29 ноября 29 нояб. 11 2417

Hardspace: Shipbreaker. Профсоюз в космосе.

+11

Привет, это Анархосоник. Мне тут товарищ, зная мою левацкую натуру, посоветовал игру Hardspace: shipbreaker. И из-за темы, поднимаемой в сюжете, я не могу себе позволить проигнорировать эту игру.

По обыкновению, я рассказываю в основном о сюжете, но в данном случае и про механику тут сложно не рассказать, так как механика очень круто нарративно дополняет сюжет. В общем, рассказываю, не затягивая.

 

Мир будущего, придуманы двигатели, позволяющие людям свободно бороздить космос. Корабли зачастую не подлежат ремонту после длительной эксплуатации и их дешевле разобрать на запчасти, микроэлектронику и оставшийся хлам переплавить в печи на ресурсы. Собственно игра даëт побыть тем, кто этим занимается - резчиком космических кораблей. Причëм сама резка происходит в космосе. Оно и понятно - меньше затрат на доставку кораблей на землю. Учëные придумали, специальные инструменты и агрегаты для этого. Основные это:

  • Лазерный резчик с разными режимами, чтобы резать корабли
  • Гравитационная пушка, которой можно двигать массивные предметы, притягивать и отталкивать их.
  • Печь. Из названия ясно, что это такая плавильня, которая, хм, переплавляет хлам и элементы обшивки для дальнейшего использования.
  • Процессор. Там сортируются всякие целые запчасти, трудные в изготовлении.
  • Баржа. Сюда идут чипы, компьютеры, всякая микроэлектроника.

Собсно игровая задача это аккуратно нарезать корабли, которые даются на уровнях и отсортировывать его части в печь, процессор или баржу. К этому добавляется фактор невесомости. Мы эту нарезку проводим в открытом космосе от первого лица, кроме резака, гравипушки и фонарика у нас ничего нет. Нужно выруливать наспинным двигателем в пространстве, в условиях когда у тебя ограничено количество воздуха и время на смену в 15 минут реального времени. А ещë ты очень легко можешь умереть. К тому же нужно резать аккуратно, ведь ты работаешь на сделке, сколько сделал, столько получил.

Так и теперь чуть-чуть сюжета, но к геймплею я ещë вернусь. Самое главное, что ты работник мегакорпорации LYNX, которая занимается очень многим на земле, т.е. такая монополька, самая большая корпорация земли, на минуточку. Первое с чем тебя знакомят в игре - трудовой договор, с неразглашением, отказом от претензий, от состояния в профсоюзе и подобном NDA. Тут же на тебя вешается долг в 1,3 млрд долларов за аренду инструментов, скафандр, обеспечение жильëм и все такое. А плюсом к этому подключают к программе сохранения ДНК, что значит, что если ты умрëшь на работе - тебя тут же клонируют со всей твоей памятью. Однако предупреждают, что от слишком частой встречей с Аидом можно и кукуней поехать. Но это мол редкость.

Поехать, на самом деле, тут можно от штрафов, которыми компания одаривает тебя. Ещë раз повторюсь - работаешь ты тут на сделке, при этом на тебе висит лярд долга. За каждый чих с тебя снимают ещë денег - за воздух в скафандре, за проживание в комнатушке, за то, что деталь улетела “не туда”, в космос например, при разгерметизации, ну или типо вместо печи в запчасти или наоборот. И самое неприятное, что снимают деньги за экстренное клонирование.

Про это отдельный разговор. С одной стороны разработчики придумали интересный нарративный ход, объясняющий всеобщую игровую условность с перерождением. С другой - это такая жуткая вещь при чуть более детальном рассмотрении, что начинаешь верить, что корпораты в будущей дойдут и до такого. Казалось бы - это же считай вечная жизнь, можно наслаждаться моментом, не думая о последстаиях, круто! Но на деле - это наручники, которыми тебя метафорически прикрепляют к батарее на работе.

Суть в том, что данная работа очень опасная. Ты можешь сгореть от перегрева лазерного резака у тебя в руках, тебя может засосать гравитацией печи или процессора, может взорваться топливный бак при неаккуратной резке корабля, может убить током при разборе, можно гипотетически, улететь космос, может не хватить кислорода, можешь получить осколком в хлипкий скафандр, да и мало ли ещë что. Самое главное, что для тебя не существует техники безопасности и каких-нибудь медиков или лечебных ботов в шаговой доступности, ведь дешевле просто убить тебя, чем заботится о таких мелочах.

