27 марта 27 мар. 5 1989

OneShot. История умирающего мира

+20

Платформа: XSS

Время, затраченное на прохождение с учётом повторного: 10 ч 34 м

— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Антуан Де Сент-Экзюпери "Маленький Принц"

Думаю, любой игрок, проходивший хотя бы пару хороших сюжетных игр, привязывался к кучке пикселей на экране, которые мы называем героями и персонажами. И порой даже сильнее, чем к реальным людям. То же не раз происходит и с читателями или зрителями. Но будет ли человек воспринимать персонажей всего лишь чьим-то хорошо прописанным вымыслом, если станет непосредственным участником игрового процесса? OneShot позволяет побывать в шкуре бога целого мира, что посылает мессию спасти человечество от гибели. И ваш подопечный прекрасно осведомлён о том, что вы, игрок, существуете.

Прежде всего стоит упомянуть тот факт, что играл я в консольную версию World Machine Edition, вышедшую в 2022 году. Изначально OneShot появилась только на ПК в 2014 г. и заимела ремейк в 2016 г., создана она маленькой командой Future Cat LLC на знакомом многим фанатам инди-игр движке RPG Maker. Консольную версию пересобрали, она практически идентична версии ремейка, однако в ней возникла собственная система World Machine, имитирующая настоящую, где геймер может включить игру, посмотреть открывшиеся бонусные материалы или даже исследовать файлы программы. Если вы знакомы с более популярной игрой Doki Doki Literature Club и её обновлённой версией Plus, то легко представите себе, как это работает.

Так или иначе, вы кликаете курсором на ярлык игры, запускаете её и знакомитесь с главным героем, Нико. Он просыпается в разрушенном доме, не понимая, что происходит. Ребёнок находит компьютер, где нам, именно НАМ говорят, что этот мир погибает, любые действия, совершённые в нём, повлияют на Нико, и у нас есть лишь один шанс сделать всё правильно. Спустя время вы помогаете своему мессии найти большую лампочку, работающую без какого-либо источника питания, после чего наконец-то вместе отправляетесь в путешествие.

Спустя время герой обнаруживает первое живое, вернее, неживое, зато способное говорить существо, и оно оказывается роботом-пророком, запрограммированным на встречу с Нико. Он рассказывает ребёнку, что тот является спасителем, которому необходимо доставить лампочку, являющуюся солнцем этого мира, в огромный маяк внутри единственного функционирующего города на этой планете, иначе этот мир полностью поглотит тьма. Также Нико узнает, что ему в этом поможет бог по имени *вставить-название-вашего-профиля*, и мы впервые общаемся друг с другом.

Вы, как и Нико, мало что знаете о мире, в который вас занесло, и глазами маленького ребёнка, слабо разбирающегося в законах общества и бытия, вам предстоит постепенно изучить это место. Протагонист с детской наивностью и небывалым любопытством будет комментировать каждый предмет, с которым игрок предложит ему взаимодействовать. Постепенно Нико станет мудрее и умнее, нередко после получения необходимых знаний его диалоги будут меняться. За примером далеко ходить не надо: в первой же локации можно поговорить с одной девушкой о светящихся ящиках в зданиях, и герою объяснят, что это миниатюрные батареи, являющиеся источником питания для роботов. После этого Нико научится находить надписи, что указывают на владельцев этих батарей, однако этот диалог легко пропустить, и для нашего протагониста непонятные коробки так и останутся странными приборами, к которым лучше не подходить.

В своём путешествии Нико посетит несколько районов этого мира, где встретится со всевозможными персонажами с разными взглядами на мир. Думаю, игрок точно запомнит робота Сильвер, пессимистичную девушку-робота, оставленную собственным создателем на попечение судьбы и не верящую в спасание мира, или птицеподобных брата и сестру Алулу и Каламуса, в одиночестве пытающихся выжить на почти затопленном острове, или Линга, радостного работника в кафе, что бесплатно покормит Нико оладьями. Ребёнок познакомится со многими людьми и роботами, что с удовольствием помогут ему, и окружённый искренней заботой, а также видя, каким невзгодам подверглись жители этого мира, Нико всё больше и больше обретает веру в важность его миссии.

