22 октября 22 окт. 3 1208

Рассказываю про «Восточный фронт: Неизвестная война» (2004)

+13
Nazi Boss
Nazi Boss

Сегодняшний пациент на операционном столе — шутерок про Вторую мировую с примесью мистики, появился на свет в начале нулевых стараниями российских разработчиков. Продукт, в целом, неплохой, местами даже компетентный, однако ценность на сегодня имеющий скорее юмористическую, чем жанровую. О чём немного и потолкуем.

"Восточный фронт" это такой своего рода Return to Castle Wolfenstain, разве что графен более мутный, а стрельба майонезная.

Интерьеры бункеров, тюрем, подлодок и лабораторий смотрятся пристойно и даже хорошо, но стоит игре срежиссировать бой на открытой территории как игрок тотчас начинает испытывать на себе психокинетические тычки мистиков "Аненербе" — вражеские цели начинают растворяться на фоне бесцветного ужатого графона, и стрельба по ним становится возможной лишь навскидку.

Даже посреди ясного дня ты не можешь действовать на опережение, до той поры, пока противник не обнаружит себя. Сложно сказать, что этому способствует больше, однотонная палитра или же нативное разрешение экрана, представляющее собой квадрат. Сопутствующие визуальные шумы и всевозможные взрывы тоже не стимулируют реакцию, но о взрывах мы ещё поговорим.

В действительности, к приведённым изъянам привыкаешь и препятствуют игре они не слишком. "Майонезная стрельба" это, конечно же, не общепринятый термин, но моя личная ассоциация с шутерной частью игры — оружие сводит твою меткость на нет, заслоняя пол экрана огневой вспышкой, вместо аккуратных очередей посылая в примерное местоположение противника рой беспорядочных пуль.

В свою очередь противник, а именно немецкий солдат, при движении становится мишенью сплюснутой и дёрганой, что многократно понижает шанс попадания по нему. Всё это превращает стрельбу в довольно-таки хаотический процесс.

И, казалось бы, на этом "Восточному фронту" можно выносить смертный приговор, однако и обезжиренный майонез вместо пуль не является критическим обстоятельством для игрового процесса. Оружие в игре, пусть слабо контролируемое, в то же время является достаточно убойным, неплохо выглядит и хорошо звучит. Всё это в совокупности погружает игрока в должное настроение и приносит то самое удовлетворение от стрельбы, хоть перед этим и предстоит пройти адаптацию к ганплею.

И даже отдалённые цели, которых и разглядеть-то можно с трудом из-за безупречной маскировки на фоне грязных текстур, тем не менее умирают довольно охотно, стоит направить в их сторону свою волыну — словно бы игра сама доводит пули до противника там, где это необходимо. При том и какая-никакая баллистика здесь тоже существует — пули в игре это объекты, имеющие свою траекторию, что делает пострелушки чуть более солидными.

Словом, при помощи нацистских технологий и какой-то матери "Восточный фронт" как шутер работает — к аляповатой стрельбе не только можно приспособиться, от неё можно получать вполне себе определённое удовольствие. Общая композиция уровня, поведение противника и разрушительный потенциал пушек этому способствуют.

Всё сказанное релевантно для низкого уровня сложности, поскольку я не склонен к самоистязанию и играть в русский шутер начала века на иных настройках не согласен.

Что, впрочем, совсем не означает, что я не имел проблем при прохождении. Умирал мой персонаж в "Восточном фронте" изрядно, но, как правило, не от стрелкового оружия, а от гранат и взрывчатки.

Экран смерти
Экран смерти

Знаете, почему генерала Ромеля всю африканскую кампанию сопровождал дефицит горючего? — потому что всё топливо Германии свезли к себе учёные из "Аненербо" и разместили в каждом углу своих владений, и вообще везде где только додумались.

