2 февраля 2 февр. 8 3339

Разбор «Цельнометаллической оболочки» Стэнли Кубрика

+23
Пожалуй, один из самых пацифистских фильмов о войне и по-настоящему великое антивоенное высказывание.

Старикам тут, действительно, не место

Я обожаю творчество Стенли Кубрика. Его фильмы, в особенности экранизации, наполнены глубочайшей философией, граничащей с жестокой реальностью жизни и искренностью преподносимых убеждений. Каждая его картина поднимает серьёзные вопросы, остающиеся горячо обсуждаемыми и по сей день.

На этот раз речь пойдёт о его рассуждениях и режиссёрском взгляде на тему войны во Вьетнаме — да и в принципе на тему войны — представленных в экранизации романа «The Short-Timers» (в адаптивном переводе «Старики») Густава Хесфорда под названием «Цельнометаллическая оболочка».

  К слову, название фильма Кубрик выбрал неслучайно. Оно происходит от распространённого в армейской терминологии словосочетания Full Metal Jacket Bullet, обозначающего самый распространённый в мире боеприпас — собственно оболочечную пулю.  

Здесь и появляется сакральный смысл названия, диктующий идею о том, что в условиях любой войны, против кого и ради чего бы она ни велась, со временем человек теряет отличительные черты своей личности, постепенно превращаясь в боеприпас с цельнометаллической оболочкой, тесно лежащий в смертоносном магазине таких же как и он обречённых на смерть бедолаг.

Рождённые убивать

«Цельнометаллическая оболочка» — военная драма, увидевшая свет спустя двенадцать лет после событий вооруженного конфликта во Вьетнаме и спустя восемь лет после не менее именитого «Апокалипсиса сегодня» Френсиса Форда Копполы. Работа Кубрика рассказывает историю простых солдат, вынужденных сражаться и убивать за идеалы своей страны. Солдат, идущих на войну ради самоутверждения, а находящих в ней лишь тихий ужас и смерть.

Это кино о людях, обретающих своё место на поле боя в лице хладнокровных убийц. А также о людях это место не обретающих, но становящихся лишь трагичными воспоминаниями военного времени. Кубрик задаётся вопросом о человеческом праве на насилие и навязанной дегуманизации в отношении друг к другу. Рождён ли человек для убийств? Имеет ли он право на насилие? И что это право ему действительно даёт?

Все эти вопросы вмещаются в краткий, но на деле кричащий слоган фильма – BORN TO KILL (рус. «Рождённый убивать»).

Две стороны одной медали

Условно ленту можно разделить на две сюжетно равные части.

Первая повествует о подготовке новобранцев морской пехоты США в тренировочном лагере на острове Пэррис в Южной Каролине. Буквально с открывающих титров молодые ребята, только поступившие на службу, подвергаются очень жесткому психологическому давлению, изнурительным тренировкам и марш-броскам. Вся их жизнь в «учебке» проходит под командованием сурового и ни с кем не считающегося инструктора – сержанта Хартмана (сыгранного Ли Эрми). Главная его задача, это создать настоящих убийц, готовых в нужный момент без колебаний выполнить предназначенное.

Основными героями этой части являются рядовые Леонард Лоуренс по прозвищу «Гомер Куча» (названный в честь тупого автомеханика из американского телешоу и сыгранный Винсентом Д’Онофрио) и Джеймс Т. Дэвис по прозвищу «Шутник» (Мэтью Модайн). В большей степени конфликт первой половины концентрируется на взаимоотношениях сержанта Хартмана и неуклюжего «Гомера Кучи».

В сюжете «Куча» оказывается невинной жертвой жестокости войны ещё до попадания на эту самую войну. Через его взаимоотношения с сержантом Хартманом Кубрик демонстрирует моральное разложение наивной человеческой натуры перед давлением со стороны даже не противника, а уже воевавшего сурового командира, преследующего цель создать из «зелёных» новобранцев настоящее орудие убийств. В итоге у него это получается ещё лучше, чем планировалось.

В романе, по которому снят фильм, умирая сержант Хартман говорит, что гордится тем, во что в конечном итоге превратился рядовой. Он стал настоящей «шестерёнкой» войны.

