29 июля 29 июл. 1 858

Заметки на полях: Warhammer 40.000: Space Marine

+7

По Warhammer 40.000 хороших игр почти не выпускают, все это знают. Хотя я-то многие из них люблю, но даже мне не оспорить ту данность, что до сих пор самым ярким явлением Вселенной вечной войны в плоскости видеоигр был и остаётся Dawn of War 2004-го года. В действительности, и сиквел того же DoW, и дилогия Battlefield Gothic — это объективно замечательные игры, чья невостребованность скорее послужила следствием специфики выбранных жанров, довольно нишевых. Ну а ещё у нас есть 1-й Space Marine, о котором вспоминают, как будто бы, ещё меньше, хотя это произведение уже чистокровный экшен от третьего лица. И, как по мне, забвение это незаслуженное, хоть перед нами откровенно заурядная видеоигра.

Однако, заурядное не тождественно второсортному — если, конечно, вы не страдаете дефицитом внимания и нуждой в беспорядочной смене парадигмы игрового процесса. Размахивать пиломечом да стрелять из болтера в одном и том же порядке на протяжении часов 10-ти — таков удел того, кто примется за Space Marine сегодня. И нет ничего дурного в однообразном геймплее, если он хорошо построен.

И да, простодушной прямотой своей Space Marine вполне способен увлечь, если не до финала, то до доброй трети пути точно — особенно те опустошённые геймерские души, у коих не осталось никакой воли пробираться через современные шумные игры с тысячей ненужных активностей. Иди вперёд, стреляй метко, руби без устали, ибо того хочет Император.

Во славу Императора — разумеется, облик и нарратив игры имеют огромное значение для её понимания, ведь перед нами Warhammer 40.000 в наиболее тактильной своей итерации. Space Marine 2011-го интересен хотя бы тем, что игроку в коем-то веке дозволено вжиться в роль Астартес — генетически усовершенствованного сверхчеловека в грузной силовой броне. Справедливости ради, такие игры уже были, но им уже под сотню лет, или вроде того. Да и передать это качество — быть ангелом смерти Императора — те экземпляры никак не могли, в то время как Space Marine это по большей части удаётся. А всё за счёт контрастов. Если вы смотрели роскошный синематик-трейлер к грядущему сиквелу, то скорее всего помните, с каким благоговением простой гвардеец смотрит на исполина в силовой броне, что в одиночку разорвал волну чудовищ, до этого перегрызших целый взвод солдат.

Откровенно говоря, Space Marine это и не лучшая репрезентация сеттинга — Rogue Trader и тот же Battlefleet Gothic справляются с этим значительно лучше, — здесь же это выполнено достаточно поверхностно. И даже приведённое противопоставление простых смертных и ангела смерти Императора это всего лишь частность, каких немного. Однако они всё-таки есть, и оказывают весомое влияние на итоговое качество игры.

Например, в одном из эпизодов игроку приходится протискиваться через жилые блоки, в которых влачат своё существование миллионы рабочих циклопического города-кузницы Грайи. Крохотные помещения удручающего состояния, бесстрастный голос куратора, что требует продолжать трудиться не смотря на эскалирующее планетарное вторжение, грандиозные и угнетающие творения имперской архитектуры — одна эта интерлюдия рассказывает о мире "Вархаммера" больше, чем целый Dawn of War. Та грохочущая и монструозная война, которой славен сеттинг — она всего лишь броская декорация без наводняющих её смыслов. Warhammer 40.000 он ведь про выживание человечества среди жестоких звёзд, в эпоху, когда гуманизм и добродетель являются недопустимой роскошью, и Империуму приходится быть безжалостным, как по отношению к врагам, так и по отношению к своим подданным. Деспотия Империума это всё ещё тяжёлое проклятие для бессчётного числа народов, но она становится чуть более понятной, и обретает чуть больший смысл и причинность, когда доводится взглянуть на неё под подобным ракурсом.

Благодаря подобной экспозиции Space Marine достойна внимания хотя бы как художественное произведение в рамках популярной вымышленной вселенной.

С другой стороны, сюжет у игры выдался весьма посредственным. "Вархаммер" известен тем, что весь его огромный, старательно прописанный бэкграунд нередко служит фундаментом для очень простых и даже одноклеточных сюжетов. И я тоже не считаю это большой проблемой само по себе. Космодесантники участвуют в обороне планеты при вторжении ксеносов — сильно ли умную историю ты здесь сочинишь? Для меня как поклонника серии в данном случае куда большую ценность представляют детали, ежели чем фабула. Но вот даже при всей простоте и условностях, сюжет Space Marine выдался уж слишком неприглядным.

