ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!
Добрый день. Сказать по правде, минувший 2023-ий год оказался для меня несколько скудным до релизов в игровой индустрии. Была нашумевшая ещё до релиза Atomic Heart, которая является достойным продуктом отечественного геймдева, пусть и по меркам других популярных представителей жанра ничем выдающимся она похвастаться не может. Вышли ремейки культовых хорроров Dead Space и Resident Evil 4, но это, по факту, просто более осовремененные и дополненные версии уже прославившихся в своё время игр. Нельзя также не отметить полюбившуюся многим Baldur's Gate 3, заслужившую огромное признание и титул лучшей игры года. А вышедшие под конец года Marvel's Spider-Man 2 и Mortal Kombat 1 пусть и порадовали игроков, в частности давних фанатов, но опять-таки являлись новыми частями уже состоявшихся франшиз. Другими словами, оригинальные крупные проекты либо прошли не слишком заметно, либо вовсе оказались провальными, как, к примеру, Fort Solis.К сожалению, с инди-проектами та же беда. Из тех, что были у людей на слуху, я могу припомнить разве что Sea of Stars, Pizza Tower и кооперативную Lethal Company. Но унывать не стоит, потому что всегда можно найти что-то стоящее, если покопаться сильнее, углубившись в более густые дебри. Должен отметить, что инди-игры зачастую вызывают у меня больше интереса, нежели AAA-творения. И особенно радуют те случаи, когда тот или иной проект попадает в моё инфополе абсолютно случайно, но при этом оказывает сильное влияние и вызывает эмоции. Именно таким явлением для меня стала визуальная новелла Slay the Princess.
Но прежде, чем переходить к описанию игры, давайте сперва немного поговорим про сам жанр. Объяснять что это такое, думаю, будет излишне, ведь в наше время визуальные новеллы имеют куда более широкую известность, чем лет этак 10-15 назад. Вообще, мне кажется, что по-большей части за популяризацию этого жанра была ответственна в своё время Doki Doki Literature Club. Я не ручаюсь за достоверность этого суждения, просто делаю выводы, основываясь на личном опыте, поскольку до того, как Doki Doki обрела известность, я об играх этого жанра слышал, но крайне редко. Зато сейчас та или иная новелла нет-нет, да попадёт под обсуждение в массах, хотя не думаю, что количество производимых в год релизов сильно возросло.
Главными отличительными чертами визуальных новелл, как правило, является большое количество текста на экране, через чтение которого мы и постигаем сюжет, а также, в силу происхождения жанра, визуал, выполненный в аниме-стилистике, хотя попадаются представители жанра, которые не выглядят как японские мультики. Однако далеко не каждый интерактивный проект, где много текста и аниме может являться визуальной новеллой. К примеру, я замечал, что многие относят к этому жанру Needy Girl Overdose, хотя это скорее симулятор с элементами визуальной новеллы, навроде какой-нибудь Idol Manager.
Также хочу обратить внимание, что из-за чрезмерной простоты геймплея, который подразумевается в таких играх, жанр визуальных новелл будто бы почти никак не развивается за всё время своего существования. Нет, конечно, упор в таких проектах в первую очередь направлен на сюжет, оно и понятно. Хотя иногда разработчики пытаются добавить в игровой процесс какие-то дополнительные активности, помимо чтения текста с периодически возникающими моментами принятия решений (правда и система выборов присутствует далеко не в каждой новелле). Но зачастую эти добавления являют собой симбиоз с другими жанрами по типу квестов или головоломок.
А вот если говорить об изначальных слагаемых, на которых и строятся визуальные новеллы, то тут и впрямь сложно внести какие-то изменения, с последующим развитием. С нарративной частью всё понятно: это по большей части дело вкуса, и если одним зайдёт типичная романтическая история про школьников, то другим подавай чего-нибудь жёсткого и мрачного. Визуальная часть и музыкальное сопровождение в новеллах, как правило, тоже могут являться самыми сильными аспектами. Всё-таки не зря в названии жанра присутствует слово «визуальные». Картинка обязана быть на высоте, иначе игра рискует просто-напросто пройти мимо публики или в некоторых случаях даже отпугнуть потенциальных игроков. Без хорошей музыки также не обойтись. В Umineko: When They Cry, Everlasting Summer или уже упомянутой Doki Doki Literature Club процесс чтения сопровождается прекрасными композициями, идеально передающими настроение истории. Но как быть с геймплеем? Ведь кроме продвижения по истории и возможности иногда брать под управление игрового персонажа у нас более ничего нет. И благо иногда попадаются такие представители жанра, которые демонстрируют, что даже такого скудного геймплея может быть достаточно для создания увлекательного проекта, выделяющегося на фоне подобных. Такого, как, к примеру, Slay the Princess.
