15 мая 15 мая 4 1218

Как трилогии погружают нас в мир игры

+11

Совсем недавно я закончил прохождение Bayonetta 3 и получил от нее невероятное удовольствие. Вместе с этим я заметил, что все чаще устраиваю марафоны по целым сериям, и это очень положительно повлияло на количество эмоций, которые приносят игры. Одними из последних франшиз, которые я проходил таким образом, были Mass Effect, Borderlands, и Bayonetta. Так совпало, что на момент написания статьи каждая из этих серий имеет три номерных части. Мне стало интересно, что такого особенного в формате трилогий. Почему их персонажи запоминаются надолго, про эти игры хочется рассказать всем окружающим, даже если они не играют в игры, и как прохождение трилогий может подарить вам чувство причастности к чему-то значительному.

Я решил разобрать этот вопрос, как раз, на примере Mass Effect, Borderlands и Bayonetta. Каждая из этих серий сильно повлияла на мои видеоигровые вкусы, каждая является, в своем роде, эталоном, но не в плане технической реализации или отдельных механик, а в том, какие эмоции должна приносить игра того или иного жанра.

Осторожно! Статья содержит намеки и прямые спойлеры на сюжет всех трех франшиз.

Первая часть серии часто идет со скрипом. Все эти франшизы положили свое начало еще в нулевых, поэтому сейчас первые части игр ощущаются устаревшими в плане геймдизайна. Кроме того, начало серии — это всегда эксперимент и проба пера. У команды разработки еще нет обратной связи от игроков. Им приходится проверять идеи по большей части в своей голове, а затем на небольшой группе тестировщиков и собственных сотрудников.

В первой ME из неудобных и раздражающих механик сразу вспоминаются бесконечные поездки по почти пустым планетам на MAKO, запутанные локации с не всегда удобным фаст-тревелом, бектрекинг и периодические скачки сложности в боевых столкновениях.

В Legendary Edition графика первой части Mass Effect сильно похорошела. Но этого недостаточно, чтобы скрыть местами устаревший геймплей.
В Legendary Edition графика первой части Mass Effect сильно похорошела. Но этого недостаточно, чтобы скрыть местами устаревший геймплей.

Старт трилогии про Байонетту тоже жестко принимает новичков. Когда я возвращаюсь в нее после второй или третьей частей, каждый раз удивляюсь, насколько она сложная. Тайминги уворотов, добиваний и QTE издевательски маленькие. Испытания вообще периодически приходилось штурмовать по несколько дней. Записки страдают графоманией, а пользовательским интерфейсом я научился нормально пользоваться только ближе к концу игры.

Одни из самых сложных противников за всю серию появляются как раз в первой части Bayonetta
Одни из самых сложных противников за всю серию появляются как раз в первой части Bayonetta

Первая Borderlands играется не так отзывчиво, как вторая и третья. Это ощущается во всем: в стрельбе, разнообразии оружия, в перемещении пешком и на машине, битвах с боссами, странном левелинге врагов, пустынных локациях и филерном сюжете, из которого мне запомнился только dlc про Клэптрапа.

Однако первые части всех трех франшиз выполняют очень важную роль. Они знакомят игрока с механиками, погружают в мир, закладывают основу правил, по которым будут работать сиквелы и триквелы. Кроме того, из-за всех выше перечисленных сложностей, прохождение первой части значительно повышает вашу толерантность к шероховатостям последующих игр и создает ощущение своеобразного достижения. В вашей голове появляется мысль «я преодолел все трудности вместе с главными героями». Заставлять игрока страдать из-за неудобства игры — это, конечно, плохо с точки зрения геймдизайна. Однако в рамках прохохождения трилогии целиком, это идет разработчикам на руку.

Когда вы начинаете проходить сиквел, то чувствуете, что все находится на своих местах. Мир и механики вам уже знакомы. Они получают ожидаемое развитие, что дает вам чувство прогрессии.

Магия трилогий начинает работать в тот момент, когда в сиквеле и триквеле вы замечаете отсылки к предыдущим частям. Это могут быть ремиксы саунтреков и обновленные музыкальные темы персонажей, визуальные образы.

 

Заглавная тема первой Mass Effect, которая затем неоднократно повторялась в следующих частях серии в других аранжировках

Первые части франшиз создают у вас в голове базу знаний о лоре, учат вас языку, который понимаете только вы и создатели игры. В этот момент прохождение становится очень личным процессом. В сиквеле идет развитие персонажей первых частей, расширение вселенной, дальнейшее погружение игрока в события и законы игрового мира.

