Вступительное слово
Начну блог с небольшого каминг-аута. Автор – настоящий трусишка. Из-за чрезмерной впечатлительности я всегда обходила ужастики и игры-хорроры стороной. Собственно, этой политики я придерживаюсь и сейчас c одним небольшим исключением – я люблю бояться вместе со своими друзьями! Много чего делать в компании проще, и страшные игры как раз входят в этот список. Дружеская поддержка всегда помогает не спасовать перед любой жуткостью, которая встретится на вашем пути, ну а видеть (чаще все-таки слушать) как товарищ пугается очередного скримера весьма потешно. До момента, когда этот скример настигнет вас, конечно – тогда вы поменяетесь ролями.
За последние полгода мы (ваша скромная слуга и ее отважная компания из троих человек) успели попробовать ряд проектов, претендующих на то, чтобы нас испугать. Спойлер: не у всех из них это получилось. Сразу скажу, что при покупке подобного рода крайне высока вероятность, что это будет игра "на вечер". Поэтому пугаться мы предпочитаем по скидке, если проект сам по себе не стоит соразмерно чашке кофе.
Цель данного блога: подсказать парочку неплохих жутких забав для запоминающегося вечера в компании друзей. Ну и может мои заметки подтолкнут сомневающихся игроков попробовать этот жанр с помощью верных приятелей. Каждый тайтл я снабжу небольшим комментарием о своем игровом опыте и оценю его с помощью великолепно-оранжевого страхометра.
- 1. Phasmphobia
- 4. PANICORE
- 5. DEVOUR
- 6. FOREWARNED
- 7. Demonologist
1. Phasmophobia
Игровое время: 48 часов.
В начале была Фазма. Именно с некогда нашумевшей игры за авторством Kinetic Games мы и начали свой spooky-путь. И вопреки названию игры фобии у нас не развилось, а скорее наоборот, мы вошли во вкус!
В силу известности тайтла долго распинаться о геймплейной составляющей нужды нет. Едем в очередное совсем-не-жуткое место (дом, ферма или тюрьма и т.д.) и, стараясь не потерять лицо, с помощью ghost-hunting инструментов пытаемся угадать, какой же тип призрака заставляет наше сердце биться чаще. Концепция пришлась ко двору, и Phasmofobia стала настоящим жанрообразующим проектом не хуже souls-игр. Призраки могут стать демонами, могут измениться инструменты и локации, но суть будет все та же. Ниже мы рассмотрим некоторые из ее клонов.
Сейчас же вернемся к самой Фазме. Вот как сами разработчики описывают свое успешное детище в Steam:
Phasmophobia is a 4 player online co-op psychological horror. Paranormal activity is on the rise and it's up to you and your team to use all the ghost-hunting equipment at your disposal in order to gather as much evidence as you canKinetic Games
Ну с "psychological" они все-таки загнули. Все-таки Фазма не про атмосферу. Первые полчаса-час, от силы вечер (при условии, что вы почти ничего не знаете об игре) вам будет страшно. Потом, как это часто бывает, когда вы поймете, как именно игра может вас напугать, вам будет максимум не по себе от случайного громкого звука или неожиданно начавшейся охоты (этап агрессивного преследования призраком). С повышением сложности становится труднее определить призрака и убежать от бабайки, но не страшнее.
Освежить ощущения помогают большие и страшные карты: школа, тюрьма, психбольница. Но есть один нюанс. Может находиться там и страшнее, чем в очередном коттедже, но вот сам геймплей становится невыносимо душным. Сориентироваться в огромном здании в темноте не всегда легко, то и дело выключается свет, а пока ходишь его включать у тебя обсаживается рассудок, и тут призрак, потирая свои холодные ладошки, начинает на вас беспроигрышную охоту, и вы помираете, даже не отыскав нужную комнату. Страшно? Может быть. Душно? Однозначно.
Тем не менее, призрачная лихорадка охватила нас надолго. За десяток-другой вечеров овладев всем инструментарием и изучив все на тот момент предложенные карты, сейчас мы просто иногда заходим пройти кейс-другой во время ивентов или крупных апдейтов. Так что, можно сделать вывод, что в целом реиграбельность присутствует.
Что еще, как по мне, очень важно для подобного рода игр, так это доступность в освоении геймпленой части. Например, как пользоваться тем или иным инструментом? Фазма в этом плане игра не очень дружелюбная. Чтобы успешно определять призрака, мы все дружно смотрели видео-гайды и вики.