Да, космодесантник в бою стоит с полсотни смертных солдат, но сколько из них было направлено на защиту планеты, имеющей первостепенную важность? — штук десять? Этого должно было для чего-то хватить? Да, к концу игры мы получаем подкрепления, при чём от нескольких орденов, но по сути своей это не игровая условность и капитан Тит, можно сказать, воюет за Грайю один. Откуда у Тита сопротивление к Варп-колдовству, игра и сама понятия не имеет — должно быть, тот случай, когда было решено придумать экзотическое сюжетный инструмент а разбираться с ним придётся уже другим людям, и то, если сиквел состоится. Однако состоится. От сюжетного тропа "давайте засунем артефакт огромной силы в здоровенную пушку и выстрелим по порталу в параллельное измерение" вовсе хочется взвывать.

К тому же, большую часть игры Титу придётся разбираться с орками. Орки это очень специфическая часть мира Молота войны, к которой у меня есть одна большая претензия — они неорганичны. Warhammer 40.000 про жестокость, про упадок, про то самое знаменитое превозмогание, в то время как орки это просто косноязыкие карикатурные полудурки, которым всегда весело, у которых нет какой-либо цели и причины, чья технология буквально состоит из грязи, палок и какой-то матери. Эти вводные можно интерпретировать по разному, и, пожалуй, в Space Marine представлена не самая плохая их вариация, но для сеттинга в целом фракция эта скорее рудиментарная. Однако орки очень удобны как сюжетное решение, потому что они вездесущи и потенциально бесконечны, а потому если вы не знаете, с кем столкнуть защитников Империума в новой книжке или видеоигре, то зеленокожие будут самым простым и надёжным решением, а оправдывать их неразумностью сомнительные сюжетные повороты это вообще милое дело.

В рамках игры орки свою роль фарша для пиломеча выполняют приемлемо, а большего от них и не требуется.

Под конец я бы поговорил ещё про болтер — наверное, самую грустную для меня вещь от игры к игре. Болтер в Space Marine не звучит, да и убойным его не назвать — автоматическое оружие в некоторых шутерах про современную войну воспринимается более грозно, чем болтер в сим произведении. А ведь болтер это крупнокалиберное оружие, чьи снаряды имеют реактивный импульс и разрывную начинку — одна такая штука может разорвать голову и пол туловища. Но увы, не в этой игре. Да и в мало каких других. И хоть я понимаю, что при такой мощи ствола просто не было бы во что играть — всё живое умирало бы от одного нажатия левой кнопки мыши, — но эстетически такое положение дел меня стабильно удручает. Самый эффектный болтер был, пожалуй, в Necromunda: Hired Gun, но и там он закономерно ни кого одним попаданием не развоплощал.

Ну а насчёт эстетики и визуала в целом — игра недурно выглядит сквозь годы и более-менее успешно балансирует между реализмом и стилизацией, разве что цветовая палитра слишком уж яркая, да орки мультяшно гротескные — но с ними иначе и быть не могло. Такой "Вархаммер" выглядит несколько более стерильным, чем мог бы, но ограничения времени и необходимость ориентировать продукт на массового потребителя всё же берут своё. Относительно антуража местности разработчик также постарался, чтобы мысль о том, что вся игра проходит в одних серых декорациях, приходила на ум как можно реже.

По итогу, я мало что рассказал про игру как таковую — про оружие, виды врагов и вот это вот всё. Как я и сказал, Space Marine это очень средняя игра и огромное число экшенов от третьего лица утилизируют что ближний бой, что шутерную часть намного более умело и зрелищно. Что, опять же, не делает Space Marine плохой игрой — здесь достаточно весело проводить время, но главное достоинство проекта неизменно остаётся в его связи с контекстом, на котором он основан. Быть космодесантником, щитом человечества, затмевать собой простых смертных и в то же время чувствовать давление циклопических имперских строений и военных машин, сходиться в неистовых битвах с ксеносами и еретиками — пусть не безупречно, но игра даёт искомые эмоции именно как продукт по франшизе. Потому в первую очередь Space Marine это именно что игра по мотивам Warhammer 40.000, а уже лишь затем не самый плохой слешер-шутер. Такой набор качеств игру в веках не прославит, но по сей день Space Marine это всё ещё произведение, которое не стыдно вспомнить, и которое имеет право на продолжение.

P.S.

На удивление, у Space Marine по сей день сохраняется живой мультиплеер. У меня в нём нет никаких шансов, однако провести пару вечеров в боях лоялистов и хаоситов было довольно любопытно.


Warhammer 40.000: Space Marine

Платформы
PC | PS3 | X360 | OnLive
Жанр
Дата выхода
6 сентября 2011
1.4K
3.9
877 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Запускал СпейсМаринов после трехкратного прохождения ДевилМайКрая4 и ждал похожего геймплея слешера. А увидел только несколько практически одинаковых комбухи и пару приемов типа пинка и удара с разбега. Был полностью разочарован и забросил на первой же миссии.

А вот в Warhammer DoW SoulStorm и DoW2 я играл много. Они были мне интересными, правда в первую очередь из-за разнообразия расс и их особенностей в первой, и возможности прокачки в обеих.

Читай также