Абсолютно всё обставлено бочками с горючим — даже пулемётный дот таит в себе одного стрелка и две огнеопасные ёмкости. Всё это беспорядочно взрывается в процессе перестрелок, компенсируя нехватку постановочных эпизодов и в равной степени отнимая как вражеские, так и мою жизнь. Иногда ты вообще не замечаешь эту бочку, коварно притаившуюся где-то возле тебя, только и ждущую момента чтобы разорваться.

Тот самый дот
Тот самый дот

Если с огнеопасными бочками всё предельно понятно, то гранаты в игре оставляют у меня вопросы и по завершении игры — они на мгновение опрокидывают главного героя и всякий раз причиняют ему разное количество урона, от смехотворного до равного почти полному объёму здоровья. Опасность здесь в том, что привычного ныне индикатора брошенных гранат в игре нет и приходится быть внимательным к тому, чем швыряют в тебя бойцы противника.

Проработка пламени и фактура взрывов оставляют желать лучшего и эстетического восторга, по праву сказать, не производят, однако "Восточный фронт" не беден и на рукотворные спецэффекты, хоть на позиции Call of Duty не претендует.

К слову, "Восточный фронт" иногда устраивает локальный театр войны, и смотрится это довольно-таки недурно — самолёты бороздят болезненное небо, зенитки ведут ответный огонь, союзные солдаты сходятся с противником в жестоких стычках на близкой дистанции, бочки взрываются повсеместно, — кто бы мог подумать, что в этой игре обнаружится настоящая режиссура.

Ну и пора бы поведать о том, что вообще здесь происходит в нарративном смысле. Игрок принимает на себя роль зомби-нациста, буквально. Нацисты придумали как подымать людей из мёртвых, но воскресшие всё равно что цыплята — считают своей матерью первое существо, которое увидят. Так господин Карл и попал в распоряжение повстанческой ячейки внутри то ли самой Германии, то ли оккупированной ею страны.

Таким образом, "Восточный фронт" не только деконструирует уже набивший оскомину троп с зомби-нацистами, но и даёт игроку объяснение, чего он такой живучий на низкой сложности — мертвец же. Примечательно, что хоть Карл и мертвец, к тому же ещё безвольная марионетка, но без любовной линии с бравой бабой-сопротивленкой не обошёлся. Впрочем, ей тоже случится умереть и подняться заново.

Весь сюжет это горстка филлерных эпизодов, миновав которые Карл наконец-то устраняет здешнего гения паранормальных наук, подарившего протагонисту вторую жизнь, трансцендентную машину по реанимации почивших, ну и в довесок немёртвого уберсолдата, выступившего финальным боссом.

С этим самым боссом получилось неловко — я закидал его гранатами, что того и убило, но игра, должно быть, посчитала это неконвенциональным способом её пройти и отказалась заканчивать уровень. Пришлось убить его ещё раз, но уже более традиционными методами.

Вот он, валяется
Вот он, валяется

Помимо этого случая за 5,5 часов, ушедших на прохождение, я ещё дважды сталкивался с софтлоками — в миссии с подлодками у меня не прогрузилось вражеское судно, из-за чего я не мог его потопить, бесконечно погибал и злился, а под самый финал статист, который должен был отварить для меня дверь, с позволения самой же игры преждевременно помер от нацистских пуль, оставив меня перед непроходимым препятствием.

Миссия на подлодке
Миссия на подлодке

Все эти случаи разрешались простым перезапуском уровня, но неприятное послевкусие таки оставили. В остальном игра прекрасно работает и сегодня, за что и обращаю в её сторону заслуженную похвалу.

Да и по существу "Восточный фронт" заслуживает одобрения. Это простой как палка коридорный шутан двадцатилетней давности, и он неплох в этом качестве — ничего лишнего, лишь незамутнённая стрельба с примесью взрывающихся бочек.

Сама шутерная часть специфическая и неуклюжая, это правда — но она же предлагает новый ракурс на типовой геймплей, иное ощущение от оружия и стрельбы, уникальное для этой игры. Скажу прямо — это далеко не худший представитель жанра, как для своих времён, так и сейчас. Здесь есть всё необходимое для незатейливой души, которой укромным вечером просто хочется пострелять по виртуальным нацистам.