В итоге человеческая жизнь полностью теряет свою ценность, кроме нескольких цифр в счëте расходов на клонирование. К тому же человек лишается даже последнего аргумента, он не может совершить РОСКОМНАДЗОР, чтобы разорвать этот порочный круг, где есть только человек и работа. Даже другие люди тут появляются лишь в виде голоса на другом конце передатчика. Если учесть, что долг падает в лярд долларов, плюс ежедневные списания, а за работу платят не миллионами в день (особенно вначале), то можно представить какая вырисовывается картина на ближайшие пару-тройку десятков лет и почему люди периодически сходят с ума.

И вот эта опасность она очень органично вплетена в механики и в сюжет. В начале ты молодой и зелëный, тебя консультирует по азам работы Уивер, старый резчик, ушедший в диспетчеры после травмы 20 лет назад. И в начале тебе даются простые корабли, в которых не так много вещей могут пойти “не так”. Но со временем повышается и вовлечëнность и опасность и повышается частота смертей. И однажды тебе приходит письмо в корпоративной почте от Лу Штайнер, коллеги-резчицы, которая подпольно ведëт организационную деятельность по созданию профсоюза. К этому времени у тебя уже есть понимание, что всë происходящее в компании направлено на вечное получение прибыли от работника, с минимальным шансом вырваться из этой кабалы.

И раз я упомянул прибыль, то время поговорить о том, откуда она берëтся. Начну вот с чего. Зачем компании нужны резчики? В смысле именно живые люди. На том этапе развития человечества, показанного в игре, уже можно было использовать каких-нибудь автоматонов, которые будут чëтко выполнять инструкции и быстро раскидывать по нужным местам запчасти, а роботам даже платить не надо. Но их надо обслуживать, ремонтировать, обновлять, они изнашиваются и их надо менять по регламенту. От робота ты не получишь прибыли, нельзя недоплатить машине. Если не обслуживать робота, он раньше выйдет из строя, не выработав всей стоимости, которая была в него вложена.

С людьми всë намного проще. Работнику ты можешь недоплатить. Даже не так. Если работнику платить полностью за всю работу, которую он произвëл - не получится прибыли. Прибыль капиталиста - это неоплаченная стоимость которую привнëс работник. Если прям сильно упрощать - это недоплаченная зарплата. (Не кидайте в меня ничем, пожалуйста, умудрëнные марксисты, я сказал, что это оооочень упрощëнно). Раньше прибыль лендлорда или помещика была в том, что крестьянин бесплатно работал на земле хозяина, отрабатывая право работать на “своëм” участке. Ещë раньше это был рабский труд, когда раб работал на хозяина, условно, за право жить и еду с кровом. Сейчас эта часть неоплаченного труда скрывается в дополнительном времени или труде, за которое в итоге директор получит прибыль, а работник зачастую находится в неведении в этом отношении, “довольствуясь” установленной ему зарплате.

Естественно, что и сам хозяин как-то вложился в дело, но на каком-то этапе гендиректор может полностью исключить себя из процесса, наняв менеджеров, которые будут управлять производством, а сам хозяин может почивать на лаврах. Это можно сравнить с рентными доходами, которые приходят только за само владение этим бизнесом. Кто-то скажет - так это заслуженно, он же сам заработал. С этим можно спорить, но разработчики игры упростили условия. Они поставили во главе LYNX не основателя, а его пра-правнучку, которая может быть и хороший менеджер, но по сути является владельцем мегакорпорации лишь за то, что родилась в нужной семье.

Кто скажет что этого не может быть - загляните в список форбс, там 33% это наследники, причëм в 2023 их доля в списке была 31,3%. И, цитата: “Кроме того, впервые с 2009 года все миллиардеры [из списка](моë примечание) в возрасте до 30 лет получили свое состояние в наследство.” Так что если ничего не поменяется в социо-политическом плане (если вы понимаете о чëм я) то к 2300-какому-то году наследство современных миллиардеров и до пра-правнучков дойдëт, не сомневайтесь.