В Bayonetta 2 вы занимаетесь тем, что пытаетесь спасти душу Жанны из инферно. При этом всю первую часть, Жанна вообще-то была антагонистом. Характер и внешний вид Байонетты сильно меняются. Ее костюм выглядит менее вызывающим, при этом сама она становится эмоционально более открытой.

В первой части Сереза была одна против всех: ангелов, демонов, Жанны, Луки. В число ее союзников можно записать только Родина, который, хоть и придерживается нейтралитета в противостоянии инферно, парадисо и Байонетты, но всегда встречает главную героиню коктейлем в своем баре. Во второй же части Байонетта постоянно кого-то спасает: и Жанну, и Луку, и Локи. Мы узнаем больше о ее отношениях с матерью и отцом, и в целом видим, как растет ее привязанность к окружающим людям.

В Borderlands 2 авторы представляют нам новых главных героев. При этом протагонисты из первой игры не просто упоминаются в сюжете, а становятся непосредственными участниками истории: раздают квесты, делятся подробностями своей жизни на Пандоре в промежутке между частями.

ME 2 начинается с гибели Шепарда и Нормандии. Это сразу вызывает сильный эмоциональных резонанс у игрока. Чувства, которые вы испытываете, когда вам показывают восстановление Шепарда и затем презентуют Нормандию SR-2, усиливают вашу привязанность к ним до конца серии.

Большую часть игры вы набираете команду на самоубийственную миссию, пытаетесь уладить конфликты между экипажем, подготовить каждого персонажа и обновленную Нормандию к финальному сражению. Вы привязываетесь к членам команды, узнаете их истории, характеры. В результате они навсегда остаются в вашей памяти, воспринимаются как личности. Все это дает вам основу для того, чтобы получить максимальную отдачу от прохождения финальной битвы. Вы уже не можете позволить себе потерять хоть одного персонажа, переживаете за каждый выбор во время самоубийственной миссии и искренне радуетесь, когда получается рассчитать все действия правильно и сохранить команду.

В сиквелах создатели серии начинают заигрывать с игроком, добавляя фан-сервис. Это могут быть шутки и отсылки к событиям первых частей, камео персонажей, различные сигнатурные элементы серии, как например, сценки сражения во время финальных титров Bayonetta.

В третьей же части авторы дают себе разгуляться по полной. В финале серии бюджет, обычно, не так ограничен. Количество контента, механик и масштаб событий достигает максимума, так же как и число фан-сервисных элементов.

Сразу же вспоминается вечеринка в апартаментах Шепарда в Цитадели. Здесь вы всей командой вспоминаете события предыдущих частей, узнаете персонажей с новой стороны. Кто-то из них даже может обзавестись романтическими знакомствами (привет Эшли и Вега). Гаррус шутит про то, что в этих апартаментах нечего калибровать и про то, что Лиара постоянно повторяет «By the Goddess». Такие эпизоды помогают лучше раскрыть персонажей.

Та самая вечеринка у Шепарда дома
Та самая вечеринка у Шепарда дома

Также в третьей части разрешаются конфликты, проходящие красной нитью через весь сюжет трилогии. Речь идет о противостоянии кварианцев и гетов и о генофаге. Шепард принимает непосредственное участие в решении этих конфликтов.

В Borderlands 3 вы также встречаете персонажей из первых частей и они играют непосредственную роль в истории. Вы узнаете еще больше поднаготной из жизни обитателей Пандоры. Все это подается в, уже ставшем характерным, саркастичном стиле серии. Драматичные события игры запоминаются надолго и вызывают сильные эмоции как раз из-за того, что вы уже успели привязаться к персонажам за время прохождения предыдущих частей.

Сирена Maya, одна из главных героев Borderlands 2, сражается со злодеями в третьей части
Сирена Maya, одна из главных героев Borderlands 2, сражается со злодеями в третьей части

Bayonetta 3 я прошел совсем недавно. Она и побудила меня на написание этой статьи. Эта игра стала для меня эталоном завершения трилогий. Здесь есть все: и новые механики, и доведенный до абсурда уровень безумия, творящегося на экране, и развитие персонажей и, конечно же, фан-сервис.

История Байонетты становится все более личной. Драма воспринимается все сильнее. Такие эмоции, как от прохождения финала игры, невозможно получить ни в одном другом медиа. Это то, почему я предпочитаю видеоигры любым другим развлечениям, будь то фильмы, сериалы и даже книги.

