Платформа: XSS
Время, затраченное на прохождение с учётом повторного: 10 ч 34 м
— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Думаю, любой игрок,
проходивший хотя бы пару хороших сюжетных игр, привязывался к кучке пикселей на
экране, которые мы называем героями и персонажами. И порой даже сильнее, чем к
реальным людям. То же не раз происходит и с читателями или зрителями. Но будет
ли человек воспринимать персонажей всего лишь чьим-то хорошо прописанным
вымыслом, если станет непосредственным участником игрового процесса? OneShot позволяет побывать в шкуре бога целого мира, что
посылает мессию спасти человечество от гибели. И ваш подопечный прекрасно
осведомлён о том, что вы, игрок, существуете.
Прежде всего стоит упомянуть тот факт, что играл я в консольную версию World Machine Edition, вышедшую в 2022 году. Изначально OneShot появилась только на ПК в 2014 г. и заимела ремейк в 2016 г., создана она маленькой командой Future Cat LLC на знакомом многим фанатам инди-игр движке RPG Maker. Консольную версию пересобрали, она практически идентична версии ремейка, однако в ней возникла собственная система World Machine, имитирующая настоящую, где геймер может включить игру, посмотреть открывшиеся бонусные материалы или даже исследовать файлы программы. Если вы знакомы с более популярной игрой Doki Doki Literature Club и её обновлённой версией Plus, то легко представите себе, как это работает.
Так или иначе, вы кликаете курсором на ярлык игры, запускаете её и знакомитесь с главным героем, Нико. Он просыпается в разрушенном доме, не понимая, что происходит. Ребёнок находит компьютер, где нам, именно НАМ говорят, что этот мир погибает, любые действия, совершённые в нём, повлияют на Нико, и у нас есть лишь один шанс сделать всё правильно. Спустя время вы помогаете своему мессии найти большую лампочку, работающую без какого-либо источника питания, после чего наконец-то вместе отправляетесь в путешествие.
Спустя время герой обнаруживает первое живое, вернее, неживое, зато способное говорить существо, и оно оказывается роботом-пророком, запрограммированным на встречу с Нико. Он рассказывает ребёнку, что тот является спасителем, которому необходимо доставить лампочку, являющуюся солнцем этого мира, в огромный маяк внутри единственного функционирующего города на этой планете, иначе этот мир полностью поглотит тьма. Также Нико узнает, что ему в этом поможет бог по имени *вставить-название-вашего-профиля*, и мы впервые общаемся друг с другом.
Вы, как и Нико, мало что знаете о мире, в который вас занесло, и глазами маленького ребёнка, слабо разбирающегося в законах общества и бытия, вам предстоит постепенно изучить это место. Протагонист с детской наивностью и небывалым любопытством будет комментировать каждый предмет, с которым игрок предложит ему взаимодействовать. Постепенно Нико станет мудрее и умнее, нередко после получения необходимых знаний его диалоги будут меняться. За примером далеко ходить не надо: в первой же локации можно поговорить с одной девушкой о светящихся ящиках в зданиях, и герою объяснят, что это миниатюрные батареи, являющиеся источником питания для роботов. После этого Нико научится находить надписи, что указывают на владельцев этих батарей, однако этот диалог легко пропустить, и для нашего протагониста непонятные коробки так и останутся странными приборами, к которым лучше не подходить.
В своём путешествии Нико посетит несколько районов этого мира, где встретится со всевозможными персонажами с разными взглядами на мир. Думаю, игрок точно запомнит робота Сильвер, пессимистичную девушку-робота, оставленную собственным создателем на попечение судьбы и не верящую в спасание мира, или птицеподобных брата и сестру Алулу и Каламуса, в одиночестве пытающихся выжить на почти затопленном острове, или Линга, радостного работника в кафе, что бесплатно покормит Нико оладьями. Ребёнок познакомится со многими людьми и роботами, что с удовольствием помогут ему, и окружённый искренней заботой, а также видя, каким невзгодам подверглись жители этого мира, Нико всё больше и больше обретает веру в важность его миссии.
