Вступление и первая часть статьи тут
Дисклеймер: эта статья — не анализирование со стороны, это мой эксперианс о собственном киберспорте в женской лиге Point Blank 2011-2016 года. .
2011–2012 год. Тренировки и первые online-турниры.
С девочками мы сыгрались очень быстро. Наверное, наша команда была самой ламповой из всех женских команд, которые существовали в Point Blank. У нас не было споров и ссор, истерик или же скандальных происшествий, которые могли бы понизить статус команды. Конечно, девчонок было намного меньше (я бы сказала лишь 5% от всех игроков на то время в Point Blank), поэтому команды формировались быстро и без возможности расширения.
Были те девочки, которых мы принимали на плавающую замену, но уровень их игры намного отличался от нашего. Поэтому, они быстренько сбегали из клана продолжая играть в смежных командах (такие тоже были).
Тренировались мы каждый вечер. У нас был разбор своей стратегии, разбор карты и мы частенько наблюдали за тем, с каким стилем играют оппоненты: агрессивный или сейвовый. Благо экономики в игре не было, поэтому было легче разыгрывать партии.
Тренировка разделялась на три сегмента:
1. Мы обязательно должны были разыгрываться на паблике в death-матче с топовыми игроками (они туда частенько заходили, а тренировать свою стрельбу было обязательным правилом). Мы играли как минимум 2-3 матча по 10 минут.
2. Заранее договаривались с командами о праках, либо заходили на сервер и предлагали капитанам сыграть 2-3 карты (9 раундов со сменой). По итогу, время на отыгровку нашей стратегии длилась около 2-3х часов.
Безусловно, это не сравнится с тренировкой топовых команд, но мы ведь были в женской лиге, которая только зарождалась.
3. Я, как капитан команды, обязательно записывала минусы и ошибки девочек, чтобы потом разобрать их. Хотя они и сами знали, где их допустили. На такие разборки мы брали и замену. Когда я не могла присутствовать, одна из девочек брала инициативу на себя и записывала ошибки, а потом, проводили разбор их на следующих праках. Все это мы брали от топовых команд, адаптируя под себя и свой стиль игры.
И еще один пунктик был, это, скорее всего, сыгранность с постоянной замены. Я не участвовала в матче, только следила как «надзорный», а девочки адаптировались самостоятельно под игрока-замены, перелопачивая свой стиль игры. Для чего это было нужно? Для того, что если вдруг, в критической ситуации, кто-то не сможет из нас присутствовать на турнире, наша сыгранность не потеряет смысл и мы сможем побороться с противниками.
Мы хотели исключить свои слабые места, чтобы понимать, что в первую очередь — мы команда, которая идет к победе.
Наш первый турнир был во внутренней лиги в АМ-серии. Эта сетка была для всех: сюда мог записаться каждый, кто имел аккаунт на Starladder сайте, где и были закреплены лиги за командами. Все ориентировались на этот сайт.
Сетка была обычной. Вы такие видели неоднократно. Соревновалось от 16 команд и выше. Предел в 2016 году вроде бы был 32 команды. Но, когда мы только начали участвовать во внутренней лиги, то команд было 16.
Те, кто проигрывал — вылетали из лиги без возможности побороться за последние место. Однако существовало три места, за которые боролись в полуфинале игры: первое, второе и третье (последнее — место для лузеров, как все говорили).
Победители выходили из сетки и переходили в лигу SEMI (чуть позже, ее заменили на AM-SEMI, но об этом потом).
Те, кто занимал второе или третье место, просто наслаждались званием на сайте, а это, в то время, было очень престижным ярлыком!
Пацаны "взрывались направо и налево", когда с ними играли девченки. В особенности, когда мы их обыгрывали.
На тот момент чисто женской лиги еще не существовало, но, женские коллективы постепенно входили в обыденность. Поэтому, мы играли все вперемешку: женские команды против мужских, смешанные (где были девочки и мальчики) против чисто женских. К концу 2012 года было 4-ре полных команды с женским коллективом. Позже, появилось еще 4 команды и нас стало 8.
AM лигу в 2011 году мы прошли без особых усилий. У нас было одно превосходство: мы были сыгранными. На этом все. Конечно, каким-то тимам мы едва ли не проигрывали, но все-таки собирались на смене сторон и брали реванш.