Отдельный плюс за высокую интерактивность лобби! Ждать нерасторопных товарищей не скучно. Хочешь дженгу помучай, хочешь мячик в кольцо покидай.
К ознакомлению как к родоначальнице ряда подобных игр однозначно советую.
2. Content Warning
Игровое время: 3 часа.
Не очень известный кооп-хоррор с интересной задумкой. Суть игры состоит в следующем: вы – начинающие блогеры, и для привлечения аудитории вы не придумали ничего лучше, как показывать ей жуткий контент. Подождите-ка… Где-то я уже это видела.
Вернемся к игре. Что на этот раз об игре говорят разработчики?
Снимайте жуткие штуки с друзьями и загружайте видео с ними на SpöökTube, чтобы прославиться! Осторожно, вылазки в одиночку не рекомендуются!Wilnyl, Philip, thePetHen, Skog, Zorro
Не добавить, ни убавить. Отличное описание!
Пусть эти милые водолазы с наборными вручную (отдельный лайк) мордашками вас не обманывают! Хотя, они-то ничего плохого не сделают, но вот то, что их окружает, так и норовит поскорее отправить в spectate-режим на самом интересном месте. Каждый забег – это отправка в какое-нибудь жуткое и при этом масштабное место, в котором мы, что необычно для хоррора (хотя глобальное го суть как раз в этом), сами ищем себе приключений. Какой-то подготовки игра не требует, все понятно интуитивно. Иди да снимай, потом загружай.
На деле мы имеем своеобразный парадокс. Обычно в хоррорах от источников ужаса и опасности если не убегают, то как минимум отворачиваются. Тут же нам надо ЗАСНЯТЬ все, что нам покажется страшным (в том числе и гибель товарищей). Для съемки можно купить много разного кино-стаффа (хлопушка "камера-мотор", навесной направленный микрофон, бумбокс (!) и т.д.) для повышения зрелищности и качества того самого контента. Сама камера имеет ограниченный заряд и снимать все подряд не получится, выбирать нужно самую мякотку. Плюс камера пишет весь звук. В конце вашего spooky-шествия вы сможете вместе просмотреть весь отснятый контент и заодно увидеть, как его оценило SpöökTube коммьюнити. Тут то и начинается хохотач: всем становится очень смешно с моментов, где было очень страшно, и цель игры как бы закольцовывается. Хаб-локация довольно большая и изучать ее интересно, но в долгосрочной перспективе уже будет скучно.
Сами монстры тут не то что бы очень оригинальные. Гигантские пауки, присоски-хваталки с полотка, жуткие роботы. Ничего запоминающегося, хотя, казалось бы, мы на них смотрим дважды – пока снимаем и пока отсматриваем снятое.
И тут вы можете почувствовать, что больно попахивает… Lethal company! Скафандры, забеги, фарм валюты за ограниченный период времени. И вы будете правы. Только вот реиграбельностью и вайбовостью Леталки тут и не пахнет. Для нас игра исчерпала себя за 3 часа. Забеги делились на "долгие и пустые" и "короткие и смертельные". И вроде там есть, что пофармить, есть, чего можно добиться. Но желания вернуться туда так и не возникло. Кажется, мы у аппарата для смены мордашек провели больше времени, чем в итоге боялись\веселились на вылазках.
3. Backrooms: Escape Together
Игровое время: 3 часа.
Лиминальные пространства. Для кого-то это источник спокойствия, но чаще у людей они вызывают трудно объяснимое чувство тревоги. Это чувство и эксплуатирует относительно известная Бэкрумс.
Ну а мы снова залезаем в костюмчик, на этот раз желтенький, и начинаем смотреть, что же там такое есть, в этом Закулисье. По традиции этого блога обращаемся к краткой характеристике от разработчиков.
Кооперативный хоррор на выживание для 1-6 игроков с реалистичной графикой на базе Unreal Engine 5. Семь процедурно генерируемых уровней: лиминальный мир, головоломки и существа. Новые уровни и контент регулярно. Вам предстоит сделать всё возможное, чтобы спастись от того, что уже вышло на охоту.Triiodide Studios
Как все зловеще и перспективно звучит! Но все не так радужно. Игра, вышедшая в 2022 с обещанием регулярного контента, на данный момент имеет его весьма и весьма немного. Головоломки элементарные, "процедурно генерируемые уровни" (что для лиминальных пространств звучит смешно) ощущаются на разок. Какие-то из-за своей душности, какие-то из-за банальной скуки. Иногда на уровне игроку НИЧЕГО не угрожает, броди себе да броди, пока случайно не наткнешься на переход дальше. Уровни же, где угроза имеется, выглядят слабее на фоне игр, специализирующихся на погоне\прятках с монстрами и т.д. и как таковой особой ценности не имеют. Есть и интересные левелы, но их, как по мне, меньше, чем духоты\скукоты.
