Кто перед нами — напичканный имплантатами сверхчеловек, достойный славы оригинального Deus Ex? Или едва стоящая на трясущихся RPG-ножках жалкая жестянка, готовая в любой момент рухнуть под грузом амбиций разработчиков?
Детройт, 2027 год. Долгое время этот город был одним из индустриальных центров США, однако нефтяной кризис 2011 года поставил на автомобильной промышленности жирный крест. Социально-экономическая обстановка в мире накалялась — Китай становился все сильнее, а Штаты — все разрозненнее. Впрочем, неизбежное падение человеческой цивилизации в пустоту было в очередной раз отложено. На этот раз вестником прогресса выступили биотехнологические корпорации, такие как Sarif Industries, сумевшие наладить производство имплантатов для вживления в тело человека.
Отныне каждый (при достаточном количестве денег, разумеется) может стать сильнее, умнее, быстрее! Проблема в том, что этот технологический прорыв повлек за собой тяжелейшие социальные последствия — на случаи психозов из-за имплантации еще можно как-то закрывать глаза, но вот мимо раскола в обществе не пройдешь. Одни считают, что за искусственными улучшениями будущее, другие уверены — нельзя вмешиваться в дела природы, нагло отодвигая эволюцию в сторонку. И все это — на фоне общего морального упадка, засилья хай-тека и вопиющей нищеты подавляющей части населения. Добро пожаловать в мир Deus Ex: Human Revolution!
Грязный прогресс
Главный герой Адам Дженсен в это неспокойное время занимает пост начальника службы безопасности в вышеназванной корпорации. Команда ученых из Sarif Industries закончила разработку невероятно важного проекта, презентация которого должна состояться в Вашингтоне. Однако напавшие на штаб-квартиру корпорации экстремисты разрушили все планы, попутно оставив Дженсена лежать под рухнувшей несущей стеной с дыркой в голове. К счастью, медицина в 2027 году оказалась не бессильной — Адама вернули в строй, да еще как! Теперь он чуть ли не наполовину состоит из имплантатов, превративших его в сертифицированную машину для разрешения корпоративных проблем
Именно «разрешением проблем» и придется заняться, однако в ходе расследования нападения Адам узнает гораздо больше, чем рассчитывал. Для тех, кто еще не заметил или попросту не знаком с Deus Ex — действие Human Revolution происходит за несколько десятков лет до событий оригинальной игры. Это время, когда имплантация в тело электронных штуковин является глобальным и очень острым предметом всеобщего спора. История (не будем раскрывать конкретных моментов, дабы не лишать вас удовольствия), которую рассказывает приквел, интересна сама по себе и рисует весьма нелицеприятную картину мрачного будущего, которое, вполне возможно, ждет даже не наших внуков, а нас самих, пусть и на пенсии. Однако фанаты Deus Ex будут удовлетворены вдвойне — повсюду в Human Revolution можно найти небольшие кусочки информации в виде электронных книг и газет (также комментирующих последние события в мире, включая последствия действий главного героя), намекающие на дальнейшие «свершения» человечества.
Сюжет, внимание к деталям, персонажи и подоплека происходящих событий хороши сами по себе, однако еще большую убедительность всему происходящему придает отличное художественное исполнение мрачного мира. Human Revolution рисует мегаполисы, утопающие в жестокости, больших деньгах и безразличии. Футуристичные небоскребы, у подножия которых влачат жалкое существование нищие, тесные подворотни, из которых смотрят мрачные личности. И сияющие фасады корпоративных штаб-квартир… История и вселенная Human Revolution неплохо иллюстрируют взаимодействие СМИ, крупных организаций и правительств — треугольник, изображенный так пугающе близко к тому, что творится в мире сейчас, что становится немного не по себе.
К сожалению, не все составляющие этой части игры выполнены одинаково хорошо. Актеры, озвучивающие большую часть персонажей, играют совершенно невыразительно, изрядно портя впечатление от прекрасно прописанных диалогов. Да и локации, будучи достаточно просторными, все равно не настолько велики, чтобы оправдать длительные загрузки — пока вы вернетесь к сохраненной игре или перейдете в другой район, может пройти довольно много времени. И это на компьютере, который смеется в лицо рекомендуемой конфигурации.
Анатомия сверхчеловека
Впрочем, геймплей помогает не заострять внимание на подобных вещах. Как в любой хорошей RPG, в Human Revolution игроку предоставляется свобода выбора. Однако это оперативный простор несколько иного рода, чем, скажем, в играх серий The Elder Scrolls или Mass Effect. Здесь нам предлагается менять стиль игры практически на лету, регулируя темп и интенсивность по собственному усмотрению.