На тот момент, женских команд в нашей лиге не было. Чисто мужские или смешанные.
Наша команда и еще парочку (в следующих годах) были исключительно самообразованными (т.е мы не были женским составом какой-то стар тимы, у нас не было никаких преимуществ, потому что мы не общались в то время с такими царскими пасааанааами). Но конечно, нам было завидно. Позже, мы узнали, что женским командам дали PRO лигу, в которой они болтались просто так.
Были ли мы расстроены? Конечно. Но это был не повод опускать руки.
В SEMI нам пришлось изрядно попотеть. Все дело в том, что правила новой лиги позволяли делать не более двух замен за один сезон. Какие-то команды продавали аккаунты другим игрокам, какие-то заменяли других, а нам, команде, которая продолжала играть одним и тем же составом (беря иногда постоянных замен на практики или другие, форумные турниры), пришлось несладко.
Вообще, вспоминая то время, сейчас я осознаю, насколько был сплочен наш коллектив. В то время, когда у других коллективов девочки скакали (не все, конечно), как кузнечики по другим женским тимам, мы продолжали ходить одним и тем же составом.
Ввиду того, что мы старались не вступать ни в какую игровую полемику, некоторые игроки (не будем показывать пальцами), пустили слух, что наша команда развалилась. Уж не знаю, чего добивались такие люди, но ложь о ложь, как камень о камень, пыталась разжечь беспочвенную ненависть к колективу, по слухам в котором теперь играли не все девочки. Как я уже говорила раньше, мы не нуждались в новых игроках, поэтому, смотря на то, что мы играем одним крепким коллективам, женские коллективы побежали сплетничать. И тут начался полнейший ад.
2013 год. Первые разногласия, ссоры и змеиные перепалки
В начале 2013 года наш коллектив покидает одна девочка, которая была отличным агрессором на карте. Ей было легко открыть длину на любой карте, поджать короткие дистанции, да и вообще, ее стиль игры был достаточно специфичный (о них еще говорят, что он — игрок одиночка, т.е может играть со всеми в раш, но и в одиночку вынесет всю команду).
Это была достаточно большая потеря, потому что кроме меня и этой девочки — никто не играл агрессивно.
В SEMI было единственное преимущество: топ-10 команд оставалось без понижения ранга, остальные отправлялись обратно в AM. На тот момент, мы не могли выйти из нее, оставаясь постоянно на 3-4 месте. А с уходом "агрессивного" игрока, я осознавала, что нам просто не выиграть.
Другие женские коллективы играли агрессивно: что в защите, что в нападении. Но с учетом того, что эта девочка знала нашу тактику (стяжки, кому как удобно стрелять и у кого какое слабое место на картах) - я осознавала, что встретив ее в другой команде, мы могли проиграть им в сухую. Поэтому было принято решение пересмотреть точки закрытия и стяжки.
Девочка было сложно, да и мне тоже. Мы в корне меняли стиль игры. Время турниров было на носу и в коллективе появились первые недопонимания.
Быть капитаном киберспортивной команды — сложно, но еще сложнее быть капитан женского киберспортивного коллектива.
Мы кое-как выигрывали праки с другими командами. И, уже теперь, когда женских команд стало больше, с нами играли "разыгровку" стар-тимы по договоренности. Кончено, уровень их игры был выше, но были моменты, когда мы обыгрывали их на каких-то картах, проявляли себя куда лучше по сыгранности, чем они. Поддавались ли они, ли же мы правда были в каких-то ситуациях лучше, чем они — судить не стану.
1 июня 2013 года я завела группу в вк, где мы выкладывали скриншоты с наших практик.
4 мар 2013 был проведен первый женский турнир, где участвовали исключительно женские команды. Мы его проиграли.
Было 16 команд. Мы вылетели на Вo3, и даже не смогли побороться за последнее место.
14 май 2013 был проведен второй женский турнир, где так же собралось 16 команд. Там мы вылетели в первой катке.
Девочки начали потихонечку отлынивать от праках. Все мы понимали, что команда разваливается: не было уже той сплоченности, замены выдавала скудные результаты, но мы старались ее поднатаскать. Это лишнее время и ресурсы.