В силу специфичности здешней истории описать сюжет данной новеллы будет несколько затруднительно, поэтому я сперва представлю завязку, а затем будет отталкиваться уже от неё. Стартует игра в некоем загадочном лесу, сквозь который пробирается наш загадочный протагонист, не имеющий ни имени, ни личности как таковой. Сразу же стоить отметить одну из главных особенностей Slay the Princess, что отличает её от большинства других новелл – присутствие рассказчика, который будет не только описывать всё происходящее, но и направлять героя, давая указания, которые по его словам необходимо соблюдать. Похожий приём мы могли видеть в The Stanley Parable и позже мы ещё вернёмся к этой игре, так как общие черты двух этих проектов бросаются в глаза сами собой. Рассказчик твердит о нашей миссии: дойти до хижины на холме и убить заточённую там принцессу, иначе всему миру настанет конец. И уже здесь, с самого начала, Slay the Princess даёт игрокам то, чего так не хватает многим визуальным новеллам – богатую вариативность. Мы можем беспрекословно выполнить то, чего от нас требует рассказчик, либо до последнего противиться его воли. Существует даже вариант, при котором мы разворачиваемся и уходим. И каждый из этих путей не является каким-то ошибочным или неверным. Каждый из них ведёт к определённым последствиям, но не выводит на банальный bad end, вынуждая игрока загружать сохранение и принимать иное решение.
Структурно игра выполнена следующим образом. У нас есть главы и циклы. Внутри одного цикла может быть от двух до четырёх глав. Сами главы следуют одному и тому же сценарию. Мы начинаем свой путь в лесу, доходим до хижины (или иногда иного места), где находим пленённую принцессу. После чего принцесса происходит один из финалов: либо умирает главный герой, либо принцесса, либо они оба. Также существует исход, при котором принцесса выбирается наружу, однако такой финал, как правило, приводит уже к завершению всего цикла. За одно прохождение, то есть с момента запуска первого цикла и до достижения завершающей концовки, потребуется прожить пять разных циклов, хотя при некоторых обстоятельствах их может быть и больше.
Не знаю, насколько я смог передать всю суть построения игры. Уж больно Slay the Princess экспериментальная. Но теперь попробую объяснить с позиции сюжета. Первые главы циклов всегда одинаковые в том плане, что протагонист ничего не помнит, а рассказчик подбивает его на убийство принцессы. Однако затем, отталкиваясь от тех действий, которые мы приняли, игра будет демонстрировать нам их последствия в последующих главах, пока не закончится цикл. То есть, если в первой главе мы пытались спасти принцессу, то она это запомнит, и при встрече во второй главе будет с нами мила. Если же мы убили её, то она уже, очевидно, не будет такой приветливой по отношению к нам и, вероятнее всего, даже перестанет напоминает человека, а примет облик какого-нибудь монстра.
Но, как я уже сказал, Slay the Princess даёт огромный простор для наших действий, поэтому вариантов возможных сценариев крайне немало, благодаря чему мы можем увидеть больше десяти разных вариаций принцессы, каждая из которых отличается от других. Приведу пример на основе своей любимой версии принцессы – ведьмы. Если в первой главе цикла сперва попытаться спасти принцессу, а затем воткнуть ей нож в спину, то уже во второй главе девушка (в облике которой внезапно появятся звериные черты) ожидаемо будет относиться к нам с недоверием, так как будет помнить о нашем поступке на прошлом круге. Но если соблюсти определённые условия и убедить её, что вы более не желаете ей зла, то можно открыть третью главу, в которой происходит процесс примирения и восстановление утраченного доверия. И вот так работает вся Slay the Princess. Игра не ограничивает нас в действиях, и мы вольны поступать так, как хочется нам. Причём дабы за одно прохождение мы не попадали на одни и те же линии, игрой блокируются варианты, которые мы принимали в предыдущих циклах, что тоже способствует тому, чтобы игрок увидел как можно больше исходов.
К слову о том, почему для прохождения нужно пережить именно пять циклов. Дело в том, что в финале каждого цикла, протагонист встречается с истинной принцессой, которая желает собрать все части себя, дабы принять свой первозданный облик, а для этого ей требуется помощь главного героя, который и будет заниматься собирательством осколков личности принцессы, встречаясь с её воплощениями на разных итерациях. И я должен официально заявить, что признаю принцессу лучшей вайфу 2023-го года, ведь, учитывая, сколько её версий можно встретить в игре, каждый из игроков явно найдёт хотя бы одну из вариаций, которая придётся ему по душе.
Теперь пару слов о главном герое. По факту, здесь протагонист максимально обезличен, и обычно я не особо люблю такой приём в играх, особенно в визуальных новеллах, где основа всего – это сюжет. Да, это делается специально, чтобы игрок лучше мог адаптировать себя в персонажем, но мне кажется, что подобный приём не совсем корректен, а отчасти, может даже уже несколько устарел. Однако, как вы могли понять, Slay the Princess не то что бы чересчур сюжетно ориентирована, да и все решения полностью лежат на вас, поэтому здесь максимальное единение игрока с протагонистом смотрится крайне уместно. Помимо голоса рассказчика, в игре существуют ещё и внутренние голоса героя, обладающие разными чертами характера, зависящими опять-таки от ваших действий. Но эти голоса не перетягивают управление главным героем на себя. Они лишь дают игроку советы и высказывают своё мнение о той или иной ситуации. А решения остаются полностью в вашем распоряжении.
