3 июля 3 июл. 4 3497

Обзор Transmetropolitan

+18

Я не читаю комиксов. Важное уточнение: я не "не люблю комиксы", я не специально их избегаю, я именно что их не читаю. Как-то исторически так сложилось, что я всегда предпочитала экранизации комиксов, то есть мультфильмы, мультсериалы, сериалы и фильмы. Возможно, ещё роль сыграло то, что в детстве сложно было найти заветные книжки в картинках, а во взрослом возрасте, когда к ним появился доступ, у меня как-то ни разу не возникло желания их почитать. Посмотреть экранизацию? С удовольствием. Почитать? Нет, спасибо.

Тем не менее, всё же мне довелось прочитать 4 комикса. Два, как ни сложно догадаться, были по Deus Ex. Один "Полужизнь и смерть Гордона Фромана" - это стебный комикс по Half-Life 2. И четвертый - это Трансметрополитен, причем этот я читала дважды.

Трансмет попал в мою жизнь случайно. Мне его скинул мой бывший друг, и впервые я прочитала комикс в 2012ом году на экране своего компьютера. К жанру киберпанк я уже на тот момент относилась хорошо, так что ничего удивительного, что и комикс зашел на ура.
Во второй раз я прочитала Трансмет в 2016ом году, скачав его на планшет.

И вот настало время перечитать его в третий раз, но на этот раз я купила бумажное издательство в пяти томах на Озоне.

Вообще, идея обозреть Трансмет (и да, давайте я буду называть его именно так, так как Трансметрополитен - очень длинное название) давно поселилась у меня в голове.
Во-первых, меня реально смущает, что на ютубе очень мало кто брался обозревать эти отвязные приключения журналиста в мире будущего.
Во-вторых, помимо очевидной причины, что комикс достоин разбора, тема Трансмета мне интересна, причем не со стороны политических тем, упаси господи, не со стороны киберпанка даже, а со стороны журналистики, которая всегда была мне близка.
Ну и в-третьих, я эти комиксы в бумажном формате купила давным-давно и до сих пор не прочитала, потому что времени нет. Хотя б так выделю себе время прочитать, хотя бы ради обзора.

Прежде чем мы начнем, считаю своим долгом предупредить, что в качестве кадров с комикса я буду использовать буквальные фотографии. По ходу чтения комикса я брала телефон и фотографировала нужные мне места. Это достаточно странный подход, но я имею полное право так сделать. А что вы мне сделаете, я в другом городе.

 

Видеоверсия как всегда где-то тут:

Если вы думаете, что я сейчас открою комикс и вот так сходу начну вам за него пояснять, то вы меня плохо знаете.
Нам надо начать издалека. Это был теплый вечер в древней Греции...
Ну не настолько издалека.

Откатимся в прошлое. Нас интересуют ровно три даты. 1937, 1998 и 1997.

Первая дата - это год, в который родился известный журналист и писатель Хантер Томпсон.

Личность довольно одиозная, и я чуть позже поясню за его характер, но в первую очередь нужно сказать, что он был не просто журналистом. Он был основоположником определенного жанра журналистики - Гонзо. Гонзо - это очень необычное направление . Журналист, пишущий в этом стиле, пишет всегда от первого лица, он описывает сугубо собственные эмоции и впечатления, то есть это полностью субъективная точка зрения, при этом журналист находится в гуще событий, то есть гонзо сопряжено с репортажем, и также в гонзо допускается нецензурщина, мат и жаргон в силу того, что журналист изливает свои мысли без редактуры, то есть как видит и чувствует, так и пишет.

К сожалению, гонзо не прижилось в журналистике, ну по крайней мере я не видела, чтобы официальные издания и сайты позволяли себе гонзо. Хантер Томпсон - не только основоположник, но и единственный реально существовавший знаменитый представитель гонзо-журналистики.

Стиль не прижился, но впечатление на журналистику, да и в целом на литературу произвел, и до сих пор то тут, то там вы можете встретить отголоски гонзо.

В 2005ом году Хантер покинул этот мир. Как именно, я не могу рассказать, уж больно эта тема скользкая. Можете загуглить, там ничего страшного и жестокого не было, если что.
Ушел он в возрасте 67 лет, и, как он сам сказал, в завещании: "67 лет - это больше, чем я мог попросить и больше, чем мне требовалось."
А вот что он завещал сделать со своим прахом, я могу рассказать. Свой прах Хантер завещал зарядить в пушку в форме шестипалого кулака (это официальный символ гонзо-журналистики) и выстрелить в небо на закате.

Этот ритуал исполнили друзья и близкие журналиста. Причем все расходы по таким вот специфическим похоронам взял на себя один известный актер. Джонни Депп.

Вторая дата, которая нас интересует, это 1998 год. В этом году вышел фильм "Страх и Ненависть в Лас-Вегасе", снятый по самому знаменитому произведению Хантера Томпсона.

