24 июня 24 июн. 25 3566

Токийское восьмибалльное (2009) «Дрожь земли»

+7

Тема природных катастроф, показанная в разных медиа, будь то фильм, книга, видеоигра и другое, очень сильно эмоционально встряхивает человека. Грамотно показанный масштаб предполагаемых или уже произошедших катаклизмов, отражение ужаса населения и последствий может напугать и опустошить похлеще самых изощрённых хорроров с призраками и монстрами. По мне так самое страшное, что есть в этом мире – это человеческое насилие и эти самые природные катастрофы. Потому что ни одно, ни другое мы, к сожалению, не можем контролировать. Только мириться с последствиями. И это всё может произойти с любым человеком.

Вот что по-настоящему пугает, а не зомби, дома с призраками и одержимость демонами.

У меня с этим жанром были тяжёлые отношения. Долгое время я просто не мог смотреть фильмы-катастрофы. Меня такие картины вгоняли в глубокое отчаяние и неконтролируемый страх. Да, я понимал, что со мной вряд ли такое произойдёт, так в общем-то каждый думает. Однако ведь никогда не знаешь, что может произойти с тобой и близкими, правда? Наш мир становится слишком непостоянным, хаотичным и жестоким. Это пугает до глубины души. Сразу начинаешь представлять себя на месте героев: а как бы ты сам поступил в той или иной экстремальной ситуации, чем бы мог помочь своим любимым людям.

На данный момент же доминирует интерес, поэтому занятно было посмотреть, как в аниме покажут эту животрепещущую тему. Данный тайтл является первым просмотренным мной в жанре катастрофы. И могу сказать, что он отчасти погрузил меня в тот самый ужас и напряжение. Пусть и в рисовку с анимацией не было вложено больших средств, кошмарные последствия и масштаб трагедии, а также печальная судьба главных героев показана на высоком уровне. Авторы мастерски разрушают надежду и веру зрителей в несмотря ни на что хороший финал. После подобного события жизнь может уже не стать прежней, как бы быстро ни отстроили заново дома и дороги. Разрушенное сердце залатать иногда невозможно.

Предлагаю вам сегодня в безопасной комфортной обстановке пройтись по разрушенным землетрясением улицам и почувствовать весь ужас людей, которые потеряли всё, что у них было.

Общая информация

«Tokyo Magnitude 8.0» – это оригинальный аниме-сериал без первоисточника в виде манги или ранобэ. Транслировался с 9 июля по 17 сентября 2009 года, всего было выпущено 11 серий. Производителями выступили студии Bones и Kinema Citrus, а автором оригинального сценария – Нацуко Такахаси.

Жанры: фильм-катастрофы, драма, трагедия.

Аниме получило приз фестиваля Japan Media Arts 2009 года за реалистичное отображение страхов людей перед потерей близких.

Аниме-сериал является больше визуализацией исследования, как Япония будет выглядеть, если в 2012 году её поразит землетрясение магнитудой 8 по шкале Рихтера. Интересно, что по реальной истории самое мощное и разрушительное землетрясение силой 8,3 магнитуды произошло в 1923 году – «Великое землетрясение Канто». Это явление практически полностью разрушило Токио с Йокогамой и стало причиной гибели нескольких сотен тысяч человек.

Однако более сильный толчок из недр земли потрясёт Японию в 2011 году – землетрясение у восточного побережья острова Хонсю. Его магнитуда составит от 9,0 до 9,1 единиц. Несмотря на это по числу жертв и материальному ущербу оно будет значительно меньше трагедии 1923 года.

После просмотра аниме чувствуешь и горечь, и облегчение. Особо чувствительных и сентиментальных концовка разорвёт в клочья. Лично я за последнюю серию успел пореветь два раза. За героев искренне переживаешь, так как опасностей после первого самого мощного толчка никто не отменял. Афтершоки (эти самые повторные толчки), давка выживших обезумевших от страха людей, пожары. Несмотря на позитивный тон произведения и веру в спасение сценаристы постоянно напоминают зрителям, что им предстоит не просто развлекательная прогулка по обломкам, а крайне опасное и серьёзное мероприятие. Таким образом, авторы жестоко, но реалистично возвращают нас и персонажей к жестокой действительности.