Были куда более успешные команды, которые имели своих спонсоров, и, безусловно, был смысл идти туда. Но я и две других девочки не хотели. Мы стали уже одной маленькой "семьей", где общение перевалило давно за "сегодня праки будут?", уже во что-то теплое и душевное. Поэтому, я стала замечать, что некоторые девочки просто без предупреждения шли в другие команды, якобы играя с ним "миксом" (когда коллектив просто разношерстный и никто не сыгрован). Так, дважды нарвались на ту, которая была у нас заменой.
Безусловно, я понимала такое стремление девочек проявить себя, потому что замены мы брали — редко. Но с другой стороны, можно было предупредить. Все знали, что со мной можно было договориться, более того, если у нас не получались праки, то никто никого не ругал и не мусолил (как бывало в других женских командах, которые выносили скандалы на публику, а потом, долго издевались над такими девочками в чатах или между собой, ходя по teamspeak).
Я не знаю, каким чудом мы прошли свой последний сезон, но мы без каких-либо нервов прошли в PRO серию. Командам распределялись очки за SEMI и мы замкнули шестерку новых PRO команда со своим скромным результатом.
К сентябрю 2013 года мы заморозили наш коллектив. Я распустила девочек и ушла в WarFace.
Параллельно я играла в World Of Tanks, просто на расслабоне, все еще скучая по вечерним играм с девочками.
Вплоть до 2016 года наша команда была расформирована. В начале 2016 года мы ее вновь возродили. Начали практиковаться, но не каждый день, а три раза в неделю по вечерам.
За три года отсутствия в игре, я увидела, что женских коллективов прибавилось ровно на половину, и, теперь было 32 женских команд. Стали организовывать исключительно женские лиги, в которых боролись девушки. Для них были особенные правила (которые потом, переменили и на мужские онлайн-турниры): девушки играли с видеокамерами, чтобы исключить возможность того, что за них играли другие игроки.
Конкуренция стала жесткой, и, в тот год нам предложили сотрудничество Uniqie! (на тот момент, ведущий про команда). Они были в поисках женской команды на постоянной основе, с денежным вложением. Девочки проявили желание, и, я согласилась.
Проиграли мы с PRO один сезон, бодались с другими женскими командами, пытались играть попутно женские турниры, но, все давно понимали, что такой сплоченности, как ранее - у нас нет. Кто-то потерял спортивный интерес, кому-то было сложно совмещать учебу\работу. Поэтому, женская киберспортивная команда Ladies! окончательно распалась в октябре 2016 года.
И еще несколько видюшек, которые я любила делать:
Однако, на этом мое стремление вновь окунуться в сплоченный геймплей не пропал. Далее были любительские женские лиги по CSGO и Overwatch.
Вообще, начиная с 2013 года женский киберспорт начал активно развиваться не только зарубежом, но и в СНГ. К примеру, в CS была смешенная по странам женская команда "Hobby World Ladies". Мировые команды по типу Fnatic и Navi, Virtus Pro и прочие, уже имели перспективы на женские коллективы в тех или иных киберспортивных дисциплинах.
Так появились турниры по Танкам, где девочки тоже организовывали свои первые женские команды. Во многих играх начали появляться такие составы, которые были готовы побороться на разных условиях с мужскими командами.
До сих пор в Point Blank проходят женские турниры. В 2017 году был офлайн турнир по игре, финал которого проходил в Москве в Сокольниках. Однако, женские команды так и не вышли на ПРО-сцену. Это не говорит о том, что девушки хуже играют. Они так же способны обыгрывать мужские команды на равных условиях. Просто в СНГ, почему-то девочки больше играют в танки или cs (уж не знаю, с чем этот факт связан), а в последнее время в Valorant.
На SopGame был целый репортаж от 2014 года, где проходил финал матчей в Стамбуле. Вот видео с официального канала:
Point Blank International Championship 2014
Что по итогу?
Женский киберспорт ранее был не более, чем зарождение целого направления, где девочки могли соревноваться на равных условиях с мужскими командами, показывать хорошие результаты и даже заручались спонсорами. Я рада, что мне удалось поучаствовать, в какой-то степени, в формировании такого направления, пускай и мой вклад был мизерным, но он был.