Кстати, о рассказчике. В отличие от протагониста и принцессы, он никогда не запоминает о событиях из предыдущих итераций, однако всегда гнёт одну и ту же линию – принцесса должна быть убита. Я уже упоминал The Stanley Parable, где мы точно так же можем либо держаться пути, по которому нас ведёт нарратор, либо идти ему наперекор, что будет приводить к интересным исходам и злить рассказчика. Здесь он тоже остаётся недоволен, если мы не желаем обрывать жизнь принцессы, и частенько вступает в спор с внутренними «я» протагониста. И зачастую за этими диалогами наблюдать вполне забавно. Пусть кому-то они могут показаться пустым трёпом, нацеленным растянуть повествование, однако тот факт, что все реплики в игре озвучены, причём крайне качественно, вызывает желание играть в Slay the Princess, не прибегая к пропуску каких-то сцен.
Вообще, игра крайне настойчиво навязывает игроку убийство принцессы, начиная с самого названия и заканчивая тем, что итераций, вытекающих из попыток спасти принцессу намного меньше, нежели тех, что являются последствиями покушения на неё. Причём ни рассказчик, ни истинная принцесса до самого финала не раскрывают всей сути происходящего, поэтому игроку приходится слепо идти вперёд и уже в заключительной части, когда все тайные моменты более-менее приоткрываются, принять заключительные решения.
Сейчас буду говорить о концовках, но поскольку Slay the Princess в какой-то степени является не столько произведением с сюжетом в привычном его понимании, сколько некоей притчей, наполненной метафорами и аллегориями, из-за чего её стоит воспринимать больше с эмоционально-чувственной позиции, то сразу хочу предупредить о том, что я буду говорить о финалах, основываясь на своём индивидуальном понимании оных. Так вот, выясняется, что и принцесса и протагонист являются своего рода божественными существами, связанными друг с другом. Принцесса желает покинуть нынешний мир и отправится в новый, однако это грозит уничтожением первого, о чём на протяжении всей игры и предупреждал нарратор. И здесь мне известно три исхода, хотя я не исключаю, что некоторые концовки я мог и упустить. Либо делаем то, что навязывает нам игра, и убиваем принцессу. Либо мы соглашаемся с принцессой и покидаем мир. Либо же, что кажется мне самым счастливым финалом, мы убеждаем принцессу отказаться от наших божественных сил, и остаёмся вместе с ней в нынешнем мире.
Slay the Princess – это уникальная визуальная новелла, в которую должен сыграть каждый, кто, как минимум, неравнодушен к жанру. Геймплей, который не забывает про наличие игрока, позволяя ему принимать решения раз в несколько часов, а даёт ему полную возможность отыграть как хочется. Богатое разнообразие музыкального сопровождения, наравне с прекрасно озвученными персонажами, в особенности принцессой, звучащей максимально по-разному, но одинаково превосходно. Привлекательный визуальный стиль, который несмотря на отсутствие обилия красок, отлично изображает локации и принцессу, демонстрируя её то обворожительной красавицей, то опасным и внушающим страх чудовищем. Slay the Princess берёт тот фундамент, который присутствует в каждой визуальной новелле, и демонстрирует, как именно нужно с ним обращаться, чтобы вызвать у игрока ощущение сопричастности и дать понять, что именно его действия влияют на происходящее, как и должно быть, когда речь заходит о любой игре, независимо от жанра. Да, здесь, если подумать, нет сюжета в традиционном смысле, однако только представьте какой могла бы получиться история с той вариативностью, которая присутствует здесь. История, где мы не просто наблюдаем за событиями от лица главного героя, а где мы сами являемся им, но при этом нам дозволено наполнять его какими-то личностными качествами, чтобы не возникало ощущение, будто мы играем за обезличенную картонку. И всё это дополняется стильной картинкой, атмосферным саундтреком и полностью озвученным текстом, включая не только реплики персонажей, но и повествование. Возможно, Slay the Princess в силу своей специфичности понравится не всем, однако я всё равно рекомендую вам самостоятельно ознакомиться с этой новеллой и решить, вы хотите спасти или же всё-таки убить принцессу.
Лучшие комментарии
Фиг его знает насколько она правильная, по моему придраться там можно много к чему, особенно если ты любитель читать.
Но главное, это вполне играбельный и читабельный пост-модерн. А не как обычно что человек лезет выеживаться с сюжетом, когда не умеет делать стандартно, и всё скатывается в треш. Здесь этого нет, автор понимает что делает, зачем делает и т.д.
И насколько он плох или хорош? Сам к игре присматривался, но играть в ВНку без перевода как-то грустненько.
Вполне приемлемо, пусть и с огрехами
Долго читать, перевод сделали? В смысле, официального в игре нет, но вроде делали от третьих лиц.
Нет, официального перевода так и нет, насколько мне известно. По крайней мере, я играл с машинным переводом