Я думаю, что даже если вы не видели фильм, вы абсолютно точно видели и слышали из него мемы.

 

Главного героя этой истории зовут Рауль Дьюк, но это ничто иное как псевдоним Хантера Томпсона. "Страх и Ненависть" являлась всё той же гонзо-журналистикой, а значит писал он от своего имени, а не от имени выдуманного персонажа.

На роль Рауля назначили Джонни Деппа. И он подошел к роли очень интересно. Чтобы достоверно сыграть Хантера, Депп поселился у писателя дома, и в течение пары месяцев копировал поведение, манеру разговора, мимику и походку Томпсона.

А потом Томпсон сам побрил Деппа.
А потом Томпсон сам побрил Деппа.

То, что мы видим в этом фильме, это не просто сыгранная роль. Это и есть Хантер Томпсон, но сыгранный талантливым актером.

Именно фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" даёт нам полное представление о том, каким был Хантер. И лишь при взгляде на него у вас невольно в голове всплывет слово "контр-культурщик". Он был, как это говорят у нас в русских деревнях, биззарной личностью. Странная походка, яркая мимика, постоянная сигарета в зубах, с которой он как-то ухитряется разговаривать, странные прикиды и наркомания. Полный багажник наркомании, попрошу заметить.

В копилку можно добавить любовь к огнестрелу, хотя, думаю, это у всех американцев так.
Ну а что вы думали? Что гонзо придумал цивил?

А теперь смотрите, какая интересная математика: мы с вами, конечно же, никогда уже с Хантером лично не познакомимся, но каким он был в плане мимики, движений, характера мы можем увидеть в любой момент, просто включив "Страх и ненависть в Лас-Вегасе".

А вот математика еще занятнее, на этот раз с цифрами. Я сказала, что Хантер остался единственным реально существующим известным представителем гонзо-журналистики. Но на самом деле,  таких представителей было двое, просто один из них вымышленный.

И, наконец, последняя дата: 1997 год. Именно в этом году выходит первый выпуск комикса Трансметролитен за авторством Уоррена Эллиса и Дэрика Робертсона - сценариста и художника соответственно. Тушью и цветом в комиксе занимались Родни Рэмос и Нейтан Эйринг, каллиграфией занимался Клем Робинс.

Я не знаю, кому и как пришла в голову идея сделать главным героем журналиста, но определенно кто-то так решил.

Однако, протагонист-журналист не может просто где-то сидеть и писать статьи. Но должен быть на острие событий, в самой их гуще, видеть своими глазами, он обязан быть борцом за правду, писать честно и открыто. И лишь один стиль журналистики предполагал такое. И лишь один представитель этого жанра сразу приходил в голову.

Дамы и господа, знакомьтесь, Спайдер Иерусалим - главный герой комикса Трансметрополитен.

И причем он настолько главный, насколько это вообще возможно. По сути это его история, мы видим мир Трансмета его глазами и чувствуем этот мир через его восприятие.
В общем, комикс можно было назвать "Спайдер Иерусалим". Почему он называется по-другому, я расскажу чуть позже.

От Хантера Иерусалим подцепил многое. Помимо профессии ему от Томпсона достались и внешний вид, и некоторые особенности мимики, и одиозное поведение, и пристрастие к веществам, и курение, и стремление рубить правду-матку.

Я в курсе, что персонаж был вдохновлен не только Хантером Томпсоном, но Томпсон это его основа, это его бОльшая часть.

Однако копировать персонажа от и до с известного журналисты авторы, конечно же, не собирались. Да и возможно ли это было? Ведь действие Трансмета происходит в будущем. А значит гонзо-журналист вряд ли будет носить цветастые рубахи и смешные панамки.
Но при этом его контр-культура должна как-то проявляться, но по-современному. Тело Спайдера покрыто черными татуировками, причем выполненными в более-менее одном стиле. Это блэк-ворк с уклоном в схематичные узоры, нежели в конкретные изображения. Точнее стиль не скажу, это вам проще у татуировщика спросить.

Логичнее было бы добавить персонажу еще и пирсинг, но учитывая взрывной характер Иерусалима, понятно, почему пирсинга нет (пирсинг в драке очень легко выдрать).
И слава богам, образ Спайдера не стали перегружать необычной одеждой. Он всегда одет в тяжелые черные ботинки, простые черные брюки и распахнутую то ли кофту, то ли плащ тоже черного цвета.

Иными словами, на выходе у нас получается эдакий панк. Только не говнарь, а вполне стильный панк, хоть сам он ни к какому стилю не стремится.
Он, конечно, маргинал тот еще, но тем не менее у него есть вполне конкретная работа и высокий статус в обществе. Он обязан выглядеть эпатажно, но не должен выглядеть совсем уж раздолбайски и подростково.