Головоломки... Тут либо вы решаете загадки для дошколят, либо занимаетесь скучнейшими вещами. Например, ходить по гигантскому пустому офису в поисках пары цифр для кодового замка.
Тем не менее, как раз Backrooms и можно назвать "психологическим" хоррором. На подозрительно тихих уровнях в первый раз здорово себя накручиваешь. Но потом все это становится симулятором комбинации shift+W. За 3 часа мы пробежали все, что может предложить игра, немного застряв лишь на одном уровне.
4. PANICORE
Игровое время: 6 часов.
По-нашему же просто Паникер. Последнее время нынче модно играться с механикой голоса в хоррорах – эта игра как раз про это.
Суть довольно проста. Вы со своими хлопцами прибываете в очередное жуткое место, во имя чего не совсем ясно, и теряете сознание. По зданию ходит злобная и очень чутко слышащая все ваши хрюки-пуки штука. Ваша задача – сбежать, используя подручные предметы (по аналогии с Granny, есть несколько способов, и для каждого нужен свой набор вещей – все доступно и понятно, гуглить ничего не нужно). Звук издает почти все, что вы делаете – ходьба, спринт, открывание дверей\ящиков, взаимодействие с инструментами. Бесшумно можно только ходить вприсядку, если при этом почти не дышать. Понимать свой уровень шума помогает шкала в правом нижнем углу. На некоторых уровнях тварь еще и очень даже зрячая.
Что думают разрабы?
PANICORE - это игра в жанре survival horror, в которой сочетаются permadeath, монстры с искусственным интеллектом и кооперативный режим. Постарайтесь сбежать и не попасться, но берегитесь: они слышат не только ваши шаги, но и ваш голос.ZTEK Studio
Сильное заявление! Survival horror… Где они тут нашли его – решительно непонятно. Игрок ничего не может сделать грозному (нет) врагу с ИИ. Страшное слово permadeath заканчивается на кнопочке ее отключения. Тогда можно поднимать союзников аптечками сколько душе угодно.
Самое забавное, что в игре с ключевой механикой звука ессть большие проблемы со звуком. Он раздается как хочет, по ощущению в форме большого купола. Если кто-то или что-то шумит над\под вами на другом этаже, это ощущается совсем рядом, за спиной. Анализировать ситуацию и принимать решения из-за этого становится весьма трудно. Игра довольно сложная. Мы научились худо-бедно убегать с первых карт, где бабайка не очень опасная, и то на легком уровне сложности.
Но в целом потенциал реиграбельности у игры довольно большой. Поскольку игру мы по сути создаем себе сами, то каждый неудачный смешок или другой посторонний звук генерирует забавные ситуации. Более того, когда знаешь, что нужно сдерживать смех и молчать, наоборот как назло хочется расхохотаться, особенно глядя на друзей в такой же ситуации. В лобби есть чем заняться, в особенности отмечу нереально качовую музыку и танцы под нее.
Мрачные локации и частые погони – это страшно весело! И к этой игре мы еще точно вернемся. Долго в нее не поиграешь, тяжело постоянно находиться в напряжении и молчать.
Рекомендовать из-за ряда шероховатостей я бы ее не стала, но с большой скидкой взять повеселиться я бы посоветовала.
5. Devour
Игровое время: 2 часа.
Все, что эта игра действительно будет поглощать, так это ваше время и нервы (в плохом смысле). Перед вами эталон плохого кооп-хоррора. И это сразу видно по кринжово-дешевой заставке. Каким свое детище видится разработчикам?