Сюжет и персонажи

Первая серия по большей части начинается спокойно и повседневно. В средней школе небольшого японского городка начинаются летние каникулы, и ученики с нетерпением восторженно тараторят о своих планах на долгожданный отдых. Только наша главная героиня пребывает в унынии. Мирай Онодзава – ничем не выделяющийся подросток, которому часто не везёт по жизни. Девочка совершенно не знает, чем заниматься в будущем, она не особо общительный и эмпатичный человек. Дома ей приходиться часто выслушивать перебранки раздражённых друг на друга родителей, и девочке тотально не хватает внимания с их стороны. Все свои страхи, переживания и раздражение она изливает в заметках на телефоне. Мирай комплексует, что ничем не отличается среди своих сверстниц: ни внешностью, ни интересами.  

Казалось бы, напряжение должен смягчать её младший брат Юки Онодзава, однако девочка часто срывается на него ввиду своего тяжёлого и капризного характера. Она слишком ушла в себя и ставит свои проблемы в абсолют, ничего не воспринимая вокруг. Пожалуй, как практически любой подросток. А наивность и жизнерадостность младшего с его попытками хоть как-то подбодрить сестру только ещё больше раздражают.

Однажды Мирай вынуждена поехать вместе с братом на остров Одайба, чтобы посетить выставку роботов. Ведь мальчик всей душой горел там побывать, а родители слишком заняты работой. Всё идёт неплохо и по началу Мирай даже хорошо проводит время с братом. Однако всё вмиг сотрясает сильнейшая серия толчков, рвущая Одайбу на части. Когда земля на некоторое время успокоилась перепуганным детям теперь нужно как можно скорее вернуться домой. Ведь они не знают, что произошло с их домом и родителями, в порядке ли они.

Хорошо, что в этом им будет помогать небезразличная выжившая Мари Кусакабэ, которая тоже спешит домой к семье. Она берёт на время наших юных героев под опеку и обещает помочь вернуться в родные края.

Вместе с этой троицей зритель пройдёт по разрушенной дороге из страданий выживших и воочию увидит гнев нашей планеты.

Из всех показанных персонажей больший путь изменений прошла Мирай, хоть и остальные не остались в стороне. Они прописаны ровно настолько, насколько требует экстремальная ситуация: не стали пустыми картонками, но и не полностью раскрытыми. Тем не менее при просмотре начинаешь за всех переживать и сочувствовать одинаково.

Мирай Онодзава с одной стороны получилась очень простой и понятной, дабы более юным зрителям было легче себя с ней сравнивать. Её проблемы, обиды на всех вокруг – всё это вполне типично для ученицы средней школы. К тому же, она и до катастрофы переживала личностный кризис, а нехватка внимания и постоянные ссоры родителей только ухудшали общее состояние. Уже когда обстоятельства накалились, а многие рискованные ситуации заставили припрятать свой невыносимый характер, до девочки начинает доходить серьёзность ситуации.

Она становится более эмпатичной, чуткой и сопереживающей. Девочка редко ставила себя на место своих близких, которым тоже тяжело. А когда наконец начала – осознание ударило словно молот и заставила наконец взять на себя ответственность, несмотря на юный возраст.

Мне этот персонаж в принципе понравился, у него явно прослеживается личностный рост при просмотре аниме. Ужасная катастрофа и страх за семью с друзьями заставил Мирай слишком рано повзрослеть.

Мари Кусакабэ – выжившая на Одайбе, которая решает помочь детям добраться домой по разрушенным улицам. Ей идти в ту же сторону, так что она предлагает составить компанию. Тем более женщина просто не может их бросить после того как несколько раз спасала ребят во время повторных толчков и в давке среди туристов.

Она выступает движущей позитивной силой для брата с сестрой. Раз за разом успокаивает их, поддерживает и оберегает, словно родных. Учитывая, что сама Мари ничего не знает о том, в порядке ли её семья. В сюжете есть тяжёлый момент, когда женщина узнаёт о сильных бушующих пожарах в районе, где живут её маленькая дочка и мать. В такой ситуации кто угодно бы обезумел от горя и паники, однако Мари изо всех сил старается улыбаться, чтобы не пугать наших маленьких героев, ведь им тоже нужна помощь.

Хороший персонаж, которым легко проникнуться и начать сочувствовать.