Так о чëм я? Да, о том, что владелец фирмы это не всегда “честный труженик, который сам добился успеха и теперь получает за это заслуженные дивиденды”. Скорее такое это оооочень большое исключение из правил, потому что даже во времена чистейшего рынка ни один из акторов не находился в равных условиях с другими. Всегда в момент накопления первоначального капитала применялись и административные ресурсы, и коррупционные схемы, и силовые методы, и разнообразные полулегальные схемы для обхода законов, наëбывания конкурентов и чего только нет.

Спросите нынешних олигархов, как они заработали свой первый миллиард - хуй кто честно ответит. Причëм это не только “наши” такие мерзкие постсоветские красные директора. Нет, у всех держателей больших кушей рыльце не то что в пушку, там чистого места от крови нет. Просто “наши” наживали капитал совсем недавно, считай на наших глазах, выгрызая изнутри тушу ещë живого гиганта - СССР. А некоторые их “западные партнëры” ведут свои родословные ещë с XIX века, колониальных замутов и зверской эксплуатации рабочих.

Если вам показалось, что я ушëл от темы, то - возможно вы правы) Я к чему веду. В этой игре люди создали профсоюз и это круто, это то, как рабочие и должны реагировать на происходящий беспредел - объединяться друг с другом для решения своих проблем. Если кто-то начнëт говорить, что это нарушает права собственников или что профсоюз это по сути вымогатель и шантажист, который приставляет нож к горлу бедного работодателя, то во-первых - идите-ка вы нахуй в свой мир розовых поней и идеальных и справедливых законов.

Во-вторых напоминаю: персонаж за которого мы играем не по доброй воле идëт на эту работу. Нам ещë в заставке говорят, что на земле царит нищета. У главного героя куча долгов, к тому же проблемы со здоровьем у отца, которого никто бесплатно лечить не будет. Единственный вариант с хоть какой-то надеждой раскидаться по деньгам - пойти на фронтир человечества - в космос, в Lynx. И чтобы никто не подумал - “ну вот же, Lynx благодетели, дающие надежду”, напоминаю, они самая большая корпорация на земле, они и есть причина этой нищеты. Это они содержат большинство людей в скотском состоянии, чтобы из этой армии безработных в любой момент выдернуть бедолагу и заставить за скромный прайс рисковать не только своей жизнью (она обесценилась), но и своей свободой (с технологией оживления можно горбатиться хоть сотню лет, я подозреваю), плюс риск, что после сотен смертей ты потеряешь и самого себя.

И тут я подхожу к плану профсоюзной борьбы, которую предлагают в игре и что с ней не так. Работники недовольны условиями труда, то что нет техник безопасности и нормальных защитных систем. Всë это заменяется системой Everwork, типо безотрывное производство, не отвлекаясь на смерть. Я раньше об этом сказал. Плюс сотрудники выясняют, что lynx после расторжения контракта не избавляется от ДНК, которую предоставляет работник при устройстве, и чисто технически после того как ты уволишься они могут создать твою копию, которая будет продолжать работать.

Я представляю даже, такой сценарий. Ты работаешь не покладая рук, накапливая деньги, пытаясь вырваться из кабального долга и выйти в плюс, а потом выясняешь, что ты всего лишь копия, настоящий ты уже давно уволился из этой шараги, а тебя каждый раз воспроизводят со старой памятью, чтобы ты продолжал и продолжал множить капитал монополии, пока ты раз за разом умираешь и возрождаешься. Бррр, пиздец. Вспомнил свою работу помбуром и представил что она будет длиться вечно, ещë и без сменной вахты. Жуть. (Бля я пока писал этот сценарий - вышел трейлер фантастического фильма с Патисоном, с похожей завязкой, т.е. эта идея таки витает в воздухе)

Если в мире есть такая технология и есть капитализм, то именно так всë и будет. Ну а чо? Кто помешает? А, мы про профсоюз как раз) Профсоюз это бесспорно хорошо, это объединение рабочих на борьбу за свои условия труда. Другое дело, что в мире игры, как и в нашем, недостаточно просто собрать компромат на монополию и начать с ней судиться, даже если у тебя лучшие юристы будут (но не будут, ведь у монополии есть деньги, а у тебя только долги). Ведь кому ты пойдëшь жаловаться на крупный бизнес? В игре пошли в “Звëздную ассоциацию”, у нас это может быть ООН или ещë какая-нибудь такая структура. Да хоть мировое правительство. Ты со своими коллегами не выбьешь такие условия, которые бы тебя полностью удовлетворяли.

