Игра про казино, в котором игрок всегда в плюсе.
Все гениальное - просто
20 февраля 2024 года вышла Balatro - карточный рогалик, смысл которого заключается в построении покерных комбинаций для набора очков. У игроков игра получила популярность, как одной из самых простых, но в то же время залипательных проектов. Проводя в нем время, не покидает мысль о том, что даже я сам (или любой, кто играл в эту игру) мог бы придумать нечто подобное, особенно это касается игроков, которые изначально были знакомы с турнирным покером, который при должном подходе, чем то похож на Roguelike-игру.
Впервые увидев Balatro, ее простую графику, несложные механики и принцип игры, я понял для себя то, что эта игра слишком мала для "больших" платформ, таких как ПК, PS и прочие. Или, если угодно, "большие" платформы, оказались слишком велики для Balatro, особенно учитывая нынешние цены на игры на тех же консолях, да и дело, как не сложно догадаться, не только в этом, так как я все таки купил эту игру (но о деталях сей покупки поведаю в конце). Я, как и многие, привык играть на "основных" платформах во что то более менее "основательное", "большое", "красочное", в игры, в регалиях которой будет хотя бы две "A", а вообще, чем больше "A", тем лучше. (Все это, конечно, шутки, но я имел ввиду то, что странно играть в "простые" игры или в которые очень хорошо бы игрались на телефонах, не на них же).
Для меня стало очевидно, что игра должна выйти и на другие устройства, поменьше. Я стал ждать…
И вот, 26 сентября 2024 года Balatro вышла на мобильные устройства (на которые, по-моему мнению, игра изначально должна была выйти, но мы же все понимаем…) и НАКОНЕЦ-ТО, я смог поиграть в эту замечательную игру в наиболее удачном формате. Мне кажется, Balatro можно назвать идеальной мобильной игрой, и, чтобы это доказать, предлагаю подумать почему "портативный" формат очень хорошо подходит для обсуждаемого проекта и почему люди вообще играют на смартфонах.
Даешь мобильность мобильным играм!
Я очень нечастый игрок в мобильные игры. Уже прошли те времена, когда у меня, как, наверное, и у многих, смартфон был чуть ли не основным "серьезным" девайсом, на котором можно было поиграть хотя бы во что-то актуальное (несмотря на то, что оно все-таки мобильное). "С колокольни" неискушенного мобильными играми игрока, мне кажется, что основное преимущество смартфонов и прочих портативок как раз в их, как ни странно, мобильности. Как мы знаем, с виду "простая" (во всех пониманиях) игра далеко необязательно будет плохой, как многие до сих пор считают (уж не буду пояснять эту негласную истину), но проект, как раз за счет своей "простоты", если говорить про технические аспекты, может отлично запускаться на смартфонах, без которых уже практически никто не выходит из дома. По вышеуказанной причине, в мобильную игру можно поиграть в любом месте и в любое время.
Прежде всего, смартфоны стали домом для игр, которым не хватило места на "больших" платформах. Казалось бы, ничего не мешает воссоздать второй "Play Market" на полях магазина PlayStation, но этому мешает банально то, что основная часть мобильных игр просто не выдержит конкуренции за внимание игрока, к тому же, за то, чтобы представить свою игру в магазине, издателю/разработчику необходимо заплатить "торговой площадке", и не всегда система монетизации мобильного проекта может себе такое позволить, да и игроки, которые уже привыкли к подходу к монетизации "больших" игр могут не понять (хотя, с каждым годом подобный "барьер" становится все меньше и меньше). Конечно, сейчас можно увидеть названия популярных серий мобильных игр в "не мобильных" магазинах, например Asphalt Legends Unite, за основу которой, как принято считать, была взята Asphalt 9: Legends, "чистокровная" мобилка, но кажется, что времяпрепровождение в подобной игре на той же PS/Xbox, занятие лишь для истинных фанатов серии.
Бывает и такое, когда особенно популярные игры с "больших" платформ могут "перекочевать" на смартфоны, пройдя перед этим оптимизацию для мобильных устройств, но так происходит далеко не со всеми проектами. Игра на геймплейном и техническом уровнях, должна подходить под некоторые "критерии", при которых она будет отлично себя чувствовать на смартфонах, иначе, выйдет похожая ситуация, что и с мобильными играми на "больших" платформах, только наоборот, условно компьютерные игры не выдержат конкуренции с мобильными. Я попробовал выделить несколько критериев или причин, по которым Balatro так полюбилась мне именно на смартфоне.
