Жанр шутеров от третьего лица во второй половине нулевых и начале десятых годов радовал геймеров не только постоянным притоком новых тайтлов, но и разнообразием: от приключенческих Uncharted и брутальных Gears of War до азиатских упражнений в креативе в духе Vanquish. Потом, однако, популярность его пошла на спад, как, впрочем, и всего жанра шутеров в целом, и за последние годы меня, как фаната жанра, откровенно порадовала разве что Gears 5. Да, были еще относительно неплохие представители вроде Evil West, но в ней, при всех ее достоинствах, бюджетность сквозила из всех щелей. На фоне такого застоя мой пристальный интерес вызвало к себе продолжение игры из той самой эпохи, когда жанр TPS еще стабильно давал жару каждый год — Warhammer 40.000 — Space Marine 2. Я прошел сюжетную кампанию игры и хотел бы вкратце поделиться своими впечатлениями. Пройдена игра на Playstation 5 на уровне сложности «Ветеран» за 10 часов.
Сеттинг и сюжет.
Сеттинг Space Marine 2, как минимум, частично знаком даже тем, кто настольные Warhammer не трогал даже длинной палкой (к таким отношусь и я). Крайне далекое будущее, атмосфера тотальной галактической войны между не особенно похожими фракциями, интересные находки вроде наличия космических орков среди воюющих сторон и тесной взаимосвязи технологий и религии в откровенно отдающем Древним Римом Империуме человечества. Как раз к нему и принадлежит наш хмурый и широкоплечий главный герой Тит, который уже много лет исправно несёт слово Императора тем расам, которые это слово слышать не хотят. В этот раз, в отличие от первой части, где противниками были орки, позитивные вибрации пиломеча мы приносим старым-добрым жукам-тиранидам, что игрокам, которые в этом году наиграли десятки часов в Helldivers 2, будет знакомо почти до боли.
О самом сюжете же много сказать не получится — это, по сути своей, классическая военно-фантастическая драма про мрачных мужиков с большими пушками, которые выполняют задачу за задачей и периодически превозмогают на последних патронах и миллиметрах хелсбара. Диалоги с напарниками по уровню содержательности и интеллектуальности в ходе миссий порой мне напоминали старых добрых спартанцев из фильма Зака Снайдера, что для этого жанра, впрочем, совсем и не минус. Однозначный плюс кампании — это её масштабность. Начиная с бодрого пролога, где за обучением сразу следует та самая миссия на превозмогание, и заканчивая эпическими схватками в финальных отрезках, игра старается за свой скромный по нынешним временам хронометраж подарить максимум впечатлений. Да, в сравнении с классическими частями Gears of War здесь порой не хватает интересных постановочных сцен, но и в текущем виде придираться к зрелищности и динамичности кампании не хочется. Игра, к тому же, неплохо старается создавать атмосферу настоящей военной операции — с раздачей разным отрядам разных задач с поджимающими сроками выполнения и постоянным продвижением фронта.
Графика и звук.
Картинку в Space Marine 2 (в режиме «Производительность» на PS5) по меркам 2024 года я могу охарактеризовать как «в самый раз». Она не сносит крышу детализацией или анимациями, но и не заставляет морщиться от потоков мыла. Чего, к сожалению, нельзя сказать о катсценах, которые, особенно судя по крупным планам лиц, будто отрендерены в 720p. Еще один необычный минус — отсутствие HDR, который сейчас почти повсеместно используется в играх и зачастую существенно улучшает картинку.
Есть, однако, у Space Marine 2, одно очень большое и неоспоримое преимущество — это стилистика ее сеттинга, которую авторы бережно перенесли на экран. Гигантские готические крепости и соборы, масштабные интерьеры космических кораблей, огромные мощные доспехи на таких же огромных и мощных ультрамаринах заставляют кнопку для снятия скриншотов работать немногим реже остальных кнопок геймпада. Визуальное оформление выводит впечатление от не самой технологичной картинки игры на качественно более высокий уровень.
Производительность, к слову, тоже меня не разочаровала — видимых падений частоты кадров я не отмечал. А вот загрузки можно было бы сделать и быстрее, периодически возникает чувство, что играешь в версию для PS4, которая никак не использует SSD на текущей консоли.
О звуке же ничего особенного сказать не могу — на 5.1-системе игра неплохо звучит и периодически задействует для пущего объема задние колонки, но я ни разу не поймал себя на мысли, что дополнительно погружаюсь в игру именно благодаря звучанию.
Геймплей.