Юки Онодзава – просто невинное непоседливое солнышко, он даже в такой обстановке хаоса и отчаяния старается всех подбадривать и утешать, хоть и самому очень страшно, особенно за родителей. Несмотря на то что сестра относится к нему с холодом и иногда неприязнью, всё равно пытается тянуться к ней и быть рядом. Возможно, эта раздражительная друг к другу семья не распадалась только благодаря Юки. Но и ему постоянно быть в роли связующего звена порой слишком тяжело.

За время просмотра я успел полюбить каждого героя, оттого за них становилось особенно волнительно в опасных моментах.

Повествование

Создатели аниме прекрасно чувствуют жанр масштабного катаклизма и мастерски играют с эмоциями зрителя. У героев есть чёткая цель – добраться до дома, и по пути они встречают новые лица, проходят по знакомым местам, которые землетрясение затронуло в разной степени. Мари делает всё в своих силах, чтобы дети не унывали, могли даже играть и наслаждаться жарким летним солнцем. И вот вроде бы всё идёт так мирно и относительно спокойно, зритель наблюдает за оперативной и успешной работой служб по спасению и оказанию помощи пострадавшим, а затем весёлая музыка резко обрывается ужасным грохотом – это афтершоки продолжают терзать землю. Масштабные сцены в виде падения огромной Токийской телебашни или разрушение Радужного моста показаны животрепещуще и натурально, несмотря на небольшой бюджет анимации. То, как падающая башня хоронит под собой множество людей даже без визуализации детализированной жестокости вызывает ужас и волнение не только за главных героев, но и мирное население.

Мне кажется, что показать такое без многомиллионных бюджетов уже крайне достойно, здесь создатели постарались на славу.

Есть ещё один тяжёлый момент, опустошающий душу и наглядно показывающий тяжесть подобных трагедий. В одном из эпизодов герои укрываются в лагере для беженцев на территории школы, где училась Мирай. Рядом есть церковь, и девочка хочет показать Юки красивые витражные стёкла внутри, чтобы поднять ему настроение. Дети со смехом вбегают в помещение и замирают на пороге. Музыка обрывается, а зритель слышит плач и всхлипывания, сплетающиеся в единую мелодию скорби. Где как не в церкви почтить память погибшим, а родственникам посидеть у накрытых тел своих любимых.

Среди скорбящих Мирай видит свою одноклассницу, рыдающую над телом матери. Ни она, ни кто-либо другой помочь ничем не смогут. Только стоять и слушать эту симфонию боли и прощания с близкими.

По мне так это одна из самых душераздирающих сцен в аниме, которая берёт твоё сердце и выкручивает его.

В этом тайтле хорошо передано, как в такой обширной крупной трагедии рука об руку постоянно идёт надежда и отчаяние. Наши герои проходят через это от начала до конца своего путешествия. О самом страшном, что случится с ними не догадываешься до последнего, хоть и намёки на это даются. Тем не менее, конец сильно опустошает и может эмоционально истощить. При этом в общем плане всё завершилось хорошо, однако горькое послевкусие всё равно не покидает тебя. Люблю это аниме за то, что оно такое многогранное.

Визуальное оформление

Как уже говорил, анимация хоть и не дорогая, однако хорошо показывает крупные события и последствия землетрясения без горы трупов и кровищи. В то же время не создаётся ощущение, будто всё прошло без следа и жертв. Герои видят обрушенные дома и покошенные небоскрёбы, глубокие трещины в земле и кривые куски асфальта, горящие мосты и обломки разных строений. Наличие многочисленной военной техники для спасения и транспортировки выживших и усопших так же добавляют объёма и серьёзности кадрам.

При этом показываются уцелевшие парки с пышной растительностью и деревьями, там люди могут хоть немного отдохнуть после пережитого ужаса. Всё это прекрасно контрастирует с разрушенным городом и даёт надежду, что весь этот кошмар закончится.

Дизайны героев и сам стиль их прорисовки не отличается чем-то особенным, этого в принципе и не надо. В таких работах больше важно показать не внешность людей, а то как они будут себя вести в острых ситуациях. Обратить внимание зрителя как раз на фон и все изменения в нём. Он мне как раз и понравился. Чувствуется в них и отчаяние, и смирение. Всё уже произошло, поэтому единственное, что осталось – разобраться со следами землетрясения и подготовить место для людей, чтобы они старались вернуться к прежней жизни.

