Пару недель назад в интернете хайпанула инди-игра Mouthwashing. Её хвалили за стиль, напоминающий PS1, атмосферную музыку и проработанный сценарий, который кажется написанным для фильма, а не для игры. Услышав все положительные отзывы и увидев захватывающие анимации, я решил попробовать эту игру.
Я пережил ужас и скорбь по персонажам, насладился музыкой, но возник вопрос: действительно ли это игра? Да, это симулятор ходьбы, и, хоть он и сделан на хорошем уровне, мне порой становилось скучно просто перемещаться и ждать новых диалогов. Единственная постоянная механика — поиск кодов доступа — немного нарушает атмосферу реализма.
Не подумайте, что я просто критикую игру. Здесь действительно отличные сюжет и постановка хоррора. Однако я — тот человек, который ценит баланс между геймплеем и сюжетом
Но что если я вам скажу что есть игра которая объединила в себе и сценарий, и стилизованную под 90--е графику, и потрясную музыку, и при этом всём увлекает тебя геймплеем!
Дамы и господа, встречайте игру которую можно описать как "Рыцарские романы встретили Лавкрафта а эту встречу пересказал Тэрри Пратчетт" или-же FELVIDEK!
Игра была разработана студентом (на момент начала разработки) из Словакии Йозефом Павелка и изначально задумывалась как домашняя работа на RPG-maker но позже проект разросся и к концу разработки сменил движок. На проект Джозефа вдохновили две вещи:
1. Увлечение историей и средневековьем
2. Жанр музыки Fantasy synth (вы можете его знать по вирусным роликам про гномов и рыцарей)
И тут вы можете сказать "Так, четырёхглазый, в каком некрономиконе ты прочитал что эта зумерская музыка стала вдохновителем для игры?". Ну, просто сравните:
Но так-же и сама музыка из игры напоминает данный жанр. Но об этом и об графике мы поговорим в другом разделе.
С историчностью тут тоже есть вопросы, но сам автор заявил что хотел добиться именно аутентичности а не историчности. То-есть все обычаи, атмосфера основное положение дел передано правильно, но именно события и условности различаются (это если убирать за скобки всю мистику). Но я, хоть и тоже увлекаюсь историей, несильно углублялся в разборки Речи Посполитой и Габсбургов (Да, на тот момент Словакия была на половину охвачена первыми и вторыми), но эта игра вдохновила меня начать читать об этом (но сразу извиняюсь за ляпы и косяки в моих рассуждениях об исторических событиях). И поэтому, как этакий мостик игра отлично справляется не уходя ни в духоту, ни в слишком оторванную от реальности созданную для продвижения современных идей.
И рас мы заговорили о сюжете то перейдём к нему (и да, я расскажу в подробностях только об завязке. Дальше буду обсуждать разные эпизоды без спойлеров. Потому-что данную балладу надо испытать самому).
История разворачивается в средневековой Словакии которую в то время называли Филвидек. И она не в самом лучшем состоянии, с одной стороны внешняя угрозу в виде Речи Паспалитой, а с другой внутренняя в лице Гуситов которые разъедали страну. Наше действие начинается с лицезрения главного героя - рыцаря Павола который является тем ещё пьяницей, саркастичным мудаком и в глубине души сломленным от войны и жизненных обстоятельств.
И вот одной из этих ситуаций становится уход жены Павола, что и активировало в нём протокол "Каждый день пятница". Но это "весёлое" времяпровождения прерывает внезапный взрыв в башне неподалёку. И вроде Паволу на это начхать с высоты трёх кружек пива но Лорд этих земель Йозеф, узнав об этом, сразу отправил горе-рыцаря на разведку. Но зная о...привычках своего рыцаря, Лорд отправляет с ним священника Матея который только недавно прибыл на место действия для несения службы.
И вот такой дуэт из рыцаря-алкоголика и священника-душнилы будет нас сопровождать весь сюжет который представит нам и третью сторону конфликта - тайный орден культистов (с коим связана жена главного героя) поклоняющихся кахве ("кофе" по нашему) и сами загадочные зёрна которые при определённой варке превращают человека в монстра которому и Лавкрафт бы позавидовал.
Но тут у вас, наверное, появятся два вопроса:
1. Серьёзно? Вот у нас в начале упор на историчность, а тут бах, и уже монстры, русалки и древние боги. Диссонанс.
2. Ну, история какая-то очень простая и не годится в сравнение с "Умывалкой для рта".