Следует заметить, что роль сержанта Хартмана исполнил реальный военный в отставке — участник конфликта во Вьетнаме — Ли Эрми. Именно поэтому в картине он смотрится так органично, как никто другой в подобном амплуа. Он не играет, он действительно ведёт себя так, как делал это во время службы в армии.

В фильме Эрми находится в звании командор-сержанта, тогда как в реальной жизни в отставку военный ушёл в ранге ниже. Однако после потрясающего исполнения такого сурового образа, как ни странно, в корпус морской пехоты ВМС США стало поступать больше заявок на вступление от новобранцев.

В благодарность за это Вооружённые силы Соединённых Штатов Америки присвоили Эрми звание командор-сержанта, как в фильме, тем самым сделав его первым военным в отставке в истории США, которого повысили в звании. Благодаря фильму из штаб-сержанта Ли Эрми стал командор-сержантом.

Ли Эрми во время службы в армии в молодости 
Ли Эрми во время службы в армии в молодости 

Конечно, можно предположить, что в фильме о войне не так обязательно столь детально показывать события подготовки бойцов в тренировочном лагере (да ещё и с личной драмой отдельных персонажей), чтобы это занимало почти половину всего хронометража.

Однако тем самым Кубрик в полном объёме иллюстрирует процесс превращения обычных парней, в прямом смысле в «Ангелов смерти». Ведь только пройдя через все ужасы и лишения «учебки» солдаты смогут максимально принять творящийся на войне ад, пусть это и не является полноценным гарантом.

На самом деле, первая половина картины морально готовит зрителя ко второй. Являясь, в большей степени, построенной на диалогах, диктуемых неотъемлемым условием раскрытия персонажей через их словесные взаимоотношения, она постепенно переходит к языку более привычному – языку действия.

Вторая часть окунает зрителя непосредственно в боевые действия во Вьетнаме. Лавры основного действующего лица картины в полной мере переходят к рядовому «Шутнику», в то же время, делая его неким подобием связывающего мостика между частями картины.

«Шутник» работает военным корреспондентом, в чьи обязанности входит писать восхваляющие статьи о победах американской армии по ходу Вьетнамской кампании. Рядовой постоянно размышляет о том, каково это попасть на передовую и убивать людей. Он оказывается полностью погруженным в войну, но в большей мере со стороны наблюдателя, что, конечно, даёт ему неоспоримое преимущество в оценке творящегося вокруг ада.

Рядовой «Шутник»
Рядовой «Шутник»

Настоящее имя рядового «Шутника» – Джеймс Томас Дэвис. Как и название ленты, оно выбрано неслучайно. Реальный военнослужащий с именем Джеймс Томас Дэвис является первой официально зарегистрированной жертвой Вьетнамской войны. Правда, некоторые другие источники утверждают, что он мог быть просто одним из первых.  

Зная о перфекционизме и скрупулёзности Кубрика в работе, таким образом режиссёр мог указать на обречённость всех американских солдат перед лицом Вьетнама. С какими бы благими посылами они не приходили на войну, уйдут они с неё только мёртвыми, и если не физически, то морально.

Джеймс Томас Дэвис
Джеймс Томас Дэвис

Наиболее показательной в контексте реальных ужасов войны является сцена, когда «Шутник» наблюдает за тем, как один из морских пехотинцев методично расстреливает мирных жителей из пулемета, пролетая над ними на вертолете.

 - Как же ты убиваешь женщин и детей?
 - Легко. И свинца на них меньше уходит. Ну, разве война не ад?

Цитата из фильма

К слову, изначально актёр, исполняющий роль пулемётчика должен был сыграть сержанта Хартмана вместо Ли Эрми, тогда как тот учувствовал в работе над фильмом в качестве военного консультанта
К слову, изначально актёр, исполняющий роль пулемётчика должен был сыграть сержанта Хартмана вместо Ли Эрми, тогда как тот учувствовал в работе над фильмом в качестве военного консультанта

Зов долга

По ходу повествования именно через призму всё же отстраненного и циничного, но взывающего к здравому смыслу взгляда рядового Джеймса Т. Дэвиса режиссёр наглядно демонстрирует сущность войны, вскрывая её с потрохами. Образом этого персонажа Кубрик олицетворяет дуализм человеческой натуры.