Зомби, ничего не упускаешь? А как же очки вот эти самые, которые являются самым узнаваемым символом этого комикса?

Эти очки мы обязательно обсудим, но это совсем другой раздел этого обзора. Это к вопросу о лоре этого мира будущего. Кстати, и лысину нашего героя обсудим в том же разделе. Он лысый не по своему желанию.

Но это мы касаемся только его внешного вида, который уже о многом говорит. Характер его тоже отличается от томпсоновского.

Если судить по интервью и по "Страху и ненависти", то Хантер скорее был одиозной, нежели психопатичной личностью.

В то время как характер Спайдера значительно более агрессивный. Можно даже смело сказать, что он и вовсе мизантроп и в какой-то степени психопат. Это тот случай, когда эпатаж доходит до крайности. Двинуть кому-то в морду, выстрелить в человека патронами, которые заставят человека обделаться, сорвать какое-то мероприятие - это всегда пожалуйста. Он отморозок, и как-то так его и называют в одной из сцен комикса.

Спайдер часто ведет слишком провокационно, никого и ничего не стесняясь. Это даже не эпатаж, это уже явная провокация, зачастую доведённая до крайности. Он местами мерзко себя ведет, чем отталкивает людей. Чтоб вы понимали: у Спайдера была жена. Так вот его жена впоследствии потребовала себя заморозить и не размораживать ее, пока Спайдер не умрет. Вот настолько всё плохо.

В его характере и биографии присутствуют и очень темные места. Например, то, что ему приходилось убивать людей, хоть зачастую и в целях самообороны. Некоторым людям он жизнь сломал, где-то его мизантропичное поведение вышло боком и стоило людям жизни. А в отчаянной ситуации он скорее выбьет из человека правду кулаками.

Ну и казалось бы, отвратительный панк, не знающий меры в поведении, да еще и способный на крайние меры типа насилия и убийства. Про такого героя должно быть неприятно читать и неприятно ему сопереживать.
Но тут вступают в силу несколько факторов: а - у Спайдера есть и положительные качества, б - у него есть вполне четко обозначенные идеалы и принципы, и в - он платит сполна за свое поведение.

Мы всегда четко понимаем, почему и зачем он что-то делает и куда направлен его моральный компас. Все его действия так или иначе направлены на определенный результат. Он не нападет на человека просто так, он не откажет в помощи нуждающемуся, он может кого-то выслушать, кому-то посочувствовать и помочь не словом, а делом. По своей природе он напоминает ураган, который не разрушает то, что не надо разрушать.

Да и его борьба за правду и справедливость делают ему честь. Он за правое дело борется, и его основное оружие - это слово, его журналистский талант, его расследования. Насилие и эпатаж - это не его основной метод донести правду.

Ну и за свое отталкивающее поведение он платит свою цену. Как вы понимаете, друзей у него практически нет, по крайней мере, на момент начала основной сюжетной линии Трансмета.

Это хорошо отбалансированный персонаж, и, я думаю, многие из вас припомнят таких персонажей в масс-медиа. Конченный отморозок и мудак, которому тем не менее можно сопереживать, потому что ты понимаешь его идеалы и принципы. К тому же таким персонажам ой как непросто приходится. Уж с таким характером им вряд ли всё достается легко.

Плюс ко всему, Спайдера можно уважать как профессионала. Уж пишет-то он хорошо, да и расследования проводит толково. Я не смогу сказать, что он пишет великолепно, Томпсон всё-таки значительно интереснее писал. Но для придуманного персонажа, текст для которого писал сценарист, а не журналист - вполне недурно написано.

К тому же, Спайдер всегда находится на острие событий, сам собирает информацию и сам непосредственно принимает участие в событиях, зачастую влияя на ситуацию, как и полагается гонзо-журналисту.

Говоря о персонажах: вообще, их в этом комиксе много, и, честное слово, расписывать всех и каждого я не особо хочу, просто поверьте на слово, что колоритных и запоминающихся личностей тут хватает.

Но троих я обязана упомянуть отдельно.
Это две ассистентки Спайдера: Шэннон Ярроу и Елена Россилини.
С нашим эпатажным героем всегда ходят высокая блондинка и низенькая брюнетка. Девушки дружат и не прочь прикольнуться над боссом-раздолбаем, но на самом деле глубоко уважают главного героя.

Шэннон поначалу была ассистенткой Спайдера, однако затем стала его телохранителем. Боевая, но заботливая женщина, она часто больше всех волнуется о Спайдере и Елене.

Сама Елена - это немного другой разговор. Мало того, что является таким типичным постпанк-готом с соответствующим мрачноватым поведением, так еще и именно она станет преемницей дел Спайдера.