Критерии идеальной мобильной игры на примере Balatro
Техническая часть - достойная оптимизация всего и вся
Поделим "все и вся" на несколько частей. Как обычный игрок, под оптимизацией игры для смартфонов я понимаю "внешнюю" оптимизацию, адаптацию игры под реалии телефонов, а также "внутреннюю" оптимизацию, которая включает в себя исключение багов и прочих ошибок.
В некоторые игры, пришедшие с "больших платформ" на смартфоны добавляют разные "фичи", которые немного меняют игру визуально. Первое что приходит на ум, это добавление элементов управления в игру, а точнее на экран смартфона. Это могут быть "стрелки" и "кнопки", благодаря которым игрок может управлять персонажем или, банально, дополнительные небольшие элементы текстовой информации, которая позволяет лишний раз не заходить в меню. Если с дополнительным текстом на экране проблем не возникает (если он хорошо вписался в игру и не мешает визуальному восприятию), то с "стрелками" и прочими кнопками управления все может быть не так просто.
Так как смартфон - это чаще всего, устройство с сенсорным экраном, то и основные элементы управления находятся также на небольшом экране (но тут уже все относительно). Поэтому ситуация, в которой основные элементы игры занимают треть экрана, является почти рядовой. Да, некоторые разработчики делают так, чтобы так называемых "кнопок" и "стрелок" не было видно визуально, но в любом случае, на них нужно нажимать и их место занимают пальцы игрока, которые часто "съедают" полезное пространство экрана. В пример можно привести Dead Cells, отличный рогалик, который нормально (для смартфона) играется в портативе, но ввиду вышеперечисленных особенностей управления, не всем такой формат игры подойдет. Не подошел он в том числе и мне, хотя позже, на Nintendo Switch Lite я все-таки поиграл в эту игру и остался доволен игровым опытом.
Ввиду жанра рассматриваемой игры, карточный рогалик, внешне игра практически не изменилась, соответственно, в нее не добавлялись элементы, перегружающие визуальный вид. До выхода официальной мобильной версии существовал даже пиратский "аналог" Balatro по мотивам компьютерной игры, который в точности копировал внешний вид, механики и прочее. Говорят, игрался этот "аналог" достаточно неплохо, были некоторые некритичные баги, связанные с шрифтами и подобным, но, как не крути, карты мешались, а комбинации собирались исправно. Не удивительно, что особенно внешне не изменился и официальный порт игры на смартфоны (речь идет именно об одноименном проекте).
Про "внутреннюю" оптимизацию сказать особенно нечего. Встречаются некоторые "механические" баги, но они крайне редки и непонятно, баги ли это на самом деле или я просто неправильно понял правила конкретных джокеров или модификаторов. Хотя, встречались и явные "странности", когда мне не засчитывался "стрит" колесом, которому вроде как ничего не мешало. Даже если мне повезло, и я практически не встречал багов, которые теоретически могут встретиться, игра в любом случае со временем обрастет патчами, которые исправят ошибки и добавят новый контент. Поэтому, если вы уже ищете пиратскую версию официального порта или мобильный аналог компьютерной версии, забудьте об том и купите игру, вы точно не пожалеете. В целом, хочу сказать, что оптимизацией, я доволен.
Простота правил
Наверное, самый очевидный критерий. Как я уже много раз писал в своих работах, увлечения видеоиграми в 21 веке - это уже не нишевое хобби программистов-энтузиастов, которые использовали свои дорогущие рабочие ПК для развлечения. Видеоигры захватили устройства и разумы людей разных толков, но особенно хорошо разница в "простоте/сложности" некоторых игр видна между проектами для мобильных устройств и полноценных игровых платформ. Этому есть простое объяснение - чаще всего, игры для смартфонов нужны, чтобы скоротать время вне дома, соответственно, часто у игрока просто нет времени вникать и погружаться в сильно сложные правила, историю и так далее, так как, обычно, игровой процесс "между делом" далеко не всегда длителен и может прерваться в любом момент.
И как "вода" отлично вписывается в курсовую работу типичного любителя поиграть на парах вместо того, чтобы слушать преподавателя, также неплохо в контекст о "простоте правил" мобильных видеоигр впишется очевидный пример процесса игры в поездке, в школе/универе и прочих местах, изначально не предназначенных для этого, просто потому что он должен тут быть.
