Приветствую тебя заблудший путник и добро пожаловать. Позвольте сегодня погрузить вас в самые темные пучины ада, туда, где бушует вечное пламя проклятия, после чего поднять на залитые кровью улицы Англии, отвести вас в паб, укутанный сигаретным дымом «Силк Кэт» и угостить вас пинтой «Гиннеса». Позвольте вам поведать историю о Джоне Константине.
Часть 1. Рождение
Впервые Джон Константин появился в комиксе небезызвестного английского писателя Алана Мура (хранители, V-значит вендетта), а именно в 37 выпуске «Болотной твари» (отдельно хочу добавить, что данный комикс издан на русском языке усилиями «Азбуки»: болотная тварь том 2 издание делюкс), и там Константин появляется в качестве магического советника болотника, плута, сомнительного человека, знакомые которого погибают. И вот у нас уже заложены основные черты Джона. Образ Джона был взят от известного музыканта Гордона Мэттью Томаса Самнера, более известного как Стинг.
Как говорил сам Мур про Константина:
могу категорически заявить, что персонаж существовал только потому, что Стивен Биссетт и Джон Тотлбен хотели создать персонажа, похожего на Стинга. Я получил вызов, как я мог вписать Стинга в «Болотную тварь»? У меня появилась идея, что большинство мистиков в комиксах, как правило, пожилые люди, очень строгие, очень правильные, во многих отношениях принадлежащие к среднему классу. На улице они совсем не функциональны. Мне пришло в голову, что в кои-то веки было бы интересно представить почти обычного чернокнижника. Кого-то, кто был уличным, принадлежал к рабочему классу и имел другое происхождение, чем стандартные мистики из комиксов. Константин начал перерастать это.
Часть 2. Самостоятельный путь
В дальнейшем созданный Аланом Муром образ перерос в нечто большее и Джон получил свою собственную серию комиксов – Hellblazer, исчадие ада. Данный комикс выходил под импринтом Vertigo, ныне DC black lable. Первые выпуски выходили под авторством Джейми Делано (доктор кто, человек-тень), а всего к работе над комиксами было задействовано огромное количество талантливых авторов, но популярность обрели истории за авторством Гарта Энниса (проповедник, каратель, пацаны). И мне отдельно хотелось бы поговорить именно об арках Энниса, тем более они изданы на русском усилиями все той же азбуки (3 тома за авторством Гарта, и сборник под лаконичным названием лучшее).
Первый том встречает нас мрачными размышлениями: «Весна. Все пробуждается и расцветает. Все живет дальше. Все, кроме меня. Я умираю». Мы застаем его в кафе, рядом любимая пачка сигарет. И именно они ведут Джона в ад. Он узнает, что болен раком. И в этот момент Константин предстает перед нами потерянным, уязвимым и боящимся человеком. Он был готов к смерти, но только не такой. Он пытается избежать заготовленной ему участи, посещает старых друзей, обращается за помощью и к раю, и к аду, но никто ему не поможет, он один. Последнее что ему остается это заливать свою жизнь очередной пинтой «Гиннеса». Но на то он мошенник и аферист, он готов пойти на многое, и обманув владык ада он вылечивается от своего недуга. И сразу же после этого закуривает новую сигарету, посылая в жопу все силы ада. Несомненно, после такого унижения Люцифер будет готов разорвать его душу на тысячу мелких кусочков.
И в этом весь Константин, вырвать сердце ангелу и отпилить ему крылья – легко, вызвать болотную тварь чтобы он вырастил забористую дурь – почему нет, сжечь парочку вампиров – подержи мой виски, сейчас все устроим. Но это персонаж с трагичной судьбой, все его друзья умирают, девушки умирают, врагов у него больше чем друзей, причем как на земле, так в аду и на небесах.
Единственный ад – это та жизнь, которую ты выбрал. Никакого другого ада не существует. (опасные привычки).