В какой-то момент в комиксе Спайдер сильно пострадает от взрыва, и важную статью за него напишет Елена, которая всё это время действительно училась у Иерусалима, копируя его стиль письма. И впоследствии она действительно заменит Спайдера, когда тот уйдет на покой. И даже татуировку паука себе сделает, но не на лбу, а на заднице.

А ну да, мне надо упоминать, что Елена и Спайдер случайно переспали? Реакция Шэннон на это бесценна.
А ну да, мне надо упоминать, что Елена и Спайдер случайно переспали? Реакция Шэннон на это бесценна.

А третий персонаж, которого надо бы упомянуть, это босс Спайдера - главный редактор газеты "Слово" Ройс Митчелл. Никакого другого редактора у Спайдера быть и не могло. Собранный, деловитый, спокойный, напористый и переживающий за своих сотрудников.

При этом он тоже тот еще раздолбай, когда дело не касается работы. Всегда находится на стороне Спайдера и не раз его выручал.

Ну что, может перейдем к самому интересному? Так почему же Трансметрополитен? Почему же не "Приключения Спайдера Иерусалима"? Да потому что сам мир, вот этот Трансметрополитен важнее самого главного героя. Не будь именно этого мира, в котором приходится приключаться Иерусалиму, комикс растерял бы добрую половину своей уникальности.

Итак, это киберпанк, вы уже могли догадаться. Но не совсем тот привычный масс-медийный киберпанк.

Будущее наступило, и оно высокотехнологично! Это да, но!
Будущее наступило, и оно полно опасностей и социальной несправедливости. Это да, но!
Будущее наступило, и оно яркое, неоновое, стильное! Это да, но!
Будущее наступило, и оно безумно!!!

Боже, это один из отмороженных на всю голову, больных, нетолерантных, грязных, кровавых воплощений киберпанка, которое вы сможете увидеть в масс-медиа.
Ладно, есть один схожий пример, и это... Футурама. Вот очень похоже, местами даже идеи одинаковые. Абсурдный мир будущего, к которому человечество непонятно как прикатилось.
Но если в Футураме абсурд случался ради хохмы, шоу-то юмористическое, то в Трансмете абсурд происходит ради издевки и сатиры над человеческими пороками и недостатками, и в целом над человеческим обществом.

Итак, что у нас есть? Давайте сразу обсудим самые узнаваемые фишки мира будущего Трансмета.

Инопланетяне существуют, выглядят они как типичные серые человечки.
В мире Трансмета есть генная инженерия. Можно внедрить себе днк животных, если вам очень хочется ненадолго обрасти перьями или стать дельфином.

Но люди пошли дальше и начали внедрять себе днк инопланетян, причем не временно, а навсегда.

Появились конвертеры. Это такие штуки, которые перерабатывают и переделывают любой мусор во что угодно другое, то есть одежду, аксессуары, еду. По сути 3D-принтер + ресайклер.
Но техника обрела разум и может и себе чего-нибудь лишнего наделать, наркоты, например. Да, техника может обдолбаться. А в каком-нибудь мультике это был бы робот, пьющий пиво.

Именно из-за этого Спайдер и получил фото очки такой формы и такой расцветки. Конвертер был упорот и сделал ему вот такое, а Спайдеру понравился результат.
Именно из-за этого Спайдер и получил фото очки такой формы и такой расцветки. Конвертер был упорот и сделал ему вот такое, а Спайдеру понравился результат.

Если уж речь зашла про наркоту, то в мире Трансмета всё стало более-менее легальным: стимуляторы разных сортов и расцветок, которые можно хоть в ближайшей аптеке купить.

Не обошли стороной и сексуальный аспект жизни. В какой-то момент человечество смекнуло, что мысли людей частенько обращены к соитию и насилию, и теперь секс не считается чем-то непристойным, и на нем основана большая часть рекламы и телепередач. А насилие невозбранно проникло во многие сферы жизни. Более того, на сексе основаны многие религии. Кстати да, что там по религиозному аспекту?

Теперь религий стало так много, что в городе буквально каждые 6 часов появляется новая религия. Одна безумнее другой.

Появилась криогенная заморозка. Вроде как типичная вещь для сай-фая: заморозить себя, разморозиться в будущем. 

  Но! Даже если предположить, что технология появится, где гарантии, что человек приживется в обществе будущего? Вот-вот. У размороженных попросту едет кукуха от такого будущего.
С этим связан один из мелких сюжетов Трансмета, где девушка отправилась в заморозку, проснулась и сошла с ума от такого будущего. Причем, не только у нее сдали нервы, все размороженные сходят с ума.

Не волнуйтесь, всё закончилось хорошо. Она смогла привыкнуть к такому будущему, а Спайдер ее потом к себе на подработку нанял фотографом.

Кстати, в Футураме был схожий сюжет: там девушку Фрая разморозили, она тоже прифигела и захотела свалить из такого будущего поскорее.