И да, первая претензия может иметь место быть, но только если судить из моего краткого пересказа. На деле же всё тут смотрится органично не в последнею очередь из-за того что каждое действие в сценарии к чему-то ведёт и то что случилось в начале на прямую связано с концом истории (и обе половины друг-друга объясняют в том числе и в мистическом плане). Да и сам сюжет можно описать как "легенду о рыцарях тех лет рассказанную в наше время". То-есть я могу поверить в то что реально могла существовать древняя былина о храбром рыцаре Паволе и его верном друге священнике, которые дают отпор заморской заразе которая добрый люд в нелюдей превращает. Но уже в современной версии рыцарь - сломанный алкоголик от которого ушла жена и которому помогают только ради того чтобы он отстал (одна из моих первых битв была с торговцем при имении который только после мордобоя согласился продать мне оружие) , а священник - не всемогущий мудрец а обычный смертный который мало что знает о мире. Да и сами культисты - не обезличенное зло, а такие же жители страны как и главные герои которые просто устали от бездействия Барона и хотят своими методами изгнать Гуситов.
И вот тут мы переходим к ответу на второй вопрос заданный выше. Сюжет мало того что структурирован, так ещё и переполнен интересными персонажами и ситуациями. Взять к примеру снова главный дуэт. Да, Павол иногда ведёт себя как мудак и обильно выпивает но за этим ширмам кроется хороший человек который искренне любил свою жену (на протяжении почти всего приключения его мотивация только на ней и зациклена), да и к Матею он проникается дружеской симпатией и к концу игры горы готов свернуть ради его спасения. Кроме этого он реально хороший воин, прошедший не одну битву, умудрился в них выжить а к началу игры вообще живёт под одной крышей с Бароном что говорит о высоком чине при дворе за заслуги (или у меня спгс, а автору было лень делать отдельную локацию под жилище ГГ).
Матей тоже не одномерный дурачок-священник. Он искренне верит в то что делает но при этом готов ради общего дела поступится традициями и совершить грех во благо (в нашем случае это зайти в стрипушник и напиться в баре но всё же). Да и на протяжении всей игры именно Матей становится голосом разума Павола отговаривая его от уж совсем диких вещей.
И тут срабатывает та же вещ что была в Beyond Good & Evil - вроде-бы простые и клишейные персонажи цепляют тебя и даже раскрываются с другой стороны из-за чего к концу игры я вообще сопереживал им и бился не за честь или мир над головой а просто за благополучие этих балбесов.
Раскрытию персонажей помогают и дополнительные квесты или просто активности на локации. Вы можете вернуть беглую дочь к родителям которая сбежала из-за любви к культисту, можете перевоспитать испорченного священника, а можете помочь семье Бургомистра сбежать из города который окончательно висит на волоске от хаоса. Но вот что интересно, так это влияние этих квестов на основной сюжет. Оно может быть как номинальным (если вы не выведете семью Бургомистра из города то в конце культисты их дом сожгут культисты и вероятней всего они тоже погибли в пожаре), так и напрямую влияющие на сюжет (к примеру Барон может умереть от покушение либо его предупредят, или после помощи некоторым культистам они откажутся идти в последний бой против нас). Но тут есть одна проблема - не всегда понятно, повлияет ли кардинально квест на сюжет, или нет. Так, я при первом прохождении не прошёл один квест не понимая куда идти а уже потом оказалось что именно этот квест спасал Барона от смерти хотя никак не был с ним связан. Но поскольку игра к тому времени меня уже зацепила то я планировал второе прохождение со всеми квестами. Так-что запишем этот момент в спорный, но всё же в хороший повод для реиграбельности.
И наверное последнее что надо сказать об сюжете этой игры так это то что...я вас обманул! Да, всеми этими сравнениями с "Ротомойкой" и описыванием глубины персонажей я хотел от вас скрыть что FELVIDEK - в первую очередь комедийное приключение. Да, не будем забывать что дело происходит в глухом средневековье где всё-ещё полно тупых и суеверных людей которые дают отличный повод для шуток. В мире игры родители не понимают почему от них сбежала дочь ведь они её пароли и унижали как и любая "порядочная" деревенская семья. Барон здешних земель игроман и больше смахивает на большого ребёнка которому нравится всё заграничное в то время как под его замком культисты целый тоннель прокопали. И, наконец, это тот мир в котором русалки могут жить в колодцах а на башке тёмного божества можно варить кофе. И именно юмор является связующим звеном между историей (т.к. над суевериями тех лет легко можно шутить) и Фэнтези с пересечениями с Лавкрафтом (т.к. эти сами суеверия переносятся и на мифических существ). Да и этот самый юмор тут очень даже хорош и от каждой шутки я если не ржал то точно ухмыльнулся.
Но я вроде говорил что тот же Mouthwashing мне не зашёл из-за мизерного наличия игрового процесса? Какая ситуация с этим у нашего главного гостя?
Начнём с того что это JRPG....
- Капитан! Нас атакуют!!!
- Что? Кто?
- Корпус ИсхожуНаГовНова на хвосте!
- Чё? Они даже не из нашей вселенной! И что им нужно? Д.О.С., доложи всё по протоколу!
- Дело в том что ваш "объект обзора" является RPG на RPG Maker созданной Словаком и обладающей мрачной графикой с отсылкой на Лавкрафта. У корпуса уже был опыт с подобной игрой из-за которой у них взорвались все нижние процессоры отвечающие за выделение....