Но все это лишь фасад, за которым располагается настоящая история. Действие Hellblazer происходит в наше время, герой стареет по мере сюжета, один из выпусков посвящен тому, что он празднует свое сорокалетие. И благодаря этому авторы раскрывают перед нами социальные процессы происходящие в эти годы. Вспышки насилия, расизм, наркотики. Этот комикс – это настоящий памятник культуры, раскрывающий социальный контекст Англии середины 80-х годов – 90 годов. Он раскрывает темные и порочные стороны человеческой души и напоминает нам самое главное – во всем виноваты мы сами.
Как говорил про серию Гарт Эннис:
Hallblazer сохраняет оккультные связи, но в отличии от наигранного «Темного фэнтези», которое вы найдете на полке рядом с ним, вы поймете, что настоящий ужас творят не чудовища, не бледные существа в черном с дурацкими именами. Настоящий ужас исходит от людей. Просто от людей. Они самые страшные существа в мире.
Поэтому я вас прошу, если вы все еще читаете это, то почитайте комиксы про Константина, вы не пожалеете.
Часть 3. Дорога на большой экран.
В то время пока издавался комикс, для Джона настало время штурмовать новое медиа. И в 2005 году на большие экраны вышел фильм «Константин» (который в российском прокате получил приставку «повелитель тьмы»), в котором главную роль исполнил Нео всея матрицы, Джонни среброрукий и мистер-потрясающий 2019 года – Киану Ривз. И да, мое знакомство с персонажем началось именно с фильма.
Сюжет картины частично опирается на комикс Энниса (еще один повод прочитать оригинальный комикс), перед нами предстает Константин, и он болен раком. С детства у него была сила видеть сверхъестественных существ, из-за чего он пытался покончить жизнь самоубийством и попал в ад, после чего его смогли спасти, но с тех пор его душа оказалась проклята, ад ждет его, и не смотря на все его попытки получить прощение, несмотря на его борьбу с силами ада на земле, он не может спасти, и владыка ада его ждет, и тогда он придет за ним лично.
Я всегда выигрывал. Побеждал тварей, о которых многие даже и не слышали. А меня добили сигареты. (цитата из фильма).
Джон предстает перед нами как профессиональный оккультист и демонолог. У него имеются свои помощники в лице Бимэна и Чеса (которого сыграл Шайа Лабаф), а также арсенал магических артефактов, начиная от святого кастета, до святого мать его дробовика. К Джону обращается детектив Анджела Додсон, которая расследует самоубийство своей сестры-близнеца. И помощь Анджеле приводит Константина к заговору, целью которого является привести в наш мир сына дьявола.
Отдельного упоминания стоит концовка. Если в комиксе Джон был готов на все чтобы не отправиться в ад, то в фильме он приносит себя в жертву, от чего его забирают к себе небеса. Дьявола не устраивает такой исход, душа Константина принадлежит аду. И если в комиксе Люцифер вылечил недуг из-за того, что был обманут, то в фильме он вылечил рак чтобы вновь дать Джону шанс на падение его души. Из умного и рискованного авантюриста мы получили героя-альтруиста.
Сам фильм меняет некоторые каноничные устои. Действие фильма из Англии перенесли в город ангелов США. Сам Джон из блондина стал брюнетом. Чес совсем не тот что в комиксах. Но благодаря харизме Киану Ривза, персонаж смотрится просто изумительно. Актерский состав картины был подобран на высшем уровне. Образ ангела Габриэля в исполнении Тильды Суинтон смотри действительно по внеземному, как нечто потустороннее. А появление Люцифера в исполнении Петера Стормаре не сможет оставить равнодушным никого. Идеально белый костюм, кипящая смола на ногах, татуировки и мертвенно бледная кожа с синими венами, безумных смех. Как будто дьявол сам явился за тобой из самых глубоких кошмаров.
Отдельного упоминания заслуживает представленный нам образ ада. Создатели фильма признавались, что основной идеей послужил ядерный взрыв (Оппенгеймер во всей своей ужасной красоте). Ад постоянно горит, все окрашено в яркие выжигающие цвета, и постоянно завывает адский ветер, мир выглядит выгоревшим, оплавившимся во всей своей сути, а вокруг рыскают орды демонов с обгоревшей, гнилостной плотью.