Думаете, трансы - это единственная новая раса? Как насчет смогеров?
Появилась такая вещь как загрузка. В мире Трансмета в какой-то момент пришло осознание, что не тело делает человека человеком, а сугубо его сознание. Сознание научились извлекать из головы, причем даже необязательно, чтобы голова была живой, и из мертвой можно извлечь.
Голова как-то повредилась при извлечении сознания? Не беда, наномашины всё исправят.

Сознание можно загрузить в распечатанное тело. Тела теперь можно распечатать на принтере, причем можно любые параметры задать. Можно загрузить сознание в тело животного.

А можно пойти дальше и загрузить сознание в облако наночастиц, по сути став воздухом, который может при желании принимать форму. Такие вот воздушные ребята именуют себя смогерами.

Концепт интересный. Мы так часто задаемся вопросом, в какой момент человек перестанет быть человеком. А Трансмет просто выкидывает этот вопрос. Человек остается человеком всегда, и не важно, какое у него тело.

С этими смогерами связана одна из моих любимых шуток от Спайдера, когда он встречает старого друга, который стал смогером.
С этими смогерами связана одна из моих любимых шуток от Спайдера, когда он встречает старого друга, который стал смогером.

Появились резервации. Это такие огороженные участки, в которых воссоздана определенная эпоха истории, и в которых живут люди со стертыми воспоминаниями. Что-то типа анимуса из Assassin's Creed, но только в реальной жизни, а не в виртуальной.

Появились животные-мутанты: голуби с четырьмя крыльями, двухголовые курящие кошки. Именно такая живет у Спайдера.

Появились Г-санитайзер и дезидентификатор. Стирают любые улики с места преступления и само место преступления тоже стирают.

Появились блюр-костюмы. Грубо говоря, термокамуфляж, делающий человека невидимым.

По мелочи.

Плевок вместо подписи. Таким образом вы не от руки расписываетесь, а оставляете свою генетическую подпись.  

Плевок вместо подписи. Таким образом вы не от руки расписываетесь, а оставляете свою генетическую подпись.  
Душ полной физической очистки, который удалит тебе волосы, если неправильно его настроишь. Достоин упоминания, потому что Спайдер из-за него и облысел.
Душ полной физической очистки, который удалит тебе волосы, если неправильно его настроишь. Достоин упоминания, потому что Спайдер из-за него и облысел.
Рекламная бомба. Если при просмотре телека ты вовремя не заткнешь уши после предупреждения о грядущей внедряющейся рекламной интеграции, то она загрузится в мозг, и рекламные ролики будут прокручиваться в твоем мозгу в ближайшую ночь во время сна.
Рекламная бомба. Если при просмотре телека ты вовремя не заткнешь уши после предупреждения о грядущей внедряющейся рекламной интеграции, то она загрузится в мозг, и рекламные ролики будут прокручиваться в твоем мозгу в ближайшую ночь во время сна.

Опять же, было и в Футураме, только там даже предупреждения не было, реклама просто внедрялась в мозг и снилась людям.

Помимо насильной рекламной интеграции может быть и интеграция либидо. Такую штуку могут применить в стрип-клубе. После ее применения всем в радиусе захочется секса. Является нелегальной.
Помимо насильной рекламной интеграции может быть и интеграция либидо. Такую штуку могут применить в стрип-клубе. После ее применения всем в радиусе захочется секса. Является нелегальной.
Знания можно ввести при помощи инъекции. Знание определенного языка например.
Знания можно ввести при помощи инъекции. Знание определенного языка например.
Киберимпланты тоже есть, но даже не расчитывайте на то, что они выглядят стильно и модно. Здесь они либо уродливо выглядят, либо и вовсе отталкивающе странно.
Киберимпланты тоже есть, но даже не расчитывайте на то, что они выглядят стильно и модно. Здесь они либо уродливо выглядят, либо и вовсе отталкивающе странно.
Меркурий утыкали солнечными батареями, чтобы качать с него энергию. Марс, кстати, тоже заселили.
Меркурий утыкали солнечными батареями, чтобы качать с него энергию. Марс, кстати, тоже заселили.

И это я так, даже не про всё тут рассказала, только про самое запоминающееся и сразу бросающееся в глаза. Необычных гаджетов, изобретений и открытий в мире Трансмета куда больше, чем я перечислила.

Но мало быть проработанным миром будущего на словах, надо еще чтобы это было нарисовано красиво. И художник Дэрик Робертсон с этим справился отлично. Я боюсь представить, сколько времени он на это угрохал.

Я не шарю за рисовки, это не ко мне, это к художникам. Но думаю, надо быть вообще слепым, чтобы не заметить, насколько много в этом комиксе деталей. Огромное количество, тут некоторые страницы можно долго рассматривать и читать, подмечая всё новые и новые мелочи.