Но намного важнее ваше взаимодействие с Нико. Он постоянно будет обращаться к божеству, рассказывая ему о своих чувствах и делясь новыми мыслями, а также прося помощи в решении той или иной задачи. Иногда у вас будет возможность ответить Нико, что поможет сблизиться с героем. По мере прохождения игры вы встретите несколько кроватей, на которых ваш подопечный захочет поспать – игра закроется, а во время нового запуска вы увидите сон ребёнка, который он захочет обсудить. Так вы узнаете об отношении Нико к городам, о его любви к маме и её великолепным оладьям, о взаимоотношениях с соседями, о желании увидеть настоящей океан и страхе не вернуться домой. Вы же можете соглашаться с ним или нет в тех или иных вопросах, а также делиться информацией о своей жизни. Чем дольше вы разговариваете с Нико, тем больше похожий на котёнка мальчик будет казаться живым. Собственно, чем он хуже аватарок в социальных сетях, чьих владельцев мы никогда не увидим вживую, но к которым нередко проявляем неподдельные эмоции? Нередко друг по переписке для человека становится важнее окружающих его людей. Да, Нико – это, казалось бы, всего лишь код, но реагирующий на ваши ответы и написанный другим настоящим человеком со своими мыслями и взглядами на жизнь, кем-то созданный персонаж, через которого автор налаживает диалог с игроком, как писатели делали это с читателями многие века. В существование Нико легко поверить, ведь как писал А. де Сэнт-Экзюпери:

Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует.

И Нико точно такой же: маленький славный ребёнок, который радуется жизни и любит кушать оладьи. Однако стоит учесть, что перед нами не книга, а игра, и на наши плечи перекладывают ответственность за жизнь героя и целого мира. Весьма неподъёмная ноша для обычного человека.

Однако что это за мир такой, который требуется спасти? Вспомните любую другую игру вроде Undertale или Mondealy, и примерную картину вы сможете себе представить. Выглядит OneShot соответствующе, это пиксельная игра с довольно приятным глазу артом. Первое время OneShot напоминала мне Yume Nikki, начало у игр немного схожее. Хмм, Yume Nikki, герой Нико… Да нет, просто совпадение.

В любом случае, состоит игровая зона из трёх колец: гор с шахтами, оставленных людьми из-за опасного для здоровья газа, где находятся растерявшие всю энергию роботы, тихого озера и зелёных лугов, распадающихся на острова, которые с трудом сдерживает едва живой дух растений. Посередине находится единственный функционирующий город, внутри которого возвышается над всеми огромная башня, куда нам и нужно попасть. Иными словами, наш путь ведёт к центру мира. Кроме роботов его населяют остатки большой цивилизации, состоящей из самых разных существ. На зелёных просторах вы встретите полуптиц-полулюдей, обладающих тонкими лапками вместо ног и оперением по всему телу, а в городе вы обнаружите обычных граждан самой обычной страны, однако вместо головы у них может быть, к примеру, игральная кость или монитор. Обычное дело, каждый день с такими личностями сталкиваюсь в своём городишке, когда иду в продуктовый магазин. Несмотря на исчезновение солнца люди продолжают жить и даже создавать продвинутые технологии вроде таблеток, увеличивающих количество воды. К счастью, у общества есть особый фосфор, способный дарить энергию и освещать округу, но он не бесконечен, а для подзарядки ему необходим свет солнца, которого, как мы знаем, давно нет. Мир переживает свои последние дни.

Да, мир красив, да, в нём живут красочные и необычные персонажи, но он умирает. Фосфор, который используют люди, обладает разными цветами, но чаще всего мы будем видеть синий, зелёный и красный свет в фонарях. Чем ближе мы к завершению игры, тем ярче становится окружение, оно словно кричит в агонии, погибая в огне, который скоро потухнет, и вокруг останется лишь тьма. Игра начинается в заброшенных шахтах, и с каждым шагом мы встретим всё больше и больше людей, которые будут жаловаться на возникшие трудности из-за появившихся разрушений. Повсюду начнёт появляться поломанный код, который не даёт пройти дальше. Из-за него учёным постоянно приходится переделывать роботов, так как тех нередко поглощают возникшие из ниоткуда аномалии, а жители многоэтажных домов могут в любой момент проститься со своим жильём, ведь наверх ведёт один-единственный работающий лифт. Порой нам будут встречаться персонажи, что давно не верят в спасение мира или потеряли родных и близких, а те, кто хочет помочь людям, самоотверженно жертвуют собой, но подобные поступки мало на что влияют. Такого же не случится с Нико? Правда?