DEVOUR - кооперативная хоррор-игра на выживание для 1-4 игроков. Остановите одержимых культистов, пока они не затащили вас в ад. Беги. Кричи. Прячься. Только не попадитесь.Straight Back Games
Вся суть игры состоит в том, чтобы найти нужные предметы на карте и повзаимодейстовать с ними. Если хотите конкретики, то на первом уровне надо с помощью сена приманить козочек и, облив их бензином, сжечь в ритуальных чашках. По мере сжигания козочек монстр карты в невероятных соотношениях начинает ускоряться и буквально летать по карте со скоростью сверхзвукового истребителя, делая процесс не то что сложным, а почти невозможным для рядового игрока (читай подпиваса). Интересно ли это? Нет. Страшно ли это? Скримеры бесплатных хорроров на мобилки выглядят страшнее. Местные просто неприятны до отвращения.
Сказать больше особо-то и нечего. Крайне не рекомендую.
В данной подборке осталось два тайтла, и все они – фазма-клоны. Плохой и хороший. Начнем с плохого.
6.FOREWARNED
Игровое время: 4 часа.
А в солнечном Египте моментом солнце село
Лучами на прощанье пирамиды озарив
И к первой пирамиде подошли мы очень смело
Нас было трое и никто из нас не был труслив…
Египетский хоррор, дамы и господа. Нечасто такое встретишь.
Важно понимать, что каждый фазма-клон совсем не хочет им быть и выдумывает что-то свое этакое. В данном случае это четкое деление геймплея на до определения египетской нечистой силы и после. До выбора типа меджая (тут монстр так называется) по гробнице ходить можно относительно безопасно, попутно собирая ништячки на продажу. А вот после начинаются сложности. Каждый меджай имеют свою особую "вторую фазу", во время которой вход закрывается и нам надо найти несколько рычагов, чтобы выбраться. На каких-то меджаев нельзя смотреть, какие-то не любят свет. Их можно изгнать, но сделать это ой как не просто. Имеется внутриигровое руководство, благодаря которому изучать матчасть в интернетах нет необходимости.
Чем порадуют разрабы?
FOREWARNED это кооперативный хоррор на выживание для 1-4 игроков. Готовьтесь и исследуйте древние египетские руины вместе со своей командой коллег-археологов. Собирайте сокровища, находите реликвии, открывайте для себя знания и переживайте зло, которое таится внутри.Dreambyte Games
В целом, ничего лишнего не сказали и хорошо.
Отдельная интересная механика – возможность возродиться после смерти злой или доброй мумией. Злая мешает игрокам, а добрая, соответственно, помогает им в их нелегком деле.
В чем подвох? Египет, как бы это сказать, сеттинг довольно специфический. Ничего особо нового по картам там не придумаешь, и спустя пару часов игра надоедает. Меджаев не очень много, при этом делятся они на почти неопасных и на SSS опасных. Пугает при этом не внешний вид монстров, не окружение (хоть они и неплохо проработано), а ощущение того, что ты заперт, чаще всего при этом в темноте. Отсидеться в шкафчике тут не выйдет, надо брать себя в руки и искать рычаги для выхода.
Игра страшная, но играть в нее не хочется не по этой причине. Душит сам геймплей. В лобби заняться нечем.
та самая "злая" мумия
Итого, профессиональными египтологами мы не стали, но вот очко на немецкий крест действительно порвалось, если вы понимаете, о чем я. При этом игру в целом я не рекомендую, в данной нише есть и лучше.
7. Demonologist
Игровое время: 8 часов.
Завершит подборку "хороший фазма-клон" Demonologist.
Небольшое лирическое отступление: для остальных игр почему-то получалось легко в разговоре придумать короткое заменительное слово, если название большое: Фазма, Бэкрумс, Египет… А вот тут возникли проблемы. Демоны? Ай ладно, пусть остается как есть.
Итак, слово разрабам!
Demonologist – это кооперативная игра ужасов, в которую могут играть как минимум 1 и до 4 игроков. Ваша цель - определить вид злого духа в проклятых местах и изгнать его, используя свое оборудование, в одиночку или вместе с командой.Clock Wizard Games
"Игра ужасов" это, конечно, что-то новенькое, но в целом все нейтрально.
К игре. Как выразился один из моих товарищей по страшилкам: "Demonologist будто бы сделал работу над ошибками Фазмы".