Не все страницы такие, тут довольно много тех, которые нарисованы попроще. Но в целом, то что Элис не договорил текстом, Робертсон дорисовал кистью, а Рамос дообвел тушью. Разглядывая обитателей города, вывески, мусор, технологии, одежду, здания, и попутно читая текст читатель получает об этом мире полную информацию.

Так что да, комикс не только хорошо написан, но и отлично иллюстрирован.

Впрочем, хвалить этот комикс во всем я не могу. Рисовка довольно уродливая. Бывает, что персонажи нарисованы намеренно красиво. Правильные черты лица, хорошо уложенные прически, идеально отображенные эмоции, которые украшают лицо, а не портят его.

Из-за того как тут нарисованы эмоции, какие наклоны и ракурсы лиц выбраны, как именно проведены тени, и в целом из-за того, какой стиль рисовки выбран, вы крайне редко увидите тут красивых персонажей. Зачастую возникает ощущение, что их намеренно рисуют с некрасивыми эмоциями, искажающими их лица.

Это выбор художников, безусловно. Но я просто не поклонник такого стиля художества. Я люблю, когда красиво.

Ну и отметим напоследок, что начиная со второго тома, рисовка поменялась в лучшую сторону. Видно, что авторы набили руку и стали рисовать более профессионально, что вы сейчас можете наблюдать на своих экранах.

Сюжет. Вот я его разбираю в последнюю очередь, потому что он очень простой. Более того, глобальный сюжет начинается не сразу.

Весь первый том состоит из небольших историй, которые меж собой никак особо не связаны, к основному сюжету толком отношения не имеют, и призваны они показать этот мир будущего и раскрыть Спайдера Иерусалима.

Истории интересные. Бунт трансов, история про религии в мире Трансмета, история про смогеров.

"Промозглое утро" - это вообще самая душераздирающая история всего Трансмета.
"Промозглое утро" - это вообще самая душераздирающая история всего Трансмета.

История, в которой Спайдера пытаются убить, причем сразу несколько сторон. Эта линия, кстати, показывает Спайдера с очень негативной стороны. Он слишком много кому перешел дорогу, слишком сильно переборщил в своих действиях, а некоторым и вовсе жизнь сломал.

Впрочем, следующая сразу за этим история про Рождество показывает нам далекоидущие последствия такого поведения Спайдера. Как человек он никому не сдался, у него никого нет, он одинок, и его это бесит.

Со второго тома стартует основная сюжетная линия.

В чем вообще суть? Спайдер является не только журналистом, но и писателем, и когда-то давно его влияние и популярность в городе возросли до огромных масштабов, благодаря двум книгам, которые он написал по итогу президентских выборов. Однако ирония состоит в том, что Спайдер будучи законченным социопатом, социофобом и мизантропом, не хочет, чтобы люди им восхищались, и он не хочет популярности.

У него сдают нервы, и он уезжает на 5 лет на далекую высокую гору жить отшельником и просаживать заработанные бабки. Вот только по контракту он должен написать еще две книги. И он их не написал.

В какой-то момент ему звонит издатель и требует книги, угрожая Спайдеру неприятностями и банкротством. Деньги к тому моменту у Спайдера всё равно уже кончились, так что он собирает вещи и едет в город, потому что писать он может только там. Вне города он не может ни строчки из себя выдавить.

Он устраивается работать к своему бывшему редактору и условно другу Ройсу, который теперь является главой газеты "Слово". Спайдер начинает писать колонки в газету, чтобы хотя бы было где и на что жить.

И достаточно быстро его затягивает в в водоворот событий, благодаря которым он вновь становится популярным в городе.
Начиная со второго тома стартует сюжет, который будет длиться до конца последнего тома.

В городе проходят президентские выборы. На роль президента претендуют сплошь ублюдки, но самый главный из них - Каллахан по кличке Улыбашка - самый главный ублюдок, и вот его всеми силами пытается не допустить к власти Иерусалим.

Внешне Улыбашка срисован с Джокера, но, к сожалению, является одномерным и плоским злодеем, который ну просто псих, дорвавшийся до власти. В отличие от действующего президента по кличке Чудовище, который хоть тоже мудак, но позиция и принципы у него есть. И он даже ухитряется поставить на место Иерусалима с его бунтарскими понятиями и заставить того перестать смотреть на ситуацию лишь с одной стороны.

Улыбашка в итоге побеждает на выборах. Ну а Спайдер понимает, что у него теперь будут неприятности, потому что именно кучу неприятностей ему наобещал новый президент.

В третьем томе происходит важное изменение. Главных героев становится трое. Теперь Спайдер всегда ходит вместе с Шэннон Ярроу (она появилась в первом томе) и с Еленой Россилини (она появилась во втором томе), и они принимают непосредственное участие в приключениях.