Об этом также свидетельствует значок «мира» на жилете рядового. Рожденный убивать или всё-таки вынужденный?

Изначально Кубрик планировал «убить» рядового «Шутника» в конце фильма, добавив сцену с маршем солдат на фоне его могилы. Однако позже режиссёр посчитал, что куда трагичнее для персонажа будет остаться живым в окружении смерти без семьи, друзей со сломленным духом и уничтоженными принципами.

В самой первой версии сценария режиссёр вообще хотел начать картину со сцены похорон рядового, но быстро от этого отказался.

Слепая страсть победы и тихий ужас поражения

Вообще Кубрик довольно пренебрежительно относится к факту существования войны, как механизма урегулирования конфликтов или же способа самоутверждения перед слабостью противника. Он не выставляет кого-то во всём правым, а кого-то в корни невежественным. Он не пытается воспеть чьё-то величие через предмет насилия над кем-либо.

Кубрик делает всех равными и всех безоговорочно виноватыми. Но в то же время, он сожалеет о сломанных судьбах людей, оказавшихся в центре этих вечно прискорбных и совершенно необязательных событий.

Стэнли Кубрик презирает не столько самих людей, являющихся зачастую заложниками сложившихся обстоятельств, сколько эти обстоятельства и действия, приводящие к ним. Стоит в особенности отдать должное режиссёрскому мастерству Кубрика в его умении преподносить животрепещущие подтексты через наивные и в какой-то мере даже ребяческие сцены.

Речь идёт о концовке. В ней оставшиеся в живых солдаты армии США маршируют по горящим руинам города, хором распевая песню из «Клуба Микки Мауса». Режиссёр показывает настоящих мужчин, в глубине души оставшихся маленькими мальчишками, но превратившихся лишь в очередной исторический пример к определению потерянного поколения.

Этим, на первый взгляд не совсем логичным моментом, Кубрик также подчёркивает, что абсолютно все солдаты окончательно превратились в оболваненные оболочечные пули, напевающие детскую песенку в окружении настоящего ада. Теперь война для них – не серьёзнее, чем детский праздник.

С технической стороны фильм снят безупречно. Хотя съёмки и проходили полностью в окрестностях Лондона (где очень любил снимать Кубрик), все боевые действия и декорации воссозданы настолько реалистично, насколько это возможно. Создаётся цельное ощущение присутствия и активной вовлеченности в события Вьетнамкой войны.

Актёрские работы не без оснований находятся на высоте. Без исключений. В особенности отличается работа Ли Эрми, о чём я уже сказал ранее. Возможно, именно благодаря своему военному прошлому Эрми смог сыграть так, как никто другой ни до, ни после него. За что впоследствии и получил «Золотой глобус» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Как украшение ленты в её финальных штрихах следует отметить музыку. Всегда правдивая и живая.

«Цельнометаллическая оболочка» – уникальное кино в жанре и классика мирового кинематографа. Это одно из самых точных антивоенных высказываний, призывающее зрителя задуматься об ужасе, который несёт война. Задуматься о том, в кого могут превратиться простые невинные парни под воздействием этого ужаса.

Это многогранное, необходимое, бесконечно цитируемое и глубоко почитаемое кино. Фильм обречённый быть вечно актуальным вне зависимости от событий, происходящих вокруг. Потому что он о войне, а как известно, война никогда не меняется. 

Подписывайтесь на мой StopGame-блог, чтобы не пропускать качественные материалы!        


Лучшие комментарии

Вот назвал бы «История создания ...» получил бы блог недели. А так нет.

История создания не главное в тексте. Будет вводить в заблуждение. Хорошо и без блога недели. Не думаю, что этот текст может быть явным претендентом)  

А мне кажется, что текст отличный.  Вполне заслуживает быть отмеченным. Но наблюдается какая-то странная тенденция награждать всевозможные истории чего-либо. От того и обидно.

Спасибо за поддержку и столь приятную оценку текста! Тогда следующий текст будет историей) Уже лежит в черновиках, осталось картинок добавить, а то с гифками и видео как-то сложно на сг стало, к сожалению 

Читай также