- Стоп! Достаточно Д.О.С! Возобновляй трансляцию, время бомбить...фактами!
-Есть Капитан!
Так, игра не похожа на Fear & Hunger!!! Не в сюжетном плане, не в геймплейном. И если с первым мы уже разобрались то про геймплей надо разъяснить. Начнём с того что это не полноценное JRPG. Тут нет как таковой прокачки, все способности персонаж получает благодаря предметам которые можно находить на локации или получать после победы над врагом. Да и уровень сложности тут намного ниже чем в "Бойся и голодай" и это вообще не минус! Бои не успевают стать душной рутиной да и у самих врагов есть такое понимание как "прогрессия", то-есть если ты в самом начале игры то на тебя не скинут толстого демона с способностями к отравлениям или ваншотам. Тут, будь добр, сначала помахайся с обычными гуситами, потом с более толстыми рыцарями а дальше и с чертями можно (и то все одержимые тоже различаются по силе и в начале вам будут давать их послабее). Да и к битвам Йозеф подошёл больше как режиссёр. Враги тут могут убиваться с одного тычка, и не из-за лёгкой сложности а потому-что это два родственника священника который попросил задержать главный дуэт заплатив бутылкой сливовицы. Если врагов наоборот много и вы не вывозите то это не потому что вы как игрок - нуб, а из-за того что вам нужно проиграть дабы показать силу врага.
Если говорить об геймплейе в общем то (кроме ранее перечисленных различий) для фанатов жанра тут не будет ничего не обычного. Автор не стал изобретать велосипед но (в отличии от некоторых) не сломал его. Бои проходятся бодро а ближе к концу я стал прям продумывать кто как должен пойти чтобы и пол отряда не полегло, и местную манну сохранить ( а она пополняется только вне битвы)
Но так-же есть и исследовательская часть игры между битвами и она...обычная. Да, никаких багов или деревянного управления. Единственное что можно сказать об этой части, так это большая интерактивность с местными жителями и предметами вокруг.
Но то что делает геймплей интересным и увлекательным так это музыка и графика!
Начнём с первого и мало того что она написана в стиле Fantasy synth, к которому я прикипел в последнее время, так ещё и безумно качёвая! Особенно музыка битв, после первого прослушивания которой мой мозг к любой ситуации её подставлял. (и во время драки за гаражами, и когда клиент сам накосячил а исправлять мне, и даже вовремя ожидания очереди в МФЦ.) Есть конечно и более мрачные композиции для деревни или финальной локации которые сделаны на таком же уровне.
Графика тут тоже шикарная и придаёт плюс 100 балов к атмосфере. Одно дело просто выпить лечилку, но совсем другое когда во время боя ты ешь кашу или выпиваешь сливовицу. И главное как это анимировано! видно что на это ушло больше всего времени у разраба.
Но если внутри игры всё 2д то уже в кат-сценах используется 3д графика стилизованная под Первую Соньку. И они тоже неплохи хотя и немного сбивают атмосферу.
Но что можно сказать по итогу?
Эта игра идеальна?
Нет, но близка. Всё-таки чувствуется что эта проба пера Йозефа и поэтому проходится она за пару вечеров, да и некоторые квесты как-будто не доведены до логического завершения.
Заслуживает-ли она забвения?
Нет, определённо нет. На момент написания блога, в интернете всего пара качественных обзоров и почти нет аниматиков или косплея. Единственное что есть, так это фан-арты. И то их тоже мало.
И именно поэтому я запуская #ПаволЖив! Суть этого хэштэга в популяризации этой игры хотя-бы в Русском сегменте. Если вы человек умеющий рисовать, анимировать или создавать костюмы то присылайте любое творчество связанное с этой игрой либо в коменты под этим блогом, либо в ваших соц-сетях под хэштегом выше. Эта игра, её персонажи и автор реально заслуживают большей огласки. И может быть весь этот хайп дойдёт и вдохновит Йозефа на разработку новой игры в том же сэтинге и духе только более масштабный (с подземной сказкой тоже такое было в своё время). И хоть шанс мал, но он возможен! А для вдохновения я вставлю те самые единичные фан-арты:
Поэтому вперёд, творить! Ну а остальным читателям этого блога спасибо за рыбу и хорошего дня!
Лучшие комментарии
Годный блог, годная игра, отлично 🍻🗿
Должен сказать что после этого блога я, наверное, уйду в небольшой хиатус из-за подготовки к экзаменам. Поэтому я и решил устроить всю эту инициативу с хэштегом чтоб что-то оставить перед перерывом. Но с сайта я не ухожу и продолжу читать и коментить блоги, да и к новому году может быть что-то выпущу.
Ну, именно об этом я говорил когда упоминал о том что это проба пера разработчика. Но поэтому тут и нет прокачки и гринда, что как по мне, плюс.
А сколько занимает прохождение игры по времени?
Где-то часа 3-4
Так быстро? Просто по моему опыту, jRPG — это на 100 часов где-то