Теперь эта троица всё больше впутывается в расследования, связанные с продажными политиками и не менее продажными копами. Причем расследования очень опасные, так что экшена тут тоже добавляется будь-здоров.

На середине третьего тома случается то, что и должно было случиться после избрания Каллахана - колонку Спайдера закрывают, то есть президент начинает затыкать рот прессе.

Добивает Спайдера еще и тот факт, что теперь к нему не относятся серьезно, из-за того что он стал популярным, и по телеку с ним теперь крутят весьма угарные шоу: мультики, драму, порно, и даже Спайдера-Кинг-Конга.

Вот вроде и смешно с одной стороны, а с другой стороны, популярных людей из которых чуть ли ни мультик сделали, люди начинают воспринимать не всерьез.

Спайдер горевал недолго и принялся действовать. Он проводит объемное и довольно быстрое расследование, подтягивая нужные связи и развязывая язык информаторам грубыми методами.

Результат расследования не заставил себя ждать. Иерусалим сильно подорвал своими статьями администрацию Каллахана, а рейтинги президента стремительно упали.

Спайдера увольняют, его счета замораживают, и по его душу высылают наряд полиции. Однако тот всё предусмотрел. Иерусалим снял все деньги наличкой, упаковал вещички и вместе с Шэннон и Еленой отправился куда-то, оставив прибывшим полицейским неприятный сюрприз. На этом закачивается третий том.

Четвертый том, пожалуй что, самый мрачный, серьезный и депрессивный. В общем-то, здесь мы видим последствия того, что Каллахан стал президентом. Детская проституция и детская наркомания, закрывающиеся психбольницы, из которых шизофреников выселяют прямо на улицы, снос бедных районов, из которых бедняков тоже просто выселяют на улицы, убийства неизвестным снайпером прямо на улицах средь бела дня, запрет полиции выходить на улицы, чтобы остановить этого снайпера, стирание базы газеты "Слово", где хранилось всё, что накопал Спайдер на президента. Президент, чтобы поднять свои рейтинги, убивает свою семью. Супер-буря, которая чуть ли ни пол города сносит.

Довершает весь этот коктейль боли и жести то, что именно в этом томе у Спайдера обнаружилась неизлечимая болезнь мозга - что-то типа современного Альцгеймера - и пребывать в здравом состоянии ума ему осталось год.

Противостоит президенту Спайдер, работая уже на подпольную нелегальную газету с говорящим названием "Дупло".

В общем, я даже в какой-то момент фоткать забила, поверьте мне, четвертый том это жесть на жести и жестью погоняет. Но! Именно 4ый том я прочитала залпом и не отрываясь. Остальные тома я читала с перерывами. А вот 4ый проглотила в один присест, что уже многое говорит об увлекательности конкретно этой части.

Отдельно отметим, что именно в 4ом томе Елена всё больше и больше становится похожа на Спайдера, и в отчаянный момент, когда Спайдер вырубился от болезни, пишет важную статью за него. Таким образом у Спайдера появляется достойный преемник.

В пятом последнем томе начинается финальный замес. Президент, не стесняясь и не парясь, мочит всех свидетелей, которые могли бы доказать, что он ужасный человек и убийца. Полиция мочит мирных демонстрантов, районы города оцепляют, в городе объявлен комендантский час, а по душу Спайдера и всех причастных к газете "Дупло" высылают киллеров.

Спайдер, Шеннон и Елена тоже не сидят на месте. Они спасают последнего оставшегося в живых свидетеля и забирают у нее данные порочащие президента, запускают компрометирующее интервью с погибшей женой Каллахана в сеть, ведут трансляцию из районов, где проводится расстрел мирных граждан. И всё это они делают, перемещаясь с места на место, в постоянной опасности и под градом пуль.

Примером Иерусалима вдохновляются все официальные СМИ, и все новостники, репортажники и газеты начинают транслировать то, что на самом деле творится в городе + демонстрируют доказательства причастности Каллахана к убийствам и заговорам. Готовится импичмент.


Спайдер приходит лично к Каллахану сообщить о том, что всё кончено. Президент угрожает ему расправой, но только вот Спайдер и это ухитряется записать и вывести в прямой эфир.

Ну в общем и всё. Каллахана арестовывают, а Спайдер вырубается от доконавшей его болезни.

Эпилог показывает нам, что Спайдер теперь тихо-мирно живёт за городом и выращивает овощи и фрукты.

Новым Спайдером стала Елена, это и по ее внешнему виду заметно.
Новым Спайдером стала Елена, это и по ее внешнему виду заметно.

Спайдер утверждает, что к делам он больше не вернется, ибо физически не может. Но на самом деле он соврал. Как ни странно, у этого комикса счастливый финал. Иерусалим попал в тот самый один процент больных, которым удалось выздороветь. Он просто хотел, чтобы от него все отстали, потому и продолжал делать вид, что он болен.