В сухом остатке тут нас ждут те же яйца, только в профиль. Определить злого духа при помощи инструментов. Большое отличие Demonologist – наличие механики экзорцизма. Она открывается не сразу. Новым игрокам сначала придется научиться хорошо определять тип демона и приобрести все нужные расходники. Сама игра тоже делится на фазы. Первая – определение демона с помощью инструментов. Вторая – выполнение дополнительных заданий на карте, которые появляются только после того, как все игроки выбрали тип демона (изменить уже будет нельзя, большое отличие от той же Фазмы). Ничего сложного, найти записку, поймать призрачные огоньки, сварить крыс в котле (!)... Третья завершающая фраза как раз экзорцизм. Он представляет собой небольшую мини-игру, уникальную для каждой карты. Где-то надо провести ритуал, где-то выстрелить в призрака из ружья с солью, где-то заманить его в ловушку.
Игра чуть дружелюбнее Фазмы в плане обучения тому, как пользоваться инструментами и т.д., но все же периодически потребности прогуглить что-то возникает.
(Таракан Володя – мой лучший напарник по борьбе с демонами. Он сидит на приборе для измерения EMF и зачем он там нужен решительно непонятно. Но с поддержанием морали он справляется отлично! Когда вы двигаетесь, он деловито перебирает лапками вместе с вами.)
В механике экзорцизма и есть самое приятное отличие от Фазмы (причем не уникальное, насколько я знаю, изгнание есть как минимум еще в Ghost Watchers, до нее мы пока не добрались). Изгонять в силу высокой интерактивности весело, появляется чувство завершенности и удовлетворенности. Помимо этого самый приятный для меня бонус – это отзывчивое голосовое управление. Демоны тут тоже могут слышать (английскую речь). На картах припрятаны словечки, произнеся которые происходит какой-нибудь интерактив. Вопросы доске Уиджи тоже удобно задавать голосом, как и проверять улику радио\некрофон. Более того, если верить Вики, один из демонов (Гуль) реагирует на ругательства и становится агрессивнее, если игроки злословят. Не выражаться!
Конечно, куда без минусов и проблем? Довольно низкая у игры реиграбельность. Сыграв на одной карте несколько раз, игрок узнает все ее пугалки, потому что они суть скрипты, привязанные к определенным местам, пусть и уникальные для каждой карты. Многие испуги основаны исключительно на факторе неожиданности и громкости, увы. Причем один игрок может словить скрипт, а другой, стоящий рядом, не всегда его видит. В итоге чаще мои друзья пугались моего поросячьего визга, а не самой игры. Лобби можно обустраивать, но заняться там особо нечем. Впрочем, мы пока открыли только первый домик. Не знаю, считать ли это минусом, скорее просто забавный факт, но у них с PANICORE для карты "Больница" одинаковые ассеты. Полностью. Мы в ходе игры на ней испытывали определенное дежавю. Разница в том, что тут больничка русская. А в PANICORE первый уровень это "Volga middle school". По-русски страшно!
Я не могу сказать, что Demonologist "убийца Фазмы". Любое сравнение хромает, да и это не совсем так. Но "очень положительные" отзывы в Steam говорят сами за себя. Вероятно, спустя 50 часов последняя просто мне приелась, а эта игра оказалась глотком свежего воздуха. Но если вам нравится Фазма и ее принцип и вы хотели бы чего-то новенького и более страшного, то Demonologist для вас!
Итоги
Подборка совместных боялок подошла к концу. Как большой трусишка, заявляю вам: не бойтесь пробовать хорроры! Для душевного спокойствия хватайте друзей и наслаждайтесь страхом друг друга. Проверено: в кооп-хорроре настолько же часто смеешься, насколько боишься!
Спасибо за внимание!
Лучшие комментарии
наверное, многим навеяло
«Кураж — трусливый пёс». eeeeeeeeeeeeeeeeeeeee
Жизненная ситуация
Там какая-то максимально странная система. Нужно выделенный заголовок конвертировать, собственно, в заголовок. Сохранить блог в черновик. Скопировать этот заголовок, нажав на «цепочку». Снова в режиме редактирования выделить оглавление и задать ему ссылку заголовка.
У меня только так получилось
Как в рамках нищего редактора Стопгейма создавать кликабельное оглавление и разделы к нему?
Что ж. Пожалуй, это того не стоит.
Да, все так, как описано в комментарии выше. На самом деле, все не так страшно и сложно) Мне самой помогли с этим разобраться, но в целом процесс занимает не более двух минут.
По моему скромному мнению, резики – это другой калибр и немного другой подвид жанра. В описанных мною играх не бегаешь с целым арсеналом оружия наперевес)
А как же Resident Evil, еще один Resident Evil и снова Resident Evil?