Угадайте почему) Любые правительства при капитализме это представители интересов капитала. Вот уж удивительно, не правда ли? Причина по которой чиновники находятся в своих креслах, это то, что чиновники были “посажены” в эти кресла крупным бизнесом. Тут даже не нужны теории заговоров. Посмотрите как проходят выборы в любой капиталистической стране. Хоть на местном уровне, хоть на федеральном.

Даже если ты самый честный, неподкупный человек, с кристально-чистым сердцем и гениальными предложениями, которые отвечают чаяньям большинства людей, то тебе всë-равно надо миллионы, если не миллиарды рублей и долларов, чтобы организовать предвыборную кампанию. Откуда у тебя такие деньги? Отложил с обедов? Даже если вы с друзьями каждый наберëт кредитов то это не покроет всех расходов. Обычно тут вступает в дело какой-нибудь спонсор, которых хочет тебе, такому красавчику, помочь. Он даëт тебе деньги, а тебе всего лишь нужно будет какой-нибудь закон продвинуть, который упрощает твоему меценату сбыт товара. Ну может быть рассказать инсайдерскую информацию о гос.закупках, чтобы получить преимущество. В общем такие мелочи. И на выборах победит тот, у кого больше таких спонсорских денег, плюсом тут будет ещë и наличие “своих людей” в администрации, которые могут этот административный ресурс применить за скромные пожертвования в личный фонд голодающих гусениц.

И такие дядьки-тëтьки только и будут там. Каждый из них представляет чьи-то интересы (но не твои). А теперь представь, что на земле есть мегакорпорация, больше всех других корпораций вместе взятых. Как думаешь, сколько чиновников будет на зарплате у этой корпорации? Даже если не все - другие представители крупных игроков рынка не будут продвигать идеи солидарности трудящихся. У них на заводах и складах работают такие же “пиздосики”. Им не выгодно поднятие и легитимация такого рабочего движения. Это же и у них “неумытоши” будут какие-то права качать, а прогнëшься под них так они больше захотят, а прибыль будет падать. А падение прибыли это главная боль хозяина бизнеса. Надо же чтобы был рост каждый год, а то акции упадут. В общем, кому я рассказываю, вы и так всë знаете без меня.

Что я хотел сказать-то. У рабочих конечно бы могло получиться объединиться как в игре. Только вот выигрывание судов, дальнейшее прогибание компании под профсоюз это уже фантастика похлеще изначального сеттинга с космическими кораблями, бороздящими просторы большого театра. В лучшем случае тут бы были просто массовые увольнения после маленькой подачки. В худшем просто прибыл бы местный ЧОП и расстреливал-воскрешал всех “бузотëров и бунтовщиков” до тех пор пока они окончательно не двинутся рассудком.

И я не говорю про то, что объединяться не надо было. Наоборот - задумка у разрабов просто пушка-колотушка. Только это бы не выгорело даже в ситуации в нашем мире, а у нас всë-таки пока ситуация по-лучше. Так как бы можно было докрутить, чтобы было более реально? У меня есть представление как бы шëл сюжет если был более приближенным к реальности. Но тогда медитативная игра про резку кораблей в космосе перетекла бы в шутер от первого лица в космосе. Лазерный резак, как мы знаем по Dead Space, отличный инструмент для такого жанра. Гравипушкой так и вообще ещë Гордон Фриман орудовал. Да и вообще, что я рассказываю, тему использования рабочих инструментов в борьбе с работодателями раскрыл ещë первый Red Faction.

В общем, я ни к чему в реальном мире не призываю, но я бы поиграл в спиноф-продолжение Hardspace: Shipbreakers, в котором работников через месяц-другой после их победы кидают через хуй когда они в космосе на смене, плюс присылают свою частную армию. Типо “И что вы нам сделаете? Работайте за харчи безвылазно, без выходных и смен, а если что - мы будем ваши копии клепать”. А рабочие объединяются и подручными средствами разъëбывают эти фрайкоры, а потом летят на землю, поднимают рабочее восстание, устраивают революцию и борятся с недобитыми бизнесменами, отменяют частную собственность… Эхх, мечты.

Ладно, закругляюсь. Ставьте лайки, подписывайтесь. А самое главное - объединяйтесь. На работе, в универе, с соседями по дому. Общайтесь, стройте горизонтальные связи. Занимайтесь спортом и хорошо кушайте))

Иии на этом у меня всë. Любви, добра, пока.