При условии, что ты играешь на низкой сложности, конечно. Я проходил Return to Castle Wolfenstain на высоких настройках сложности, и это было трудно, местами даже нечестно. Преодолевать "Восточный фронт" даже на среднем значении сложности я не стану, ибо чувствую, что это будет та ещё издёвка над собой. На итоговых впечатлениях от игры это обстоятельство всё равно не сказывается, а погибнуть тут и так есть от чего.

Бросил вещи и сбежал
Бросил вещи и сбежал

Из того, что ещё следует сказать про "Восточный фронт" — Карл, помимо того, что является зомби-нацистом, умеет формировать перед собой психосиловое поле, которое задерживает все летящие в него пули, а по прекращении действия отправляет снаряды по той же траектории обратно. В качестве единственной сверхъестественной способности героя выглядит спорно, но вещь сама по себе полезная и эффектная. Разве что гранаты в противников поле почему-то не отражает, должно быть из-за игрового баланса.

Также Карл имеет своего рода прокачку — если он убивает ножом трёх людей за короткий промежуток времени, то получает дополнительные 2 очка здоровья при начальной сотне, а если производит три попадания в голову, то улучшение поля — впрочем, я не знаю, в чём оно заключается.

Выполнение челленджа с ножом потенциально выглядит как самоубийство, но поскольку я избрал лёгкий вариант прохождения, то смог повысить своё здоровье аж на одну четвёртую от начального.

"Восточный фронт" это тот уникальный случай, когда главные герои графически выглядят хуже, чем рядовые солдаты противника. На войне не должно быть красивых женщин?

На протяжении всего прохождения протагонисту противостоят рядовые немецкие солдаты, но пару раз-таки встречаются субъекты с мозговыми имплантами, применяющие атаки силовыми полями. Но погибали такие специалисты слишком быстро, чтобы я мог составить о них и их возможностях цельное впечатление.

Ну и, наконец, про озвучку и музыкальное сопровождение. Композиции в игре от силы штуки две или три — одна из них это заурядная военная мелодия, другая же представляет собой причудливые вудуистские напевы, совмещённые с грубым эмбиентом. Это прикольно, хоть выглядит малость инородно — пока не вспоминаешь, что главный герой это нежить.

Ну а озвучена игра профессиональными программистами, и этим всё сказано. Надрывные попытки отдельных персонажей выглядеть обречённо и смиренно умиляют.

Регдол и дырочки от пуль
Регдол и дырочки от пуль

"Восточный фронт: Неизвестная война" продаётся в Steam за 200 рублей, я смог урвать копию по скидке за 40 и считаю это удачным приобретением. Игра смешна в своих многочисленных нелепостях, при этом достаточно умело сколочена, чтобы не разваливаться и не превращаться в неиграбельный мусор. Потому я уверенно рекомендую это тем, кто ценит в шутерах сам процесс стрельбы, а не крафт, побочные квесты, прокачку и прочий вздор.

Вся игра в одном отрезке


Восточный Фронт: Неизвестная Война

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
18 ноября 2005
76
3.3
64 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Улучшение поля вот в чём заключается — там полоска имеет градиент, белый к синему. Когда ты используешь свой пузырь-щит на белой полоске, то снаряды отлетают обратно в противника, если на синей, то просто падают вниз. Когда прокачиваешься, белая полоска становится больше синей, в том числе можно прокачаться настолько, что синей полоски вообще будет не видно, она вся будет белой. Процесс на скриншоте.
Проходи вторую часть теперь) В стиме она называется Ubersoldier 2.

Давным-давно попадалась мне демка игры. Тогда мне понравилось, но вот полную версию так и пропустил.

Мне в какой=то момент показалось, что некоторые пули начинают отскакивать от щита сами собой. Но твоя версия выглядит куда более стройной.

Хоть и заинтересован в том, чтобы поиграть в сиквел, а что-то полную стоимость жалко платить. До следующих скидок

Читай также