«Токийское восьмибалльное» в итоге стало таким, каким его и задумывали авторы – неплохим моделированием предполагаемых событий. При этом здесь есть хорошая интересная история, прописанные персонажи и прекрасно переданная атмосфера природного катаклизма с его результатами. Это аниме с сильными и эмоциональным сюжетными ходами, которое может вас подкосить, если являетесь сентиментальным и чувствительным человеком. Да даже если вы сухарь с крепкими нервами всё равно глаза на мокром месте будут после концовки.

Когда закончил смотреть сразу появилось желание заценить тайтлы с той же тематикой, может посмотреть на другие природные явления, вышедшие из-под контроля. Цунами, ураганы, пожары и так далее. Думаю, «Токийское восьмибалльное» вполне может пробудить интерес к этой теме.


Лучшие комментарии

У меня с этим жанром были тяжёлые отношения. Долгое время я просто не мог смотреть фильмы-катастрофы. Меня такие картины вгоняли в глубокое отчаяние и неконтролируемый страх.

Ради интереса, пытались думать, анализировать почему так и именно от таких фильмов? Просто обычно, если конкретный страх переходит некую грань в своём влиянии на жизнь, то должна быть причина и подоплёка, некое событие, которое стало триггером.

На данный момент же доминирует интерес, поэтому занятно было посмотреть, как в аниме покажут эту животрепещущую тему.

Мне в первую очередь интересно аниме, которое можно смотреть в моём возрасте (39 лет) без тяжких вздохов. Потому что когда-то я смотрел аниме и оно мне решительно, категорически разонравилось постоянными истериками и кучей спецэффектов на пустом месте. Так я прожил лет десять на меньше, убеждённый, что аниме — не моё в принципе, особенное такое искусство для тех, кому такое нравится даже, если к свидетельству о рождении успели получить паспорт.

Потом я узнал «Призрака в доспехах» и с тех пор по возможности ищу аниме, которое можно посмотреть взрослому человеку.

Мирай Онодзава – ничем не выделяющийся подросток, которому часто не везёт по жизни.

Нормально у неё всё. Просто переходный возраст. Финал первой серии, последняя реплика перед катастрофой прям напоминает первый сезон Life is Strange, когда Хлоя Прайс хотела, чтобы Аркадия Бэй провалилась ко всем чертям и тут нате вам — аномалии и разрушительный смерч в том числе, как воплощение нигилизма.

Пожалуй, как практически любой подросток.

Вот-вот.

Она становится более эмпатичной, чуткой и сопереживающей. Девочка редко ставила себя на место своих близких, которым тоже тяжело. А когда наконец начала – осознание ударило словно молот и заставила наконец взять на себя ответственность, несмотря на юный возраст.

Что мне не нравится в таких сюжетах, так это то, что катастрофу, а тут ещё и реальную катастрофу используют, чтобы клин вышибить клином. И ладно бы проблема персонажа была чем-то, что заслуживает такого удара со стороны. Так нет, по банальному шарахуют так, что почти казнят персонажа.

Да, жизнь жестока. Вспомнить хотя бы «Иди и смотри», многие другие фильмы о том, что дети и подростки пережила на войне и в разных чрезвычайных ситуациях. Тем не менее, по тому же закону, в смысле, бумажному мера пресечения вроде бы должна быть адекватна преступлению индивида. А тут ощущение, что подростка берут за плечи, трясут изо всех сил и орут прямо в лицо. Смотрим какой ты плохой!!! Хуже тебя нет!!! Эгоист ты бессовестный!!! Посмотрим как другим вокруг тебя плохо!!! Кто ты вообще тыкой?!!! Чего ты вообще стоишь?!!! Да кто угодно заслуживает жизни больше, чем ты!!!

К слову, именно так говорит Хлоя Прайс в финале первого сезона. Что те, кого она ненавидела, заслуживают жизни больше, чем она.

В такой ситуации кто угодно бы обезумел от горя и паники, однако Мари изо всех сил старается улыбаться, чтобы не пугать наших маленьких героев, ведь им тоже нужна помощь.

А-а, образцово-показательный персонаж, который страдает, но делает так, как надо. Ок...