К сожалению Hardspace не такая популярная игра, по ней нет косплея, максимум арты.

Поэтому вот подборка девушек в скафандрах :3


Hardspace: Shipbreaker

Платформы
PC | PS4 | XONE
Жанр
Дата выхода
16 июня 2020
193
4.0
84 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Про варны или не знал или каждый раз забываю, спасибо.

А то, что «надо писать полит статью, а не маскировать» — ну такое, я же поиграв в игру пришëл к каким-то выводам, игра меня натолкнула на мысли, почему я должен разделять статьи?

Плюс поставил, но если хочешь писать полит. статью-лучше писать полит. статью, а не маскировать ее под блог об игре. Ну и блог, кстати, за нецензурщину варны кидают, так что аккуратней

Зашёл в профиль. Точно автор блога про деус экс. Чел, изучи матчасть. Даже при наличии проблемы, ошибки и преувеличения отталкивают.

За наводку на игру спасибо.

Проходил я Hardspace: Shipbreaker. И о хоспаде! Сюжет — это худшая часть игры. Я и сам не люблю подобные высказывания, но тут уж без них никуда, все персонажи — соевые нытики! Ни один из них не представляет никакого интереса, это скучные НЕличности, которые топят за справедливость, но тебе, как игроку на них просто пофигу. Нет, не просто пофигу, они тебя раздражают. Как они говорят, что они говорят. И ладно когда все эти недодиалоги проходят на фоне, пока ты увлеченно пилишь очередной кораблик, пропуская их пустословье мимо ушей, так игра тебя регулярно стопорит в твоей комнате и не дает выйти, пока не прослушаешь все это словоблудие до конца. И у всего этого нет никакой визуализации или постановки. только заунывный аудиоспектакль А ведь игра мне нравится: ее медитативный геймплей, разнообразие кораблей, инструментов их взаимодействия, музыкальное сопровождение классное. В раннем доступе игра казалось потенциальным хитом. Но увы, сюжет, и его навязчивость для меня все испортили. Да еще под главную идею истории стали подгонять геймплей. Под конец, перестают появляться новые механики и даже новые корабли, а тебя еще часов 5 заставляют рутинно пилить одинаковые железки, чтоб наконец-то подвести эту муторную историю к концу. Может заложенная идея и актуальна, она может казаться животрепещущей, и может позволить разыграться фантазии, но ее реализация в Хардспейсе — полное говно.

Очень кайфовая игра. Как то вечером скачал попробовать. Вышел, смотрю на часы-3 ночи. Вообщем, весьма затягивает

А насчет варнов, они есть, поверь:D

Постараюсь в следующий раз цензурировать себя)

Я так-то соглашусь, что постановка не очень, и геймплей тут наиболее сильная сторона, но как по мне сюжет всë-таки добавляет контекста всему происходящему. Можно все диалоги пропускать мимо ушей и это всë-равно будет увлекательная игра.

Я же плюсую авторам даже за попытку поднятия данной темы)

Не могу полностью согласиться. Да, некоторые вещи выбиваются, но как по мне механики нарративно дополняют посыл про опасность работы с отсутствием техники безопасности на производстве и всего того, чего я там понаписал в тексте)

Игра — один из лучших способов прочувствовать на своей шкуре что такое лудонарративный диссонанс. В ней почти все механики идут вразрез с сюжетом, и это в основном тянется от долга из фантиков, который вообще ни на что не влияет.

Когда менеджер, который должен подавить формирование профсоюза не оказывает на игрока вообще никакого давления а только открывает доступ к новому геймплею весь посыл игры как-то сдувается. И это при том что я уже согласен с посылом.

Уточни, пожалуйста, про какую ты матчасть, о каких ошибках (грамматических, пунктуационных?) и в чëм преувеличение. Хоть буду знать. Спасибо, что следишь.

А то, что «надо писать полит статью, а не маскировать» — ну такое, я же поиграв в игру пришëл к каким-то выводам, игра меня натолкнула на мысли, почему я должен разделять статьи?

Вот тут май бэд, я не заметил, что ты автор статьи об идеологическом разборе деуэса, и мне показалось, что это просто политика ради политики.

А насчет варнов, они есть, поверь:D

Читай также