Смотря на то, каким был сплоченный наш коллектив, многие завидовали, но, считаю, что это тоже опыт. Многие из команды уже совершенно не играют ни в какие игры, другие же, напротив продолжают играть в Point Blank и по сей день. Кто-то ушел в другие игры, кто-то и вовсе улетел в другую страну.
Я получила незабываемый опыт, многому научилась в командной игре.
Все равно, я с теплотой вспоминаю то время, когда у меня был женский коллектив, который пытался пробиться на Стар сцену, хотя мы все понимали, что выше PRO лиги — нам не дадут взобраться.
В первую очередь это были — деньги, жесткий график тренировок и медийность бренда, под которым мы бы играли. Поэтому, женский киберспорт того года - был внутриигровой, который едва ли мог выйти за рамки онлнай-турниров.
Сейчас же, женские киберспортивные команды по CSGO могут соревноваться в своих лигах и выезжать на ланы. Женский киберспорт за это время превратился во что-то обыденное, исключив удивление всех: а как так, она играет на про сцене?
В целом, больше я не участвовала в каких-то серьезных женских командах. Были команды по Overwacth и CSGO, но я не думаю, что будет интересно читать об этом.
Вполне вероятно, что я что-то забыла упомянуть... Вспоминать то, что было аж 10 лет назад, очень сложно...
На этом все!
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Ваша,
Honeydevil
Лучшие комментарии
Много там нашего брата полегло
Очень тепло и лампово было знакомиться с вашей игровой историей :33
*плачет от безысходности*
Большое спасибо! Рада, что статья принесла положительные эмоции!
А, если бы теоретически кто-то из чистого энтузиазма или даже по поручению стал собирать команду в какую-нибудь из современных, графонистых игр, пошли бы и в какую?
Вопросом пытаюсь понять остался ли порох в пороховницах и что из современного, не упомянутого по тексту ближе всего к потенциальному «я б сыграла»)
От себя могу только сказать, что в онлайн играю только в космических леталках и не в команде, а в одиночке, поэтому тут вообще для меня другой мир. Более того, когда я малой узнал что-то о компьютерных играх и в т.ч. о многопользовательских, я однозначно встал в лагерь синглов.
Во-первых, меня напугали всякими зависимостями, приступами агрессии без компа, комплексами от унижений онлайн или наоборот реализацией комплексов из реальности в сети и растратами вроде новостей о том, как школьник растратил все баксы матери с карты на скинчики.
А во-вторых, наверное, я индивидуалист. Одно дело ответственность в рабочем коллективе или прям в серьёзном реальном спорте, другое дело, если вне каких-либо турниров у тебя жизнь то так, то эдак течёт, а ты как штык должен быть на катке или неуважуха тебе и вообще.
Как я сейчас отношусь к киберспорту? Если всё поставлено прям серьёзно, то ОК. А вообще, для меня игры — это скорее искусство, интерактивное такое искусство, которое последнее время вроде бы начинает доказывать себя)
А я помню? Давно было, конкретно я читал детские детективы и приключения. И выбор был что-то вроде пойти в подвал замка или обойти комнаты наверху.
Хотя и тогда, и сейчас наверняка есть подобное с куда более взрослым сюжетом.
Вообще, я бы сказал, что RPG с упором на персонажа, сюжет, моральные дилеммы и выбор дают нечто вроде тренировки перед оригинальным творчеством. Можно, конечно, играть как бы за себя, а можно придумать своего персонажа, пытаться его понять, пытаться представить какой выбор он сделает тут и там, и почему.