Соответствующий тон задаёт и музыка. Послушайте композицию Someplace I Know, состоящую из нескольких чередующихся нот – как будто капли воды стучат по полу, эхом раздаваясь в заброшенном доме. Или включите Geothermal, которая звучит так, словно церковные колокола готовят людей к последним часам обречённого мира. Into The Light напоминает о лучах утреннего солнца, но звучит она так тихо и медленно, словно музыка угасает вместе со светом. Конечно, в игре существуют и яркие мелодии вроде Library Stroll, которая, как мне кажется, отлично подошла бы для плейлиста какого-нибудь литературного кафе, собственно, подобные мелодии звучат в местах, где продолжает бурлить жизнь. Но в целом музыка пропитана тоской по ушедшим дням и недостижимому будущему. Способен ли маленький мальчик с лампочкой изменить подобный мир к лучшему? Отличный вопрос.

Спасти мир – похвальное желание, но исполнить его непросто. Как же это сделать обычному ребёнку? Естественно, с нашей помощью. Ого, неужели мы наконец-то поговорим о геймплее?

Когда вы запускаете игру, кажется, что вас ожидает очередной симулятор ходьбы с тонной текста, и это близко к истине, но не совсем. В первой же комнате нам предложат подобрать пароль к компьютеру, а для этого нужно поднять неработающий пульт и понять, как с его помощью расшифровать код. В следующем помещении необходимо найти ветку со спиртом, объединить их в инвентаре, а потом поджечь, чтобы бросить её в потухший камин и осветить комнату. Да, вы всё правильно поняли: перед нами квест. Для продвижения по сюжету необходимо исследовать локации, общаться с персонажами, находить и объединять предметы, а также решать головоломки разной степени сложности. В общем, стандартная рутина для фанатов игр жанра point-and-click. Кроме основных заданий также существуют дополнительные и секретные, которые легко провалить, если использовать предмет в неподходящий момент или выбрать неправильную строку диалога. К счастью, они не влияют на центральный сюжет, но вы можете потерять некоторую лорную составляющую сюжета.

Конечно, с подобными вещами Нико мог бы справиться самостоятельно, но есть одно «но»: это игра, и вы, а также некий подсказчик, который иногда общается с вами через местные компьютеры, прекрасно об этом знаете. И вам нередко намекают на отсутствие того или иного кода в программе, из-за чего приходится внимательно изучать папки рабочего стола на наличие новых файлов и при необходимости читать и удалять их, проверять обновлённые фоны, передвигать окна и т.д. Иногда подсказки звучат настолько размыто, что приходится повторно включать компьютер, из-за чего неведомая сущность начинает злиться и чуть ли не в лоб растолковывать решение задачи, пока до нас наконец-то не дойдёт, что нужно делать. И её раздражение оправдано: нужно всего лишь внимательно читать и держать в уме несколько несложных правил, которым нас учили при запуске системы. Советую обращать внимание на изменения, которые возникают на вашем рабочем столе во время общения с подсказчиком, а также не забывать перемещать окна.

