Обзор Ивана Лоева продал мне Dave the Diver. Куча механик, мини-игры, разнообразная фауна, ламповость проекта, «изумительная» оценка автора — все это подкупает и заинтересовывает. Поэтому я и погрузился вместе с Дейвом в морские пучины на 20 с лишним часов. И поначалу игра действительно удивляла и завораживала, но ближе к концу я устал от проекта. Он мне попросту наскучил…
Даже красота надоедает
Художники и композиторы не зря получали злотые (или воны, разрабы же из Южной Кореи). Пиксельная графика не режет глаза, она создает милую и успокаивающую атмосферу; даже огромные и злющие боссы не сильно пугают.
Отличительной особенностью игры стали впечатляющие анимационные вставки. Они включаются, например, когда ты улучшаешь блюда или угождаешь VIP-гостю. Сначала ролики поражают своей красотой и гиперболизированностью эмоций, но вскоре они начинают повторяться, и ты уже не восхищаешься ими, а раздраженно жмешь на кнопку пропуска.
Представители фауны выглядят разнообразно, что не скажешь о самом подводном мире. Да, есть пещеры, глубинные локации, на последних этапах появляется еще пара интересных мест. Но большую часть времени ты будешь видеть камни и водоросли. Сразу вспоминается Subnautica, где локации в удивляли и восхищали. Однообразность декораций подводного окружения — проблема некритичная, но со временем ты устаешь от одних и тех же видов.
Мини-игры, мини-игры…
Игру можно поделить на три части: сбор ресурсов, их использование и прохождение сюжета.
История, конечно, не слишком сложная и витиеватая, как в RDR2, но вполне приятная и ненапрягающая. Она способна удивлять, умилять или же злить. Персонажи харизматичные и запоминающиеся, порой игра даже приоткрывает их внутренний мир: чего стоит одна история шеф-повара Банчо.
Правда, двигателем сюжета часто выступают примитивные задания: сбегай туда, принеси столько-то ресурсов, защити от агрессивных рыб и тд. Кроме того, некоторые миссии — это просто побегушки туда-сюда. Такие задания надоедают, и их не спасают даже частые мини-игры.
Они есть практически везде: ловишь гарпуном рыбу — быстро нажимай на клавиши; наливаешь пиво — найди баланс между жидкостью и пенкой; готовишь особое блюдо — правильно нарежь и обжарь овощи… Продолжать можно бесконечно. Причем, список мини-игр пополняется практически всю игру, тем самым разрабы пытаются поддерживать интерес. И им это удается в первую половину игры.
Но с появлением новых мини-игр старые никуда не деваются. Во второй половины проекта лично мне надоело постоянно пользоваться гарпуном или филигранно наливать напитки. Не знаю, насколько уместно сравнить Dave the Diver с It Takes Two, но там тоже было множество механик и мини-игр. И они заменяли друг друга, тем самым ты не успевал устать. А вот Dave the Diver мусолит некоторые механики все время.
Слишком много ресурсов
В игре огромное количество ресурсов: куча разнообразных рыб, приправы, водоросли, рис и овощи, выращенные на твоем огороде, куски металла и другие приблуды, необходимые для прокачки оружия… Все они появляются постепенно, так что ты не успеваешь «задохнуться» от обилия ресурсов.
Сначала их главным источником служит морская пучина, но по ходу игры ты получаешь две фермы: на первой выращиваешь овощи и высококачественный рис, на второй разводишь рыб. Если первое место добавляет рутины, ведь приходится садить растения, поливать и убирать сорняки, то вторая территория упрощает жизнь: ферма пополняется почти автоматически, а от тебя требуется только выбирать, кого продашь, а кого пустишь под нож.
Главная проблема, что столько ресурсов просто не нужно для комфортной игры. Они либо используются для выполнения квестов, либо условно конвертируются в денюжку (продажа рыб, суши, просто ресурсов…), либо идут на улучшение оружия. К первому и последнему способу у меня претензий нет. А вот зарабатывать можно только на ловле нескольких видов рыб.
Зачем ловить мелкую рыбешку, искать ингредиенты, париться с овощной фермой, если можно просто охотиться на крупных и агрессивных особей, тех же акул. С них падает сразу несколько дорогих кусочков мяса. А если нужную фауну на рыбной ферме завести, то поток высококачественной рыбы будет постоянным. А ведь еще можно повышать цену блюд…
Этот дисбаланс попросту убивает мотивацию запариваться. Чтобы решить проблему, мне кажется, стоило бы увеличить опасность крупных особей. Да, они нападают, кусаются, но их все равно очень легко убить.
Другой вариант — понизить ценники на простые блюда и увеличить стоимость сложных, где много ингредиентов. Это заставит игрока менять приоритеты и задействовать другие ресурсы. А так — убивай пару акул за один заплыв, и карман твой всегда будет забит монетами.
К слову, меня порадовало, что деньги не задерживаются в твоем кошельке. Они всегда на что-то уходят: на улучшение оружия и экипировки, найм и обучение персонала в баре, расширение рыбной фермы и т. д.
Немного о хорошем
Я сразу накинулся на игру с претензиями, а ведь Dave the Diver неплохая. Две трети игры она действительно радовала своей непринужденностью и комфортностью. С каждым заплывом я все глубже погружался на дно и находил интересную морскую живность, изучал ее и пытался словить, чтобы потом отведать. Исследование скрытой в морских глубинах цивилизации интриговало и ооочень отдаленно напоминало лавкрафтианские рассказы.
Отдельно порадовало управление суши-баром: формирование меню, поиск персонала, отделка помещения. Особенно приятно видеть дневную статистику с новым рекордом по выручке.
Сама игра довольно уютная: она тебя не торопит и лишний раз не напрягает. Какие-то моменты умиляют, например, посты в соцсетях, неуклюжие движения главного героя или же небольшие фразы персонажей, к которым ты пристаешь вне миссий. Да сам Дейв — ходячая доброта, вызывающая улыбку и теплоту в сердечке.
Просто ближе к концу игра сдувается. Ты находишь легкий способ заработка, так что пропадает мотивация запариваться. Простенькая история уже не интригует. Dave the Diver больше не удивляет своими механиками и мини-играми, и прохождение становится рутиной. И вот ты уже пытаешься не насладиться проектом, а побыстрее выполнить сюжетку, поставить воображаемую галочку и удалить игру…
Хотя это лишь мой игровой опыт. Может быть, у вас было совершенно по-другому?)
Лучшие комментарии
Выбил платину за 82 часа неспешной игры по основному сюжету + 2dlc. Под конец вся рутина успешно автоматизируется (рыбная и овощная фермы) и не доставляет каких-то неудобств. И да, самые дорогие (а самое главное, высокооцененные) блюда в ресторане явно не из акул.
Проект душевный, расслабляющий — после рабочего дня самое оно. Картинка красивая, музыка волшебная (особенно в ледяной зоне) — как в детство вернулся. По духу игра мне чем-то spiritfarer напомнила (тоже один из моих любимых проектов), хотя геймплейно они конечно сильно отличаются.