А вот геймплей… Не могу сказать, что я только по ролевым, квестам и адвенчурам, но скорость реакции у меня точно не для каток и прочего)
Маски были разрешены, только некоторые, там был список, как и список оружия, разрешённых на турнирах. Это была равная схватка, но теперь там все донатное)
Сейчас я бы уже не пошла в какую-то киберспортивную команду, потому что и возраст не тот, и работа отнимает много времени, да и время семье нужно уделять больше, чем пиксельным фигуркам) Но, несмотря на это, я все равно играю с друзьями по пару часиков в неделю в какой-то шутер (Overwacth, CS-2, Valorant, Радуга, правда, в последние три мы давно не играли). Сейчас уже немного другие приоритеты, однако, я все равно с теплотой на душе вспоминаю то время, когда только зарождался женский киберспорт и я смогла вложить свое зернышко в него) Мне кажется, что с возрастом наше поколение уже смотрит больше в синглы проекты, потому что многопользовательские, все-таки, отнимают не только много времени, но и энергии. Проходить какие-то игры вместе (если на то есть возможность) очень весело. Мы недавно прошли 2 части Серьезного Сэма, и скажу я вам, были очень довольны (даже несмотря на то, что мы играли в ремастеринг, получили огромное удовольствие). Но если мне сейчас скажут: «Эй, Роня, пошли на турик?» то я откажусь сразу же) Уж лучше я по-стримлю прохождение какой-то игрушки, чем буду остаток свободного времени посвящать тренировкам и оттачиванием навыков)
Вам сейчас будет смешно, но для меня, играющего без доната, экономика была. Я бы даже сказал, экономия, — я играл с K-2 вместо ауга, потому что эту винтовку было дёшево чинить, а на починку ауга не хватало заработанных очков даже после победной игры XD
Хотя, конечно, на праки я всё же не жмотил очков)
Было интересно почитать вашу историю и вспомнить о былом. Спасибо)
Я застала еще те времена, когда обычные женские скины (которые давали за повышение уровня) были бессрочные. А потом, где-то в 2013 году, после крупного обновления, они стали по штучно и за внутреннюю валюту) На самом деле, донат никогда не придавал никаких преимуществ в игре, лишь потому, что если ручки кривые — даже дополнительные хп не спасут) Но я на днях восстановила аккаунт и зашла в игру… Ностальгия прошибла до слез, а вот игра сама стала хуже… Пропали сервера для мастеров, все играют на обычных, и, лишь те, кто в лиге — имеют доступ по паролю к другим серверам. Понятное дело, что количество игроков за 14 лет уменьшилось, но… Хочется крикнуть: верните мне мой 2009 год! :D
Да, точно! Было же время с бессрочными женскими скинами. Я не успел на этот празник жизни, и потому всё из той же экономии менял массивную мужскую модельку на женскую только на праках/кв )) Пишу это и смех пробирает)
Без серверов для мастеров игра сильно другая. Маски, спасающие от хедшотов, — самое большое зло, которое было запрещено на мастерах (хотя вроде это правило не всегда существовало). А на всякие скины со 132 хп и донатные пушки в принципе пофиг. Хотя ещё из важного вспоминаются фосфорные гранаты (не помню, может и не все они были за донат) и ускорение дефьюза/установки бомбы. Но это уже не так важно. А если сейчас нет мастеров, то это грустно. Эти сервера в последние годы пусть и приходили в упадок, но удаление их из игры сильно портит её.
Ох) Мне тоже хочется)
Было интересно почитать)
Всё так сурово? :)
Работаете, кстати, в IT или...?
Особенно, если ребёнок малой или уже подросток и муж ревнивый) А там ещё по всем квиточкам платить, чтобы свет, воду не отключили, соль, сахар, картошку, хлеб закупать)
А я ведь когда-то навязался к маме на работу, шёл мелкий и повторял о том, что «На работу! На работу! Там игрушки». =\ :))
Ага!
Тут зависит от многого. Я в сингле в том числе, потому что там сюжет. Есть игровые обзоры, где автор явно умеет в оценку геймплея в т.ч. с огнестрелом. Смотрел видео, где автор намного больше, чем пару слов сказал про разные импакты и прочее.
А я когда-то читал книги, где в упрощённом виде реализована ролевая. По тексту сюжетные развилки с пометкой на какую страницу перейти, чтобы узнать последствия выбора.
Поэтому игра для меня — это возможность пережить некую историю, а то и вовсе создать свою историю. Вон тот человек считает так, а я вот так.
Да уже теряется сноровка и азарт, как десять лет назад) Хочется во что-то другое поиграть)
Нет, но я хотела бы в будущем сменить свою сферу. Я гуманитарий по образованию, но работаю в строительной компании. И хочу изведать другую отрасль, как IT)
Ого! Здорово! Не знала о таких книгах даже… Что порекомендуете из прочитанного?
Рада, что статья принесла положительные эмоции :)