Но намного важнее ваше взаимодействие с Нико. Он постоянно будет обращаться к божеству, рассказывая ему о своих чувствах и делясь новыми мыслями, а также прося помощи в решении той или иной задачи. Иногда у вас будет возможность ответить Нико, что поможет сблизиться с героем. По мере прохождения игры вы встретите несколько кроватей, на которых ваш подопечный захочет поспать – игра закроется, а во время нового запуска вы увидите сон ребёнка, который он захочет обсудить. Так вы узнаете об отношении Нико к городам, о его любви к маме и её великолепным оладьям, о взаимоотношениях с соседями, о желании увидеть настоящей океан и страхе не вернуться домой. Вы же можете соглашаться с ним или нет в тех или иных вопросах, а также делиться информацией о своей жизни. Чем дольше вы разговариваете с Нико, тем больше похожий на котёнка мальчик будет казаться живым. Собственно, чем он хуже аватарок в социальных сетях, чьих владельцев мы никогда не увидим вживую, но к которым нередко проявляем неподдельные эмоции? Нередко друг по переписке для человека становится важнее окружающих его людей. Да, Нико – это, казалось бы, всего лишь код, но реагирующий на ваши ответы и написанный другим настоящим человеком со своими мыслями и взглядами на жизнь, кем-то созданный персонаж, через которого автор налаживает диалог с игроком, как писатели делали это с читателями многие века. В существование Нико легко поверить, ведь как писал А. де Сэнт-Экзюпери:
Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует.
И Нико точно такой же: маленький славный ребёнок, который радуется жизни и любит кушать оладьи. Однако стоит учесть, что перед нами не книга, а игра, и на наши плечи перекладывают ответственность за жизнь героя и целого мира. Весьма неподъёмная ноша для обычного человека.
Однако что это за мир такой, который требуется спасти? Вспомните любую другую игру вроде Undertale или Mondealy, и примерную картину вы сможете себе представить. Выглядит OneShot соответствующе, это пиксельная игра с довольно приятным глазу артом. Первое время OneShot напоминала мне Yume Nikki, начало у игр немного схожее. Хмм, Yume Nikki, герой Нико… Да нет, просто совпадение.
В любом случае, состоит игровая зона из трёх колец: гор с шахтами, оставленных людьми из-за опасного для здоровья газа, где находятся растерявшие всю энергию роботы, тихого озера и зелёных лугов, распадающихся на острова, которые с трудом сдерживает едва живой дух растений. Посередине находится единственный функционирующий город, внутри которого возвышается над всеми огромная башня, куда нам и нужно попасть. Иными словами, наш путь ведёт к центру мира. Кроме роботов его населяют остатки большой цивилизации, состоящей из самых разных существ. На зелёных просторах вы встретите полуптиц-полулюдей, обладающих тонкими лапками вместо ног и оперением по всему телу, а в городе вы обнаружите обычных граждан самой обычной страны, однако вместо головы у них может быть, к примеру, игральная кость или монитор. Обычное дело, каждый день с такими личностями сталкиваюсь в своём городишке, когда иду в продуктовый магазин. Несмотря на исчезновение солнца люди продолжают жить и даже создавать продвинутые технологии вроде таблеток, увеличивающих количество воды. К счастью, у общества есть особый фосфор, способный дарить энергию и освещать округу, но он не бесконечен, а для подзарядки ему необходим свет солнца, которого, как мы знаем, давно нет. Мир переживает свои последние дни.