По своему игровому процессу Space Marine 2 — чистокровный шутер от третьего лица образца Gears of War. Здесь нет буквально ничего лишнего — ни прокачки, ни открытых локаций, ни, Император упаси, диалоговой системы. Только прямые, как шпала, траектории от начала миссии к её концу, с периодическим запиранием игрока сотоварищи на относительно небольших аренах и заваливанием его пачками противников. Как раз вот размер этих пачек и является одной из визитных карточек игры. Дело в том, что в SM2 разработчики использовали свою обкатанную еще в прошлой игре систему «Рой», которая не просто наполняет экран ордами врагов, но и заставляет их всех физически присутствовать в схватке. Если вы видите, как к вашей оборонительной позиции несется штук эдак двести жуков — можете начинать отстреливать их прямо сразу, потому что ни одна тушка из этих двухсот не является декорацией или фоновой анимацией и обязательно попытается отгрызть лицо либо вам, либо вашему напарнику. Напарников, к слову, у нас трое, и их состав не меняется в течение всей игры (кроме «Операций», но это уже совсем другой режим). Они в целом вполне себе архетипичны и не стараются удивлять проработанными характерами и интересными взаимодействиями с главным героем, зато стабильно помогают с отстрелом противников и почти сразу же поднимают нас в случае полной потери здоровья.
Теперь немного последовательнее расскажу о геймплее. Перед каждой миссией мы оказываемся на космическом корабле, где можно послушать очередной брифинг, выбрать миссию или отредактировать стартовое снаряжение для будущей вылазки. Далее мы отправляемся к десантному кораблю, который отправит нас в бой. Большим разнообразием задач игра не радует — мы либо просто бежим из точки А в точку Б, либо защищаем объект, либо просто отбиваемся от противников, пока не произойдет важное событие. Поначалу игра вообще неслабо злоупотребляет миссиями с защитой объектов, что в какой-то момент даже начинает напрягать. Хорошо хоть эскорт-задачи не добавили. Злоупотребляет игра и разного рода поломками дверей, генераторов и заваленными сюжетными проходами, что, очевидно, сделано для растягивания довольно скромных по размеру миссий.
Сама же боевая система вполне неплохо балансирует между слэшером и шутером. У нас есть три слота снаряжения: один под тяжелое оружие один для пистолета и один для оружия ближнего боя. Для последнего даже завезли несколько комбинаций, но использовать их, учитывая количество противников, не всегда есть возможность. Импакт от стрельбы в игре достаточно хорош, но не дотягивает до тех же «гирь». К тому же, при относительном разнообразии стрелкового вооружения, большой разницы в поведении пушек я не отметил. С холодным оружием дела обстоят получше — сокращать поголовье противников весьма приятно как классическим для вселенной пиломечом, так и огромным ножом и, особенно, выдаваемым ближе к концу боевым молотом. В очередной раз врываясь в толпу из десятков тиранидов и превращая их в кровавую пыль мечом, порой даже забываешь о наличии у тебя за пазухой огнестрела. Забыть о нем порой приходится в том числе потому, что магазин в местных пушках просто неимоверно крошечный и расходуется гораздо раньше, чем подходит к концу очередная орда врагов. Это не особенно имеет значение в обычных схватках, учитывая наличие меча или молота, но просто дико бесит в тех моментах, где нужно, например, отстрелить здоровенную пачку летающих гаргулий, атакующих очередной важный объект.
Не отходя от современных тенденций игростроя, авторы не преминули добавить в Space Marine 2 старые-добрые уклонения и парирования. С одной стороны, в игре, где подвижность главного героя где-то между трамваем и «Гелендвагеном», они смотрятся странно, а с другой, даже на предмаксимальной сложности окна для них примерно около миллиона лет, так что никакими «соулсами» тут и не пахнет. После God of War: Ragnarok, который периодически давал лютого хардкора для своей совсем не «соулслайковой» серии, сложность здесь вообще не чувствуется. О последних прохождениях Кратоса я упомянул в том числе из-за наличия в Space Marine 2 похожей системы добиваний. Поймав тушкой нужное количество свинца, противники подсвечиваются красным и позволяют запустить с ними брутальную анимацию, которая не только восстановит нам одну из двух шкал щита поверх полоски здоровья, но и, аналогично той же God of War, даст двухсекундную передышку в длинном сражении с толпой врагов.
Есть в Space Marine 2 и боссы, но особенных комплиментов у меня для них нет — это просто губки для пуль с достаточно скудным мувсетом и хорошим уроном. Порадовал меня разве что финальный босс, но он тут, скорее, лучший из худших.
Итог.
Несмотря на солидное количество отмеченных мною недостатков в разных аспектах игры, ругать мне её совершенно не хочется. Да, это совершенно точно не шедевр и не тот проект, который спустя годы будут вспоминать и причислять к элитным представителям поколения. Но это очень качественный представитель почти вымирающего жанра. С крутыми архетипичными героями, брутальными сражениями, классным и не особенно заезженным сеттингом, эпическим размахом сюжета и без раздражающих ролевых элементов, которые сейчас любят толкать везде, куда только можно. Просто хороший боевик на десяток часов. Побольше бы таких.
Моя оценка — 8 баллов из 10. Или очень крепкое «Похвально» по системе Stopgame.
Лучшие комментарии
Отличный обзор. Прямо с языка снял все слова. Всё по делу. Написано хорошо, без воды. Палец вверх ставлю. Успехов.