3 апреля 3 апр. 6 2546

Я родился. Бразильский Дюк Нюкем для старой игровой консоли

+16

Дюк Нюкем когда-то давно мог посоперничать в своей крутости с самими Чаком Норрисом. А сложись судьба вымышленного героя чуточку удачней, то он затмил бы и короля чётких пацанчиков – Джейсона Стейтема. Но не получилось, как говорится, не фортануло. Некогда популярный истребитель пришельцев ныне, к сожалению, забыт.

Так, к чему это мы? А. Пару дней назад нам представилась возможность прикоснуться к одной частной коллекции старых картриджей на Денди и Сегу. И вот, всматриваясь во временами кислотные обложки игр, мы натолкнулись на интересный экземпляр.

Выяснилось, что тяжёлые бутсы Дюка ступали на приставку Sega Mega Drive. Геймплей Duke Nukem 3D, признаемся честно, вогнал в тоску, однако вот история его происхождения, появления на свет показалась увлекательной.

Всем пламенный привет, на связи Cheezzy фиолетовая борода, и давайте лёгенько так пропорхнем по давно ушедшим годам. Узнаем о торговцах из Бразилии, наладивших бизнес с японскими игроделами, да о паре юридических лазеек, позволивших обойти запрет.

 

Прохождение Duke Nukem 3D (Sega Genesis). Канал: Poopsy crips

Торговцы игрушками из Бразилии

В конце 80-х годов в жаркой Бразилии четверо предприимчивых мужчин, промышлявших продажей различного рода техники, решили выйти из зоны комфорта. Не дожидаясь особо ценных наставлений от инфоцыган, они образовывают слаженную команду, собирающуюся разрывать рынок под знамёнами новой фирмы TecToy. Как не трудно догадаться, торговать собираются господа игрушками. Но не простыми, а дюже технологичными.

В те года местные предприниматели, продававшие детские игрушки, к электронным развлечениям относились, мягко говоря, скептически. Подобные вещи казались бизнесменам чем-то отвратительно тупым. К примеру, ребята из TecToy выкатывают на бразильские прилавки обучающую игру Pense Bem. Однако местные гуру финансов пророчат товару провал, ибо, по их мнению, родители не считает своих детей инвалидами, и те, как бы, не нуждаются в такого рода учебных пособиях. Может оно и так. Да только по итогу, Pense Bem получила огромную популярность, принеся баснословных доход.

Молодая компания очень быстро набирала авторитета на бразильском рынке. Поэтому-то и неудивительно, что отцы TecToy, ранее уже работавшие с бизнесменами из Японии, в один момент захотели посотрудничать с гигантом электронных развлечений – с Sega.

Папашки из Страны восходящего солнца, ознакомившись с поступившим дерзким деловым предложением, согласились рискнуть. Бразильским торговцам была передана на реализацию лицензия на лазертаг игру по вселенной аниме Зиллион. Ни сам мультфильм, ни световой пистолет на своей Родине похвастаться заоблачными успехами не могли. А вот в государстве, обосновавшимся в Южной Америке, игрушка распродалась огромном тиражом.

Компания TecToy бросила все свои силы на раскрутку товара Sega, доказав, в первую очередь, коллегам, что сотрудничество с ними приносит исключительно плюсы. Плюсы в виде хрустящих банкнот.

Финансовый успех светового пистолета на бразильском рынке положил начало дальнейшему тесному сотрудничеству. Японские бизнесмены, задобренные кучей наличных, доверили ребятам из TecToy святую святых – игровые консоли вместе с виртуальными приключениями.

Мы запилим собственного Дюка Нюкема

Продукция компании Sega покорила сердца многих бразильских детишек. Причём виртуальные приключения под маркой синего ежа умудрились обскакать даже похождения усатого сантехника. Фирма TecToy, обеспечившая столь фееричный успех, подгребла под себя все виртуальные блага японских коллег.

Но не стоит думать, что бразильские торговцы занимались исключительно перепродажей забугорных товаров. Нет, конечно. Ребята из TecToy занимались также портированием и разработкой, практически, собственных игр.

Стефано Арнхольд (президент TecToy) и Хаяо Накаяма (президент Sega) в момент, когда TecToy вручили ему большой аметист по случаю десяти лет сотрудничества (1987-1997)
Стефано Арнхольд (президент TecToy) и Хаяо Накаяма (президент Sega) в момент, когда TecToy вручили ему большой аметист по случаю десяти лет сотрудничества (1987-1997)

В 1997 году предприимчивые бразильские господа портировали на консоль Sega Master System аркадный файтинг  Street Fighter II. Получившаяся игра, по словам сотрудников компании, была тепло принята геймерским сообществом. Поэтому-то подбадриваемые успехом работники TecToy замахиваются на, казалось бы, немыслимое. На крутого Дюка Нюкема.

