ненавидеть себя за сожаления. Сожаления не напоминают о том, что мы поступили плохо — они напоминают, что мы можем сделать лучше.»
Враг: Сомнения
Сомнение в человеке — естественное состояние неуверенности в своих действиях, выборе или мнении. Возникает из-за страха ошибиться или из-за недостатка информации. Сомнения связаны с аспектами сознания, которые заставляют чувствовать себя неуверенно и неопределенно. Из-за них затруднительно принимать решения, оставаться верным выбору.
Впервые появляются в далеком детстве, когда наше восприятие мира и самих себя не совпадает с тем, как это видят и описывают другие. Мы начинаем сомневаться в своих представлениях и ощущениях. Чем чаще соглашаемся с чужим мнением и оценкой, тем больше неуверенности формируется в нас, негативно влияя на самооценку, восприятие тела, результаты и достижения.
В итоге мы начинаем сомневаться в правильности наших чувств, желаний и восприятия мира, забывая о том, что это имеет важную роль и предназначение.
Причины сомнений в себе многообразны, и некоторые из них требуют работы с психологом и последующего закрепления результатов на практике. Если речь не идет о глубоких эмоциональных проблемах, то к основным факторам, вызывающим неуверенность, относятся: стремление к совершенству; непонимание собственных истинных нужд; желание привлечь внимание; недостаток знаний, информации; страх перед изменениями; заниженная самооценка и негативное мышление.
Враг: Судья
Внутренний судья — это часть нашего сознания, которая формируется под влиянием воспитания, общества и личного опыта. Он может быть очень строгим и требовательным, из-за чего мы постоянно недовольны собой. Важно понимать, что этот внутренний судья не всегда прав и его мнение не является объективной истиной.
С внутренним судьёй можно и нужно работать, для этого есть даже несколько методик:
1. Разделение себя и внутреннего судьи. Можно попробовать представить своего внутреннего судью как отдельную часть личности. Это поможет не воспринимать его критику так болезненно и не реагировать на неё так остро.
2. Анализ критики. Задай себе вопросы: «Эта критика обоснована?», «Есть ли доказательства в ее пользу?», «Как бы я отреагировал, если бы это сказал кто-то другой?».
3. Переформулирование мыслей: Замени негативные мысли более конструктивными. Например, вместо «Я никогда не справлюсь с этим» скажи: «Это сложно, но я могу попробовать и научиться».
Враг: Панические атаки
Панические атаки — это внезапные, периодически повторяющиеся эпизоды сильного страха или тревоги. Как правило, они сопровождаются учащенным пульсом, повышенной потливостью, ознобом, недостатком воздуха и навязчивым чувством, что случится нечто плохое. Приступы могут иметь провоцирующие факторы. Часто они не связаны с конкретной ситуацией, угрожающей здоровью и жизни, физической опасности также не представляют. Панические атаки возникают однократно, но могут повторяться в будущем. Продолжительность симптомов разная: от нескольких минут до часа.
Страх — это одна из самых сильных эмоций, которую может испытать человек, так как является реакцией базового инстинкта самосохранения. Каждый человек в той или иной степени боится смерти, а все симптомы атаки как раз подтверждают это чувство. С тревожным расстройством сталкивалось около 20% жителей планеты, причем у женщин это состояние возникает в три раза чаще, чем у мужчин.
Механизм развития панического расстройства до сих пор целиком не изучен. Чаще всего специалисты связывают появление симптомов с сильным выбросом в кровеносное русло двух гормонов — адреналина и норадреналина. В такой ситуации организм быстро мобилизует свои ресурсы: скачет артериальное давление, усиливается тревога, учащается пульс, расширяются сосуды, ток крови по сосудам ускоряется. Нарушается кровоснабжение конечностей, возникает чувство онемения. Вместе с тем дыхание становится более частым и поверхностным. В процессе приступа ускоряются обменные процессы, одновременно мышцы в теле напрягаются.
Панические атаки условно делятся на три основных типа: ситуационно привязанные (связанные с конкретной ситуацией, обстановкой, проблемой), ситуационно предрасположенные и несвязанные (не имеющие объяснимой причины).
Панические атаки лечатся в наше время врачами-психиатрами.
Коллекционные предметы: Эмоциональный багаж
Первое, то стоит помнить о человеческом эмоциональном восприятии, так это то, что оно по сути является чистой энергией. Позитивной или негативной — не важно. В любом случае это вещь постоянная и она не может никуда деться, а просто меняет форму. И у нее всегда есть два пути в нашей жизни — она либо проживается и становится воспоминаниями и полезным жизненным опытом, из которого извлекаются уроки, либо превращается в эмоциональный балласт.