Ушёл дальше смотреть :)

Больше всего вызывает недоумение то, почему города восстанавливают на месте произошедшего катаклизма. Казалось бы с первого раза урок должен быть усвоен, что тут строить не надо. Но, нет нифига, давайте снова построим город на том же самом месте, где его уничтожил торнадо, наводнение, землетрясение или извержение вулкана. Ведь второй раз это уж точно точно не повторится. И когда этот катаклизм через несколько лет повторяется снова и город опять стирает до основания все удивляются мол да как так то, никогда такого же не было и вот опять. 

дело в том, что сама япония не располагает такими большими территориями, чтобы умещать около 125 миллионов жителей. к тому же, страна находится в зоне активно движущихся и нестабильных тектонических плит, поэтому разного рода катастрофы такие частые. от них не скрыться, поэтому остаётся только мириться, лучше прогнозировать и совершенствовать строительство и информирование людей о действиях в подобных ситуациях. 

отвечаю на ваш вопрос: я сам по себе человек очень тревожный, для меня привычно в голове прокручивать мысли о происшествиях, которые могут произойти со мной или моими близкими. и делаю так не потому что мне по кайфу, они просто приходят в голову и их очень тяжело вытравить. а такие фильмы раньше только подстёгивали в страхах. да и сама природная катастрофа с её непредсказуемостью и бесконтрольностью вызывала ужас само по себе как явление. ведь когда ты волнуешься о какой-то даже маловероятной ситуации, ты думаешь над тем, а что можно сделать, чтобы избежать подобного. как себя вести. когда же происходит пожар, ураган, землетрясение и так далее твои действия не важны. ты не сможешь ничего сделать для того, чтобы остановить этот процесс. природе плевать на твоё волнение и прочие чувства. 

вот, надеюсь, смог объяснить. сейчас такой проблемы нет, мне наоборот хотелось бы посмотреть те фильмы в этом жанре, которые пропускал раньше из-за страха. 

Пускай к нам присоединяются, у нас в тайге места много, на всех японцев хватит, еще и на Северную Корею останется. :) А там с и нашими чукчами  ассимилируются и будут из бересты и оленьего помета нам процы с видяхами изобретать.  

Так мы и так при развале СССР кучу территорий разбазарили. И сейчас там уровень жизни лучше чем у нас. Потому что весь доход с добытого остаётся в приделах территории, а не идёт в общак с выделением из него ноль целых, фиг десятых процента. 

Ну, сделают систему, которая предскажет катаклизм в 8 или 9 баллов за несколько часов до его появления и что дальше. Выступить по телеку и сказать «ребята молитесь, через час нам всем 3.14здец, вы хорошо трудились на заводе по производству руды на благо страны. Родина вас не забудет».

А что лучше продолжать страдать просто потому, что так исторически сложилось, что твои предки осели на этом месте 100500 лет назад. Или может все таки лучше искать выход из ситуации. 

я сам по себе человек очень тревожный, для меня привычно в голове прокручивать мысли о происшествиях, которые могут произойти со мной или моими близкими

Ясно, сочувствую.

и делаю так не потому что мне по кайфу, они просто приходят в голову и их очень тяжело вытравить

Даже мысли не было о том. что по кайфу. Я даже написал, что, если у человека… ярко-выраженная эмоциональная реакция на что-то, значит, есть причина и подоплёка. Ну там человека в детстве покусала собака и он ненавидит всех собак до гробовой доски. Естественно, я упрощаю. Да и копать дальше не буду, потому что это было бы глупо.

ведь когда ты волнуешься о какой-то даже маловероятной ситуации, ты думаешь над тем, а что можно сделать, чтобы избежать подобного. как себя вести

А вот это уже интересно. То есть, вас волнует не сама катастрофа как таковая, не то что вот сейчас будет больно вам или вашим близким, а потеря контроля.

ps. Просто интересуюсь психологией в том числе, кхм, для самоанализа, а то иной раз %)

Больше всего вызывает недоумение то, почему города восстанавливают на месте произошедшего катаклизма.

Как минимум, чтоб доказать, что люди не сломлены? Кроме того, вопрос может быть и не в людях, в смысле, не в пострадавших, а в политических или экономических причинах. Потому что многие города строились не только и не столько потому, что люди захотели там жить, сколько, потому что были те самые экономические или политические причины.