А что такого? Популярный протагонист забористого шутера, истребляющий сотнями свинопришельцев, уже как бы заглядывал на консоли PlayStation и Nintendo 64. Визит тогда прошёл отлично. Почему бы в таком случае Дюку не появиться и на приставке Sega Genesis (у нас её звали, как Sega Mega Drive)? Что мешает-то? Ну, кроме авторских прав, разумеется.

Вот здесь, кстати, история делает умопомрачительный вираж, ибо до сих пор доподлинно неизвестно: каким образом и легально ли TecToy приобрела лицензию на Дюка Нюкема? События покрыты мраком, а правообладатели по неизвестным причинам предпочитают отмалчиваться. Тем не менее любознательные пользователи Интернета всё же путём коллективных рассуждений пришли к устроившей всех версии. Итак.

Руководители бразильской компании прекрасно понимали, что студия 3D Realms, владеющая правами на крутого истребителя пришельцев, добро не даст. Не пожелает видеть любимого Дюка на уже старой консоли. В связи с чем начальники TecToy делают финт ушами, да обращаются к издателю GT Interactive и по совместительству – дистрибьютору американских разработчиков интересующего персонажа. Те, конечно, не собственники, но право на ограниченный выпуск игры на территории Бразилии выдали. Мол, пилите игру про Дюка, но только исключительно для своей страны. За пределы – ни-ни.

TecToy устроили выдвинутые издателем GT Interactive условия. Пожав руки, бразильцы приступили к воплощению идеи. Однако внезапно выяснилось, что… сюрприз-сюрприз… портировать трёхмерный мир Дюка Нюкема не так-то просто на выбранную консоль. Пришлось с нуля создавать собственные инструменты для разработки проекта.

Этот алгоритм сильно отличался от 2D с половиной, использовавшихся в более ранних версиях этой платформы. Это позволило создавать стены и двери разной толщины и прямоугольных размеров, а не только квадратных, как в игре Wolfenstein. Я использовал декартову плоскостную систему для отображения всей игры, с тех пор мы начали применять текстуры и стратегии Duke Nukem 3D… Да, Duke Nukem 3D для Mega Drive был создан с нуля и разрабатывался тремя профессионалами: Двумя инженерами и дизайнером.

Дэниел Тревизан - бывший сотрудник TecToy (Перевод – Яндекс Переводчик)

Дизайн 3D-карт Duke Nuken для Sega Genesis
Дизайн 3D-карт Duke Nuken для Sega Genesis

Учитывая неожиданно всплывшие ограничения, бразильцы буквально пересобрали игру заново. Взяв за основу второй эпизод на орбитальной станции, сотрудники TecToy за год сваяли собственные похождения Дюка, да выпустили их на рынок. Вышедший проект сенсаций никаких не наделал, но фанатов Sega Genesis порадовал.

Дюк, я – твой отец

Как понимаете, Duke Nukem 3D в те года, так и не покинула пределов страны. TecToy сдержала слово, реализовав партию разработанной игры своим соотечественникам. А раз так, то каким макаром сей великолепный проект стал достоянием мировой общественности? Ответ прост: Piko Interactive и очередная путаница с авторскими правами. 

Американская студия Piko Interactive, специализирующаяся на переиздании всевозможных ретро-вещей, в 2015 году обратила внимание на бразильскую версию Duke Nukem 3D. Необычный порт дюже приглянулся ребятам из звёздно-полосатой страны, в связи с чем они поспешили получить права на проект.

Господа из TecToy против не были. Как, впрочем, и студия 3D Realms. Обе компании без каких-либо проблем дали зелёный свет. Однако на тот момент не было юридического понимания: а кому вообще принадлежит Дюк?

Дело в том, что между 3D Realms и Gearbox Software шла судебная тяжба по поводу определения нынешнего отца Нюкема. Игровые гиганты вовсю спорили, пытаясь разобраться в перипетиях авторского права. По итогу же, компании смогли прийти к общему знаменателю, в связи с чем урегулировали конфликт полюбовно. Дальнейшей судьбой Дюка стала распоряжаться Gearbox Software.

Что же до Piko Interactive? То они очень удачно влезли со своей просьбой о распространении версии Duke Nukem 3D на Sega Genesis. В череде судебных событий всем было как-то не до них. Какой-то полупиратский–полулегальный проект не особо интересовал игровые фирмы, сражающиеся за руку и очки Нюкема. Царящая неразбериха позволила бразильскому порту покинуть пределы Латинской Америки, да побывать на приставках геймеров по всему миру.