В конце концов Нико добирается до башни и оказывается в темноте около компьютера и кровати, где сущность предлагает герою выспаться, после чего тот попадёт домой. Нам же приказывают закрыть игру навсегда и никогда в неё не возвращаться, после чего управление отбирают, а приложение автоматически закрывается. Помочь нам может только призрак Автора, создателя этого мира, которого нередко упоминают персонажи в качестве местного писателя и изобретателя. По его несколько необычным указаниям у нас получается довести Нико до конца, и по пути нам рассказывают, что невозможно достичь счастья для всех, придётся выбирать между героем и остальным миром. С одной стороны, мы уже привязались к милому маленькому котёнку, что готов помочь всему миру, а после отправиться домой к своей маме, с другой стороны, нам необходимо вернуть жизнь целой цивилизации. Сущность объясняет, что Нико – единственный, кто существует на самом деле, и его призвали в этот мир, так как без живого человека симуляция не будет функционировать, а все остальные являются лишь NPC с заранее прописанным кодом. Но почему тогда они так естественно реагировали на любые действия Нико? Не говорит ли это о том, что они имеют собственный разум и, соответственно, право на жизнь? Да, и можно ли верить тому, кто пытался нам помешать несколько минут назад? И если мы всё бросим, то, получается, весь путь был проделан зря? Знаете эксперимент с вагонеткой, когда нужно выбрать, сколько человек должно погибнуть под колёсами поезда? Примерно так ощущается финал игры.

Нико прошёл через огонь, воду и медные трубы, чтобы донести солнце в башню, и он имеет право знать правду.
Нико прошёл через огонь, воду и медные трубы, чтобы донести солнце в башню, и он имеет право знать правду.

Выбор сделан. Игра закончена. Занавес. Никто не выйдет на бис.

Или нет? Вы же помните, что это всего лишь игра? В 2017 году вышло обновление, которое позволяет вернуться в OneShot и начать всё сначала. После получения любой из концовок на компьютере можно найти новые записи Автора, в которых обнаруживается код, который открывает доступ к дневнику создателя. Это позволит вам попасть в ранее недоступные места, а также познакомиться с новыми героями, прекрасно знающими о симуляции, о чём и сообщают Нико, после чего тот вспоминает прошлое приключение. Какого это — знать, что тебя раз за разом похищают из собственного мира, чтобы в безрезультатных попытках ты пытался спасти чужой мир, изначально созданный для погибели? Знать, что всё вокруг ненастоящее, и ты ничего не можешь с этим сделать? Но шанс на получение лучшего исхода существует, ведь Нико уже вступил на путь, который, как считала сама программа, не существует. Здесь Нико вместе с игроком получит необходимые ответы о том, почему существует этот мир, из-за чего он умирает, кто такие Автор и сущность, что такое Мировая Машина и почему без героя невозможно починить игру. Однако из-за непонятных для программы изменений она быстрее начинает ломаться. И без того полный грусти от осознания правды мальчик отныне постоянно видит гибель своих друзей или намёки на неё. Хотите ли вы подвергать героя таким страданиям – решать только вам, не буду отбирать у вас этот выбор, в подробностях рассказывая об этой Новой Игре+. Кто знает, возможно, преодолев все трудности, Нико сможет добраться до истинной концовки и помочь всем.

OneShot – это трогательное маленькое приключение. Одному игра может показаться неплохой адвенчурой на вечерок, но другой после прохождения ощутит, что она оставила неизгладимый след в его душе, и, возможно, вы окажетесь именно таким игроком. Здесь есть над чем подумать или посмеяться и о чём погрустить. Я не ставил перед собой цель проанализировать сюжет и разобрать его до мельчайших подробностей, лишь хотел поделиться своими несколько хаотичными мыслями о неплохой, но малоизвестной игре и по возможности привлечь к ней внимание. Если вам хочется немного отдохнуть от экшенов, а настроение упало до уровня «я меланхоличный мыслитель», то попробуйте поиграть в OneShot, не пожалеете.

Даже после самой тёмной ночи наступает рассвет, главное, продолжать двигаться к своей цели и не унывать.
Даже после самой тёмной ночи наступает рассвет, главное, продолжать двигаться к своей цели и не унывать.


OneShot

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
8 декабря 2016
227
4.3
106 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Не то, чтобы я был любителем индюшатины. Но вот есть условно 3 игры, Oneshot, Undertale, Omori и серия to the moon. И они вызывают у меня приятные чувства тоски, как бы странно это не звучало. Хотя у игр этих почти ничего общего, кроме их схожести с rpg maker играми. Даже бахнул себе когда-то футболку с Нико, милаха.

Ля, как раз обратил на неё внимание в Steam'е, когда по индюшатене шарил

Одна из самых не интересных и переоценённых игры в которые я играл.

Читай также