Под длительным давлением или в момент сильного душевного потрясения у человека может не хватить ресурсов проработать то, что с ним случилось. Бывает всякое. Может опыта не хватило, желания и возможности отстоять свои интересы. А может человек был заложником обстоятельств или боялся за свою жизнь и безопасность. Или ему пришлось выбирать из двух зол, ни в одном из которых он в тот момент не смог разглядеть светлую сторону.
Тут важна не причина, а следствие — ситуация осталась непроработанной, человек худо-бедно ее пережил, задвинул на задворки сознания и постарался забыть. Но проблема никуда не делась. И таких эпизодов — пусть и разной степени тяжести — в жизни возникало не один и не два. А много, очень много. Все они копились в душе, закрывая бреши, и становились эмоциональным балластом. Который с годами врастал в сознание и становился неподъемным.
Поэтому его так трудно распознать, и еще сложнее избавиться, но есть верные признаки, позволяющие вычислить.
1. Злопамятность. Неумение прощать растет из того, что боль, которую человек когда-то пережил, не прошла и продолжает его терзать.
2. Пассивная агрессия и предубеждения. Этот пункт произрастает из первого. Когда долго что-то болит, даже самый стойкий человек начинает злиться и срывать зло на окружающих. Он становится мнительным и все происходящее подгоняет под свою травму даже не осознавая этого.
3. Слишком низкая или, наоборот, необоснованно завышенная самооценка. Этот пункт — неизбежное последствие деструктивной критики и, как следствие, неуверенности в себе и собственных силах. Или же, наоборот, желании доказать всему миру, что ты гораздо лучше, чем о тебе думают и говорят.
4. Проблемы с доверием и коммуникацией. У тех, кого часто подводили и обманывали, закономерно будут трудности с доверием. И это логично — никому не хочется наступать на старые и до боли знакомые грабли. Но излишняя мнительность может перерасти в полноценное психическое расстройство и принесет больше проблем, чем пользы. Если человек боится подставы настолько, что не доверяет никому и никогда, стремится контролировать всё, везде и всюду и устраивает постоянные проверки чисто ради того, чтобы гарантированно поймать кого-то на лжи, это уже не просто тревожный звоночек, а целый, мать его, набатище!
5. Человеку трудно выстраивать здоровые отношения. Этот пункт неразрывно связан с предыдущим. Как минимум потому, что человек возводит негативный опыт в ранг вселенского нерушимого закона и не даёт себе и окружающим даже малейшего шанса на счастье и открытость. Этот признак может проявляться двояко. В первом случае, человек застрянет в позиции жертвы и станет выжимать из окружающих жалость к себе любыми путями и средствами. Во втором случае, станет абьюзером. А все потому, что зол и несчастен настолько, что становится физически необходимо мучить близких, дабы чувствовать себя хоть чуточку счастливым.
Что делать с эмоциональным багажом?
Первое и самое главное — понять и принять, что такой эмоциональный багаж, как чемодан без ручки — и нести тяжело, и бросить жалко. Пока с ним не разберёшься, двигаться вперед не сможешь.
Второе — придется найти источник боли и разобраться с ним. Терапия в помощь. Сначала будет больно и неприятно вскрывать старые раны, но потом боль пройдет и станет легче. Затем появятся ресурсы и желание двигаться дальше.
Третье — после этого нужно научиться прощать. Себя, в первую очередь, а затем и тех, кто подарил незабываемый жизненный опыт.
Финал
Да, я знаю, что это всего лишь придуманные мультяшки, и вообще глупо ставить диагноз персонажам в видеоигре. Относитесь к этому, как к деконструкции образов, которые основаны на том или ином недуге. Именно он помогает лучше раскрыть персонажа и указать на его слабые стороны.
Великие в прошлом герои не умерли в страшной битве с врагом, они сломались под прессом душевных переживаний, которые не смогли пережить в одиночку. Они увязли в своих мыслях. В себе. Подавленные воспоминания, сомнения, сожаления, война с собой, и в этой войне им никогда не победить.
«Мы совершили множество ошибок, но сейчас мы встретимся с ними лицом к лицу.»
Лучшие комментарии
С возвращением в блоги ^^
Плюсик вмазал / косарик пожелал =^^=
Врыв абсолютно случайный и не запланированный. Пришлось вообще много всего перелопатить и внутри головы переварить, чтоб всё было по красоте. Пасиб, Евген <3
Если первая часть была просто хорошей игрой, то вторая гениальна. Очень понравилось, что дизайн внутренних миров так дополняет историю персонажей.
Руки таки и не дошли жо Серии. Надо как-нить навёрстывать.
На первое прохождение даже не понимаешь всего, что заложили разработчики, и только проходя повторно, я стала замечать связь всего сюжета, фраз, визуальных каких-то образов. Так что да, игра бесспорно крутая!
Приглашаю к обсуждению!
Спасибо за интересную информацию 👍.
мур-мур-мур <3