История появления Duke Nukem 3D на Сегу удивительна, в первую очередь, тем, что обе компании – TecToy и Piko Interactive – подошли к делу максимально честно. Фирмы не наплевали на авторские права там, букву Закона, а попытались приобрести разрешение на использование Дюка Нюкема. Хотя могли спокойно, без каких-либо проблем клепать игры по примеру пиратов из Тайваня, открывших, по сути, нашей стране консоль Денди. Однако компании поступили иначе.

Что ж, а с вами был, вещал и погружался в бразильскую историю Cheezzy фиолетовая борода. Надеюсь, ещё увидимся на бескрайних, необъятных просторах Интернета.

1) Википедия:

- Duke Nukem 3D: https://en.wikipedia.org/wiki/Duke_Nukem_3D

2) Сторонние сайты:

- TecToy — как Sega смогла покорить Бразилию: https://squarefaction.ru/game/duke-nukem-3d-mega-drive/articles/21142-tectoy-kak-sega-smogla-pokorit-braziliyu

- Duke Nukem 3D (Sega Genesis): https://dukenukem.fandom.com/wiki/Duke_Nukem_3D_(Sega_Genesis)

- Duke Nukem 3D: https://www.sega-16.com/2007/11/duke-nukem-3d/

- Duke Nukem 3D finally gets a Sega Mega Drive release: https://www.eurogamer.net/duke-nukem-3d-finally-gets-a-sega-mega-drive-release

- Duke Nukem: http://www.lki.ru/text.php?id=6249

- Это победа: Gearbox — единственный владелец прав на Дюка Нюкема: https://kanobu.ru/news/eto-pobeda-gearbox-edinstvennyij-vladelets-prav-na-dyuka-nyukema-377535/

- INTERVIEW: STEFANO ARNHOLD (TEC TOY): https://www.sega-16.com/2015/11/interview-stefano-arnhold-tectoy/\

- Zillion (laser tag game): https://segaretro.org/Zillion_(laser_tag_game)

- Pense Bem: https://muppet.fandom.com/wiki/Pense_Bem

- Unreleased Tomb Raider for Genesis, Duke Nukem 3D and other secrets behind TecToy ( EXCLUSIVE Interview): https://www.seganerds.com/2016/08/19/unreleased-tomb-raider-for-genesis-duke-nukem-3d-and-other-secrets-behind-tectoy-exclusive-interview/

- The secret behind Duke Nukem 3D for Sega Genesis: https://www.seganerds.com/2016/08/07/the-secret-behind-duke-nukem-3d-for-sega-genesis/

- Duke Nukem 3D finally coming to SEGA Genesis: https://www.seganerds.com/2015/10/17/duke-nukem-3d-finally-coming-to-sega-genesis/

3) Ютуб:

- Mega Visions. Interview with Piko Interactive on Duke Nukem 3D coming to SEGA Genesis: https://www.youtube.com/watch?v=oaM18VRCv8g


Duke Nukem 3D

Платформы
PC | Mac | Linux | PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | N64 | NSW | iOS | Android | BlackBerry | SMD | SAT
Жанр
Дата выхода
29 января 1996
1.3K
4.4
682 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Помню, как был удивлен, когда в Duke Nukem Forever нашел отдельное меню со всеми цитатами. И это запомнилась больше всего)

Если что, там была цитата про преимущество пьяной обезьяны над трезвой 

Никогда не знал, что эта версия исключительно для бразильского рынка выходила. Было интересно почитать.

А я в своё время познакомился с Дюком Нюкемом через не самую каноничную Time to Kill на PS1. Занимательная была игра, пусть и кривоватая.

Ну и, если позволите, пару очепяток нашёл:

да выпустили их рынок
версии Duke Nukem 3D наSega Genesis

Спасибо, поправили)) Мы с Дюком познакомились, когда у него было 2 плоскости. А чуть позже уже наше знакомство переросло в нечто большее — в Duke Nukem: Total Meltdown на первой плойке.

А вот Time to Kill мы застали намного позже. И он нам казался чем-то современным. Мол, Дюк для подрастающего поколения (хех, нам тогда было лет под 16. Сами-то были подрастающим). Но игра была зачётной, конечно. В первую очередь, из-за смены временных эпох.

Ну, это я  - Cheezzy, и моя фиолетовая борода. Творческий тандем на просторах Интернета, скажем так)

Читай также