На практике это означает следующее. Каждая локация, каждое задание Human Revolution допускает множество вариантов достижения цели. Можете, уподобившись Гаррету, красться по углам, нейтрализуя только самых назойливых врагов. Или, устав от тишины, достать штурмовую винтовку, спрятаться в укрытие и начинить всех сбежавшихся на шум супостатов свинцом. Если же хотите пошалить, то к вашим услугам взлом компьютерных систем безопасности, позволяющий обратить охранных роботов и турели против их владельцев. Кроме того, часто удается избежать конфликта или выудить ценные сведения, грамотно «обработав» собеседника словесно.
Чтобы добиться максимальной эффективности выбранных методов, необходимо улучшать соответствующие имплантаты. Система развития в Deus Ex: Human Revolution гибкая: она позволяет вырастить как персонажа-специалиста, так и универсального бойца, подкованного во всех аспектах хай-тек-конфликтов. При этом никогда не возникает ощущения, что какой-то эпизод было бы легче пройти не тем методом, который избрали лично вы — все способы в Human Revolution имеют право на жизнь, так что modus operandi зависит только от игрока. К сожалению, это не касается ключевых сражений с боссами, в которых весь выбор сводится к тому, откуда стрелять и куда бежать в перерыве между залпами.
Что отличает игру от других «универсальных» RPG, так это удивительная гибкость прохождения. Надоело ползать по вентиляционным шахтам? Пожалуйста — в следующую комнату можно зайти в полный рост, раздав на орехи всем подвернувшимся. А если у вас все еще звенит в ушах от последней перестрелки, то никто не запрещает затаиться, прокрадываясь мимо камер наблюдения и бдительных часовых. Которых, к слову, крайне приятно вырубать, используя приемы нейтрализации — последние выполнены в виде анимированных сценок, в ходе которых Дженсен фигурно вышибает дух из несчастных.
Если бы не подобная вседозволенность, недостатки каждого из геймплейных аспектов были бы заметно отчетливей. Так, экшен-механика страдает от периодического скудоумия оппонентов, то выбегающих прямо под пули, то всаживающих обойму за обоймой в стену, за которой спрятался наш герой. Та же проблема и с незаметным передвижением — нейтрализовать одного врага можно чуть ли не в пяти шагах от другого, все равно тот и ухом не поведет.
Зато к беседам нет совершенно никаких претензий. Более того, диалоговая система Human Revolution — одна из самых свежих за очень долгое время. Активация имплантата, отвечающего за улучшенное понимание собеседника, не ведет к банальным «плюс двадцати процентам к шансу убеждения». Вооружившись этим модулем, Дженсен сможет определять тип характера человека, а также различные психологические особенности. Эта информация — всего лишь пища для размышлений и выбора дальнейшей линии разговора, а не готовое выигрышное решение, как это обычно бывает в других RPG. В результате важный разговор нагнетает не меньшее напряжение, чем перестрелка с тремя спецназовцами в броне.
Высокотехнологичная песочница
При всей своей многогранности Human Revolution еще и очень большая игра. Первое прохождение с легкостью отнимет у вас часов двадцать-двадцать пять, а чтобы проследить все возможные ниточки каждого квеста и увидеть каждый из нескольких финалов, придется потратить еще больше времени. Да, у игры есть некоторые проблемы, однако совокупность всех элементов получилась просто замечательной.
Разработчикам удалось главное — создать общий набор правил и ограничений, в рамках которых игроку предоставляется полная свобода. Если вы хотите забраться на крышу и сбросить оттуда на местных панков торговый автомат — сделайте это. Не хотите находить общий язык с осатаневшим экстремистом, держащим у виска заложницы револьвер, — застрелите его, не тратя время на разговоры. Просто взломайте компьютер, если вам надоело копаться в чужой квартире в поисках пароля. Потрясающая вариативность вкупе с остальными достоинствами делает из Human Revolution не только достойного наследника Deus Ex, но и позволяет назвать её одной из лучших игр 2011 года.
9 из 10
ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ. НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОСТАВИТЬ ЛАЙК И ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ.
Лучшие комментарии
Хм, занимательно написано.
Может добавить немного визуала?
Стиль прохождения стелс или мясорубка ни как не влияет ни на сюжет ни на героя. Очень продумано, ДА.
Я его очень много раз переписывал. Перед как выложил. В один момент уже думал может ну его нафиг.
Как и в любой другой игре, это условность на которую приходится идти.