Да, мир красив, да, в нём живут красочные и необычные персонажи, но он умирает. Фосфор, который используют люди, обладает разными цветами, но чаще всего мы будем видеть синий, зелёный и красный свет в фонарях. Чем ближе мы к завершению игры, тем ярче становится окружение, оно словно кричит в агонии, погибая в огне, который скоро потухнет, и вокруг останется лишь тьма. Игра начинается в заброшенных шахтах, и с каждым шагом мы встретим всё больше и больше людей, которые будут жаловаться на возникшие трудности из-за появившихся разрушений. Повсюду начнёт появляться поломанный код, который не даёт пройти дальше. Из-за него учёным постоянно приходится переделывать роботов, так как тех нередко поглощают возникшие из ниоткуда аномалии, а жители многоэтажных домов могут в любой момент проститься со своим жильём, ведь наверх ведёт один-единственный работающий лифт. Порой нам будут встречаться персонажи, что давно не верят в спасение мира или потеряли родных и близких, а те, кто хочет помочь людям, самоотверженно жертвуют собой, но подобные поступки мало на что влияют. Такого же не случится с Нико? Правда?
Соответствующий тон задаёт и музыка. Послушайте композицию Someplace I Know, состоящую из нескольких чередующихся нот – как будто капли воды стучат по полу, эхом раздаваясь в заброшенном доме. Или включите Geothermal, которая звучит так, словно церковные колокола готовят людей к последним часам обречённого мира. Into The Light напоминает о лучах утреннего солнца, но звучит она так тихо и медленно, словно музыка угасает вместе со светом. Конечно, в игре существуют и яркие мелодии вроде Library Stroll, которая, как мне кажется, отлично подошла бы для плейлиста какого-нибудь литературного кафе, собственно, подобные мелодии звучат в местах, где продолжает бурлить жизнь. Но в целом музыка пропитана тоской по ушедшим дням и недостижимому будущему. Способен ли маленький мальчик с лампочкой изменить подобный мир к лучшему? Отличный вопрос.
Спасти мир – похвальное желание, но исполнить его непросто. Как же это сделать обычному ребёнку? Естественно, с нашей помощью. Ого, неужели мы наконец-то поговорим о геймплее?
Когда вы запускаете игру, кажется, что вас ожидает очередной симулятор ходьбы с тонной текста, и это близко к истине, но не совсем. В первой же комнате нам предложат подобрать пароль к компьютеру, а для этого нужно поднять неработающий пульт и понять, как с его помощью расшифровать код. В следующем помещении необходимо найти ветку со спиртом, объединить их в инвентаре, а потом поджечь, чтобы бросить её в потухший камин и осветить комнату. Да, вы всё правильно поняли: перед нами квест. Для продвижения по сюжету необходимо исследовать локации, общаться с персонажами, находить и объединять предметы, а также решать головоломки разной степени сложности. В общем, стандартная рутина для фанатов игр жанра point-and-click. Кроме основных заданий также существуют дополнительные и секретные, которые легко провалить, если использовать предмет в неподходящий момент или выбрать неправильную строку диалога. К счастью, они не влияют на центральный сюжет, но вы можете потерять некоторую лорную составляющую сюжета.
Конечно, с подобными вещами Нико мог бы справиться самостоятельно, но есть одно «но»: это игра, и вы, а также некий подсказчик, который иногда общается с вами через местные компьютеры, прекрасно об этом знаете. И вам нередко намекают на отсутствие того или иного кода в программе, из-за чего приходится внимательно изучать папки рабочего стола на наличие новых файлов и при необходимости читать и удалять их, проверять обновлённые фоны, передвигать окна и т.д. Иногда подсказки звучат настолько размыто, что приходится повторно включать компьютер, из-за чего неведомая сущность начинает злиться и чуть ли не в лоб растолковывать решение задачи, пока до нас наконец-то не дойдёт, что нужно делать. И её раздражение оправдано: нужно всего лишь внимательно читать и держать в уме несколько несложных правил, которым нас учили при запуске системы. Советую обращать внимание на изменения, которые возникают на вашем рабочем столе во время общения с подсказчиком, а также не забывать перемещать окна.