Но к сожалению, в год своего выхода фильм не стал сильно успешным. На момент выхода фильма его рейтинг был средним, а мировой бюджет едва-ли не был в 2 раза больше производственных затрат (фильм заработал 230 миллионов при бюджете около 100 миллионов). Но со временем фильм получил культовый статус, на портале IMDB средняя оценка составляет 7 из 10, а в настоящее время говорят о продолжении фильма.
Часть 4. А все-таки, что там по играм?
Все в том же 2005 году в дополнении к фильму (и никак по-другому я назвать не смогу) выходит одноименная игра, разработанная Bits Studios. Выходит игра на такие платформы как PC, PS2 и оригинальный xbox.
Игра представляет из себя экшен от третьего лица, где мы играем за Джона Константина, во внешности которого мы видим все того же Киану (а киберпанк еще далеко за горизонтом). И сюжет игры основан на сюжете фильма, начальная заставка покадрово повторяет сцену экзорцизма из фильма.
Сама игра сводится к отстрелу различных типов тварей (коих в игре хватает, даже присутствует свой игровой бестиарий) и решению головоломок. С первым нам поможет арсенал главного героя: святой кастет, пистолеты с лаконичным названием «ведьмино проклятие», автомат, который стреляет гвоздями и после боя которые надо собирать по локации, огнемет, арбалет, стреляющий кольями и тот самый святой дробовик. Так же есть вторичное оружие в виде ампул со святой, чтобы изгонять нечисть, жук в коробке, который визжит и делает больно, саван, который поджигает врагов, к сожалению, встречается редко и копье судьбы. Приятно, что почти все оружие и артефакты, что мы видим в фильме, присутствует и в игре.
Помимо этого, в игре доступна магия, и чтобы использовать заклинание время замедляется и нам надо прожать комбинацию кнопок. Использование заклинаний расходует полоску маны, которая восстанавливается от убийства демонов. Выбор заклинания не такой и большой начиная от ударов молнии (прям как Палпатин в звездных войнах), магического щита, экзорцизма, превращением врагов в камень. Есть и такое, которое пригодится нам в битве с одним боссом, после чего я про него благополучно забыл.
Также в качестве механики хочется отметить магическое зрение Константина, тогда камера переходит к виду из глаз, изображение становится цветасто-негативным, но так мы можем находить секреты для прокачки (увеличение полоски жизни, маны и прочее), а также видим демонов в одержимых людях, а ну и лучше становятся видны все темные углы.
Ад, представленный в игре повторяет увиденный в фильме, все те же обгоревшие и оплавившиеся декорации, адский ветер и это хорошо реализовано с технической точки зрения, и здесь нам предстоит провести больше времени, чем было показано в фильме. Переход между измерениями осуществляется при заходе в воду и чтении заклинания, так что от картинного первоисточника действительно не стали отходить. Ну и приятным бонусов полная русская локализация
Часть 5. С больших экранов на малые. История Мэтта Райана.
После почти 10 лет затишья, благодаря усилиям NBC на экранах, в 2014 году состоялась премьера сериала «Константин». Данный сериал был более близок к комиксному первоисточнику. Главную роль в сериале исполнил британский актер Мэтт Райан, который по внешнему виду более походил на оригинального Константина. Всего было снято 13 серий, после чего сериал был закрыт. И мне жаль, что так произошло.
Сам сериал начинался с момента пребывания нашего героя в психиатрической лечебнице, куда он попал мучимый кошмарами после неудавшегося экзорцизма. Но темные силы явились за ним, и он больше не может прятаться. Сериал был наполнен мистицизмом, с долей фирменного юмора. Джон использовал различные магические артефакты, путешествовал по США (да, США как место действия так и не сменилось), изгонял демонов и проводил свое паранормальное детективное расследование. Да, по описанию сериал смахивает на сверхъестественное, но как по мне оставляет куда больше положительных впечатлений.
У меня такая работа, что некоторые дни просто надо забывать. Но некоторые хрен забудешь. (цитата из сериала)
После закрытия сериала персонаж на время канул в небытие, чтобы позже снова появиться, правда в стане CW в качестве камео в сериале «Стрела», после этого персонаж появлялся в «Легендах завтрашнего дня» в исполнении того же Мэтта Райана. Но все это я не смотрел и смотреть не собираюсь, ибо тоска по сольному проекту не дает мне этого сделать.