В третьей части Байонетта предстает перед нами в новом свете, глубже переживая за судьбы своих друзей и не скрывая своих чувств. Ее костюм становится менее вульгарным, отсылаясь к ответвлению серии про маленькую Серезу. В саунтреке появляется больше вокальных элементов, и сама музыка становится живее и эмоциональнее, менее пафосной и более личной. Взрослеющая Байонетта в конце игры принимает на себя роль наставника, подобно тому, как её мать была наставником для неё, и в финале мы слышим, как слово 'Mummy' уже звучит по отношению к главной героине.

 

Тема Байонетты из Bayonetta 3. В ней намного больше живых инструментов, в сравнении с предыдущими частями. Настроение лирики также меняется на значительно более сентиментальное.

Так в чем же все-таки заключается магия трилогий? Одна из важнейших задач создателей игр заключается в том, чтобы изобрести язык, который будет понятен игроку. Если вы даете себе время погрузиться в мир игры, то тем самым позволяете разработчикам рассказать намного более личную историю. Трилогии отлично подходят для такого формата прохождения, так как они дают вам и авторам больше времени на то, чтобы научиться понимать друг друга.

Но что будет, если эти серии игр выйдут за рамки трилогий? На момент написания статьи, 4-й номерной части нет ни в одной из франшиз. Есть различные спиноффы, но они ощущаются необязательными и лишь немного расширяют вселенные игр. Сломается ли магия трилогии с выходом квадриквела? На данный момент есть только слухи про Borderlands 4, Bayonetta 4 и ME4. Игроки гадают, что может ждать нас в следующей части серии про Шепарда, какую из концовок считать каноничной и кто из персонажей может появиться в квадриквеле. В Bayonetta 3 история Серезы завершается, поэтому в следующей игре мы, скорее всего, увидим приключения уже другой ведьмы. В Borderlands 4 перед разработчиками стоит задача взять все самое лучшее их предыдущих частей и, при этом удивить игроков чем-нибудь новым.

Несмотря на все неоднозначности связанные с выходом продолжений серий знаменитых трилогий, мы все равно их ждем. Ждем и надеемся узнать, что же случилось дальше с полюбившимися героями и мирами. Ведь если вы осилили оригинальные трилогии, то уже не сможете просто так попрощаться и забыть этих персонажей. Они останутся с вами навсегда, станут частью вашего культурного контекста.

Из всего вышесказанного, вывод получается довольно банальный, но оттого не менее ценный. Магия трилогий в том, что они успевают развернуть историю с необходимым эмоциональным резонансом. Они знакомят вас с миром и персонажами, а затем делают их частью вашего собственного опыта. Трилогии создают богатый эмоциональный контекст, который связывает игрока с вымышленной вселенной на более глубоком уровне. Мы следим за эволюцией героев, понимаем их решения и видим, как их миры развиваются.

Когда мы переходим к финалу трилогии, возникает ощущение завершенности, даже если мы знаем, что впереди может быть еще больше. Выйдет ли четвертая часть в какой-то из этих серий или нет, главные герои остаются с нами как неотъемлемая часть нашего культурного опыта. Таким образом, трилогии дают нам не просто законченные истории, но и двери в целые миры. В этом их главное волшебство.


Лучшие комментарии

А мне блог понравился, было любопытно почитать. 

Хорошо что я лажанулся и у Шепарда с Эшли ничего не вышло.Я ж не знал что кэп «откинется».))))

Очень спорный идея блога, не фанат ME и сексуальной ведьмочки в облегающем наряде, но в трилогию Borderlands поиграл прилично. И третья Борда в плане проработки мира и персонажей сильно уступает сиквелу. Так же и первая Борда по сути демка для обкатки идей разработчиков, и всё самое лучшее и весёлое было перенесено из первой игры в сиквел и успешно улучшено.

Многие поклонники серии со мной не согласятся, но у Pre-Sequel'а были шансы стать лучше Bordertands 2 — новая стихия (взамен старой), абсолютно новый тип вооружения — лазеры, приключения в условиях низкой гравитации, необходимость грамотно использовать кислород, но не сложилось. А потом австралийскую команду разогнали и все купившие сезонный пропуск остались без обещанного второго сюжетного дополнения)  

Положительно трилогия работает только с Байонеттой.

При всей мощи Биовар, с МЭ хорошо получился только симулятор свиданий. В остальном третья часть больше разочаровывала.
Борда ещё хуже, при всех технических и геймплейных улучшениях, унылище в сюжетах и персонажах. Вот нихрена не грандфинал истории с хранилищами, с какой стороны не посмотри. ДЛЦ чуть получше, но тоже много спорных моментов и самоповторов.

Не просто так существует идея «проклятия третьей части».

Читай также