В конце концов Нико добирается до башни и оказывается в темноте около компьютера и кровати, где сущность предлагает герою выспаться, после чего тот попадёт домой. Нам же приказывают закрыть игру навсегда и никогда в неё не возвращаться, после чего управление отбирают, а приложение автоматически закрывается. Помочь нам может только призрак Автора, создателя этого мира, которого нередко упоминают персонажи в качестве местного писателя и изобретателя. По его несколько необычным указаниям у нас получается довести Нико до конца, и по пути нам рассказывают, что невозможно достичь счастья для всех, придётся выбирать между героем и остальным миром. С одной стороны, мы уже привязались к милому маленькому котёнку, что готов помочь всему миру, а после отправиться домой к своей маме, с другой стороны, нам необходимо вернуть жизнь целой цивилизации. Сущность объясняет, что Нико – единственный, кто существует на самом деле, и его призвали в этот мир, так как без живого человека симуляция не будет функционировать, а все остальные являются лишь NPC с заранее прописанным кодом. Но почему тогда они так естественно реагировали на любые действия Нико? Не говорит ли это о том, что они имеют собственный разум и, соответственно, право на жизнь? Да, и можно ли верить тому, кто пытался нам помешать несколько минут назад? И если мы всё бросим, то, получается, весь путь был проделан зря? Знаете эксперимент с вагонеткой, когда нужно выбрать, сколько человек должно погибнуть под колёсами поезда? Примерно так ощущается финал игры.
Выбор сделан. Игра закончена. Занавес. Никто не выйдет на бис.
Или нет? Вы же помните, что это всего лишь игра? В 2017 году вышло обновление, которое позволяет вернуться в OneShot и начать всё сначала. После получения любой из концовок на компьютере можно найти новые записи Автора, в которых обнаруживается код, который открывает доступ к дневнику создателя. Это позволит вам попасть в ранее недоступные места, а также познакомиться с новыми героями, прекрасно знающими о симуляции, о чём и сообщают Нико, после чего тот вспоминает прошлое приключение. Какого это — знать, что тебя раз за разом похищают из собственного мира, чтобы в безрезультатных попытках ты пытался спасти чужой мир, изначально созданный для погибели? Знать, что всё вокруг ненастоящее, и ты ничего не можешь с этим сделать? Но шанс на получение лучшего исхода существует, ведь Нико уже вступил на путь, который, как считала сама программа, не существует. Здесь Нико вместе с игроком получит необходимые ответы о том, почему существует этот мир, из-за чего он умирает, кто такие Автор и сущность, что такое Мировая Машина и почему без героя невозможно починить игру. Однако из-за непонятных для программы изменений она быстрее начинает ломаться. И без того полный грусти от осознания правды мальчик отныне постоянно видит гибель своих друзей или намёки на неё. Хотите ли вы подвергать героя таким страданиям – решать только вам, не буду отбирать у вас этот выбор, в подробностях рассказывая об этой Новой Игре+. Кто знает, возможно, преодолев все трудности, Нико сможет добраться до истинной концовки и помочь всем.
OneShot – это трогательное маленькое приключение. Одному игра может показаться неплохой адвенчурой на вечерок, но другой после прохождения ощутит, что она оставила неизгладимый след в его душе, и, возможно, вы окажетесь именно таким игроком. Здесь есть над чем подумать или посмеяться и о чём погрустить. Я не ставил перед собой цель проанализировать сюжет и разобрать его до мельчайших подробностей, лишь хотел поделиться своими несколько хаотичными мыслями о неплохой, но малоизвестной игре и по возможности привлечь к ней внимание. Если вам хочется немного отдохнуть от экшенов, а настроение упало до уровня «я меланхоличный мыслитель», то попробуйте поиграть в OneShot, не пожалеете.
Лучшие комментарии
Было грустно когда возвращаешься в игру, а он тебе пишет мол где ты был, я тут скучал один без тебя, тут так темно было без тебя...
Не то, чтобы я был любителем индюшатины. Но вот есть условно 3 игры, Oneshot, Undertale, Omori и серия to the moon. И они вызывают у меня приятные чувства тоски, как бы странно это не звучало. Хотя у игр этих почти ничего общего, кроме их схожести с rpg maker играми. Даже бахнул себе когда-то футболку с Нико, милаха.
Вовремя я, значит.
Ля, как раз обратил на неё внимание в Steam'е, когда по индюшатене шарил
Одна из самых не интересных и переоценённых игры в которые я играл.