И, как несложно догадаться, в Balatro несложные правила и основаны они на одной из самых популярных карточных игр в мире - покере. Суть Balatro проста - необходимо получать очки собирая разные покерные комбинации. Изначально, чем сильнее комбинация, тем больше очков она принесет, так как её сложнее собрать или, если угодно, сложнее найти необходимые, конкретные карты в определенный момент времени, как и в покере. Но принцип набора очков всегда может немного измениться под влиянием дополнительных условий, которые задаются джокерам, улучшениями для карт и прочими модификаторами, которые могут меняться как в рамках раунда, так и партии.
Таким образом, можно создать такой билд, который будет давать большее количество очков самой простой комбинацией (например парой), чем более сложной (например флеш-рояль) и все это может происходить на протяжении одной партии по принципам правил старого доброго покера. Если игрок изначально с ними знаком, ему не составит труда втянуться в игровой процесс с первых минут. Даже если вышло так, что потенциальный игрок не знаком с правилами одной из самых популярных карточных игр в мире, он с легкостью освоит принцип, благо, в Balatro есть исчерпывающее обучение основам.
В итоге, мы имеем игру основанную на покере, которая, благодаря наличию огромного количества модификаторов имеет огромную реиграбельность и несложные правила, так как условия игры задаются джокерами (и не только), которые, зачастую, просты в понимании и их нет необходимости специально заучивать.
"Сессионный" характер геймплея
Этот критерии тесно связан с спецификой игрового процесса на смартфонах, который имеет свойство прерываться по причинам, указанным выше.
Но! Потенциальный читатель, может возразить тем, что в мобильных играх необязательно делать простые правила и сессионный геймплей, так как игровой процесс чаще всего сохраняется автоматически и, как быстро мы прервали игру, так же быстро мы можем в нее и вернуться, начав с того места, где закончили.
Действительно, все вышесказанное имеет место быть, но тут уже может быть дело вкуса. Можно закончить игровую сессию на половине "забега" утром и продолжить игру вечером, но некоторые вещи, идеи, связанные именно с этим "забегом" могут забыться. Да и многие просто не любят прервать выполнение дела на "полпути" и им необходимо закончить партию (отчасти, я и сам такой).
Стоит ли говорить, что такая Roguelike-игра, как Balatro, отлично подходит под формат постоянно прерывающегося "мобильного гейминга". Да, партии в игре не всегда короткие, но даже в том случае, если необходимо прерваться, влиться в процесс с прежнего места проще за счет простых правил.
Какой бы классной игра не была, стоит сказать, что вышеупомянутое достоинство принадлежит скорее жанру, к которому проект принадлежит, чем самой игре, так как Roguelike-жанр подразумевает собой подобный "сессионный геймплей". И, совпадение ли это или нет, но именно Roguelike-игры (или игры, имеющие черты Roguelike) портированные с "больших" платформ на мобильные устройства, особенно хорошо играются, в сравнении с их "переехавшими" коллегами по цеху других жанров. В любом случае, если тезис из прошлого предложения пришелся не по вкусу, скажу по-другому - сессионные игры, наподобие Balatro отлично играются на смартфонах.
Balatro - идеальная мобильная игра
Не смотря на то, что Balatro изначально вышла на "больших" платформах и большую долю признания получила именно на них, более чем через пол года, с выходом на смартфонах, проект переживает второй пик популярности и на это есть объективные причины. Особенности жанра, простые правила, достойная оптимизация, сделали Balatro идеальной мобильной игрой, может быть, не для тех, кто в нее уже поиграл, например на ПК, но как минимум для тех, кто намеренно решил познакомиться с игрой на смартфонах, таких, как автор сего блога.
Несколько слов о покупке, концепт игры мне настолько понравился, что я купил игру на свой IOS-девайс и это моя первая покупка мобильного приложения за все время. Кто-то скажет, что дешевле купить в Steam, и будет прав, но а я скажу, что несмотря на то, что переплатил чуть меньше чем в 2 раза (в App Store игра обошлась примерно в 1000 рублей) я получил идеальный для себя опыт в мобильной игре. Да и если порассуждать, стоит ли потенциальная сотня часов геймплея 1000 рублей? Я думаю стоит.
А потенциальному читателю моего блога стоит ознакомиться с Balatro, ибо это проект про единственное казино в мире, которое подарит новые эмоции от давно знакомой игры, будет всегда под рукой и при этом не обдерет тебя до нитки. Не это ли идеальная мобильная игра?
Спасибо за внимание!
Если понравился материал, приглашаю ознакомиться с предыдущими работами:
Лучшие комментарии