Сам же Мэтт продолжает заниматься своим персонажем. Так его голосом Константин говорит в анимационных проектах: Темная лига справедливости, Константин: город демонов, Темная лига справедливости: война апокалипсиса. (Так же не могу не отметить, что голосом Мэтта Райана говорит Эдвард Кенуэй, главный герой игры Assassins creed IV: black flag) И они воспринимаются как неплохие истории, правда сильно связанных с общей вселенной DC, что даже в ранних комиксах ограничивалось камео персонажей.
Сам же Джон помолодев получил новую серию комиксов Hellblazer в рамках обновленной вселенной DC new52.
И на этом у меня все. Спасибо тому кто дочитал до конца. Надеюсь формат понравится. И если да, то в статье заложен спойлер на блог.) Всем удачи!
Лучшие комментарии
за сериал обидно капец! это изначально должен был быть полноценный 26серийный сезон. но канал NBC в начале сезона натворил фигни, сделал первые серии цензурными, убирая из сцены курения и т.п. это довольно сильно обрушило рейтинги. следующие серии перемонтировали, Костику наконец-то дали в руки сигареты. но рейтинги это уже не вернуло и руководство канала просто решило не заказывать 2 половину сезона, хотя изначально она планировалась..
а потом сериал и вовсе отдали CW, где Костика впихнули в «Эрроуверс»(в оригинальном сезоне не было намеков на то что это одна вселенная). и вот лучше бы изначально так и было, глядишь мы бы увидели несколько сезонов Константина, а не просто его камео в других сериалах
П.С — автор, ну есть же на сайте возможность вставлять цитаты, пользуйся этим) а не пиши «цитата из фильма») а еще есть знак копирайта, которым можно обозначать цитаты — © — набирается как ALT+0169. ну и названия разделов «часть 1...» «часть 2...» и т.д тоже желательно бы выделить, просто для удобства чтения
И не смотри. Райан там отлично сыграл и вообще тянул на себе два сезона «Легенд», вместе с Домиником Пёрселлом, который отыгрывал Мика Рори/Хитвэйва, но как сценарий, так и арки других персонажей — это какой-то дикий наркоманский бред. Смотреть стоит только большому фанату Джона (такому, как я, но я страдал...).
Блог хороший, я только не понял, почему ты названия разных тайтлов писал с маленькой буквы и без ковычек, а в остальном — мой фанатский плюс.
Благодарю за советы, ещё просто не до конца разобрался с функционалом сайта
а ведь я когда-то смотрел все сериалы Эроуверса)) причем в онгоинге. каждую серию ждал неделю..
физически больно было наблюдать деградацию каждого из них… абсолютно все сериалы начали за здравие а кончили за упокой… кроме Легенд они и начали за упокой)
Спасибо за приятные слова, по тайтлам мог просто по случайности пропустить не выделить соответствующие названия
В те времена, когда выходили первые сезоны сериалов Эроуверса, они действительно были крутыми. Стрела смотрелась хорошо, первые два сезона Флэша были классными. А вот Легенды начались очень плохо, но затем поняли свою фишку и в какой-то момент были единственным смотрибельным сериалом, который понимали что они такое и выстебывали и самих себя и «коллег по цеху».
::: Единственное что лично мне зашло, после «падения» сериалов, так это арка про Кризис на бесконечных землях, где показали все вселенные, включая Кларка Кента из Смоллвиля и, что было для меня сюрпризом, Люцифера.
Ну, другие сериалы CW я не смотрел, да и «Легенд» начал только с того сезона, где появился Джон — персонажа ради, так что мои впечатления исключительно грустные.
соглашусь. эта арка была хорошей. но большинство таких появлений типа Кента из Смолвиля или Кевина Конроя в качестве Брюса Уэйна — просто камео. вот если бы они принимали непосредственное участие - вот это было офигенно!
Тут я соглашусь.
Начинал смотреть стрелу когда только выходил, посмотрел сезона до 4, после сериал скатился в какое то непотребство.
Флешка хватило только до 3 сезона.
Начинал смотреть легенд, просто не пошло. Так для меня CW и окочурился