Один город стоит около какого-нибудь месторождения и по сути строиться вокруг завода по переработке руды. Другой город выполняет роль торгового хаба, третий строится как военный объект и т.п.

Но, нет нифига, давайте снова построим город на том же самом месте, где его уничтожил торнадо, наводнение, землетрясение или извержение вулкана.

Фига списочек! А ничего, что все эти стихийные бедствия сильно различаются по своей природе? Грубо говоря, если ты строишь город рядом с вулканом, который постоянно куриться и время от время опасно сердится на вас всех, то логично, что рано или поздно… Тем не менее, вся Япония — это в принципе сейсмоопасная зона. И что прикажете делать?

Наводнения не постоянны по своей природе. Я, конечно, не профи, но вроде бы они зависят от количества осадков, из-за которых реки потом будет выходить из берегов. А осадки непостоянны. Да и люди могут выработать разные средства защиты от наводнений. Также, как, кстати, от слабых или средней силы землятрясений.

Торнадо — это вообще стихия, характерная для конкретной местности. Получается, что опять же не просто на некой условной точке нельзя строить город, но вообще в этом биоме.

Россия только на 67 месте по уровню жизни по результатам соц опросов. Какая ещё нужна детализация. 

Ну, сделают систему, которая предскажет катаклизм в 8 или 9 баллов за несколько часов до его появления и что дальше.

Если представить себе такую систему, то сразу встанет вопрос, нет, несколько вопросов.

— Насколько ценным является месторождение? Насколько сильна военная, политическая или экономическая необходимость? Можно ли сделать постройки защищёнными от той или иной стихии или мобильными?

И ещё раз. По сути, не конкретные города, а целые страны с весьма древними культурами расположены в местности, которая регулярно страдает от разного. Серьёзно прикажете всем селится только на безопасных равнинах?

Во-первых, то, от чего вы призываете бежать, опять же поддаётся некоторому контролю. Вы забыли основное свойство жизни — приспосабливаться.

Во-вторых, я бы всё-таки включил скромность, некое уважение к духу народов, которые живут в весьма большом количестве стран. Не в одной, не в двух и даже не в трёх.

И из этого следует? Заходи сюда любой, кому живется плохо на своей земле? Рационализируй Россию, чтоб всё стало в лучшем виде?

Вы, случайно, не из чиновников, которые стоят за спинами мигрантов? Говорят, хорошо живут… Правда, возражений всё больше и больше от широких масс, но это ведь неважно?

Дух конечно хорошо, но и ресурсы та тоже не бесконечные. Ну работает этот завод по добычи руды, а когда она кончится, то все всем спасибо, все свободны. И сотни человек в безработице. И чем они будут жить. Народным духом. Я говорю о том, что о будущем надо думать. А не так, что мне сейчас збс, всего хватает, я сейчас все вычерпаю, добуду, продам, всю везде засру, а что будут делать потомки через 100 лет меня неипет,  это их проблемы. 

Так у нас сейчас и так практически весь частный бизнес под мигрантами. Зайдешь в любое кафе или магазин и там сплошняком Рамшаты с Айгулями.

Государство практически устранилось от управления предприятиями, только налоги собирает и все. Что в итоге изменится то. 

У нас даже нормально не могут законы систематизировать под освоение этих регионов. Дают человеку надел Дальневосточный и говорят, мол до такого то числа ты его должен освоить, а не освоишь, мы его заберём. Приезжает на место человек, а там лес кромешный. Ну и он считает, мол раз участок мой, значит и все что на нём находится тоже мое, вроде бы логично же, и начинает его осваивать. И тут подгребает к нему природ охрана и спрашивает, а что это вы тут делаете, ага незаконная добыча древесины, пройдёмте, гражданин. А человек такой, в смысле не законная, вот документ на участок. А ему и отвечают, мол так по документу ваша только земля, а все что на ней растет уже государственное. Так, что на каждое дерево, прежде чем его срубить, нужно приобрести порубочный талон. 

Так мы и так при развале СССР кучу территорий разбазарили. И сейчас там уровень жизни лучше чем у нас.

Просьба не обобщать, а детализировать.

Итого власть сделала как раз то, что вы хотели, о чем писали мне, так как народы идут туда, где им удобно, но вам как-то не по душе… Депрессия, понимаю… Хочется махнуть на всё. Ипись оно конём и всё такое)

Читай также