Комикс заканчивается его счастливым, торжествующим смехом.
Комикс заканчивается его счастливым, торжествующим смехом.

Всё, это вся история.
Почему я говорила, что сюжет на самом деле очень простой? Потому что он укладывается в три предложения. В Америке избрали нового президента. Президент оказался психопатом. Спайдер свергает президента.
В этой истории не столько сама фабула важна, сколько важны лор, персонажи и бескомпромиссная журналистика.

Трансмет является законченным произведением. У него нет ни продолжений, ни приквелов. Этот комикс существует как одна цельная история с началом и концом. Продолжений не планировалось, о чем сам автор комикса ясно дал понять.

Комикс существует только как комикс. Не было попыток его экранизировать, не было попыток нарисовать мультсериал или сделать видеоигру. Что в принципе и неудивительно: комикс очень сильно критикует американское правительство и политику, и такое никто снимать не будет.

Эта вещь существует как цельное произведение в вакууме, и от этого она ощущается уникальной.

Я не сказала бы, что Трансмет очень популярен, однако в узких кругах известность обрёл, и для индустрии комиксов он важен.

Это был смелый эксперимент, в который никто изначально особо не верил, однако творческая свобода, полет фантазии и желание сделать что-то необычное дали жизнь этой истории. Это по сей день один из самых безумных киберпанков и, пожалуй, самая знаменитая история о журналистике. Автор комикса сам утверждал, что Трансмет вдохновил многих студентов пойти на журфак.

Неплохо для выдуманной истории про выдуманного скандального и наглухо отмороженного журналиста.

Кому можно порекомендовать этот комикс? Да в принципе, кому угодно. Ну почти. Если у вас острая непереносимость мата, насилия и грязи, то вам лучше воздержаться от прочтения. Тем же, у кого аллергии на такое нет, добро пожаловать. Комикс очень быстро и легко читается, написан он достаточно простым языком, а персонажи, история, мир и экшен в нем прописаны очень ярко, так что следить за этим будет интересно.

Единственное, что стоит учитывать свой возраст при прочтении. Если вам меньше 23, то, скорее всего, комикс вам зайдет своим бунтарским духом, борьбой за правду, бескомпромиссным отношением главного героя ко всему и вся. Трэш, угар, наркота и сиськи прилагаются.

Если вам больше 23, то комикс стоит прочитать в первую очередь ради необычного лора, крайне нестандартного киберпанка и того, как здесь раскрывается тема гонзо-журналистики. Хотя чего уж греха таить - ради трэша, угара, наркоты и сисек тоже.

Ну что ж, я искренне надеюсь, что мне удалось рассказать про этот комикс вам, читателям.
Конечно, всё мне охватить не удалось. Ну, например, я не поведала, какими еще журналистами и писателями был вдохновлен образ Спайдера, о чем рассказывают авторы в заметках.

Про сами эти заметки я тоже не рассказала, про раскадровки и сноски, которыми сопровождается каждый том комикса.

Некоторые детали сюжета я опустила, например, про смерть Виты Северн я не стала ничего писать, потому что я не посчитала это чем-то суперважным, равно как и некоторые детали лора Трансмета я не стала расписывать. Но... это уж на моей совести, да и у вас будет больше поводов заценить комикс самим.

С вами была Зомби, спасибо за внимание и до встречи на просторах Stopgame.ru


Лучшие комментарии

я всегда предпочитала экранизации комиксов,

У меня наоборот, но понимаю выбор в пользу экранизации. Я сам начал читать и покупать их к двадцати годам. Сей комикс, что в блоге решил для начала собрать от Азбуки и только потом прочитать.

Что ж, собрал пока три делюкса и ладно. После блога решил для себя «Пора» если, что закончу в сканлейте.

В тексте затронута личность Хантера Томпсона. Я хоть и прочёл всего лишь три книги, среди которых его знаменитая Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Но среди этих трёх мне лютое удовольствие Поколение Свиней.

А про тату Спайдера было интересно узнать, (Когда смотрел информацию о комиксе) что художник взял Манекен для рисования и покрыл его татуировками для сверки.

Ну, что я иду читать.

Очень интересно. Знаю, что именно этим произведением Эллис себе открыл дорогу в топы сценаристов. У самого лежит в вишлисте.

Очень интересная подводка с Гонзо журналистикой и историей реальной легенды. Не знал. Что Страх и ненависть по сути байопик)

Спасибо за обзор, читал этот комикс лет шесть назад и очень от него кайфанул, безбашенность Снайдера одновременно оттакликвает и притягивает в плане «а что ещё этот псих вытворит».Сюжет простой, но плотность событий и подача текста это с лихвой компенсирует. Что же до визуального стиля — он крайне выразительный, впоследствии перешедший к Пацанам. 

Читай также